Подтекст в литературе ХХ века по предмету Филологические науки

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Подтекст — такой же древний, как и культура бытового, религиозного и художественного общения человечества. В качестве дополнительного косвенно выраженного смысла его следует рассматривать вне графиком — как феномен культуры и искусства — а значит и литературы. Об этом свидетельствуют фольклор, религиозные книги, античное словесное искусство, средневековые тексты, произведения периодов Возрождения и Просвещения, художественная литература XIX-XXI века.
Логично обусловленной, в связи с вышесказанным, является констатация наличия скрытого содержания в произведениях классического, барочного, сентиментального и романтического направления, в реализме (разного рода), модернизме и постмодернизме. Объективность функционирования подтекста объясняется тем, что культура устной и письменной общения людей предусматривает возможность (а нередко и необходимость) косвенного информирования, когда адресату (читателю, зрителю, собеседнику) "дают понять" то, что имеют в виду путем "тонких", "туманных" или "прозрачных" намеков, выраженных в форме различных недомолвок, многозначности, пословиц или поговорок и др., или путем "подведения" реципиента к определенным умозаключений. Существуют также и образные названия данного феномена: "задняя" или "закутанная" мнение (В. Белинский), "высший смысл" (Леся Украинка), "подводное течение" (Вол.Немирович-Данченко), "подводная часть айсберга" (Е .Геминґвей), "размытый текст" (Ф.Ґарсия Лорка), "струя текстом" (Макаренко).
Понимание подтекста как глубинного не высказанный прямо смысла и обусловило такие его функции в литературном произведении: антицензурную, дискурсивной, эмоциогенным, прогностическую, этико-дипломатическую, которые в каждом отдельном случае есть свои детерминанты. Например, согласно евангельским текстам Иисус "говорил с народом притчами" и "без притч не разговаривал с ним" (Матф., XIII; 34) [2], так как считал, что сие — "тайны Царствия Божия" (Марк, IV , 11) [2] и надо учиться их понимать (дискурсивная функция подтекста).
В "Слове о полку Игореве" воплощено яркий пример использования глубинного смысла с прогностической целью (сон Святослава). Эмоциогенным роль подтекста ощутимо сильная в пьесе М. Метерлинка «Там, внутри" (пробуждение у зрителя или читателя эмоций страха, неуверенности). Обнаружена В.Брюховецкий природа подтекста дает возможность рассматривать его как явление многогранное, характеризующееся в различных аспектах, взаимно дополняются. В связи с этим выделяются такие его разновидности: логический и эмоциональный (по информационной сущностью) вербальный и невербальный (по способу объективации) простой и сложный (по степени сложности проявления) глубинный и поверхностный (по мере трудностей понимания) по характеру интеллектуальной и эмоциональной активности читателя — подтекст-силлогизм, подтекст-догадка, подтекст-аналогия, подтекст-ассоциация. Следует указать еще и на диапазон проявления второго содержания, который способен ограничиваться как одним предложением, так и расширяться в рамки целостного текста (Ф.Искандер, "Кролики и удавы"). Литературная практика использования подтекста показала наличие большого количества разнообразных способов его воплощения. Поскольку наиболее обобщенные, видовые признаки присущи логическому и эмоциональному разновидностям дополнительного содержания, то мы остановимся на характеристике именно их средств проявления.
В унисон с уже приведенным выше определением подтекста, В.Лесин характеризует подтекст как потенциально возможный умовисновок, что сам по себе вытекает из сюжетных ситуаций [3]; Л.Доблаев рассматривает литературное произведение как систему текстовых суждений, является логической основой для возможного умозаключения [4]. Именно с этих позиций и следует рассматривать механизм возникновения логического подтекста, который заключается в том, что произвольные или непроизвольные соотношение текстовых суждений, мотивов, описанных в произведении ситуаций, событий, образов, мировоззренческих позиций персонажей (иногда автора) является потенциальной причиной возникновения силлогизма, новых суждений в форме догадки или достоверно возможных интуитивных предположений. Например, в произведении «И мертвым, и живым, и нерожденным …" Т.Г.Шевченко использовал в значении эпиграфа библейскую фразу: "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» [5]. Название стихотворения и эпиграф к нему — это два поэтических суждения, из которых следует намек-умовисновок автора о двойной морали тогдашнего общества.
Способы объективации логического подтекста в литературном произведении разнообразны. Наиболее распространенными среди них является соотношение: 1) отдельных суждений в тексте, которые способны натолкнуть читателя на предусмотренный (или не предусмотрен) автором силлогизм; 2) содержания основного текста и вставных элементов (сказок, басен, легенд, притч, анекдотов, песен и др.); 3) смысла заголовка произведения и одного или нескольких эпитетов; 4) смысла заголовка произведения и лейтмотивного суждения автора или героя; 5) смысла эпиграфа и основной мысли произведения. (Пример одного из вариантов соотношений подано выше.)
К средствам воплощения логического подтекста относятся перенос персонажей в другое пространство и время (Л. Костенко, "Дума о братьях неазовских"; А.Твардовский, "Василий Теркин на том свете"; М.Булгаков, "Похождения Чичикова") смысловая перецентровка известных библейских истин (Т.Шевченко, "Псалмы Давида", его "подражания"; А.Пушкин, "Десятая заповедь") соотношение нескольких символических значений одного и того же образа: Прометей — символ борца против языческих богов и Прометей — символ борца против колонизаторов (Т.Шевченко, "Кавказ") Аист — символ счастья и символ деторождения (Л. Костенко, "Летучие катрены") Калина — символ Украины и символ родного дома (И.Драч, "Письмо к калине, оставленной на родном лугу в Телиженцях»).
В практике художественного (или бытового) общения логический подтекст нередко воплощается в виде прямого и косвенного намеков, которые проявляются как частичная информация о событиях и явлениях, двусмысленные суждения, недомолвки, замалчивание, многозначные высказывания, описание внешних признаков предмета во избежание использования их прямых названий.

Подтекст — такой же древний, как и культура бытового, религиозного и художественного общения человечества. В качестве дополнительного косвенно выраженного смысла его следует рассматривать вне графиком — как феномен культуры и искусства — а значит и литературы. Об этом свидетельствуют фольклор, религиозные книги, античное словесное искусство, средневековые тексты, произведения периодов Возрождения и Просвещения, художественная литература XIX-XXI века.
Логично обусловленной, в связи с вышесказанным, является констатация наличия скрытого содержания в произведениях классического, барочного, сентиментального и романтического направления, в реализме (разного рода), модернизме и постмодернизме. Объективность функционирования подтекста объясняется тем, что культура устной и письменной общения людей предусматривает возможность (а нередко и необходимость) косвенного информирования, когда адресату (читателю, зрителю, собеседнику) "дают понять" то, что имеют в виду путем "тонких", "туманных" или "прозрачных" намеков, выраженных в форме различных недомолвок, многозначности, пословиц или поговорок и др., или путем "подведения" реципиента к определенным умозаключений. Существуют также и образные названия данного феномена: "задняя" или "закутанная" мнение (В. Белинский), "высший смысл" (Леся Украинка), "подводное течение" (Вол.Немирович-Данченко), "подводная часть айсберга" (Е .Геминґвей), "размытый текст" (Ф.Ґарсия Лорка), "струя текстом" (Макаренко).

Понимание подтекста как глубинного не высказанный прямо смысла и обусловило такие его функции в литературном произведении: антицензурную, дискурсивной, эмоциогенным, прогностическую, этико-дипломатическую, которые в каждом отдельном случае есть свои детерминанты. Например, согласно евангельским текстам Иисус "говорил с народом притчами" и "без притч не разговаривал с ним" (Матф., XIII; 34) [2], так как считал, что сие — "тайны Царствия Божия" (Марк, IV , 11) [2] и надо учиться их понимать (дискурсивная функция подтекста).

В "Слове о полку Игореве" воплощено яркий пример использования глубинного смысла с прогностической целью (сон Святослава). Эмоциогенным роль подтекста ощутимо сильная в пьесе М. Метерлинка «Там, внутри" (пробуждение у зрителя или читателя эмоций страха, неуверенности). Обнаружена В.Брюховецкий природа подтекста дает возможность рассматривать его как явление многогранное, характеризующееся в различных аспектах, взаимно дополняются. В связи с этим выделяются такие его разновидности: логический и эмоциональный (по информационной сущностью) вербальный и невербальный (по способу объективации) простой и сложный (по степени сложности проявления) глубинный и поверхностный (по мере трудностей понимания) по характеру интеллектуальной и эмоциональной активности читателя — подтекст-силлогизм, подтекст-догадка, подтекст-аналогия, подтекст-ассоциация. Следует указать еще и на диапазон проявления второго содержания, который способен ограничиваться как одним предложением, так и расширяться в рамки целостного текста (Ф.Искандер, "Кролики и удавы"). Литературная практика использования подтекста показала наличие большого количества разнообразных способов его воплощения. Поскольку наиболее обобщенные, видовые признаки присущи логическому и эмоциональному разновидностям дополнительного содержания, то мы остановимся на характеристике именно их средств проявления.

В унисон с уже приведенным выше определением подтекста, В.Лесин характеризует подтекст как потенциально возможный умовисновок, что сам по себе вытекает из сюжетных ситуаций [3]; Л.Доблаев рассматривает литературное произведение как систему текстовых суждений, является логической основой для возможного умозаключения [4]. Именно с этих позиций и следует рассматривать механизм возникновения логического подтекста, который заключается в том, что произвольные или непроизвольные соотношение текстовых суждений, мотивов, описанных в произведении ситуаций, событий, образов, мировоззренческих позиций персонажей (иногда автора) является потенциальной причиной возникновения силлогизма, новых суждений в форме догадки или достоверно возможных интуитивных предположений. Например, в произведении «И мертвым, и живым, и нерожденным …" Т.Г.Шевченко использовал в значении эпиграфа библейскую фразу: "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» [5]. Название стихотворения и эпиграф к нему — это два поэтических суждения, из которых следует намек-умовисновок автора о двойной морали тогдашнего общества.

Способы объективации логического подтекста в литературном произведении разнообразны. Наиболее распространенными среди них является соотношение: 1) отдельных суждений в тексте, которые способны натолкнуть читателя на предусмотренный (или не предусмотрен) автором силлогизм; 2) содержания основного текста и вставных элементов (сказок, басен, легенд, притч, анекдотов, песен и др.); 3) смысла заголовка произведения и одного или нескольких эпитетов; 4) смысла заголовка произведения и лейтмотивного суждения автора или героя; 5) смысла эпиграфа и основной мысли произведения. (Пример одного из вариантов соотношений подано выше.)

К средствам воплощения логического подтекста относятся перенос персонажей в другое пространство и время (Л. Костенко, "Дума о братьях неазовских"; А.Твардовский, "Василий Теркин на том свете"; М.Булгаков, "Похождения Чичикова") смысловая перецентровка известных библейских истин (Т.Шевченко, "Псалмы Давида", его "подражания"; А.Пушкин, "Десятая заповедь") соотношение нескольких символических значений одного и того же образа: Прометей — символ борца против языческих богов и Прометей — символ борца против колонизаторов (Т.Шевченко, "Кавказ") Аист — символ счастья и символ деторождения (Л. Костенко, "Летучие катрены") Калина — символ Украины и символ родного дома (И.Драч, "Письмо к калине, оставленной на родном лугу в Телиженцях»).

В практике художественного (или бытового) общения логический подтекст нередко воплощается в виде прямого и косвенного намеков, которые проявляются как частичная информация о событиях и явлениях, двусмысленные суждения, недомолвки, замалчивание, многозначные высказывания, описание внешних признаков предмета во избежание использования их прямых названий.

художественная литература xix-xxi века,способы объективации логического подтекста,объективность функционирования подтекста объясняется,приведенным выше определением подтекста,эмоциональному разновидностям дополнительного содержания,доблаев рассматривает литературное произведение,двойной морали тогдашнего общества,достоверно возможных интуитивных предположений,согласно евангельским текстам иисус,вариантов соотношений подано выше

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …