Памятка для учителя, внедряющего фгос ООО с чего надо начать подготовку к уроку?

Памятка для учителя, внедряющего ФГОС ООО
1. С чего надо начать подготовку к уроку?
— четко определить и сформулировать тему урока;- определить место темы в учебном курсе;- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Зачем урок вообще нужен?
Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

— Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. — Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям. — Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
.
Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, компьютерной техники и т. д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. При подготовке к уроку учителю следует учитывать:
Принципы современного урока
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования, форм, приемов, методов и технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Типологию урока с точки зрения деятельностного подхода
— Урок «открытия» нового знания (имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний) — комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум.
— Урок закрепления знаний (имеет целью выработку умений по применению знаний) — практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
— Урок комплексного применения знаний (имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях) — практикум, лабораторная работа, семинар, т.д.
— Урок обобщения и систематизации знаний (имеет целью обобщение единичных знаний в систему) — семинар, конференция, круглый стол, т.д.
— Урок контроля, оценки и коррекции знаний (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками) — контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, т.д.
Требования к содержанию урока
— научность; — воспитывающий и развивающий характер каждого урока; — осуществление связи с жизнью, теории с практикой; — сочетание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными; — организация активной познавательной деятельности учащихся; — сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике; — оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.
Требования к методике проведения урока
— Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях. — Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными. — Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт. — Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. — Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения. — Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями. — Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.
экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах, др.
Методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей
— Технология «критического мышления» — Технология продуктивного чтения — Проектно-исследовательский метод — Организация разнообразных форм диалога и дискуссий — Методы формирования понятий — Технология оценивания учебных успехов
Формы организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности
1. Самостоятельная индивидуальная работа, а также работа в группах или с партнером.2. Планирование своей работы – учащихся приучают самостоятельно определять, чем они хотят заниматься, выбирать способы и формы работы, хотят они работать самостоятельно или в группах, какие результаты они предполагают получить. 3. Проектная работа – ориентирована на создание коллективного продукта (развиваются навыки проектного мышления, исследовательские умения, научное мышление).4. Дискуссионный клуб (мастерская) – направлена на овладение различными коммуникативными умениями, на развитие рефлексивной и понимающей способности.5. Работа в учебных мастерских. Основной принцип – свободная работа над определенным заданием (учащийся сам может сформулировать себе задание). 6. Наличие способов и процедур самооценки учащимися своих достижений, образовательных результатов (портфолио, понятные критерии оценки); 7. «Продуктивное учение», когда учащиеся получают опыт конкретной деятельности на конкретном реальном месте работы в конкретном учреждении.8. Проблемное обучение – учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.
Образовательные ситуации с целью создания развивающей среды
1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности. 2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат). 3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы, т.д.). 4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). 5. Участие учащихся в различных формах дискуссии. 6. Формирование понятий и организации на их основе своих действий. 7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Типологию учебных ситуаций
— Ситуация — проблема (прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения). — Ситуация – иллюстрация (прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал — визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ). — Ситуация – оценка (прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение)- Ситуация — тренинг (прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению). — Классическая ситуация (дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной). — Живая ситуация (берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило). — Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту (учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).
Действия учителя, направленные на создание развивающей среды
— Демонстрировать учащимся, что осознание того, что «я чего-то не знаю, не умею или не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. — Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей. — Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. — Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих. — Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. — Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность. — Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. — Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. — Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. — Учить задавать вопросы и высказывать предложения. — Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. — Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. — Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по критериям. — Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы. — Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. — Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. — Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. — Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. — Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.
Этапы современного урока и действия учителя и ученика
На каждом этапе урока предполагается организация познавательной деятельности учащихся: 1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, т.д.) и познавательные процессы (внимание, память, т.д.);- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»);- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа (причина затруднения).
4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.Для этого необходимо:- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Профессиональные позиции учителя
Организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер.
Позицию учителя и ученика в ходе урока
Учитель и ученик должны стать партнерами в образовательном процессе.
Динамичную структуру современного урока
Учителем должны использоваться разнообразные операции, объединенные в целесообразную деятельность.

Оцените статью
Добавить комментарий