План: Виды и особенности корпоративных стратегий Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии корпорации Стратегические решения. Роль совета директоров в принятии стратегических решений

Тема 7: Корпоративные стратегии – основной инструмент сбалансированного управления
План:7.1. Виды и особенности корпоративных стратегий7.2. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии корпорации 7.3. Стратегические решения. Роль совета директоров в принятии стратегических решений 7.4. Система стратегий компании (на примере ОАО «РЖД»)
7.1. Виды и особенности корпоративных стратегий
Важнейшим механизмом развития корпораций выступает стратегическое управление, обеспечивающее сбалансированность развития, как за счет максимальной внутренней интеграции, так и за счет рационального сочетания внутренних факторов и внешнего окружения.Управление современной корпорацией – это в первую очередь управление определенным набором сфер бизнеса с целью получения синергетических эффектов, называемых в стратегическом менеджменте (теории стратегического управления) «стратегическими соответствиями».
– это установление эффективного динамического равновесия между различными элементами, инструментом которого выступает стратегический менеджмент.
Современный уровень развития стратегического менеджмента характеризуется многообразием подходов к типизации стратегий, однако единого мнения по данному вопросу нет.
В основе типологии стратегий, предложенной Н.Н.Треневым, лежит специфика роста организации (рисунок 7.1.).
Стратегии обороны и поддержания статус-кво – это стратегии стабильности. Их недостатком является то, что в условиях динамично изменяющейся внешней среды организация отказывается от использования новых возможностей и не принимает во внимание новых угроз. Таким образом, можно утверждать, что данная стратегия эффективна лишь в случае относительной стабильности внешней среды.
на ограниченной или специальной возможности применяется при наличии сильных конкурентов и основана на усилении и использовании какого-либо специфического свойства организации или фактора внешней среды.
направлена на увеличении доли организации на перспективном рынке и (или) его захват.
Стратегия ухода, которую также называют стратегией сокращения, применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой.
Иную классификацию стратегий предложил Э.А.Уткин, среди которых выделены следующие виды стратегий:
– сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка.
Стратегия роста – расширение компании, в большинстве случаев через проникновение и захват новых рынков (разновидностью стратегии роста является вертикальная и горизонтальная интеграция, которая, в частности проявляется через поглощение, слияние, присоединение и создание совместных предприятий).
применяется в тех случаях, когда выживание компании находится под угрозой (ее разновидностью являются: стратегия разворота – отказ от неэффективного использования ресурсов и поиск новой стратегии; стратегия отделения – продажа структурного подразделения или выделение его в самостоятельную компанию; стратегия ликвидации – распродажа активов).
В своей монографии В.Е.Мащенко приводит классификацию стратегий конкуренции в зависимости от уровня принятия решений (рисунок 7.2.).
В начале 1980 годов М.Портер разработал концепцию эталонных стратегий, в которой выделил конкурентные стратегии, основываясь, с одной стороны, на масштабе рынка (широкий, узкий) и, с другой – на направлении приложения усилий компании: либо на минимизацию издержек, либо на выпуск уникальной продукции (придании товару специфических черт), что позволяет устанавливать более высокие цены. Комбинации перечисленных предпочтений образуют четыре типа стратегий (рисунок 7.3.).
Спустя десятилетие Томпсон и Стрикленд предложили несколько иную классификацию стратегий:
Стратегия лидерства по издержкам.
Стратегия широкой дифференциации (придание товарам специфических черт).
Стратегия оптимальных издержек (сочетание низких издержек при широкой дифференциации).
Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках (низкие издержки и узкий сегмент рынка).
Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции (полное удовлетворение требований клиентов из выбранного сегмента).
Одной из самых распространенных классификаций стратегических направлений является матрица И.Ансоффа, представленная на рисунке 7.4.
В соответствии с матрицей И.Ансоффа определяют четыре альтернативы:
Проникновение на рынок – увеличение рыночной доли на старых рынках, используя существующую продукцию.
Освоение рынка (развитие рынка) – внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка, используя существующую продукцию.
Разработка продукта (развития продукта) – разработка новой продукции для обслуживания старых рынков.
Диверсификация – разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков.
Несмотря на различия в квалификационных признаках, применяемых разными авторами для типизации конкурентных стратегий, стратегии можно сгруппировать в четыре группы согласно классификации М.И.Кныша: виолентные (силовые), патиентные (нишевые), коммутантные («приспособительные») и эксплерентные («пионерные») стратегии (таблица 7.1.).

Авторы классификации стратегий
Стратегия
виолентная
патиентная
коммутантная
эксплерентная
М. Портер
Стратегия лидерства по издержкам
Стратегия фокусирования (на сегменте рынка)
Стратегия дифференциации
Стратегия фокусирования (на новых товарах)
И.Ансофф
Стратегия проникновения на рынок
Стратегия развития рынка
Стратегия развития продукта
Стратегия диверсификации
А.А.Томпсон, А.Дж.Стрикленд
Стратегия лидерства по издержкам
Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе более низких издержек
Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе дифференциации
Стратегия дифференциации

Оцените статью
Добавить комментарий