Писатели о роли книги в жизни человека и общества — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 1.

Цель работы школьной мастерской — написать сочинение о том, как книга помогает в жизни.
I. Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Прочитайте высказывание С.В Михалкова и выскажите свое мнение:
«Книг заветные страницы помогают людям жить – и работать, и учиться, и Отчизной дорожить». (С.В. Михалков)
2. Разгадайте загадку, обоснуйте свой ответ.Видеть – не видит,Слышать – не слышит,Молча расскажет,Все вам опишет,Кривду бичует,Правду голубитИ посмеятьсяВовремя любит.Я вам желаюС ней повстречатьсяТак, чтоб навекиЖить – не расстаться.Кто ж она, кто же?Думайте, ну-тка!Добрая в правде,Мудрая в шутке…Можно ответитьПросто и кратко:Все это – …Вот и разгадка.
Л.И. Глебов
3.Как вы думаете, о какой книге – художественной, научной, учебной – загадал загадку поэт?
II.Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание И.С. Соколова-Микитова и ответьте на вопросы:
«Необыкновенно быстро я научился читать. И каким мученьем и радостью стало для меня ненасытное чтение! Семи-восьми лет от роду я уже проглатывал книги, подчас не по возрасту. Первыми прочитанными книжками были неряшливо напечатанные, с выпадавшими серыми листками, лубочные брошюрки с раскрашенными картинками: “Еруслан Лазаревич”, “Королевич Бова”. Содержание книг до болезненности воспаляло воображение, ночами мне снилось богатыри, рыцари в шлемах… Решительно ничего не осталось в моей памяти от выписанного отцом детского журнала с картинками и стишками, рассчитанными на городских маменькиных сынков».
Как вы понимаете выражение «проглатывал книги»?
Какое впечатление на И.С. Соколова-Микитова производили прочитанные книги?
Почему детский журнал не запомнился будущему писателю?
2. Прочитайте и выучите наизусть высказывания великих русских писателей о книге. Обоснуйте, в чем они видят ее ценность?
«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». (М. Горький)
«Книги – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место». (А.И. Герцен)
III. Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Прочитайте стихотворение В.А.Рождественского «Над книгой» и ответьте на вопрос: «Чем дороги поэту книги и их герои?»
Над книгойСнова в печке огонь шевелится,Кот клубочком свернулся в тепле,И от лампы зеленой ложитсяРовный круг на вечернем столе.Вот и кончены наши заботы –Спит задачник, закрыта тетрадь.Руки тянутся к книге. Но что тыБудешь, мальчик, сегодня читать?Хочешь, в дальние синие страны,В пенье вьюги, в тропический знойПоведут нас с тобой капитаны,На штурвал налегая тугой?Зорок взгляд их, надежны их руки,И мечтают они лишь о том,Чтоб пройти им во славу наукиНеизведанным прежде путем…Что прекрасней таких приключений,Что заманчивей смелых побед,Дальних странствий, счастливых крушений,Перелетов меж звезд и комет!И, прочитанный том закрывая,Благодарно сходя с корабля,Ты увидишь, мой мальчик, какая,Тайны полная ждет нас земля!
В.А. Рождественский
2.Прочитайте высказывание Д.С.Лихачева о любимых книгах и ответьте на вопросы:…У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим».
(Д.С. Лихачев)
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те книги, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетной обстановке?
Есть ли у вас любимые произведения, которые вы перечитывали неоднократно и знаете их в деталях? Расскажите об этих книгах.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Подберите загадки о книге.
Сочините свою загадку так, чтобы ее с легкостью могли разгадать все ребята.
.
Групповое решение задачи:
Составьте список книг, которые вы рекомендуете прочитать своим друзьям-сверстникам. Чем интересны эти произведения?
Опишите свои впечатления от прочитанных книг.
Тема 2.
Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, считалки, заклички, скороговорки, загадки
Цель работы школьной мастерской – придумать и описать ситуацию, которую характеризует пословица «тише едешь – дальше будешь»*
* В тексте необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации: ответьте на вопросы
Какие произведения фольклора вам знакомы?
Чем отличается фольклор от литературных произведений?
Как фольклор влияет на литературу?
Назовите имена русских сказителей, которые вам известны.
II.Задания для создания эвристической ситуации:1.Прочитайте высказывание В.И.Калугина и ответьте на вопросы:Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа – а значит самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет “Иванами, не помнящими родства”».
(В.И. Калугин)
Каково происхождение слова «фольклор»?
Для чего нужно изучать фольклор? Где и от кого вы слышали произведения русского фольклора?
Что означает поговорка «Иван, не помнящий родства»?
Как при помощи пословиц можно «познать себя»?
2.Прочитайте статью из литературоведческого словаря о кричалках и закличках и ответьте на вопрос:
«Заклички (от слова закликать – звать, приглашать, обращаться) – это небольшие песенки с обращением к природным стихиям с просьбами об урожае, благополучии, процветании. В слове, ритме, интонации заклички передаются различные чувства: восхищение, восторг, нежность. Талантливая авторская кричалка отличается от фольклорной заклички сюжетными поворотами». (Из Литературоведческого словаря)
Что общее, а что – различное в закличках и кричалках?
ЗакличкиСолнышко, покажись,Красное, снарядись!Чтобы год от годаДавала нам погода:Теплое летечко,Грибы в берестечко.Ягоды в лукошко,Зеленого горошка.* * *Уж дождь-дождем,Мы давно тебя ждем:С чистою водицей,С шелковой травицей,С лазоревым цветом,С теплым летом!
Кричалки
Дорожная шумелка для снежной погоды, которую Винни и Пятачок пели, когда шел снег:Иду вперед(Тирлим-бом-бом)И снег идет.Хоть нам совсем,(Тирлим-бом-бом)Совсем не по дороге!Но только вот(Тирлим-бом-бом)Скажите от,(Тирлим-бом-бом)Скажите отЧего так зябнут ноги?!
Б.В. Заходер
Дождик, дождик, не дожди,Не дожди ты, подожди!Выйди, выйди, солнышко,Золотое донышко!Я на радугу-дугуПолюбуюсь побегу,Семицветную цветнуюНа лугу подстерегу.
Е.А. Благинина
3. Прочитайте высказывание К.И.Чуковского о загадке и ответьте на вопросы:
«Загадка – это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в другом образе, ином качестве». (К.И. Чуковский)
Согласны ли вы с утверждением К.И. Чуковского о загадке?
Почему в старинной народной загадке «предмет представлен в другом образе, ином качестве»?
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (^ )
* * *Серый маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
4. Отгадайте загадки известных русских поэтов: Я конем рогатым правлю.Если этого коняЯ к забору не приставлю,Упадет он без меня.
С.Я. Маршак
* * *Наша толстая ФедораНаедается не скоро.Но зато, когда сыта,От Федоры – теплота!
Е.А. Благинина
* * *Красные двериВ пещере моей,Белые звериСидят у дверей.И мясо, и хлеб – всю добычу мою –Я с радостью этим зверям отдаю.
К.И. Чуковский
Почему авторские загадки отгадываются легче?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Используя высказывание В.П. Аникина о скороговорках как о «веселой игре в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз», докажите, что вся прелесть скороговорки заключается в «игре звуков и слов, в сложной ритмике».2.Определите, какие звуки и слова «играют» (повторяются в различных вариантах) в скороговорке.Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.3. Запишите скороговорку как стихотворение.Идут бобры во сыры боры.4. Прочитайте литературные скороговорки: Грачиха говорит грачу:«Слетай с грачатами к врачу,Прививки делать им пораДля укрепления пера!»
М.Я. Бородицкая
* * *Иван Топорышкин пошел на охоту,С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.Иван, как бревно, провалился в болото,А пудель в реке утонул, как топор.Иван Топорышкин пошел на охоту,С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.Иван повалился бревном на болото,А пудель в реке перепрыгнул забор.
Д. Хармс
Какую роль в них играют звукоподражания?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание Л.Е Стрельцова о считалках и ответьте на вопросы:
«Считалки – это исстари придуманный способ осуществления справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет человека, распоряжается в распределении ролей в жизни и в игре. Считалки воспитывают в человеке честность, волю, благородство и доброту». (Л.Е. Стрельцова)
Согласны ли вы с тем, что считалки восстанавливают справедливость и воспитывают честность и доброту?
Какие поэтические законы «работают» в считалке?
Дора, Дора, помидора,Мы в саду поймали вора.Стали думать и гадать,Как же вора наказать.Мы связали руки, ногиИ пустили по дороге.Вор шел, шел, шелИ корзиночку нашел.В этой маленькой корзинкеЕсть рисунки и картинки.Раз, два, три!* * *Ахи, ахи, ахи-ох,Баба сеяла горох.Уродился он густой.Мы помчимся, ты постой!* * *Ехал мужик по дороге,Сломал колесо на пороге.Сколько надо гвоздей?Не задумывайся,Говори поскорей!2.Прочитайте высказывание М.А Шолохова о пословицах и ответьте на вопросы:
«Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость». (М.А. Шолохов)
Как вы думаете, почему М.А. Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью»?
Знаете ли вы пословицы, которые начинаются так:
— За чужим погонишься, …- Корень учения горек, а …- Кто хочет много знать, …- Кто хвалится, …- Слово не воробей …?
Какие вы знаете пословицы о хлебе?
3.Прочитайте высказывание М.А.Рыбниковой о пословице и ответьте на вопросы:
«Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое, быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме». (М.А. Рыбникова)
В чем заключается искусство говорящего, по мнению М.А. Рыбниковой?
Какая пословица характеризует описанную ситуацию?
«Ребята обсуждали план работы на месяц. Один из учеников все время выкрикивает: “Я хочу! Я могу! Можно мне!.. Я буду!” Когда взялись дружно за дело, не участвовал в нем только наш выскочка. О нем все сказали…»
(^ . Не бросай слова на ветер. Наш Исайка – без струн балалайка. Красно поле пшеницей, а беседа умом.)
Групповое выполнение задачи:
1.Попробуйте сочинить закличку или кричалку и выразить в ней свои эмоции.2.Придумайте загадки о предметах, которые есть в каждом современном доме.3.Сочините скороговорку на «школьную» тему.4.Почему свое стихотворение М.Я. Бородицкая назвала «Щи-талочка»? Придумайте свою считалку на кулинарную тему.Чищу овощи для щей.Сколько нужно овощей?Три картошки, две морковки,Луку полторы головки,Да петрушки корешок,Да капустный кочешок.Потеснись-ка ты, капуста,От тебя в кастрюле густо!Раз-два-три, огонь зажжен!Кочерыжка, выйди вон!

Сказка «Царевна-лягушка»
Цель работы школьной мастерской – подготовьте игру «Перевирание сказки “Царевна-лягушка"».
* В игре необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Прочитайте высказывание М.Бабаева о сказке и ответьте на вопросы:«Сказка “Царевна-лягушка" не скоро раскрывает свои волшебные тайны. Не спеша, дорожа каждым словом, поведает она тебе о том, что нужно быть не только удачливым и с первого взгляда любимым, что приходится много пережить и о многом передумать, прежде чем поймешь, что на свете всего дороже и чего стоит добиваться. Тихо, задумчиво, то волнуясь, то чуть-чуть посмеиваясь, научит тебя сказка отличать правду от лжи, храбрость от хвастовства, настоящую красоту и мудрость от пышной нарядности и крикливой глупости. Только слушай хорошенько, не упусти самого заповедного, самого затаенного».
(М. Бабаева)
Какие «заповедные» мысли и нравственные уроки раскрывает сказка «Царевна-лягушка»?
Каких героев сказки можно назвать по-настоящему храбрыми, красивыми и мудрыми, а каких – хвастливыми, напыщенными и глупыми?
Каково продолжение плана сказки: 1) Сватовство царевичей. 2) Первый приказ царя. 3)… .
2.Прочитайте высказывание В.Я.Проппа о сказке и ответьте на вопросы:«Сказки возникли на основе мифов. Лягушка по представлениям древних славян – существо подземного мира, лягушачья кожа на Василисе – знак ее мудрости, причастности к тайнам предков. Об этом говорят и чудеса в области рукоделия, кулинарии, танцев, которые она показывает в соревновании с другими женами».
(В.Я. Пропп)
Как в сказках отразились мифологические представления древних славян?
Что такое антитеза? Почему этот прием используется в сказке, когда речь идет о результатах труда Василисы Премудрой и других жен?
Почему сказка не рассказывает о том, как трудились жены старших царевичей?
3.Подготовьте подробный пересказ эпизодов, где Василиса выполняет свою работу.4.Прочитайте высказывание М.Горького о Василисе Премудрой и ответьте на вопросы:
«Василиса Премудрая, которой свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера». (М. Горький)
Как вы понимаете выражение «презрение к позе»?
Какие эпизоды сказки вы выберете, чтобы показать «величественную простоту, мягкую гордость собой» Василисы Премудрой?
В какие моменты царевну называют Премудрой?
Кто из героев сказки следует народной мудрости: «Не забегай вперед!», «Сначала сделай, а потом говори»?
В чем заключается истинная красота Василисы Премудрой?
II.Задания для создания эвристической ситуации:1.Прочитайте высказывание Э.В.Прмеранцева о сказке и ответьте на вопросы:
«В сказке особенно ярко отражено душевное состояние героя, каждая строчка сквозит переживаниями человека». (Э.В. Померанцева)
Почему Иван-царевич взял ее в жены и смирился со своей судьбой?
Какие чувства испытал герой, когда увидел свою «лягушонку» на балу и когда сжег ее кожу?
Какие чувства испытывал Иван-царевич на пути к Кощееву царству.
2.Прочитайте высказывание В.Я.Проппа о сказке и ответьте на вопросы:
«Художественная логика сказки состоит в том, что в руки героя должно попасть волшебное средство, и этим определяется встреча с таким персонажем, который это средство ему дает или поможет его найти». (В.Я. Пропп)
Какое волшебное средство ищет Иван-царевич? Кто ему в этом помогает?
Какими чертами наделена Баба-яга в народной сказке? Какова ее роль в произведении?
Благодаря каким качествам Ивана-царевича у него появились помощники?
Какая пословица характеризует один из нравственных заветов сказки «Царевна-лягушка»:
— На друга надейся, а сам не плошай.- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.- Нет друга – ищи, а нашел – береги…?3.Прочитайте высказывание Н.Путинцева о сказке и ответьте на вопросы:
«Русская сказка “Царевна-лягушка” – это сказка о величии любви и злобном коварстве, о вере в человека, о победе добра, горячего человеческого сердца над несправедливостью, ложью, насилием». (Н. Путинцев)
О чем рассказывает сказка «Царевна-лягушка»?
Как вы объясните существование нескольких вариантов народных сказок?
Почему «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе?*
* Собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Подготовьте рассказы о художниках И.Я. Билибине и В.М. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором и ответьте на вопросы.
Какая из этих иллюстраций принадлежит И.Я. Билибину, а какая В.М. Васнецову? Почему вы так думаете?
Какие эпизоды сказки «Царевна-лягушка» изображены на этих иллюстрациях?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения
Коллективное выполнение задачи:
1.Прочитайте по ролям диалог из книги Д. Родари «Грамматика фантазии», в которой он предложил игру «Перевирание сказки». Примерно это выглядит так:– Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка.– Не Желтая, а Красная!– Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…– Да нет же, не папа, а мама.– Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…»– К бабушке она ей велела сходить, а не к тете…2.Выявите алгоритм выполнения этой задачи.

Оцените статью
Добавить комментарий