О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в — страница 7

^
ФЗ № 83 (Г.К. Лапушинская)
Финансирование образовательного учреждения в настоящее время
Финансовое обеспечение выполнения образовательным учреждением государственного (муниципального) задания с 1 января 2011 г.
1
2
1. Доводятся лимиты бюджетных обязательств на принятие обязательств с указанием суммы по каждому направлению расходов (например, заработная плата, коммунальные услуги, транспортные услуги и т. д.)
1. Доводится субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания общей суммой (бюджетные и автономные учреждения самостоятельно определяют направление использования средств)
2. Договоры заключаются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (заключение договора сверх лимита бюджетных обязательств невозможно и при казначейском санкционировании платежей недопустимо)
2. Для проведения расходов должно быть достаточно средств у образовательного учреждения:
на лицевом счете или в территориальных органах Федерального казначейства, или в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (т.е. в органе казначейства, осуществляющем финансовое сопровождение деятельности бюджетного учреждения);
на счете в кредитной организации или на лицевом счете соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (т.е. автономное учреждение согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" с изменениями, внесенными Законом № 83-ФЗ, может теперь обслуживаться через органы казначейства)
3. Оплата по договору производится после проверки документов (договор, счет, счет-фактура, накладная), подтверждающих, что товар поставлен, работы выполнены, услуги оказаны
3. Для оплаты договора документы (договор, счет, накладная) не представляются
4. Авансы по договору разрешены в пределах установленных нормативными актами размеров (например, для федерального бюджетного учреждения по большинству договоров с оплатой из бюджетных средств – не более 30%)
4. Не устанавливаются ограничения по размеру аванса
5. Остатки лимитов бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года (возникает проблема завершения года, т. е. полного освоения бюджетных средств)
5. Остатки, неиспользованные на начало текущего финансового года, могут использоваться на те же цели в следующем году

211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);213 Начисления на оплату труда;221 Оплата услуг связи;226 Прочие услуги;310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).

223 Коммунальные услуги;225 Услуги по содержанию имущества;290 Прочие расходы;310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

222 Транспортные расходы;310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).Социальные услуги за счет средств родителей:222 Транспортные расходы;310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:• норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;• местный норматив на содержание и развитие материально -технической базы ДОУ;• порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;• порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.Преобладание того или иного источника финансирования дает специфическую форму существования дошкольного учреждения: государственные, частные, ведомственные.Можно выделить ведущие источники финансирования:
бюджетные и внебюджетные средства;
собственные средства родителей;
добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц;
кредиты банков.
Основой любого управления является точное знание состояния управляемого объекта, полный контроль как входящих финансовых потоков, так и производимых расходов. Руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо контролировать:
поступление финансовых средств из государственного (муниципального) бюджета;
2. поступление финансовых средств из внебюджетных источников и возможности их увеличения;3. состояние и структуру материально-технической базы ДОУ;4. размеры расходования финансовых средств на обслуживание здания и территории ДОУ и возможности их снижения;5. размеры расходования финансовых средств на оплату труда работников ДОУ и возможности оптимизации этих расходов;6. размеры расходования финансовых средств на развитие материально-технической базы ДОУ.Руководители дошкольных образовательных учреждений, особенно пользующиеся услугами централизованной бухгалтерии, нередко упускают из виду необходимость контроля за финансовым состоянием и развитием ДОУ. Это происходит по следующим причинам:• недостаточный уровень финансово-экономической грамотности руководителей ДОУ;• нежелание заниматься «лишней бумажной работой»;• недооценка значимости современных методов управления ДОУ;• неверие в возможность оптимизации финансовых потоков, уверенность в изначальной бесперспективности этой работы. Сфера образования по своим основным параметрам стала одной из наиболее масштабных секторов социальной экономики, аккумулирующей значительную часть государственных финансов, а также людских ресурсов.Задача внедрения частно-государственного партнерства (ЧГП) в социальную сферу является одной из ключевых задач и рассматривается Президентом РФ и Правительством РФ как необходимая мера для повышения доступности и качества услуг на основе повышения эффективности управления ресурсами системы образования. Так в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г., четко сказано о целесообразности «развития концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов», а также говорится о целесообразности передачи некоторых функций, как организация школьного питания и коммунального обслуживания, профессиональным исполнителям.Выдвинутые Президентом РФ инициативы, касающиеся построения новойидеологии школы в целом возможны только при использовании инновационных механизмов, предусмотренных в реализации планов внедрения различных форм частно-государственного партнерства.Председатель Правительства РФ В.Путин неоднократно говорил о необходимости внедрения в субъектах РФ новых организационно-правовых форм в систему образования и о совершенствовании финансирования учреждений системы образования в субъектах РоссийскойВ соответствии с государственной политикой система образования должна развиваться на основе принципов, положенных в основу инновационной экономики. Целевым вектором совершающихся реформ является создание условий для сокращения, а в будущем и полное отсутствие разрыва между системой образования и потребностями экономики. Частно-государственное партнерство (далее ЧГП) в образовании определяется как сотрудничество между органами государственной, муниципальной власти, образовательными организациями и бизнесом по реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения рисков, доходов и затрат. Взаимоотношения сторон ЧГП носят партнерский, равноправный характер и зафиксированы в документах (договорах, контрактах и др.). Стороны частно-государственного партнерства имеют права собственности на используемые ими в партнерстве активы и иные вещные права, Стороны ЧГП объединяют свои ресурсы для достижения целей проекта (программы) частно-государственного партнерства, а далее распределяют между собой обязательства и риски. Стороны ЧГП могут участвовать в использовании полученных результатов. Частно-государственное партнерство основывается на нескольких основных принципах:- принцип паритетности в отношении вложенных в проект (программу) частно-государственного партнерства ресурсов.- принципа паритетной ответственности за реализацию проектов между государством и бизнесом;- принцип наличия равноценных рычагов влияния и механизмов контроля со стороны бизнеса и государства за реализацию проектов (программ) частно-государственного партнерства;- принцип эффективного использования ресурс.ЧГП отличается по механизмам:1. Частно-государственное партнерство на основе контрактных механизмов:- договорные отношения в рамках партнерства, не требующие образования юридического лица, которые оформляются путем заключения соглашений о сотрудничестве или иными договорами в соответствии с действующим гражданским законодательством.2. Частно-государственное партнерство, основанное на использовании институциональных механизмов: партнерство, при котором отношения участников требуют образования нового юридического лица или институциональной конструкции.
Частно-государственное партнерство, основанное на механизмах общественного взаимодействия: партнерство, при котором формируются органы общественного управления в форме попечительских или управляющих советов, в состав которых включаются представители частного бизнеса и общественности, и которым передаются полномочия по управлению деятельностью и имуществом образовательного учреждения.
Формы частно-государственного партнерства:
Формы ЧГП, ориентированные на выполнение функций управления.
1. Передача функций управления образовательными учреждениями Управляющим компаниям.2. Аутсорсинг.3. Концессионное соглашение.
Формы ЧГП, ориентированы на реализацию программ и проектов.
4. Формирование Фондов «Целевого капитала» некоммерческой организации.5. Соглашение о сотрудничестве / протокол о намерениях.6. Заключение договоров простого товарищества.7. Создание некоммерческой организации.8. Создание коммерческой организации.
Формы ЧГП, ориентированные на участие общественности.
9. Попечительские советы.10. Управляющие советы.
Схема ЧГП в МСДО
Признаки ЧГП-партнерский, равноправный характер;- характеризуется строго очерченным временным отрезком;- единые цели и общественно-значимые интересы;- распределение между собой рисков и обязательств.
Бизнес,
частный сектор
имеет права собственности, используемые в активе;регулирует и обеспечивает НПА
МСДОимеет права собственности, используемые в активе;регулирует и обеспечивает НПА
— принцип паритетности в отношении вложенных в проект ресурсов;- принцип паритетной ответственности за проект;- принцип наличия одинаковых механизмов и рычагов контроля за реализацией проекта;- принцип эффективного использования ресурсов, вложенных в проект. Объективной предпосылкой возникновения частно-государственного партнерства выступает постоянно растущая в мире потребность в социальных услугах (сферы транспорта, здравоохранения, коммунального хозяйства, образования и др.), бремя обеспечения которых традиционно лежит на государстве. Как следствие, возрастают финансовые обязательства государства перед населением по предоставлению этих услуг. В условиях, когда государство оказывается не в состоянии обеспечить адекватное и своевременное финансирование образования из госбюджета, оно может найти способ успешно привлекать других заинтересованных субъектов (бизнес, НКО) для решения социальных задач. Следует также учитывать, что государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах, и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности (в любом случае это означает финансирование за счет средств соответствующих бюджетов). В то же время государство гарантирует законодательством и заключаемыми договорами возврат инвестору вложенных средств, а также обязуется взять на себя часть рисков совместного проекта. Таким образом, функционирование частно-государственного партнерства представляет собой совместную комбинацию государственных и частных компетенций и интересов, которая, с одной стороны, позволяет правительству страны решать насущные проблемы с финансированием инфраструктурных объектов и социальных программ, с другой – дает возможность частному бизнесу вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль. Частно-государственное партнерство позволяет избежать как недостатков прямого регулирования государства, так и «провалов рынка». Сегодня в правовом поле реализуется политика государства по созданию условий для большей самостоятельности образовательных учреждений, их заинтересованности и ответственности при выполнении своих функций. Принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и подзаконные акты к нему в рамках реализации закона, ФЗ-83. При этом понятно, что достичь высокого качества образования с тенденцией его неукоснительного роста возможно только при соединении целей государства, опыта управления бизнесом и ответственностью самостоятельных хозяйствующих объектов. Внедряются такие механизмы частно-государственного партнерства как концессии, многие функции передаются на аутсорсинг и другие. Современные механизмы частно-государственного партнерства могут быть эффективными для обеспечения равенства стартовых возможностей для детей из семей с разными доходами, независимо от их места проживания. Потенциал для внедрения частно-государственного партнерства в дошкольном образовании имеет значимые региональные различия. В тех регионах, где низкий уровень платежеспособного спроса населения, а также экономического развития, отличающегося монопрофильностью отраслей, использование различных механизмов ЧГП имеет явные ограничения. В тех регионах, в которых высокий платежеспособный спрос, многопрофильная отраслевая экономика, накопленный опыт технологий современного управления, внедрение частно-государственного партнерства может быть гораздо более эффективным. Это означает, что одним из главных критериев при организации ЧГП является включенность в политику социально-экономического развития региона, соответствие механизмов ЧГП интересам бизнеса и общественности, включая родителей. Наибольшие опасения у бизнес-партнеров вызывают риски, связанные с работой государственных и муниципальных органов управления, прежде всего, излишняя бюрократизация и частая смена нормативно-правовых регуляторов в сфере образования в процессе реализации проектов частно-государственного партнерства. Важнейшими рисками, влияющими на устойчивость проектов ЧГП в образовании, являются также отсутствие реальной ответственности государственных и муниципальных структур за реализацию средне- и долгосрочных проектов ЧГП, слабая координация действий между различными ведомствами. Несомненным риском развития ЧГП в сфере дошкольного образования является недостаточность опыта и квалификации специалистов как государственных и муниципальных органов исполнительной власти, так и частного сектора для обеспечения работы в форме ЧГП.В соответствии с возможностями, предоставляемыми законодательством, может быть сформирован механизм конкурса для выполнения муниципального заказа. Проблемой организационного характера ЧГП в сфере образования является отсутствие системной стратегии реализации ЧГП в сфере образования. Это выражается — в отсутствии совместных долгосрочных стратегий развития регионов, отраслей и организаций; в явной недостаточности четко обозначенных стратегических приоритетов развития ЧГП; в неумении представителей сферы образования консолидировать все заинтересованные стороны в целях реализации планируемых программ и проектов; в неразвитости форм «горизонтального» партнерства. Объединения, ассоциации, союзы, палаты и т.п. часто формируются «по инициативе и под руководством» государственных органов власти под руководством лояльных администраций из рядов представителей органов власти, создаются вертикальные структуры зонтичного типа и т.д. Отсутствует адекватная инфраструктура между рынками труда и образовательными услугами, осуществляющая взаимодействие между всеми участниками частно-государственного партнерства.Несовершенна нормативно-правовая база, неразвиты управленческие практики и технологии реализации частно-государственного партнерства в системе образования.

Общее развитие дошкольников требуют особого внимания, так как именно в этом возрасте формируются физические и нравственные стороны будущей личности. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения, но без поддержки семьи, которая является первичной средой формирования личности, без консолидации усилий родителей и детского сада достигнуть поставленной цели очень трудно. Существует ряд исследований, посвященных проблеме психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи: В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский. В данных исследованиях:- Подчеркивается огромная роль семьи в развитии личности, отмечая, что родителям важно приобретать знания, изучая педагогическую литературу и общаясь с квалифицированными педагогами;- Развивается идея решающего влияния родителей не только на воспитание, но и на образование ребенка.
— Родители, по мнению исследователей, не готовы к такой ответственной роли, поэтому необходима тесная взаимосвязь семьи с образовательным учреждением с целью просвещения родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены.
Выделены принципы доверия и сотрудничества как основные в организации работы с родителями.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Суть этих понятий.Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.Результат взаимодействия — определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого образовательного учреждения: он должен стать открытой системой. Считаем, что придать образовательному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Мы уверены, что проблема семьи, в которой формируются основы и корни нравственности, духовности, культуры, гуманности, доброты и здоровья ребенка, где начинает ощущать себя личностью, должна занимать ведущие мест в деятельности службы психолого-педагогического сопровождения«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей.Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.«Открытость детского сада наружу» — открытость детского сада влияниям микросоциума, своего микрорайона, готовность сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами (общеобразовательной школой, музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой и др.). Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразной, во многом определяется его спецификой.Таким образом, ценность работы заключается в расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Педагогов семья интересует как источник знаний о ребенке, соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности и т.д.Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия.Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
Под сопровождением понимаем не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, работы с родителями и детьми, а именно систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, развития ребенка на каждом возрастном этапе.
В основе концепции сопровождения лежит отечественный опыт работы служб психолого-педагогического сопровождения семей, психолого-медико-педагогических комиссий, семейных клубов и зарубежный опыт. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;
в- третьих, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении
В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках модернизации образования осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Для XXI столетия, вообще характерно понимание, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование». ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения [15]. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям готовности ребенка к обучению в школе. Дошкольное учреждение выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка.Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Дети в ДОУ находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.Необходимо составить такую структуру образовательной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей. Инклюзия — не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для ДОУ, а детский сад создан для детей, т.е. место, где учитываются потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установили в детском саду.Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей. Инклюзивное — это общее, адекватное для всех его участников образование, с помощью которого каждый сможет решить свои задачи социализации. Но только построение такого образования требует от профессионалов помимо общих, принятых в сфере образования компетенций и компетентностей еще и тех, что соответствуют преодолению специфических трудностей при создании общности детей, у которых чрезвычайно много отличий.В условиях деятельности ДОУ сегодня актуальной становится введение инклюзивного образования. Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. В своем послании 30 ноября 2010 г. Федеральному собранию Президент РФ Медведев Д.А. особо подчеркнул: «Не могу не сказать ещё об одной проблеме. У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжёлыми заболеваниями. Излишне добавлять, насколько остро эта проблема стоит для детей». Комплексная психолого-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями развития, осуществляемая ими, включает:- консультативно-диагностические приемы,- коррекционно-развивающие занятия для детей с проблемами в развитии,- работу с родителями, направленную на предупреждение инвалидизации семей, имеющих ребенка с проблемами в развитии,
— диспетчерские приемы для раннего выявления отклонений в развитии детей, осуществляемые психологом, логопедом и дефектологом. Специалисты устанавливают ведущую проблему в развитии ребенка, определяют систему мер в контексте заболевания и общего развития, помогают определить дальнейший образовательный маршрут: инклюзивная группа детского сада, группа «особый ребенок», лекотека, общеобразовательная школа, школа с инклюзивным образованием или специальное коррекционное учреждение.
В Республике Саха (Якутия) в 2010 г. функционировали 10 ДОУ компенсирующего вида, 23 специальные (коррекционные) школы, 121 коррекционная группа при ДОУ, 60 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах [11].ДОУ республики, в которых осуществляется коррекционно-педагогическая помощь детям с особыми образовательными потребностями (ООП), образуют недостаточную и неравномерную сеть образовательных учреждений. Большинство коррекционных групп сосредоточено в составе детских садов комбинированного вида в городах. Наибольшее число из них — логопедические. В тяжелом положении оказываются дети дошкольного возраста с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с аутистическими расстройствами, комплексными нарушениями развития, коррекционно-педагогическая помощь которым оказывается недостаточно. Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением слуха проводится на базе республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» (г. Нерюнгри). В Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате I вида открыта дошкольная группа (г. Якутск).Таким образом, на современном этапе система специального образования Республики Саха (Якутия) представляет собой разветвленную сеть образовательных учреждений, обеспечивающих коррекционно-педагогическую помощь детям с ООП как в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений, так и посредством реализации различных моделей интегрированного обучения. Несмотря на значительные успехи, перед республиканской системой специального образования стоит ряд проблем, обусловленных спецификой ее построения и развития. Их решение лежит в русле реализации приоритетных направлений развития российской ССО (ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь детям с ООП и их семьям, интеграция) при условии межведомственной координации действий систем образования, здравоохранения, социального развития. Актуальными проблемами развития системы специального образования республики с целью эффективной реализации инклюзивного образования, на наш взгляд, являются:• расширение сети ПМПК с перспективой наличия в каждом улусе республики улусной ПМПК;• организация службы ранней помощи детям с проблемами в развитии;• достраивание дошкольного звена системы коррекционно-педагогической помощи детям с ООП с целью охвата специальным образованием всех нуждающихся детей;• создание организационных, материально-технических условий, обеспечение нормативно-методического сопровождения различных моделей образовательной интеграции;• подготовка и повышение квалификации психолого-педагогических кадров для осуществления коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в специальных образовательных учреждениях и в условиях интегрированного обучения.В республике накоплен определенный опыт реализации инклюзивного образования. К наиболее значимым примерам следует отнести интеграцию более 100 детей и подростков с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения г. Нерюнгри, республики, Сибири и Дальнего Востока. Это стало возможным благодаря 20-летней эффективной деятельности республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ». С 1991 г. в учебно-производственном вычислительном центре «Толбон» при Якутском государственном университете осуществлялось обучение адаптивным компьютерным технологиям лиц с нарушениями зрения, на базе которого в 2010 г. в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) открыта учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий.Эффективная реализация инклюзивного образования требует качественной отработки различных моделей интеграции с учетом региональных особенностей.
Использованная литература
Анализ современных моделей повышения доступности услуг в сфере дошкольного образования и содержания. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009.
Багаутдинова С.Ф. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе квалиметрии: Монография / С.Ф. Багаутдинова, Н.Г. Корнещук, Г.Ш. Рубин, А.Н. Старков. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.
Багаутдинова С.Ф. Управление ДОУ в современных условиях. Системно-квалиметрический подход / С.Ф. Багаутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8.
Барсукова, Л.Я. Проект хозяйственного механизма / Л.Я. Барсукова // Управление ДОУ. – М., 2003. – № 6. – 38 с.
Бахмутский А.Е. Индикаторы эффектов программ развития образования и методы их оценивания / А.Е. Бахмутский, В.М. Саввинов // Письма в emissia.offline. 2005, июль-декабрь, art 994. — http://1.emissia.peterhost.ru/offline/2005/994.htm
Волкова В.А. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ / В.А. Волкова, Н.Б. Соколова // Управление ДОУ. – 2006. – № 3. – С. 43-49; – 2006. – № 4. – С. 31-39.
Габышева Ф.В. Образование: модернизация отрасли и системные изменения / Ф.В. Габышева; М-во образования РС(Я). – Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2008. – 165 с.
Габышева Ф.В. Современная модель образования: реалии и перспективы / Ф.В. Габышева; М-во образования РС(Я). – Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2009 – 176 с.
Колосова Е.Н. Управление и контроль качества системы дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) / Е.Н. Колосова // Чөмчүүк саас: Научно-методический журнал.– 2006. – № 1.
Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада: Пособие для руководителей дошк. образоват. учреждений / Е.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.
Кондратьев Э.В. Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы: Доклад зам. министра образования РС(Я) на круглом столе «Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы». — Якутск, 2010.
Крулехт М.В. Экспертные оценки в образовании: Уч. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 112 с.
Кузьмичёва Е.И. О проблемах дошкольного образования / Е.И. Кузьмичева // Управление ДОУ. – М., 2009. – № 2. – 38 с.
Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е.Б. Куркин. – М.: Новая школа, 1997. – 144 с.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94.
Мигунова Е.Ю. Управление дошкольным образованием в регионе / Е.Ю. Мигунова // Управление ДОУ. – М., 2004. – № 3. – 51 с.
Миронова О.П. Аттестация ДОУ как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителей / О.П. Миронова // Управление ДОУ. – М., 2004. – № 6. – 40 с.
Михалева, О.И. Государственно-общественное управление в дошкольном образовании / О.И. Михалева, В.М. Саввинов. – Якутск: СГПА, 2008.
Право граждан на дошкольное образование: состояние, проблемы и успешные практики реализации / Под общей редакцией Н.П. Поличка / – Хабаровск, НП Дальневосточные правовые ресурсы, 2009 г., 125 с.
Саввинов Т.Т., Николаева А.Д., Саввинов В.М., Михалева О.И. Мониторинг качества дошкольного образования: формирование индикаторов / М.: Русский журнал, 2009. — 164 с.
Юдина И.А. Становление коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования: дисс. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001. — 23 с.
Содержание
Пояснительная запискаУчебный планУчебно-тематический планЛекционные материалыГлава I. Теоретические основы управления муниципальной системой дошкольного образования
Основные подходы к проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования
Правовые основы управления МСДО
Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа
Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования
Управленческие механизмы органов местного самоуправления по комплексному решению проблемы обеспечения населения услугами дошкольного образования
Прогнозная оценка и стратегическое управление развитием вариативной муниципальной системой дошкольного образования
Глава II. Управление МСДО как механизм обеспечения доступности, качества и эффективности услуг дошкольного образования1. Создание условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ДОУ как механизм обеспечения качества дошкольного образования2. Применение механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования3. Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие обеспечения качества дошкольного образования4. Проектирование содержания инклюзивного образования и способов его трансляции: опыт и перспективыСписок литературыУчебное издание
Михалева Ольга Иннокентьевна

Редактор О.А. КапитоноваКомпьютерная верстка С.Э. Данилова

Оцените статью
Добавить комментарий