(от лат. regimen– управление) — Это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные…

(от лат. regimen– управление). Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти.
Политический режим-понятие широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Это и объясняет то значительное разнообразие позиций при анализе политических режимов. Разные авторы предлагают различные трактовки данного понятия, но как бы там не было, политический режим – это совокупность приемов, форм, средств осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Типы политических режимов.
Демократический режим
Демократический режим (демократия) — такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Принцип демократического политического режима — "разрешено все, кроме того, что запрещено законом"
Авторитарный режим
Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы. Принцип авторитарного политического режима — «разрешено все, кроме политики»
Тоталитарный режим
Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной. Принцип тоталитарного политического режима — "запрещено все, кроме того, что разрешено"
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).
Политический лидер. Политическая элита.
Лидер — это авторитетный член орга­низации или малой группы, личностное влияние кото­рого позволяет играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.
Политические лидеры, выражая интересы определен­ных групп людей, могут оказывать значительное воз­действие на ход событий. Участвуя в политической де­ятельности, они выражают и свои личностные черты. Политичес­кий лидер — это политический деятель, являющийся ве­дущей политической фигурой, им может быть глава го­сударства, руководитель политической партии, обще­ственной организации, движения.
Современные политологи выделяют следующие характерные черты политического лидера:— наличие ясной политической программы, отвеча­ющей интересам больших социальных групп;— популярность, умение нравиться людям, завоевы­вать их симпатии;— политическая воля, готовность брать на себя от­ветственность;— острый ум и политическая интуиция;— организаторский талант и ораторские способности. В современном обществе различаются лидеры ируководители. Политический лидер опирает­ся на власть авторитета, пользуется общественным признанием, обладает способностью видеть и пред­видеть тенденции общественного развития и выра­жать общественные потребности (нации, группы, об­щества в целом) в конкретной программе.Типы лидеров:
лидеры-«знаменосцы» — у них есть мечта, ради осуществления которой они нередко стремятся изменить политическую систему;
лидеры-«служители». Этот образ усваивает тот по­литик, который стремится выступать в роли выразите­ля интересов своих приверженцев;
лидер-«торговец» — отличается способностью убеждать;
лидеры-«пожарные» — откликаются на порожден­ные ситуацией события и проблемы, их действия опре­деляют насущные требования момента.
— это совокупная деятельность государства, направленная на обеспечение своей незави­симости и укрепление безопасности, урегулирование межгосударственных отношений, защиту экономичес­ких, политических и иных интересов, создание благопри­ятных условий для социально-политического, экономичес­кого и духовного развития.
Внешняя политика определяет пути, способы, мето­ды и принципы осуществления международных поли­тических связей.Каждое государство, исходя их своих национальных, экономических, социальных, духовных, нравственных, идеологических особенностей, проводит свою вне­шнюю политику. Успехи внешнеполитической деятель­ности каждого государства зависят от уровня научно-теоретического знания, правильного анализа ситуации и оценки событий, от умения и искусства её проведе­ния. Стержнем внешней политики является защита на­циональных интересов государства.Внешняя политика — это комплекс действий, направленных на урегулирование, налаживание и ук­репление отношений данного государства с другими го­сударствами. Внешнеполитическая деятельность любо­го государства направлена прежде всего на защиту и обеспечение интересов своего народа. К числу нацио­нальных интересов прежде всего относится обеспече­ние государственного суверенитета и национальной бе­зопасности, создание благоприятных внешних условий для нормального, всестороннего развития общества и налаживание взаимовыгодного экономического, куль­турного и научно-технического сотрудничества с дру­гими народами и странами.
Между внутренней и внешней политикой существу­ет глубокая взаимосвязь. Внешняя политика является логическим продолжением внутренней политики и от­ражает характер государственного и общественного строя. Главной целью внешней политики всегда явля­ется создание благоприятных международных условий для успешного осуществления государством целей и задач своей внутренней политики. В конечном итоге, и внутренняя и внешняя политика решают одну главную задачу – сохранение и упрочение существующего в данном государстве общественного строя.
Международная безопасность.
Международные организации.
В мировом политическом процессе значительную роль играют международные политико-экономические организации, созданные на основе соответствующих со­глашений в целях решения международных проблем, развития сотрудничества между народами и государ­ствами. Эти организации действуют в форме постоян­ных объединений, имеющих межправительственный и неправительственный характер.В конце первой мировой войны была создана Лига Наций, впервые в истории занимавшаяся проблемами установления мира, укрепления безопасности и развития сотрудничества между государствами мирового сообщества.
Межправитель­ственные и неправительственные международные орга­низации ведут переговоры по актуальным проблемам мирового развития. Они заняты поисками мирного разрешения политических конфликтов, вырабатывают компромиссные, консенсусные и взаимоприемлемые решения, хотя все эти решения носят рекомендатель­ный характер.
В межправительственных организациях участвуют официально назначенные правительствами представи­тели и делегации государств — членов, а неправитель­ственные объединяют национальные группы, союзы, ас­социации, а также частных лиц. Все организации, как правило, должны иметь собственный устав, междуна­родный статус, быть открытыми.
Международные организации оказывают значитель­ную помощь в разработке крупнейших социальных про­грамм, договоров и соглашений экономического и по­литического сотрудничества, разоружения и безопас­ности — как международных, так и двусторонних. В то же время необходимо отметить, что в деятельности этих организаций присутствуют бюрократизм и формализм, которые в определенной степени препятствуют эффек­тивной работе и своевременному принятию положи­тельных решений, особенно тогда, когда принимаемые решения носят политический характер.
Международные организации, согласно их целям, за­дачам, характеру деятельности месту и роли в между­народных отношениях и мировой политике, можно раз­делить на несколько групп. Например, на специализи­рованные, региональные, мировые и другие.
По своему содержанию и предметам деятельности международные организации делятся на следующие типы: политические, экономические, военные, куль­турные и общественные. К политическим международ­ным организациям относятся ООН, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.; экономическим — Междуна­родный валютный фонд, Всемирный банк, Междуна­родная финансовая корпорация, Европейский банк ре­конструкции и развития и др.; к военным — НАТО; к общественным — международные женские, молодеж­ные, профсоюзные, спортивные и т.п.; к культурным — ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ) и др.
Сотрудничество Узбекистана со странами СНГ.
Речь И.А. Каримова на торжествах по случаю празднования 15-летия принятия Конституции Республики Узбекистан.
Все мы являемся свидетелями того, что в основе поистине исторических преобразований, глубоких реформ и процессов обновления, осуществленных в стране за прошедший период и в корне изменивших облик страны и содержание жизни общества, лежат принципы и требования нашей Конституции.Сегодня, объективно и критически оценивая пройденный путь, мы можем с удовлетворением отметить, что достигли высоких рубежей в строительстве основ национальной государственности, свободного общества, обеспечении прав и интересов человека, повышении потенциала и мощи Родины, уровня жизни народа и в обретении достойного места на международной арене благодаря неуклонному следованию принципам, закрепленным в нашем Основном Законе. Поэтому с течением времени мы яснее и глубже осознаем важную роль и значение Конституции, ее место в нашей жизни и влияние на общественное сознание, в наших гражданах все больше укрепляется уважение и доверие к Основному Закону страны.Сегодня, когда мы празднуем 15-летие со дня принятия Конституции, считаю целесообразным остановиться на вопросе проведения на высоком уровне выборов Президента Республики Узбекистан, которые являются для всех нас серьезным экзаменом. Всем хорошо известно, что в Конституции страны четко и ясно определены нормы и порядок проведения выборов, в частности, выборов главы государства на демократической основе, в соответствии с общепризнанными современными требованиями. Когда речь идет об этом, следует отметить, что действующий в настоящее время в нашей стране закон о выборах Президента разработан и принят в полном соответствии с требованиями, закрепленными в Конституции, с учетом международных стандартов и опыта развитых демократических государств.В нашем Основном Законе существует специальная 23-я глава, посвященная выборам, кроме того, этот вопрос нашел свое отражение более чем в десяти законах. Когда мы говорим об отличительных особенностях и заслуживающих внимания аспектах нынешних выборов, надо сказать, что в нашей республике право на выдвижение кандидатов на пост главы государства предоставлено политическим партиям. Предоставление такого права партиям, которые занимают все более прочное место на политической арене страны и завоевывают внимание народа, выражают интересы и устремления определенных социальных групп населения, полностью отвечает демократическим нормам и требованиям. Вместе с тем в нынешних выборах принимает участие и кандидат, выдвинутый инициативной группой избирателей, который выражает интересы граждан, не состоящих в политических партиях.Одним словом, претворяемая нами сегодня в жизнь модель системы выборов тщательно и глубоко продумана, базируется на международных стандартах и передовом опыте демократических государств мира и полностью отражает традиционные ценности и менталитет нашего народа.На сегодняшний день самая важная и актуальная задача – проявить нашу политическую и правовую зрелость при проведении выборов Президента, строго соблюдая Конституцию, законы и общепринятые международные нормы.В связи с этим считаю необходимым обратить особое внимание на следующие вопросы.Прежде всего, на каждом этапе выборов мы должны обеспечить верховенство закона и свободу волеизъявления, создать равные условия всем кандидатам, полностью отказаться от все еще встречающихся подходов и стереотипов, оставшихся от советского периода.Вместе с тем имеет важное значение проведение выборов в полном соответствии с законами нашей страны и недопущение попыток какого бы то ни было влияния на этот процесс со стороны государственно-административных органов и вообще любого воздействия извне.Необходимо помнить, что оценка предстоящих выборов международной общественностью будет зависеть от того, в какой степени будут созданы условия политическим партиям и представителям общественных организаций, местным и зарубежным наблюдателям, средствам массовой информации для осуществления ими своих прав и обязанностей.Согласно последней информации, в Узбекистан для наблюдения за выборами приезжают около 300 представителей зарубежных стран и авторитетных международных организаций, в том числе Организации безопасности и сотрудничества в Европе. В целом наблюдать за ходом избирательной кампании и процессом голосования во время нынешних выборов будут 23300 человек.В том числе за процессом выборов будут вести наблюдение представители Европы, Азии, Соединенных Штатов Америки, арабских и других мусульманских государств.

Оцените статью
Добавить комментарий