Подвижническую деятельность Петра Могилы

Фигура Петра Могилы нельзя обойти, исследуя историю образования, науки, книгопечатания, искусства, церковного и политической жизни не только Украины, но и всей Восточной Европы за прошедшие четыре века. но прежде всего вся его деятельность объективно была направлена ​​на духовное объединение украинского народа, сближение различных конфессий, уничтожая друг друга общественных состояний и группировок с тем, чтобы все они могли осознать общенациональный интерес и достичь общего блага нации. Ведь без такого единства невозможно был не только сопротивление иностранному угнетению, но и развитие собственного украинского дома.
Именно поэтому служила основана Могилой 1632 деятельность коллегии, которая впоследствии стала академией. В течение почти
двух веков она была духовным центром украинского народа. Богословские, философские, естественные, государственно-политические, этические и эстетические идеи, которые здесь формировались и выкладывались, распространялись ее профессорами, студентами и воспитанниками по всей Украине. Они связаны с культурой барокко, которая, компенсируя НЕ пройденные здесь этапы интеллектуального развития, сочетающей элементы схоластики с приобретением Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения.
Такое же направление, что объективно служило духовному объединению украинского народа, было присуще и деятельности
типографии Киево-Печерской Лавры и ее ученого кружка, которые на протяжении многих лет возглавлял Петр Могила. хотя тогда на украинских землях уже действовало 25 типографий и 7 бумажного, которые обеспечивали их работу, Лаврская типография
была самой большой и мощной. Через тиражируемые им книги немало гуманистических идей украинской элиты
распространялись по всей Украине, становились достоянием широкого круга читателей в самых ее уголках. По сравнению со своими предшественниками Могила значительно расширяет использование традиций украинской живописи и графики в оформлении книг, обращаясь одновременно и к лучшим западным образцам, прежде всего издателей из Венеции. В предисловиях, посвящениях, послесловиях к книгам обсуждаются важные вопросы украинской истории, духовного и политической жизни, культуры.
И самое главное — в этих книгах во времена Могилы значительно больше, чем в предыдущие сутки, стали использоваться
слова разговорного украинского языка. Могилы вели свою родословную от Муция Сцеволы, чьи потомки вроде перешли из Рима в Грецию, а оттуда в молдавско-Вольски земли. Правда, в истории есть и другое свидетельство, согласно которому молдавский воевода Стефан IV
в год Могилой герольда Пуригу за его смелость и преданность, а также за то, что в битве с венграми 1486 p.
был хорошим пагортом (могилой), на которую он опирался. Так или иначе, а род Могил действительно был давний и уважаемый в Молдове. И в то время, когда 21 декабря 1596 p. в
молдавского господаря Симеона Могилы и Семиградский княжны Маргарет родился сын, которого назвали Петром, род
этот попал в большую беду. Симеон погиб в жестокой борьбе за власть, и княжна вместе с сыном пришлось покинуть Молдову и перебраться в Польшу, где была принята родственниками — князьями Стефаном Потоцким, Самуилом
Корецким и Михаилом Вишневецким. Все трое были женаты на дочерях деда Петра Могилы — Иеремии, хозяина
Молдовы. Семейство Могил придерживалось православия и мало тесные связи с Львовским братством, постоянно помогало ему средствами, услугами в строительстве. И когда после ухода Молдовы встал вопрос, где учиться Петру, ответ уже был готов: во Львовской братской школе. Кстати, именно в это время во Львовской иезуитской коллегии учился другой будущий деятель Украины-Зиновий (Богдан) Хмельницкий. Может, тогда они и познакомились, ибо в последующие времена относились друг к другу с уважением и пониманием.
Ректором школы был тогда Иов Борецкий. И, может, именно поэтому Киевская митрополия обязан тем, что
Петр Могила связал свою судьбу именно с ней. Дальнейшую образование Могила получил в европейских университетах, затем учился «рыцарском искусству и благородным
делам »при дворе коронного канцлера и гетмана Станислава Жолкевского, который был его опекуном. Он был с
им и в печально знаменитой Цецорской битве летом 1620 p., во время которой погиб Жолкевский и в которой, между другим, погиб отец Богдана Хмельницкого Михаил, а сам Богдан попал в плен. Поэтому снова пересеклись пути Хмельницкого и Могилы.
Неудача при Цецори НЕ охладила Могилу, и через год он снова сталкивается с турками и татарами под Хотином. В
одном из документов засвидетельствовано, что Петр Могила «охоту к услуги Речи Посполитой противно Солтановой Османов, царю турецкому, главном неприятеловы тое Речи Посполитой и всего христианства осведчал ». благодаря запорожским казакам, которых возглавлял Петр Сагайдачный, турки потерпели в этой битве поражение. И православный
Могила не мог не радоваться этому.
Посвящение Петра Могилы состоялось в декабре 1627 p. В это время ему исполнилось тридцать лет, и в таком возрасте избрания на такую ​​высокую церковную должность осуществлялось ли не впервые. Очевидно, в этом необходимо видеть ряд обстоятельств: поддержка Борецкого и влиятельных благородных семей, исповедующих православную веру, его предварительное иночество, которое положительно повлияло на лаврской братии.
Претендентом он был не одним, однако, хотя и незначительным количеством голосов, преимущество было предоставлено Петру Могиле.
В 1628 p. польский король Сигизмунд III утвердил Могилу на этом посту. Петр Могила продолжает деятельность по упорядочению и повышению культуры православного богослужения. С этой целью в 1640 p. он созвал в Киеве собор, на который пригласил НЕ лище духовных лиц, но и светских, в основном
членов братств.

Оцените статью
Добавить комментарий