О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в — страница 3

^
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт является основополагающим фактором обеспечения устойчивой жизнедеятельности социума, основой системы непрерывного образования личности. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в непрерывном образовании, в тесной связи с семьей обеспечивает детям всестороннее гармоничное развитие и подготовку к успешному обучению в школе. Исключительность организованного дошкольного образования основывается на его значении и роли в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ребенка как личности в дальнейшем. Изначально дошкольное образование имело предназначение «камеры хранения», цель которой состояла в том, чтобы освободить родителей в общественном производстве. Исторический анализ фиксирует развертывание разнообразия моделей дошкольного образования: приюты для детей-сирот, услуги гувернеров, детские площадки, народные, государственные детские сады до конца XIX в.; детские сады, детские очаги, детские комнаты и кооперативные детские сады в начале XX в., государственные и ведомственные дошкольные учреждения в советский период развития социалистического общества; государственные, ведомственные, муниципальные, негосударственные, частные, автономные дошкольные образовательные учреждения в настоящий период. Изучение истории дошкольного образования с точки зрения разнообразия его организации позволяет выделить этапы становления, функционирования и развития. На этапе становления вырабатываются ориентиры, координируется деятельность, определяются стимулы активности, основные направления развития, правила инфраструктуры системы дошкольного образования. Некоторые исследователи, например В. Зигерт и Л. Ланг, определяют его как «пионерную фазу» в развитии образовательной системы, а другие (А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов) — как стадию первичного синтеза (66). В этап функционирования, консолидации четко регулируются вопросы компетенции и ответственности, обеспечивается надежность коммуникационных связей, формируется внутренняя структура сети, определяются его типы и виды. Этот этап по отношению к дошкольному образованию характеризовался жесткими государственными требованиями и его унификацией. На этапе развития, интеграции, как называют его А.Л. Журавлев и Б.Ф. Ломов, наблюдаются разнообразие, инновация и инициатива, развитие самоуправления в системе дошкольного образования. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи дошкольного образования, которые определяют состояние ряда переменных, обеспечивающих уровень обучения и воспитания детей дошкольного возраста: содержания дошкольного образования, формы организации педагогического процесса, педагогических технологий, подготовки кадров, инфраструктуры учреждений дошкольного образования.
Преобразования, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования. Эти задачи касаются как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. В сфере дошкольного образования за последние годы происходят большие изменения и существовавшие нормы и правила устаревают, а изменения, требуют институтализации новой деятельности. Стали необходимы новые подходы в управлении, которые могли бы повысить качество деятельности дошкольных образовательных учреждений, их доступность для всех слоев населения.
На социальном уровне статус единого «общественного дошкольного воспитания» трансформировался в «дошкольное образование». Интенсивно развивается сеть негосударственных дошкольных образовательных учреждений, дошкольное воспитание превратилось в открытую систему, в управлении которой участвуют и гражданские институты (попечительские, управляющие, наблюдательные советы). На финансово-экономическом уровне произошло свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета, ответственность сейчас возложена на региональный и местный бюджеты. В последние годы в связи с изменением социально-экономической, демографической, миграционной, культурной ситуации на всей территории РФ, ее неоднородностью изменились и образовательные запросы населения, причем, по-разному в различных регионах РФ. Характер образовательных запросов стал зависеть от уровня материального достатка семьи, демографических показателей региона, национальных и культурных традиций социума и т.д. Для каждого субъекта РФ и МСДО становится актуальной разработка модели развития дошкольного образования, учитывающей социокультурную ситуацию (социально-экономические, демографические и т.д.) и климатогеографические условия проживания. Модель развития муниципальной системы дошкольного образования может быть разработана при глубоком изучении и учете ресурсов ДОУ, тенденций развития современного дошкольного образования, запросов потребителей.
В МСДО выделяется взаимообусловленность образовательных и инновационных процессов, где особую роль занимает внешняя среда, как обязательное условие ее существования и развития. Как любая система, муниципальная система дошкольного образования характеризуется: составом (совокупность элементов), структурой (связи между элементами), целями и функциями. Кроме того, как и любая система, муниципальная система дошкольного образования функционирует в некоторой внешней среде, которая является фактором и переменным, влияющим на ее развитиеВнешняя среда прямого воздействия представлена образовательной политикой, методами управления властных и исполнительных структур муниципальных образований, муниципальный орган управления дошкольным образованием в данном взаимодействии является ведущим. Также следует выделить экономические и финансовые механизмы, используемые в муниципальной системе дошкольного образования, сохранившиеся культурно-исторические традиции и социокультурный фон, климато-географические условия. К внешней среде косвенного воздействия относится образовательная политика государства, которая исторически кардинально меняется и существенно влияет на развитие муниципальной системы дошкольного образования. Образовательная политика, как считает А.И. Адамский, определяет систему связей, отношений, которыми общество, и государство, и граждане связывают себя с образовательными учреждениями. Образовательная политика влияет на развертывание сети и функционирование всех его компонентов, на определение ответственности государства и общества, на расширение государственной и общественной поддержки. Социальная роль дошкольного образования широка и направлена на повышение мотивации населения к расширению своего образования, в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества. Социокультурная ситуация МСДО может быть определена как совокупность условий и обстоятельств, структурирующих социальное пространство с точки зрения культурного приоритета и развивающих во времени культурную доминанту процесса общественного развития на макросоциальном, групповом и личностном уровнях. Социокультурная ситуация МСДО имеет сложную структуру. Ее системообразующим элементом является событие — своеобразный фундамент, связующее звено социокультурного процесса, выступающее в качестве аттрактора социокультурной ситуации. Особую роль в исследовании социокультурной ситуации играют социальный и культурный блоки. Характеристика структуры социокультурной ситуации основывается на параметрах, рассматриваемых в дуальных парах (динамичность и статичность, функциональность и ценностность, интеграция и дезинтеграция, синхронность и диахронность, свернутость и развернутость, континуальность). Структурными компонентами социокультурной ситуации являются поля, отмечающие ее качественное состояние (цивилизационное, антропологическое, семиотическое, информационное) и потоки, характеризующие ее движение и развитие. Что же собой представляют социокультурные изменения? «Это понятие с трудом поддается точному определению по причине относительной нестабильности всего, что связано с миром людей: в одну реку нельзя войти дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и многогранность категории «социокультурных изменений» затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием – «социальное изменение» — описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации (микро-, мезо-, макроуровень), захватывающие различные сферы жизни общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические (и т.д.) изменения), характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами (различные скорость, масштаб, сложность, направленность). Категория социальных изменений охватывает, таким образом, любые трансформации социальных структур, практик, возникновение новых или обеспечение функционирования прежних групп, форм взаимодействия и поведения». Поэтому для выявления и учета этих изменений в дальнейшем развитии необходим социокультурный анализ.Цирульниковым А.М. и Бугаевым Н.И. разработана и апробируется методика анализа социокультурной ситуации системы образования. Она может быть использована для анализа СКС на муниципальном уровне для выявления образовательных запросов и проектирования развития МСДО. Работа по методике позволяет научиться анализировать собственную ситуацию в районе и выявлять образовательные проблемы и запросы разных социально-профессиональных и возрастных групп населения, а главное — находить возможности удовлетворения выявленных запросов системой образования. В итоге формулируется ключевая проблема и пути преодоления существующих противоречий, определяется ведущая образовательная стратегия, разрабатывается и реализуется модель развития МСДО.

1. Общая характеристика района (микрорайона):- территориально-административная: где расположена школа?- хозяйственно-экономическая: чем занято население?- демографическая: * численность? * возрастной состав? * динамика — увеличивается или уменьшается?- социальная и культурно-национальная: * каков средний заработок? * количество безработных? * % малообеспеченных семей, % неблагополучных семей; * каковы заболеваемость и здравоохранение, преступность? * беженцы и вынужденные переселенцы; * национальный состав населения; * учреждения культуры; * традиции. 2. Анализ образовательных проблем: — определение различных жизненных проблем: * экологические? * социальные? * коммуникативные? * управленческие? * семейные? * духовные?- Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.- Описание образовательной области. В чем проблема состоит: у семьи пропал интерес к образованию детей? Произошло расслоение населения по возможностям и уровню образования? 3. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения. — Есть ли вообще образовательные запросы?- Какие? — У каких групп? — Какие актуальные, а какие потенциальные?4. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования.- Образовательные проблемы: жизненные проблемы, которые могут быть решены с помощью образования.- Соответствуют ли они друг другу? — Какие тут противоречия? — Куда двигаться? 5. Формулирование ключевой проблемы образования: — Каковы пути преодоления противоречий? Овладение диагностикой помогает идентифицировать и глубже разобраться в собственной ситуации, осознать ключевые образовательные проблемы, наметить возможные решения, стратегии. Сам процесс анализа дает возможность участникам рефлексировать собственную деятельность.

Чурапчинский улус (район) образован 25 марта 1930 г. Расположен в Центральной Якутии. Площадь 12,6 тыс. кв. км. Административный центр – с. Чурапча. Расстояние от г. Якутска 200 км. Рельеф равнинный. Большая часть улуса расположена на Приленском плато. Средняя температура января — 42°С, июля +16°С+17 °С. Выпадает 200-250 мм осадков в год. Крупная река — Амга. Много озёр, в основном мелких. Наиболее крупное озеро — Чурапча. Улус располагает месторождениями строительных материалов (суглинок, глина, гравийно-песчаный материал, песок). Населённых пунктов — 29, наслегов — 17. Плотность населения 1,52 чел. на кв. км. Основная часть населения – саха (97,0 %). Здесь также живут русские (1,5 %), эвены (0,3 %), эвенки (0,4 %), и другие национальности (0,8 %). Средний возраст населения 29 лет. Основу экономики составляет сельское хозяйство. Главная его отрасль — животноводство (мясомолочное скотоводство, мясное табунное коневодство, звероводство). Земли сельскохозяйственного назначения составляют 134,1 тыс. га, из них пашни – 6,7%, сенокосы – 33,4%, пастбища – 60,0%. Возделываются зерновые, картофель, овощи. Наибольшее развитие в улусе получили автомобильный, речной и воздушный виды транспорта, которые позволяют поддерживать транспортные связи. Улус известен в республике богатым историческим, культурным и спортивным наследием. Данные ОС и ОСИ № 20 в Чурапчинском улусе по хозяйственному учету: — численность населения – 21 253 человека;- взрослое население – 14 368 человек;- всего семей – 7 228; из них: малообеспеченные – 2 055; многодетные – 447; неполные – 994;- всего семей в с. Чурапча – 2309;- всего безработных – 1 194 человек;- число крестьянских хозяйств – 259 человек;- лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью – 449 человек;- средняя зарплата – 13.200 руб.В производственной сфере занят 41% всех работающих. Остальная часть населения занята в непроизводственной сфере: из них 68% — в образовании, 20% — в здравоохранении, социальном обеспечении, 12 % — в сфере услуг. Произошло некоторое сокращение численности работников во всех основных отраслях экономики улуса, кроме сельского хозяйства, связи, транспорта и культуры. Значительный рост наблюдается в отрасли транспорта. В промышленности численность работников несколько сократилась, что связано с прекращением деятельности гранильного завода и реорганизацией ООО «Чурапчинский ДОК» в межшкольную учебно-производственную мастерскую при улусном управлении образованием. Образование представляют 26 общеобразовательных школ, 6 начальных школ-детских садов, Чурапчинский государственный федеральный институт физической культуры и спорта, Чурапчинский технический колледж, Профессиональный лицей № 4.- Всего детей, обучающиеся в школах – 4 092;- детей дошкольного возраста – 2 793;- воспитанников ДОУ – 1500;- неорганизованных детей до 7 лет – 1293.Как видно из анализа, число неорганизованных детей превышает количество организованных детей.В Чурапчинском улусе на данный момент работают 26 дошкольных образовательных учреждений и 5 школ-садов с охватом 1500 детей, что составляет 46% от общей численности детей от 3 до 7 лет. На сегодняшний день ДОУ – это гибкая, многофункциональная сеть, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Среди них 12 Центров развития ребенка-детских садов, детские сады с приоритетным осуществлением: интеллектуального развития — 2, физического воспитания, художественно-эстетического развития — 2, экологического воспитания — 2. Функционируют группы для часто болеющих детей в Диринском детском саду, в ЦРР – дс «Кэскил» с. Чурапча, группа для детей с неврологическим заболеванием в д/с «Березка» с. Чурапча. Работает социальная группа для детей из малообеспеченных семей на базе Мындагайского ЦРР — д/с «Ымыы». В ЦРР -д/с «Кыталык» с. Чурапча организована гувернерская служба.Основными проблемами на рынке труда являются:
Основной вид деятельности сельского населения – сельскохозяйственное производство не обеспечивает устойчивый спрос на рабочую силу.
Острая проблема трудоустройства молодежи, выпускников учебных заведений, инвалидов, лиц предпенсионного возраста.
Структура экономики не способствует поднятию престижа профессий, связанных с высокотехнологичным производством. В результате этого обозначилась тенденция невозвращения выпускников учебных заведений в родной улус.
Существуют проблемы социального характера, которые характерны для всей республики и улуса.
Анализ экологического состояния с. Чурапча показал ряд проблем: загрязнение питьевой воды; близость сельской свалки от населенного пункта с отходами производства и потребления, что неблагоприятно влияет на окружающую среду; несвоевременная уборка мусора, находящегося в черте села.
Средний образовательный уровень населения, малая доходность хозяйств, безработица, неполный состав семьи создают трудности в воспитании и обучении. Но с другой стороны, образ жизни сельских детей включает различные виды деятельности – сенокос, уход за приусадебным хозяйством и домашними животными, обеспечение водой, льдом, топливом, приобщение к технике, охоте, которые являются основой совместной деятельности. Специфика такой жизни предполагает широкий спектр трудовых умений и навыков в самых различных видах хозяйственной деятельности.
Распад некогда успешных хозяйств, привел к замыканию людей в своих личных подворьях и это создает коммуникативные проблемы в селе. Семейные родственные узы вышли на первый план, общественные интересы остаются в тени.
Интересы семьи ограничиваются каждодневными заботами о выживании. Вопросы воспитания, формирования личностных качеств ребенка не входят в первостепенную задачу семейного воспитания.
В силу своей уникальности и особой внутренней силы духовное наследие еще влияет на умонастроения людей. Культурно-исторические и национальные традиции живы и почитаемы. Но в воспитании духовно-патриотического гражданина основной преградой является снижение нравственных норм.
Образовательные запросы населения можно сгруппировать следующим образом:
Родители запрашивают хорошую качественную подготовку детей к школе и желают, чтобы улучшилось состояние здоровья детей.
Активная часть населения ставит во главе угла активность, инициативу детей: из стен детского сада должны выйти активные, конкурентоспособные выпускники.
Старшее поколение желает: детский сад, школа должны быть центром духовного возрождения села и вести нравственное воспитание.
сохранение здоровья детей;
повышение качества образования;
воспитание социально-адаптированного жителя села;
сохранение исторического, культурного наследия.
Таким образом, анализ социокультурной ситуации Чурапчинского улуса показывает:
С одной стороны, высокий спрос на услуги дошкольного образования, с другой — ограниченность предложений таких услуг.
В Чурапчинском улусе существует проблема с охватом детей до 3-х лет дошкольными образовательными учреждениями в связи с отсутствием условий для организации групп детей раннего возраста.
В связи с невозможностью резкого увеличения предложений услуг дошкольного образования возникла острая необходимость в диверсификации услуг, появления новых форм, в большей степени подстроенных под возможности и пожелания родителей, т.е. вариативных форм дошкольного образования.
Необходимо совершенствование работы по нравственно-духовному развитию детей, построению этнокультурной модели ДОУ.

Оцените статью
Добавить комментарий