План. Конкуренция и рынок. Антимонопольная политика государства. Основные направления антимонопольной деятельности. Антимонопольное регулирование деятельности хозяйственных структур

на товарных рынках.План.1. Конкуренция и рынок.2.Антимонопольная политика государства. Основные направления антимонопольной деятельности. 3. Антимонопольное регулирование деятельности хозяйственных структур. 4. Монополизация мировых рынков.
1. Конкуренция и рынок.
Основными регуляторами рыночной экономики являются соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара на национальных рынках, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико, если товар по своему характеру не является товаром ограниченного применения. В этом случае количество изготовителей ограничено и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей, которое осуществляется на основе слияний, поглощений или объединения отдельных предприятий, создании картелей, ассоциаций, сговора и т.д.На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено поведением отдельных фирм на рынке.В экономике "свободной конкуренции" товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта, которая является объективной движущей силой экономического развития, создает стремление увеличить прибыль, стимулы к росту объемов производства, насыщению рынка, повышению качества товаров — более полному удовлетворению требований потребителей, снижению цен.Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция) приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям, следст-вием которых является монопольно высокие цены, уменьшение количества товара на рынках, снижение его качества и степени удовлетворения потребностей.Состояние конкурентной среды зависит от уровня развития экономики, культуры и цивилизованности рыночных отношений, опыта их функционирования, соблюдения законодательства участниками рынка и качества функционирования исполнительной антимонопо-льной системы. Эти положения призваны создавать конкурентные условия для всех хозяйствующих субъектов, ограничивать не разрешенные законом способы получения дополнительной или монопольно-высокой прибыли.
Ценообразование и монополии.
Цены
производитель
потребитель
Объемы продаж;
Доходы (+,-);
Доходы бюджета.
Проявляются зависимости:
-объемов реализации от уровня цен;
-уровня цен, доходов монополии и покупателя;
-налоговых поступлений в бюджет в зависимости от отчислений монополий и потребителей их товаров.

Монополия
Дикий – монополизация – современный
Свободный
РынокКонкуренция Монопольные Олигополияцены

Конкурентное поле формируется в условиях:-тенденций развития свободной конкуренции – декларируется, но противоречит реалиям;-развития монополизированного капитала – объективно существует как процесс концентрации капитала. Его объективность и эффективность в определенных условиях в настоящее время признается как одно из реальных направлений будущего развития мировой экономики;
-функций государства как регулятора экономики – проявляющихся в условиях реструктуризации экономики и кризиса. Цель государства — максимизация экономических результатов в интересах потребителей, создает эффективное поле отношений конкуренции. Оно зависит от уровня исходной или сложившейся концентрации производства товаров и услуг.

Отношения конкуренции присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой в различных сочетаниях.Конкурентная монополия Олигополия Монополия Свободнаяконкуренция
Свободные взаимо отношения многих производителей и потребителей товара Борьба за своего по купателя массового товара с дифференц-ированными потреб-ительск. свойствами Рынок нескольк-их крупных про-изводителей това ров массового потребления Ценовой диктат крупного товаро-производитея при отсутствии конкуренции
Движущая сила-конкурен-тная борьба то варорпоизводи-телей за увелич-ение массы пр-ибыли.Стремле-ние увеличить прибыль ведет к росту объемов производства и качества товара товаров Направлена на удовлетво-рение индиви-дуальных пот-ребностей покупателей при опреде-ленной дивер-сификации производства Создает условия для развития высокотехноло-гичных капиталоемких производств, как правило, товаров широкого применения Отсутствие конкуренции по экономичес-кимм (захват рынка) или технологичес-ким причинам (нецелесообраз-ность создания конкурирую-щих производств.

Крупные корпорации-тяготеют к монополизации рынков;-используют Закон прибавочной стоимости;-тяготеют к сговору, создавая монопольную олигополию;-используют возможности соединения силы власти (государства) и силы капитала.

-товарные, представляющие собой перечень взаимозаменяемых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной потребности потребителей. Взаимозаменяемость оценивается самими потребителями на основе социологического опроса;
-географические — определяющие географическую зону реализации товара, имеющую равные условия реализации. В антимонопольной практике США эта зона определяется, исходя из возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях по цене, не превышающей 5% в пределах границ и отсутствия таких возможностей за их пределами.

Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля, применяемый в системе регулирования рынков:n 2ННI = S (А) ;1 iгде: А — доля i-ой компании в % на рынке определенного товара;n — количество компаний на рассматриваемом рынке.Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, HHI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят ННI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.

Коэффициент концентрации (CR), представляющий собой сумму долей (в процентах) принятого в анализе количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:1-й — высококонцентрированные олигополии. CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;
2-й — умеренно концентрированные олигополии при 50%3-й — низкоконцентрированные олигополии при 35%4-й — неконцентрированный рынок при CR-4В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» монополизированным признается рынок с долей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанной экономическими и/или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более. В интервале между 35% и 65% использование доминирующего положения должен доказать ФАС. Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается. В экономически развитых странах доминирует рынки: монополизированные, олигополистические и конкурентной монополии. Товарные рынки свободной конкуренции достаточно редки.Стремление к монополизации рынков – объективное развитие рыночных отношений, связанное с возможностями получения более высоко прибыли при равных условиях производства по сравнению с конкурентным рынком. В государствах с традиционно функционирующей рыночной экономикой процессы явной и неявной монополизации имеют место. Поэтому государственное противодействие монополизации рынков или развития конкуренции – одна из важнейших проблем государственного регулирования рыночных отношений. Государство призвано соблюдать ценовое и производственное равновесие между конкуренцией и монополизацией.Россия отличается от развитых капиталистических стран ускоренными рыночными преобразованиями крупного централизованного производства, которые неизбежно приводят к:-искажению сложившихся в мировой экономической науке теоретических представлений об оптимальных рыночных отношениях; -более сильным экономическим приоритетам крупных хозяйственных структур;-отсутствию истории развития конкуренции;-отсутствию отработанной системы поддержки конкуренции.
Для экономики России эффективная рыночная трансформация — сложный экономический процесс, который невозможно ускорить примитивной передачей собственности в частные руки без ущерба для уровня социально-экономического страны. Поэтому, недостаточное развитие конкуренции на рынках России в какой-то мере объективно. Оно отражает экономическую, технологическую и юридическую неподготовленность перехода к рыночным отношениям вообще, постановку утопической задачи — перехода к свободному рынку сразу от государственного монополизма. Такой переход практически невозможен. Это подтверждается историей рыночной трансформации России.
Несмотря на декларацию этого пути развития демонополизации рынков России в ожидавшейся степени не произошло. Более того, на основе разрушения государственной монополии возникла и существует явная тенденция сохранения монополии как в явном, так и неявном виде, имеет место создание олигополии на всех важнейших рынках стратегических товаров сырьевой и обрабатывающей промышленности, особенно на энергетических, нефтяных, металлургических, нефтехимических и др. рынках. Это соответствует мировой тенденции, но осуществлялось на другой экономической базе – приватизации, присвоения, перераспределения государственной собственности и сохранении сфер влияния. В ее создании российский капитал участия не принимал. Он эксплуатирует собственность, национальные ресурсы и присваивает результаты деятельности, скрывает доходы и уходит от уплаты налогов.

Монополизация рынков — объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей.Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные экономические последствия были отмечены в США во второй половине XIX веке, когда начали создаваться крупные национальные монополии (например, United Steel или Standard Oil). В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые законодательные акты по защите конкуренции.

Закон Шермана, принятый в 1890 году. В соответствии с ним запрещается:-тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность;-монополизация рынка и попытки его монополизации.
(1914 г.), в соответствии с которым запрещаются все попытки "ограничительной" практики корпораций на рынке:
-дискриминация потребителей в ценах (установление для различных потребителей различных цен);-переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке;-и другие операции, если их результатом может быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности.

-дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или ущемление или уничтожение конкуренции, или создание монополии в любой области торговли, равно как и создание препятствий для конкуренции».

Поправка к Закону Клейтона 1950 г., вызванная развитием фондовых рынков. Содержит:
-запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков: "Никакая корпорация, занятая в той или иной области не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии".Этими актами были выработаны основные направления антимонопольной деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними меры принимаются:-против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке;-против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции ( слияние, поглощение и т.д.).
Были образованы органы государственного контроля за деятельностью монополий: Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее образовании был принят в 1914 г. После второй мировой войны аналогичные органы образуются в других странах, например, Комиссия по справедливой торговле Великобритании, Японии.

В процессе государственного противодействия монополиям была отмечена необходимость администра-тивной и юридической самостоятельности антимоно-польных органов, их независимость от других органов государственного управления. Они должны быть проводниками экономической политики государства только на основе принятых законов. Правда, на практике в России это положение в полной мере не соблюдается.

Закон России «О конкуренции на товарных рынках» с 2006 года «Закон о защите конкуренции» 135-ФЗ от 26.07.2006 признается теоретически наиболее проработанным, но не отражающим реалии экономического развития.
Основные статьи Закона.
Статьи Закона

Ст.5 Злоупотребление хозяйствующих субъектов (ХС) доминирующим положением на рынке.
Действия ХС (группы лиц), занимающих доминирующее положение на рынке какого-либо товара, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, и/или ущемление интересов других ХС или физических лиц. К таким действиям, в частности, относятся:изъятие товаров из обращения с целью создания или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, либо повышение цен;навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);включение в договор дискрими-нирующих условий, которые ставят контрагента в неравные положения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами или необоснованный отказ от заключения договора;создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;установление монопольно-высоких (низких) цен и др.
Ст.6. Соглашения или согласованные действия ХС, ограничивающие конкуренцию.
1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих ХС (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. К таким соглашениям ( согласованным действиям ) относятся:установление (поддержание) цен, (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;раздел рынка по территориальному принципу, по объемам
Ст.7 Акты и дейс-твия федеральных, субъектов Федера-ции, органов власти или местного само-управления, напра-вленные на ограни-чение конкуренции.
принимать акты и (или) совершать действия, ограничиваю-щие самостоятельность ХС, создающие дискриминирующие одним или благоприятные условия деятельности другим отдельным ХС, если они приводят к ограничению конкуренции и/или ущемлению интересов ХС или граждан;вводить ограничения на создание новых ХС, устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство отдельных видов товаров, за исключением случаев, установленных российским законодательством. Эти ограничения устанавливаются перечнем лицензируемых видов деятельности;устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен), приобретение товаров из одного региона Российской Федерации в другие или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, обмен, покупку) товаров.Органам власти и управление запрещено давать ХС указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации приоритетов.
Запрещено необоснованно предоставлять отдельному (отдельным) хозяйствую-щим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим ХС, работающим на рынок того же товара. Предоставление льгот отдельному ХС требует согласования с федеральными антимонопольными органами.
Ст.8 Соглашения (согласованные действия) федера-льных органов исп-олнительной влас-ти, субъектов Феде-рации и органов местного самоупра-вления, ограничива-ющие конкуренцию
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительны-ми достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъ-ектов Федерации и органов местного самоуправления между собой либо с ХС, которые могут привести к огра-ничению конкуренции или ущемле-нию интересов ХС или граждан, в том числе, направленные на:повышение, снижение или поддержание цен и тарифов;раздел рынка по территориальному или другим признакам;ограничению доступа на рынок или устранению с рынка отдельных ХС.
Ст.11.

Ст.14.32 КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность:- для должностных лиц — в виде административного штрафа в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет; — для юридических лиц — в виде административного штрафа в размере от 1 до 15 % размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (т.н. «оборотный» штраф).
Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган о фактах соглашений или согласованных действий, ограничива-ющих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, освобожда-ется от административной ответст-венности (см. примечание к статье 14.32 КоАП РФ).

Оцените статью
Добавить комментарий