Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала — Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»

Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1.^ Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
2. Содержание этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
3. Предварительная формулировка преподавателем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение преподавателя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных занятиях.
4. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах занятия).

1. Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие знания, умения и навыки.
2. Организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала студентами.
3. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед студентами проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний студентов; словарная работа
4. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы студентов в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения студентами новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения
5. Требования Четкая постановка перед студентами задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
6.^ Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.
7. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для студентов уровень изложения.

1. Дидактическая задача этапа Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
2. Содержание этапа Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний.
3. Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.
4. Умение студентов соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
5. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание студентам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.
6. Разнообразие заданий, их практическая направленность.
7. Ошибки, допускаемые при реализации Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном.

1.Дидактическая задача этапа Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
2. Содержание этапа Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов занятия.
3. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах занятия; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
4. Правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.
5. Требования к ее реализации дидактической задачи занятия Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
6. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
7. Ошибки, допускаемые при реализации Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Подведение итогов урока
1.Дидактическая задача этапа Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
2. Содержание этапа Самооценка и оценка работы группы и отдельных студентов. Аргументация выставленных отметок, замечания по занятию, предложения о возможных изменениях на последующих занятиях.
3. Условия достижения положительных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия студентов в оценке своей работы.
4. Требования Адекватность самооценки студентов и оценки преподавателя. Осознание студентами значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
5.Дополнительная активизация Использование алгоритма оценки работы группы, преподавателя и отдельных студентов. Стимуляция высказывания личного мнения о занятии и способах работы на нем.
6. Ошибки Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Типы.1.Урок овладения новыми знаниями: проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение явлений и процессов, их осмысление и формирование понятий.2.Урок формирования и совершенствования умений и навыков.3.Урок обобщения и систематизации знаний.4.Урок повторения, закрепления знаний, умений и навыков или урок комплексного применения знаний, умений и навыков.5.Контрольно-проверочный урок (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков)6.Комбинированный урок (одновременно решаются несколько дидактических задач).
Урок усвоения новых знаний.
1.Повторение опорных знаний. 2.Сообщение цели и темы урока, самоопределение.3.Усвоение новых знаний.4. Упражнения на понимание.5.Самостоятельная работа.6.Обобщение и систематизация знаний.7.Итог урока.
Урок формирования умений и навыков.
Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения.
Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
Изучение нового материала. Вводные упражнения.
Применение приобретённых знаний.
Пробные упражнения.
Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.
Творческие упражнения.
Итог урока.
Домашнее задание (задания подбираются с нарастающей степенью сложности: вводные, пробные, упражнения по образцу).
Урок применения знаний, умений, навыков.
Повторение опорных знаний.
Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
Усвоение новых знаний.
Формирование элементарных навыков и применение их в стандартной ситуации.
Формирование обобщённых умений.
Формирование творческих применений знаний, навыков, умений в постоянно изменяющихся условиях.
Итог урока.
Домашняя работа.
Разнохарактерность упражнений и заданий – от формирования элементарных навыков, умений и применения их в стандартных условиях до формирования творческого применение знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях.Дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок.
Урок обобщение и систематизации знаний.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.
Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.
Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Сообщение темы и цели урока.
Показ использования приобретённых знаний, навыков, умений в жизненной ситуации.
Проверка заданий фактического материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.
Проверка знаний основных понятий, законов, умений объяснять их сущность. Письменная работа.
Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения. Самостоятельное составление обобщающих таблиц. Письменный опрос.
Применение учащимися знаний. Практические задания.
Выполнение комплексных творческих работ.
Итог урока.
Домашнее задание.
Комбинированный урок.
Проверка домашнего задания.
Проверка ранее усвоенных знаний.
Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
Восприятие и осмысление знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Итог урока.
Домашнее задание.
Самоопределение – спланированные действия педагога по включению учащихся в осознанную деятельность.
Для успешного усвоения новых знаний рекомендуется.
Предельно конкретно сформулировать цели урока.
Тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний способствующих усвоению новых знаний.
Не затягивать этап повторения опорных знаний.
Усилить целевую установку урока самоопределением.
Проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивание» знаний там, где это целесообразно и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя.
Закрепить полученные знания материалам учебника.
Показать образец выполнения упражнения и решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся.
Не забывать о формировании обобщённых знаний.
Выставка оценок учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая, с понятием дисциплина.
Создание ситуации успеха.
При целесообразном проведении с/р не приравнивать её к к/р, а рассматривать её как информацию об усвоении нового материала учащимися.
Прокомментировать д/з, обратив внимание на сложные моменты.
Обобщить и систематизировать знания.
Подведение итогов урока.
Закончить урок со звонком.
Схема личностно-ориентированного урока.
Проверка итого предыдущего урока (живой диалог детей; разбор вопросов на повторение; активное включение в познавательную деятельность всех учащихся)
Презентация нового материала.
Практикум под руководством учителя (установление обратной связи).
Независимая самостоятельная практика обучаемых (самостоятельное формулирование выводов; групповая дискуссия между детьми вопросы друг другу).
Самоконтроль и самооценка результатов работы.
Подведение итогов урока.
Определение домашнего задания ( задание по выбору).
Специальное повторение.
Контроль ха знаниями учащихся.

Дидактические требования к современному уроку:
четкое формулирование триединой дидактической цели;
определение оптимального содержания занятия в соответствии с
требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;
прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний,
сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе занятия;
выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных
форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность студентов в процессе учения;
реализация на занятии всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения студентов.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:1) проектирование развития студентов в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного занятия;2) учет в целевой установке занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие студентов.

1) определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности
учащихся;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов преподавателя из
учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение преподавателем и студентами проблемно- эвристического
обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
учет контроля, анализа и оценки деятельности студентов, осуществляемых
преподавателем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,
вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);2) особенности самоорганизации преподавателя:
подготовленность к занятию, и главное — осознание психологической цели и
внутренняя готовность к ее осуществлению;
рабочее самочувствие в начале занятия и в его ходе (собранность,
сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на занятие, педагогическая находчивость и др.);
педагогический такт (случаи проявления);
психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного,
искреннего общения, деловой контакт и др.).

Оцените статью
Добавить комментарий