Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами

Министерство образования РФ
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе
к работе с детьми-сиротами
13.00.08 – теория и методика профессионального образованияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель:доктор педагогических наук,профессор Байбородова Л. В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
…………………………………… 11§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
………………………………………………163
Приложения……………………………………………………………… 179
Введение
Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует форми­рованию у него автономности, инициативности, половой идентично­сти и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъек­том межличностных отношений и сформироваться в зрелую лич­ность. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагоги­ческой помощи и поддержки детей-сирот, которую смогут обеспечить специально подготовленные кадры.Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоя­щее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации де­тей-сирот, их адаптацию к жизни в обществе. На наш взгляд, данную задачу можно решить в рамках обучения студентов по специальности “Социальная педагогика”.Проблемам профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образо­вания посвящены труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, Н.Ю. Клименко, Р.М. Куличенко, Т.В. Лодкиной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Л.Е. Никитиной, С.В. Тетерского и др.Важную роль имеют труды по общим вопросам профессио­нальной подготовки учителя О.А. Абдуллиной, Н.И. Болдырева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сласте­нина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др.Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имели работы, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, И.В. Дубровиной, Л.Г. Жеду­новой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Тол­стых, И.А. Фурманова и др.Различным аспектам социального воспитания детей, остав­шихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байборо­довой, Н.П. Ивановой, А.М. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рож­кова, Г.В. Семья, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др.Если содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами достаточно активно разрабатывается, то проблема подго­товки студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми-сиротами специально никем не исследовалась.
Вышеизложенное обусловливает следующие противоречия:
между потребностью общества решать проблемы социального воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с ними;
между необходимостью специальной подготовки социальных пе­дагогов к воспитанию детей-сирот, определяемой особенно­стями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспе­чения подготовки кадров данного профиля социально-педагоги­ческой деятельности.
Противоречия определили проблему исследования: каковы цели, содержание, формы и условия подготовки будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами?
: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
: процесс подготовки студентов к социально-педагогической ра­боте с детьми-сиротами в рамках специальности “Социальная педа­гогика”.
: комплекс педагогических средств подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Гипотеза исследования. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с детьми-сиротами будет эффективной, если
обучение студентов организуется на старших курсах в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”, выбору которой предшествует практическая работа студентов с детьми-сиротами;
осуществляется оценка пригодности студентов к работе с детьми-сиротами на основе сочетания профессиональных проб и рефлексии в процессе учебно-практической и добровольческой деятельности;
при определении целей, задач, содержания и форм подготовки будущих социальных педагогов в вузе учитываются особенности социализации детей-сирот, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами;
подготовка студентов представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональной педагогической позиции, которая характеризуется установкой на сотрудничество с детьми-сиротами и профессиональной компетентностью по данному профилю социально-педагогической деятельности.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом ас­пекте;
охарактеризовать особенности социально-педагогической дея­тельности с детьми-сиротами;
обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со­держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиро­тами;
выявить педагогические условия подготовки студентов педагоги­ческого вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
исследования явля­ются идеи гуманистической педагогики (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.), современные концепции социализации (Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.), философские и психолого-педагогические тео­рии развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теории педагогической деятельности и концепции развития личности педагога (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.); идеи воспи­тания детей-сирот (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жеду­нова, М.И. Рожков, Л.М. Шипицына и др.).
. Теоретические — анализ литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические — изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, опрос, на­блюдение, беседа, изучение результатов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа.
Использовались педагогические измерения и компьютерная об­работка эмпирических данных.
: институт педагогики и психологии Яро­славского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, детские дома и интернаты Ярославской области, заго­родные лагеря отдыха Ярославской области, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Высшая школа социаль­ной работы им. А. Соломон (Германия, г. Берлин), Школа для под­готовки приемных родителей (Германия, г. Берлин).
На первом этапе (1997 – 1999гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по данной проблеме, анализировался оте­чественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, разрабатывались основные теоретические поло­жения исследования, накапливался эмпирический материал в про­цессе работы с педотрядом, выявлялись особенности социально-пе­дагогической работы с детьми-сиротами, были определены цели, за­дачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (1999 – 2000 гг.) проводилось опытно-экспе­риментальное исследование, осуществлялись разработка и апробация про­грамм по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”.
На третьем этапе (2000 — 2002 гг.) продолжались опытно-экспериментальная работа, подготовка студентов специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами, анализировались и обобщались полученные результаты, формулирова­лись выводы исследования.
исследования обеспечивается выбо­ром методологических позиций, опирающихся на данные философ­ской, социально-педагогической, психолого-педагогической литера­туры, использованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предмету; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, получе­нием конкретной позитивной динамики подготовленности студентов к работе с детьми-сиротами в процессе обучения в вузе.

обоснована модель подготовки студентов педагогического вуза специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиро­тами;
разработаны критерии и показатели подготовленности социаль­ных педагогов к работе с детьми-сиротами;
определены сущность, структура, содержание и формы подго­товки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
выявлены педагогические условия и средства подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
заключается в том, что конкретизировано содержание понятия “сиротство” в соци­ально-педагогическом аспекте; выявлены проблемы и тенденции подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами в отечествен­ном и зарубежном опыте.
состоит в том, что разработаны методика диагностирования уровня подготовленности социальных педагогов к работе с детьми-сиротами; учебный план и программы обучения студентов специальности “Социальная педагогика” по специализации “Социально-педагогическая деятельность в дет­ских домах и учреждениях интернатного типа”; подготовлен спецкурс “Теоретико-методические основы соци­ально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попече­ния родителей”, для направления 540600 “Педагогика”.

обоснование специфики социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, которая обусловлена особенностями социализации детей-сирот и имеет абили­тационный характер;
модель подготовки студентов к работе с детьми-сиротами по специальности “Социальная педагогика” в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и уч­реждениях интернатного типа”, представляющая собой совокуп­ность взаимосвязанных компонентов: целевого (формирование у студентов установки на сотрудничество с детьми-сиротами; про­фессиональ­ной компетентности по данному профилю социально-педагогиче­ской работы); содержательного (социально-политиче­ская, специально-теорети­ческая, психологическая, социально-правовая, методическая виды подготовки); организационного (этапы подготовки, обусловленные ведущими задачами на каждом из них: на первом – создание условий для профессионального само­определения студентов к работе с детьми-сиротами в рамках общей системы обучения по специальности; на втором – формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятель­ности, в рамках специализации) и аналитико-результативного (оценка при­годности студентов к работе с детьми-сиротами, изучение эффек­тивности подготовки студентов с помощью наблюдения, бесед, ана­лиза, рефлексии);
комплекс педагогических условий подготовки студентов к работе с детьми-сиротами: отбор студентов для обучения по специализа­ции на основе профессиональных проб и рефлексии; интеграция различных видов деятельности студентов (учебная, учебно-практическая, добровольческая, исследовательская); координация действий педа­гогов, участвующих в подготовке студентов; взаимодействие вуза с образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.
заключается в разработке концепции и программы исследования, организации опытной и экспериментальной работы, создании учебно-педагогического комплекса по специализации «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа».
исследования осущест­влялись автором через публикации и выступления, отражающие ре­зультаты исследования, на открытых педагогических чтениях, по­священных К.Д. Ушинскому (1998, 1999); на ежегодных конферен­циях молодых ученых (Ярославль, 1999, 2000); на Московском слете студенческих отрядов (Москва, 1999); на Всероссийской научной конференции “Школа на рубеже веков” (Смоленск, 2000); на семи­наре социальных работников по проблемам работы с детьми деви­антного поведения (Германия, г.Гамбург, 2000); на научной конфе­ренции ученых института педагогики и психологии “Актуальные проблемы современного образования” (Ярославль, 2001); обсужда­лись на заседаниях кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; через практическую педагогическую деятельность автора.
Результаты исследования нашли отражение в 10 публика­циях автора. Программы по специализации используются в институте педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Институте раз­вития образования г. Ярославля.
обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. В диссертацию включены таб­лицы, диаграммы.

Начать изучение вопроса подготовки студентов к работе с детьми-сиротами, необходимо с рассмотрения сущности сиротства. Именно со следствием этого социального явления связана деятельность социального педагога, работающего с детьми-сиротами. Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей, во-вторых, выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки.Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, для исследования целесообразным представляется рассмотрение феномена сиротства в двух основных аспектах: социальном и психолого-педагогическом.Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Поэтому при подготовке социальных педагогов в педагогическом вузе необходимо учитывать специфику социально-педагогической деятельности с этой категорией детей. В связи с этим, важным, на наш взгляд, будет рассмотрение вопроса об особенностях социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.Социальный педагог, работающий с детьми-сиротами, должен обладать специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками. Для определения специфических профессионально обусловленных требований к личности будущего социального педагога мы выделили основные критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, что также поможет нам оценить их качество подготовки.Мы рассмотрим отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, что позволит нам определить ведущие идеи и принципы, которые необходимо учитывать при разработке модели подготовки социальных педагогов к работе с детьми-сиротами.Таким образом, теоретический анализ проблемы подготовки студентов в вузе к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, обеспечивает определение основных положений, на которых основывается наша исследовательская и опытно-экспериментальная работа.

Оцените статью
Добавить комментарий