План воспитательной работы — Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ При планировании построения и реализации воспитательной работы как системы следует руководствоваться сложившимися на практике и обоснованными наукой требованиями:- план воспитательной работы должен быть сориентирован на образовательную концепцию ОУ;- план не должен представлять собой бессистемный перечень дел, важно, чтобы в нем был «стержень»;- следует планировать в большей степени не работу с воспитанниками, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую;- план должен быть максимально индивидуализирован, ориентирован на особенности ученического коллектива, его способности, возможности педагогов, социальной микросреды;- необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план дел;- должно быть разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания;- план предусматривает логику построения дел на основе ситуаций жизнедеятельности учащихся, соответствующую логике целей воспитания;- план должен учитывать работу школы с микросоциумом.
^
— ознакомление с нормативными документами, определяющими воспитательные задачи школы на современном этапе;
— определение цели и задачи на основе условий воспитания, личностного потенциала учащихся и педагогов;- ознакомление педагогического коллектива с программой воспитания, обсуждение и согласование перспективных дел с педагогами;- анализ работы за прошедший год;- привлечение учащихся, родителей к планированию;- изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и важных дат для воспитания учащихся.
^
— планирование по ключевым делам;- календарное планирование;- план-сетка;- планирование по видам деятельности;- планирование по комплексным программам;- планирование по компонентам базовой культуры личности.
^
Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя:
Шаг 1. Ознакомиться с внешней информацией. Это: нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.
Шаг 2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: программа развития воспитательной системы школы, перспективный план воспитательной деятельности образовательного учреждения, результаты диагностики воспитанности учащихся класса.
^ Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.
Шаг 4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.
Шаг 5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.
Шаг 6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.
Шаг 7. Определить форму представления плана.
Шаг 8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе.
Коллективное планирование (шаг 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час «Перспективы нашей жизни», организационная деятельностная игра «Прогноз», письменный опрос учащихся, ящик или конверт предложений, мозговой штурм и т.д.После координации дел и мероприятий (шаг 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (шаг 7-8), который содержит следующие разделы:- характеристика класса (на диагностической основе);- воспитательные цели и задачи (исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса; должны быть конкретными, реально осуществимыми);- формы и методы работы (сам план);- индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных учеников).Характеристика класса может быть представлена следующим образом:1. Общие сведения о коллективе и история его формирования. Численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, число вновь прибывших учащихся и др.2. Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости и дисциплины, положительные и отрицательные моменты в учебной работе, отношение к ним актива класса и всего коллектива.3. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся. Интересы, коммуникативные и организаторские умения, направленность личности.4. Социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство – СОЕ):а) наличие общей цели деятельности, широта и устойчивость интересов;б) лидеры и актив класса: характеристика (их направленность личности, инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди членов коллектива и на чем он основан и др.); механизм избрания, по каким качествам, наличие в коллективе неформальных лидеров, их влияние на коллектив, взаимодействие с активом класса и др.;в) наличие «отверженных» в коллективе, возможные причины;г) характер взаимоотношений внутри класса и с другими классными коллективами: стремление к общению, коллективному труду.5. Организационное и волевое единство (ОРЕ):а) наличие органов самоуправления, их действенность;б) сплоченность (ценностно-ориентационное единство) коллектива: степень единства мнений при решении разнообразных вопросов, единства действий в совместной деятельности, характер решения вопросов взаимопомощи, отношение к ошибкам, влияние неудач на взаимодействие;в) характер принятия групповых решений: быстрота и легкость в согласовании действий, умение прислушаться к мнению других;г) способность самостоятельно поставить групповые цели, выбрать способ действия, довести дело до конца, изменить в зависимости от ситуации и условий цели и способ действий и др.;д) наличие и взаимодействие микрогрупп.6. Эмоциональное единство (ЭМЕ):а) психологический климат и настроение коллектива;б) характер реагирования на неудачи всего коллектива и отдельных его членов, отношение к негативным проявлениям членов коллектива;в) отношение к критике и самокритика в коллективе.7. Традиции класса: наличие и степень устойчивости.Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.В заключение следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для пользования формы.Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:- традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности, и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);- школьные традиции и традиции класса;- новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.Например, раздел плана воспитательной работы может выглядеть в виде следующей таблицы:
Задача
Основныемероприятия
Датапроведения
Ответственные
Работасуч-ся
Работаспедагогами
Работас родителями, общественностью
Отметкао выполнении
Основные мероприятия (формы воспитания) рекомендуется планировать на основе Методического конструктора внеучебной деятельности, разработанного Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО на основе стандартов второго поколения.
Рекомендации
по анализу воспитательной деятельности
в классном коллективе
При организации эффективного воспитательного процесса одно из важных мест занимает аналитическая деятельность классного руководителя.Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной составляющей ее успеха. Он является базисом для осуществления процесса целеполагания и планирования воспитательной работы. Управленческий цикл начинается и заканчивается анализом.
Анализ – это:
— деление целого на части; — описание каждой части;- установление связи между частями и каждой части со всем целым.При проведении анализа воспитательной работы классный руководите должен четко представлять логику педагогического анализа и основное содержание аналитической деятельности.
Этапы осуществления педагогического анализа
Этапы
Задачи
Содержание
1. Этап предварительной организации и ориентации
Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях.
1. Констатация фактов: знакомство со статистикой, собранной информацией.2. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года.3. Определение контура предмета анализа.
^
Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты.
1. Определение цели анализа.2. Описание целей и задач деятельности.3. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияний на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся.4. Выявление динамики изменений, произошедших в педагогических процессах школы в классах.
^
Установление причинно-следственных связей путем отслеживания.
1. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (определение того, почему проявили себя выявленные факторы, условия).
^
Определение целей и задач дальнейшей деятельности.
1. Определение нерешенных проблем.2. Выделение первоочередных нерешенных проблем.3. Определение направлений дальнейшей деятельности.
Структура анализа итогов учебного года
1. Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики.2. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий).3. Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).4. Причины, вызвавшие появление недостатков.5. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).Таким образом, анализ заканчивается определением целей, задач, основных направлений и содержания воспитывающей деятельности на следующий планируемый период.Осуществлять анализ воспитательного процесса класса в вышеобозначенной логике удобно на основе следующей памятки.
^
к анализу итогов учебного года
1. Какие задачи в воспитании и развитии учащихся вы хотели решить в учебном году?2. Что для этого вы намечали сделать, как педагог-воспитатель?3. Какие задачи вам удалось решить, что этому способствовало, почему?4. Какие задачи оказались не решены? Что этому препятствовало? Почему?5. Как решение задач отразилось на развитии учащихся? Какие появились положительные тенденции в развитии детей? Какие положительные тенденции появились в их воспитанности?6. Какими результатами своей деятельности вы не удовлетворены, хотели бы улучшить? Что намечаете для этого сделать?7. Результаты анализа являются основанием для планово-прогностической деятельности классного руководителя на будущий период.
Номенклатура дел классного руководителя
по работе с классом

Название
Содержание
Примечание
1
«Планы работы классного руководителя с классом».
1. Учебный план класса.2. План воспитательной работы с классом.3. Циклограмма классного руководителя.4. Планы индивидуальной работы с учащимися.5. Планы профилактической работы.6. План работы с родителями.7. Расписание уроков и звонков.
Ведется накопительно за весь период работы.
2
«Нормативные документы по работе классного руководителя».
1. Положение о деятельности классного руководителя.2. Должностная инструкция.3. Правила внутреннего распорядка для учащихся.4. Инструкции по технике безопасности.5. Закон РФ «Об образовании».6. Заявление.
Документы, касающиеся непосредственно организации образовательного процесса и прав ребенка.
3
«Социально-педагогический паспорт класса».
1. Общие рабочие сведения о классе.2. Этапы творческого роста и достижений класса.3. Валеологический мониторинг класса, сведения о здоровье учащихся класса.4. Индивидуальные социально-педагогические карточки.5. Результаты учебных достижений учащихся (сравнительный анализ по четвертям и результатам года).6. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.7. Сведения об общественной нагрузке и участии учащихся в делах класса.8. Социальный паспорт класса.9. Социальная карта класса.10. Персональный учет в классе.
4
«Документы по организации и проведению каникулярного отдыха учащихся».
1. Планы работы на каникулы.2. Информация об отдыхе учащихся.3. Аналитические записки об отдыхе учащихся.
5
«Аналитические и отчетные материалы».
1. Анализ работы за полугодие.2. Анализ работы за год.3. Анализ работы с проблемными детьми.4. Анализ работы с родителями.
6
«Работа с родителями».
1. Развернутые данные о родителях.2. Список детей, чьи родители находятся на выезде.3. Данные о семьях особой группы.4. План работы родительского комитета.5. Календарно-тематический план родительских собраний.
7
«Результирующие документы и материалы».
1. Результаты срезов и контрольных работ.
2. Средние баллы и рейтинги.
^
4. Акты, копии докладных записок.
5. Копии грамот и свидетельств учащихся.
^
Документы носят закрытый характер, папка хранится отдельно, выдается по требованию администрации.
8
«Методические
материалы».
1. Разработки классных часов.
^
3. Планы-конспекты родительских собраний.
9
Индивидуальные портфолио учащихся.
По установленной учебной частью форме.
10
Презентационное портфолио.
1. Общая характеристика класса и классная фотография.
2. Краткая история класса.
3. Страничка первого учителя и классного руководителя.
4. Странички учителей, работающих в классе.
5. Странички учеников.
6. Достижения класса с приложением копий грамот.
7. Фотоальбом класса (самые интересные события).
^
Презентационная информация, красиво оформленная и содержащая основные данные класса, учителей, детей, регулярно дополняемая, по которой можно судить, как изменяется класс. В итоге сдается на хранение в школе.
^
внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС
На федеральном уровне Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции). Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции». Указ Президента РФ «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 599. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271). Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 г.). Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 г. № 22540). Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 г. № 19707). Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 22.09.2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 г. № 15785). Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (вместе с «Положением о Координационном совете при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (утв. распоряжением Минобрнауки РФ от 06.07.2010 г. № НД-1/03). Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (утв. приказом Министерства образования РФ № 619 от 28.02.2000 г.) Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 6 октября 2005 г. № АС-1270/06). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков), утверждена в 2009 г. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. № МД-1197/06). Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования (письмо Министерства образования РФ от 17 сентября 2001 г. № 22-06-1222). Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 14 мая 2004 г. № 14-51 -131). Совместные рекомендации Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению в ОУ правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 г. № ВФ – 1376/06). Совместные рекомендации МВД России и Минобрнауки России «О взаимодействии органов управления образованием, образовательных учреждений и органов внутренних дел в организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних» (письмо Минобрнауки России от 7.02.2008 г. № 06-348). Методические рекомендации Минобрнауки России «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (письмо Минобрнауки России от 10.03.2009 г. № 06-224). Методические рекомендации ГИБДД РФ и Минобрнауки России о взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма от 16 марта 2009 г. № ИК-174/06. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения (разработаны в 2011 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России, письмо Минспорттуризма России от 07.04.2011 г. № ВМ-05-07/1825). Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168). Информация о действующих в России линиях помощи детям и их родителям в случаях интернет-угроз (письмо Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации от 23.06.2011 г. № 796-ЕК-МГ). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., № 19682). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., № 19676). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., № 4594). СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., № 19993).
^
 Закон Оренбургской области от 15.09.2008 г. № 2382/500-IV-O3 «Об основах профилактики правонарушений в Оренбургской области». Закон Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 3279/760-1V-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области». Закон Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 3280/76l-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 г. № 4330/1017- IV-ОЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области». Указ губернатора Оренбургской области от 28.02.2008 г. № 35-ук «О создании единого областного межведомственного банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении». Указ губернатора Оренбургской области от 25 мая 2010 г. № 83-ук «Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации законов Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 3279/760-IV-O3 «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области» и от 1 октября 2003 г. № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». Порядок взаимодействия и обмена информацией между органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по предупреждению несчастных случаев, суицидов среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми и подростками (письмо правительства Оренбургской области от 15.03.2011 г. № 05/16-166). Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Оренбургской области, а также индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (утверждено решением заседания КДН и ЗП правительства Оренбургской области 27 февраля 2012 г., протокол № 1). Концепция «Воспитание оренбуржца XXI века» (утв. решением коллегии министерства образования области от 26 мая 2006 г.). Приказ министерства образования Оренбургской области от 24.04.2008 г. № 01/20-626 «Об организации постоянного учета и контроля занятости воспитанников УДОД, состоящих на всех видах профилактического учета и/или находящихся в социально опасном положении».Приказ министерства образования Оренбургской области от 29.08.2011 г. № 01/20 – 1124 «О базовых (опорных) площадках по внедрению и апробации спецкурсов по основам православной культуры в рамках ФГОС (с 1-го класса)». Памятка «Если вашим детям угрожает опасность», разработанная следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Оренбургской области. Методические рекомендации по предупреждению жестокого обращения с детьми и оказанию помощи несовершеннолетним в случаях жестокого обращения с ними (разработаны ГБУ «Региональный Центр развития образования Оренбургской области» в апреле 2012 года).
^
образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию
внеурочной деятельности в рамках
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
 Устав образовательного учреждения. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. Договор образовательного учреждения с учредителем. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений). Положение о формах самоуправления образовательного учреждения. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»). Должностные инструкции работников образовательного учреждения. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например: Положение об учебном кабинете. Положение об информационно-библиотечном центре. Положение о культурно-досуговом центре. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
^
повышения профессиональной квалификации
классного руководителя
Методические рекомендации
по организации повышения
профессионального мастерства
классных руководителей
Система образования вынуждена оперативно реагировать на вызовы времени, и возможно это только при условии высокой компетентности педагогических работников.Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает его готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.Залог успеха при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования заключается в проектировании новых задач по развитию личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания мира, что в итоге составляет основной результат образования. Вместе с тем решение поставленных задач невозможно без обновления содержания и форм деятельности классного руководителя.В сложившихся условиях актуализируется значимость классного руководителя как высококвалифицированного специалиста, творческой личности, способной к достижениям, умеющей ориентироваться в образовательном пространстве и инновационных процессах.
^ профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.
Повышение профессионального мастерства классного руководителя – одно из приоритетных направлений деятельности районных и школьных методических объединений. Под профессиональным мастерством классного руководителя понимается комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности, который включает в себя:
личностные качества педагога (высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям);
педагогические способности (терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессионально-педагогическая направленность);
профессиональная компетентность (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение организовывать воспитательную, образовательную, развивающую внеучебную деятельность).
Представленные методические рекомендации помогут руководителям районных методических объединений выстроить систему работы с классными руководителями на базе опорных школ, обозначить стратегию движения к новому, повысить уровень профессиональной компетентности.В решении поставленных задач необходимо непосредственное участие:- органов, осуществляющих управление в сфере образования;- районных и городских школьных методических объединений классных руководителей;- образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей;- родительской общественности;- высших учебных заведений.
^
I. Организационный этап
Данный этап включает в себя разработку районных (городских) рекомендаций по повышению профессионального мастерства классного руководителя в соответствии с:- имеющимися ресурсами (кадровыми, материальными, методическими и т.д.); — критериями и показателями качественной деятельности классного руководителя;- программой и (или) тематическими планами внеурочной деятельности классных руководителей.В районных (городских) методических рекомендациях:- определяются формы, методы деятельности;- указываются пути решения данной проблемы;- учитываются региональные и местные (территориальные) условия деятельности;- распределяются обязанности по реализации мероприятий.Критерии и показатели профессионального мастерства классных руководителей представлены в таблице 1.
^
Критерии и показатели профессионального мастерства
классных руководителей
Критерий
Показатели
^
Мотив
• наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя;• направленность на личность как на наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие
— мотивация профессиональной деятельности – методика К. Замфир в модификации А.А. Реана; — карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф. Белоусова; — опросник «Диагностика эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Знания
• о предмете своей деятельности;• о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства;• способность к систематизации и обобщению знаний
анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации, самоанализ
Деятельность
• видение педагогической проблемы и способов её решения;• разработка и реализация программ воспитания коллектива и ученика; • рефлексия деятельности;• самостоятельный творческий и целенаправленный поиск в профессиональной деятельности;• владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;• социальная активность;• устойчивые умения и навыки в профессиональной деятельности
— анкета на выявление удовлетворённости родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ООДТДМ);- анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников
На данном этапе происходит входная диагностика уровня профессионального мастерства классных руководителей. Для его определения целесообразно воспользоваться методиками, представленными в таблице 1, а также методиками А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова, Т.Н. Шамовой и других.На организационном этапе выбираются и обосновываются формы повышения профессионального мастерства классных руководителей, способы подведения итогов обучения, порядок выдачи сертификатов, свидетельствующих о прохождении обучения.С целью организации дистанционного обучения могут быть созданы соответствующие разделы на сайтах районных управлений образования или отдельные сайты для размещения:- планов и программ организации внеурочной деятельности классного руководителя;- форм отчетности;- нормативных документов, регламентирующих деятельность классного руководителя;- конструктов для создания различных видов методической продукции;- информации о проводимых в области массовых и методических мероприятиях, расширяющих возможности творческой самореализации, и повышении мастерства классного руководителя; — сведений об электронных образовательных ресурсах;- сведений о персональном составе классных руководителей с указанием уровня образования и квалификации.
II. Образовательный этап
Данный этап предполагает реализацию программ и (или) тематических планов, направленных на получение и накопление прочных, системных, глубоких знаний, формирование умений и навыков классного руководителя, которые естественным образом используются в профессиональной практике. К работе в качестве лекторов могут быть привлечены специалисты и методисты районных управлений образования, руководители районных методических объединений, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования.Классные руководители получают знания в следующих областях:- нормативно-правовая и программно-методическая деятельность по вопросам воспитания детей и молодежи;- инновации института классных руководителей.
^
— разрабатывают индивидуальные пакеты психолого-педагогических диагностик, необходимые для работы с классом;- создают методические разработки: классных часов, родительских собраний, школьных праздников, конкурсов и викторин, виртуальных экскурсий и др.;- проектируют (моделируют) внеурочную деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;- разрабатывают программу профессионального самообразования классного руководителя и трансляции опыта инновационной деятельности (в том числе с использованием ИКТ).На данном этапе могут использоваться следующие формы повышения профессионального мастерства классных руководителей: семинары-совещания, тренинги, диспуты, круглые столы, практикумы, лекции, деловые игры, лабораторные работы, индивидуальные консультации с использованием ИКТ, творческие (публичные) отчеты, формирование портфолио.Помимо традиционных форм в работе с классными руководителями необходимо активно внедрять современные формы с использованием ИКТ, такие как интернет-конференции, вебинары, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, методический аудит, ярмарки инновационных технологий, программ, проектов, моделей, выставки «Воспитание в XXI веке» и т.п.Предлагаем примерный тематический план и содержание тем по повышению профессионального мастерства классного руководителя. Образовательная деятельность рассчитана на 63 ч. очно-заочного режима с использованием ИКТ. При отсутствии возможности проводить все обучение классных руководителей в очной форме (при непосредственных встречах) следует воспользоваться средствами электронной почты или специального сайта для предоставления материалов обучения.В этом случае необходимо разработать различные виды контроля знаний и умений (тесты, опросники, эссе, творческие работы) и наладить обратную связь.

^ При планировании построения и реализации воспитательной работы как системы следует руководствоваться сложившимися на практике и обоснованными наукой требованиями:- план воспитательной работы должен быть сориентирован на образовательную концепцию ОУ;- план не должен представлять собой бессистемный перечень дел, важно, чтобы в нем был «стержень»;- следует планировать в большей степени не работу с воспитанниками, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую;- план должен быть максимально индивидуализирован, ориентирован на особенности ученического коллектива, его способности, возможности педагогов, социальной микросреды;- необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план дел;- должно быть разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания;- план предусматривает логику построения дел на основе ситуаций жизнедеятельности учащихся, соответствующую логике целей воспитания;- план должен учитывать работу школы с микросоциумом.

^

ознакомление с нормативными документами, определяющими воспитательные задачи школы на современном этапе;

— определение цели и задачи на основе условий воспитания, личностного потенциала учащихся и педагогов;- ознакомление педагогического коллектива с программой воспитания, обсуждение и согласование перспективных дел с педагогами;- анализ работы за прошедший год;- привлечение учащихся, родителей к планированию;- изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и важных дат для воспитания учащихся.

^

— планирование по ключевым делам;- календарное планирование;- план-сетка;- планирование по видам деятельности;- планирование по комплексным программам;- планирование по компонентам базовой культуры личности.

^

Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя:

Шаг 1. Ознакомиться с внешней информацией. Это: нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.

Шаг 2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: программа развития воспитательной системы школы, перспективный план воспитательной деятельности образовательного учреждения, результаты диагностики воспитанности учащихся класса.

^ Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.

Шаг 4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.

Шаг 5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.

Шаг 6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.

Шаг 7. Определить форму представления плана.

Шаг 8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе.

Коллективное планирование (шаг 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час «Перспективы нашей жизни», организационная деятельностная игра «Прогноз», письменный опрос учащихся, ящик или конверт предложений, мозговой штурм и т.д.После координации дел и мероприятий (шаг 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (шаг 7-8), который содержит следующие разделы:- характеристика класса (на диагностической основе);- воспитательные цели и задачи (исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса; должны быть конкретными, реально осуществимыми);- формы и методы работы (сам план);- индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных учеников).Характеристика класса может быть представлена следующим образом:1. Общие сведения о коллективе и история его формирования. Численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, число вновь прибывших учащихся и др.2. Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости и дисциплины, положительные и отрицательные моменты в учебной работе, отношение к ним актива класса и всего коллектива.3. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся. Интересы, коммуникативные и организаторские умения, направленность личности.4. Социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство – СОЕ):а) наличие общей цели деятельности, широта и устойчивость интересов;б) лидеры и актив класса: характеристика (их направленность личности, инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди членов коллектива и на чем он основан и др.); механизм избрания, по каким качествам, наличие в коллективе неформальных лидеров, их влияние на коллектив, взаимодействие с активом класса и др.;в) наличие «отверженных» в коллективе, возможные причины;г) характер взаимоотношений внутри класса и с другими классными коллективами: стремление к общению, коллективному труду.5. Организационное и волевое единство (ОРЕ):а) наличие органов самоуправления, их действенность;б) сплоченность (ценностно-ориентационное единство) коллектива: степень единства мнений при решении разнообразных вопросов, единства действий в совместной деятельности, характер решения вопросов взаимопомощи, отношение к ошибкам, влияние неудач на взаимодействие;в) характер принятия групповых решений: быстрота и легкость в согласовании действий, умение прислушаться к мнению других;г) способность самостоятельно поставить групповые цели, выбрать способ действия, довести дело до конца, изменить в зависимости от ситуации и условий цели и способ действий и др.;д) наличие и взаимодействие микрогрупп.6. Эмоциональное единство (ЭМЕ):а) психологический климат и настроение коллектива;б) характер реагирования на неудачи всего коллектива и отдельных его членов, отношение к негативным проявлениям членов коллектива;в) отношение к критике и самокритика в коллективе.7. Традиции класса: наличие и степень устойчивости.Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.В заключение следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для пользования формы.Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:- традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности, и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);- школьные традиции и традиции класса;- новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.Например, раздел плана воспитательной работы может выглядеть в виде следующей таблицы:

Задача Основныемероприятия Датапроведения Ответственные Работасуч-ся Работаспедагогами Работас родителями, общественностью Отметкао выполнении


Основные мероприятия (формы воспитания) рекомендуется планировать на основе Методического конструктора внеучебной деятельности, разработанного Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО на основе стандартов второго поколения.

Рекомендации

по анализу воспитательной деятельности

в классном коллективе

При организации эффективного воспитательного процесса одно из важных мест занимает аналитическая деятельность классного руководителя.Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной составляющей ее успеха. Он является базисом для осуществления процесса целеполагания и планирования воспитательной работы. Управленческий цикл начинается и заканчивается анализом.

Анализ – это:

— деление целого на части; — описание каждой части;- установление связи между частями и каждой части со всем целым.При проведении анализа воспитательной работы классный руководите должен четко представлять логику педагогического анализа и основное содержание аналитической деятельности.

Этапы осуществления педагогического анализа

Этапы Задачи Содержание
1. Этап предварительной организации и ориентации
Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях. 1. Констатация фактов: знакомство со статистикой, собранной информацией.2. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года.3. Определение контура предмета анализа.
^
Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты. 1. Определение цели анализа.2. Описание целей и задач деятельности.3. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияний на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся.4. Выявление динамики изменений, произошедших в педагогических процессах школы в классах.
^
Установление причинно-следственных связей путем отслеживания. 1. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (определение того, почему проявили себя выявленные факторы, условия).
^
Определение целей и задач дальнейшей деятельности. 1. Определение нерешенных проблем.2. Выделение первоочередных нерешенных проблем.3. Определение направлений дальнейшей деятельности.

Структура анализа итогов учебного года

1. Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики.2. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий).3. Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).4. Причины, вызвавшие появление недостатков.5. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).Таким образом, анализ заканчивается определением целей, задач, основных направлений и содержания воспитывающей деятельности на следующий планируемый период.Осуществлять анализ воспитательного процесса класса в вышеобозначенной логике удобно на основе следующей памятки.

^

к анализу итогов учебного года

1. Какие задачи в воспитании и развитии учащихся вы хотели решить в учебном году?2. Что для этого вы намечали сделать, как педагог-воспитатель?3. Какие задачи вам удалось решить, что этому способствовало, почему?4. Какие задачи оказались не решены? Что этому препятствовало? Почему?5. Как решение задач отразилось на развитии учащихся? Какие появились положительные тенденции в развитии детей? Какие положительные тенденции появились в их воспитанности?6. Какими результатами своей деятельности вы не удовлетворены, хотели бы улучшить? Что намечаете для этого сделать?7. Результаты анализа являются основанием для планово-прогностической деятельности классного руководителя на будущий период.

Номенклатура дел классного руководителя

по работе с классом

Название Содержание Примечание
1 «Планы работы классного руководителя с классом». 1. Учебный план класса.2. План воспитательной работы с классом.3. Циклограмма классного руководителя.4. Планы индивидуальной работы с учащимися.5. Планы профилактической работы.6. План работы с родителями.7. Расписание уроков и звонков. Ведется накопительно за весь период работы.
2 «Нормативные документы по работе классного руководителя». 1. Положение о деятельности классного руководителя.2. Должностная инструкция.3. Правила внутреннего распорядка для учащихся.4. Инструкции по технике безопасности.5. Закон РФ «Об образовании».6. Заявление. Документы, касающиеся непосредственно организации образовательного процесса и прав ребенка.
3 «Социально-педагогический паспорт класса». 1. Общие рабочие сведения о классе.2. Этапы творческого роста и достижений класса.3. Валеологический мониторинг класса, сведения о здоровье учащихся класса.4. Индивидуальные социально-педагогические карточки.5. Результаты учебных достижений учащихся (сравнительный анализ по четвертям и результатам года).6. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.7. Сведения об общественной нагрузке и участии учащихся в делах класса.8. Социальный паспорт класса.9. Социальная карта класса.10. Персональный учет в классе.
4 «Документы по организации и проведению каникулярного отдыха учащихся». 1. Планы работы на каникулы.2. Информация об отдыхе учащихся.3. Аналитические записки об отдыхе учащихся.
5 «Аналитические и отчетные материалы». 1. Анализ работы за полугодие.2. Анализ работы за год.3. Анализ работы с проблемными детьми.4. Анализ работы с родителями.
6 «Работа с родителями». 1. Развернутые данные о родителях.2. Список детей, чьи родители находятся на выезде.3. Данные о семьях особой группы.4. План работы родительского комитета.5. Календарно-тематический план родительских собраний.
7 «Результирующие документы и материалы». 1. Результаты срезов и контрольных работ.

2. Средние баллы и рейтинги.

^

4. Акты, копии докладных записок.

5. Копии грамот и свидетельств учащихся.

^

Документы носят закрытый характер, папка хранится отдельно, выдается по требованию администрации.
8 «Методические

материалы».

1. Разработки классных часов.

^

3. Планы-конспекты родительских собраний.

9 Индивидуальные портфолио учащихся. По установленной учебной частью форме.
10 Презентационное портфолио. 1. Общая характеристика класса и классная фотография.

2. Краткая история класса.

3. Страничка первого учителя и классного руководителя.

4. Странички учителей, работающих в классе.

5. Странички учеников.

6. Достижения класса с приложением копий грамот.

7. Фотоальбом класса (самые интересные события).

^

Презентационная информация, красиво оформленная и содержащая основные данные класса, учителей, детей, регулярно дополняемая, по которой можно судить, как изменяется класс. В итоге сдается на хранение в школе.

^

внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС

На федеральном уровне Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции). Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции». Указ Президента РФ «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 599. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271). Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 г.). Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 г. № 22540). Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 г. № 19707). Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 22.09.2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 г. № 15785). Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (вместе с «Положением о Координационном совете при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (утв. распоряжением Минобрнауки РФ от 06.07.2010 г. № НД-1/03). Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (утв. приказом Министерства образования РФ № 619 от 28.02.2000 г.) Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 6 октября 2005 г. № АС-1270/06). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков), утверждена в 2009 г. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. № МД-1197/06). Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования (письмо Министерства образования РФ от 17 сентября 2001 г. № 22-06-1222). Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 14 мая 2004 г. № 14-51 -131). Совместные рекомендации Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению в ОУ правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 г. № ВФ – 1376/06). Совместные рекомендации МВД России и Минобрнауки России «О взаимодействии органов управления образованием, образовательных учреждений и органов внутренних дел в организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних» (письмо Минобрнауки России от 7.02.2008 г. № 06-348). Методические рекомендации Минобрнауки России «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (письмо Минобрнауки России от 10.03.2009 г. № 06-224). Методические рекомендации ГИБДД РФ и Минобрнауки России о взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма от 16 марта 2009 г. № ИК-174/06. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения (разработаны в 2011 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России, письмо Минспорттуризма России от 07.04.2011 г. № ВМ-05-07/1825). Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168). Информация о действующих в России линиях помощи детям и их родителям в случаях интернет-угроз (письмо Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации от 23.06.2011 г. № 796-ЕК-МГ). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., № 19682). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., № 19676). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., № 4594). СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., № 19993).

^

 Закон Оренбургской области от 15.09.2008 г. № 2382/500-IV-O3 «Об основах профилактики правонарушений в Оренбургской области». Закон Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 3279/760-1V-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области». Закон Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 3280/76l-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 г. № 4330/1017- IV-ОЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области». Указ губернатора Оренбургской области от 28.02.2008 г. № 35-ук «О создании единого областного межведомственного банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении». Указ губернатора Оренбургской области от 25 мая 2010 г. № 83-ук «Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации законов Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 3279/760-IV-O3 «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области» и от 1 октября 2003 г. № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». Порядок взаимодействия и обмена информацией между органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по предупреждению несчастных случаев, суицидов среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми и подростками (письмо правительства Оренбургской области от 15.03.2011 г. № 05/16-166). Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Оренбургской области, а также индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (утверждено решением заседания КДН и ЗП правительства Оренбургской области 27 февраля 2012 г., протокол № 1). Концепция «Воспитание оренбуржца XXI века» (утв. решением коллегии министерства образования области от 26 мая 2006 г.). Приказ министерства образования Оренбургской области от 24.04.2008 г. № 01/20-626 «Об организации постоянного учета и контроля занятости воспитанников УДОД, состоящих на всех видах профилактического учета и/или находящихся в социально опасном положении».Приказ министерства образования Оренбургской области от 29.08.2011 г. № 01/20 – 1124 «О базовых (опорных) площадках по внедрению и апробации спецкурсов по основам православной культуры в рамках ФГОС (с 1-го класса)». Памятка «Если вашим детям угрожает опасность», разработанная следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Оренбургской области. Методические рекомендации по предупреждению жестокого обращения с детьми и оказанию помощи несовершеннолетним в случаях жестокого обращения с ними (разработаны ГБУ «Региональный Центр развития образования Оренбургской области» в апреле 2012 года).

^

образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию

внеурочной деятельности в рамках

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

 Устав образовательного учреждения. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. Договор образовательного учреждения с учредителем. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений). Положение о формах самоуправления образовательного учреждения. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»). Должностные инструкции работников образовательного учреждения. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например: Положение об учебном кабинете. Положение об информационно-библиотечном центре. Положение о культурно-досуговом центре. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.

^

повышения профессиональной квалификации

классного руководителя

Методические рекомендации

по организации повышения

профессионального мастерства

классных руководителей

Система образования вынуждена оперативно реагировать на вызовы времени, и возможно это только при условии высокой компетентности педагогических работников.Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает его готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.Залог успеха при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования заключается в проектировании новых задач по развитию личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания мира, что в итоге составляет основной результат образования. Вместе с тем решение поставленных задач невозможно без обновления содержания и форм деятельности классного руководителя.В сложившихся условиях актуализируется значимость классного руководителя как высококвалифицированного специалиста, творческой личности, способной к достижениям, умеющей ориентироваться в образовательном пространстве и инновационных процессах.

^ профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.

Повышение профессионального мастерства классного руководителя – одно из приоритетных направлений деятельности районных и школьных методических объединений. Под профессиональным мастерством классного руководителя понимается комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности, который включает в себя:

  • личностные качества педагога (высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям);
  • педагогические способности (терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессионально-педагогическая направленность);
  • профессиональная компетентность (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение организовывать воспитательную, образовательную, развивающую внеучебную деятельность).

Представленные методические рекомендации помогут руководителям районных методических объединений выстроить систему работы с классными руководителями на базе опорных школ, обозначить стратегию движения к новому, повысить уровень профессиональной компетентности.В решении поставленных задач необходимо непосредственное участие:- органов, осуществляющих управление в сфере образования;- районных и городских школьных методических объединений классных руководителей;- образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей;- родительской общественности;- высших учебных заведений.

^

I. Организационный этап

Данный этап включает в себя разработку районных (городских) рекомендаций по повышению профессионального мастерства классного руководителя в соответствии с:- имеющимися ресурсами (кадровыми, материальными, методическими и т.д.); — критериями и показателями качественной деятельности классного руководителя;- программой и (или) тематическими планами внеурочной деятельности классных руководителей.В районных (городских) методических рекомендациях:- определяются формы, методы деятельности;- указываются пути решения данной проблемы;- учитываются региональные и местные (территориальные) условия деятельности;- распределяются обязанности по реализации мероприятий.Критерии и показатели профессионального мастерства классных руководителей представлены в таблице 1.

^

Критерии и показатели профессионального мастерства

классных руководителей

Критерий Показатели ^

Мотив

• наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя;• направленность на личность как на наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие — мотивация профессиональной деятельности – методика К. Замфир в модификации А.А. Реана; — карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф. Белоусова; — опросник «Диагностика эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна

Знания

• о предмете своей деятельности;• о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства;• способность к систематизации и обобщению знаний анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации, самоанализ

Деятельность

• видение педагогической проблемы и способов её решения;• разработка и реализация программ воспитания коллектива и ученика; • рефлексия деятельности;• самостоятельный творческий и целенаправленный поиск в профессиональной деятельности;• владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;• социальная активность;• устойчивые умения и навыки в профессиональной деятельности — анкета на выявление удовлетворённости родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ООДТДМ);- анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников

На данном этапе происходит входная диагностика уровня профессионального мастерства классных руководителей. Для его определения целесообразно воспользоваться методиками, представленными в таблице 1, а также методиками А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова, Т.Н. Шамовой и других.На организационном этапе выбираются и обосновываются формы повышения профессионального мастерства классных руководителей, способы подведения итогов обучения, порядок выдачи сертификатов, свидетельствующих о прохождении обучения.С целью организации дистанционного обучения могут быть созданы соответствующие разделы на сайтах районных управлений образования или отдельные сайты для размещения:- планов и программ организации внеурочной деятельности классного руководителя;- форм отчетности;- нормативных документов, регламентирующих деятельность классного руководителя;- конструктов для создания различных видов методической продукции;- информации о проводимых в области массовых и методических мероприятиях, расширяющих возможности творческой самореализации, и повышении мастерства классного руководителя; — сведений об электронных образовательных ресурсах;- сведений о персональном составе классных руководителей с указанием уровня образования и квалификации.

II. Образовательный этап

Данный этап предполагает реализацию программ и (или) тематических планов, направленных на получение и накопление прочных, системных, глубоких знаний, формирование умений и навыков классного руководителя, которые естественным образом используются в профессиональной практике. К работе в качестве лекторов могут быть привлечены специалисты и методисты районных управлений образования, руководители районных методических объединений, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования.Классные руководители получают знания в следующих областях:- нормативно-правовая и программно-методическая деятельность по вопросам воспитания детей и молодежи;- инновации института классных руководителей.

^

— разрабатывают индивидуальные пакеты психолого-педагогических диагностик, необходимые для работы с классом;- создают методические разработки: классных часов, родительских собраний, школьных праздников, конкурсов и викторин, виртуальных экскурсий и др.;- проектируют (моделируют) внеурочную деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;- разрабатывают программу профессионального самообразования классного руководителя и трансляции опыта инновационной деятельности (в том числе с использованием ИКТ).На данном этапе могут использоваться следующие формы повышения профессионального мастерства классных руководителей: семинары-совещания, тренинги, диспуты, круглые столы, практикумы, лекции, деловые игры, лабораторные работы, индивидуальные консультации с использованием ИКТ, творческие (публичные) отчеты, формирование портфолио.Помимо традиционных форм в работе с классными руководителями необходимо активно внедрять современные формы с использованием ИКТ, такие как интернет-конференции, вебинары, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, методический аудит, ярмарки инновационных технологий, программ, проектов, моделей, выставки «Воспитание в XXI веке» и т.п.Предлагаем примерный тематический план и содержание тем по повышению профессионального мастерства классного руководителя. Образовательная деятельность рассчитана на 63 ч. очно-заочного режима с использованием ИКТ. При отсутствии возможности проводить все обучение классных руководителей в очной форме (при непосредственных встречах) следует воспользоваться средствами электронной почты или специального сайта для предоставления материалов обучения.В этом случае необходимо разработать различные виды контроля знаний и умений (тесты, опросники, эссе, творческие работы) и наладить обратную связь.

планово-прогностической деятельности классного руководителя,инновации института классных руководителей,повышении мастерства классного руководителя,персональном составе классных руководителей,календарно-тематический план родительских собраний,основе стандартов второго поколения,обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности,план предусматривает логику построения,формах самоуправления образовательного учреждения,концепция духовно-нравственного развития

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …