Познавательный — Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Познавательный (гностический) центр представляет со­бой интегрированную область всех четырех долей мозга. Он получает импульсы вкуса и запаха, сенсорную информацию от таламуса и нижних частей ствола мозга. Он интегрирует сенсорные сигналы, идущие из ассоциативных центров. Для того чтобы произошел соответствующий физический ответ, сигналы передаются в различные области мозга через лим-бическую систему и ствол мозга.UВсе доли мозга, как правило, воспринимают внешние стимулы и информацию от противоположной стороны тела через ствол мозга и лимбическую систему.Первичное восприятие и обработка стимула осуществля­ются в правом полушарии, затем информация передается в левое полушарие. В пространственном представлении восприя­тие происходит слева направо и сверху вниз. На уровне моз­га перенос информации идет за счет электрохимических, электрофизических и других процессов. Недавние исследо­вания американских ученых показали, что обмен информа­цией между правым и левым полушариями происходит не одинаково. Правое полушарие обладает некоторым преиму­ществом. Информация из него передается в левое полуша­рие по нервным путям, образующим мозолистое тело. В то время как информация в обратном направлении (из левого в правое) передается по совершенно другим нервным путям (B.C. Ротенберг). Анатомически оба полушария как бы наса­жены на ствол мозга, где находятся все жизненно важные центры. Связь между полушариями предположительно мо­жет осуществляться и через стволовые каналы.Как известно, биологическое развитие организма в онто­генезе подчиняется строгой закономерности на всех его ста­диях. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относи­тельную дискретность, гетерохронию, фазовые динамичес­кие характеристики процессов формирования. Знание схемы развития способствует более четкому разведению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцирован­ному подходу к отклонениям от нормы (дизонтогенез).Биологический смысл гетерохронного созревания мозга заключается в том, что корковым, подкорковым и стволо­вым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функ­ции ребенка. Морфогенез (созревание) центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рож­дения. Неокортекс постоянно наращивает нервные сети, которые идут к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный непрерывный процесс, который протекает инди­видуально у каждого человека. Существует общая схема ней-ропсихологического развития человека (нейропсихологи-ческая петля развития), которую предложил А.Р. Лурия. Схему развития центральной нервной системы в пренатадь-ный (дородовой) период разработал Н.Н. Заваденко. Она представлена в табл. 1.Таблица 1
Сроки онтогенеза
Развитие ЦНС в преднатальный период
^
2—3 недели
Формирование невральной пластинки
3—4 недели
Закрытие невральной трубки
4 недели
Образование трех мозговых пузырей
5 недели
Образование пяти мозговых пузырей
7 недели
Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов
2 мес.
Рост мозговой коры с гладкой поверхностью
^
2,5 мес.
Утолщение мозговой коры
3 мес.
Начало формирования мозолистого тела и роста глии
4 мес.
Рост долек и борозд в мозжечке
5 мес.
Формирование мозолистого тела, рост пер­вичных борозд и гистологических слоев
6 мес.
Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формиро­вание межполушарной асимметрии и межпо­ловых различий
7 мес.
Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий
8-9 мес.
Быстрое развитие вторичных и третичных бо­розд и извилин, развитие асимметрии в строе­нии мозга, особенно в области височных до­лей
Э. Кречмер сформулировал две основные закономер­ности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением выс­ших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уров­нем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшество­вал процесс восприятия. Локализация одной и той же фун­кции меняется в процессе созревания мозга и ВПФ.13 Постнатальное (послеродовое) развитие мозга про­исходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет формирования связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 меся­цам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам. Исследования показали, что ребенок рождается с созревшими под­корковыми образованиями (ретикулярная формация, гипоталамус, гиппокамп, таламические ядра, миндале­видное ядро, хвостатое ядро и др.). Первичные,вторич­ные и третичные корковые поля формируются прижиз­ненно, не одновременно, при определенных социальных условиях.Схема этапов развития коры больших полушарий в пост натальный период, разработанная К. Ханнафорд, пред­ставлена в табл. 2.
Таблица 2
Возраст
Этапы развития области головного мозга
Функции
От зачатия до 15 мес.
Стволовые стр> к-туры
Основные потребности вы­живания — питание, укры­тие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вести­булярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес — 4,5 г
Лимбическая сис­тема
Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображе­ния, памяти, овладение грубыми моторными навы­ками
4,5—7 лет
Правое (образное) полушарие
Обработка в мозге целост­ной картины на основе об­разов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внеш­ней речи, интегрированного мышления
7—9 лет
Левое (логиче­ское) полушарие
Детальная и линейная об­работка информации, со­вершенствование навыков речи, чтения и письма, сче­та, рисования, танцеваль­ных, восприятия музыки, моторики рук
8 лет
Лобная доля
Совершенствование нав ы-ков тонкой моторики, ста­новление внутренней речи, контроль социального по­ведения. Развитие и коо р-динация движений глаз: слежение и фокусирование
9—12 лет
Мозолистое тело и миелинизация
Комплексная обработка информации всем мозгом
12—16 лет
Гормональный всплеск
Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появле­ние общественных интере­сов
16—21 год
Целостная систе­ма интеллекта и тела
Планирование будущего, анализ новых идей и воз­можностей
21 год и далее
Интенсивный скачок в развитии нервной сети лоб­ных долей
Развитие системного мыш­ления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовьсочув-ствие) и тонких моторных навыков
Созревание мозга — процесс длительный и неравномер­ный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и над­стройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.
^ (от внутриутробного периода до 2—3 лет). Формируются транскортикальные связи стволового уров­ня — мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной облас­ти—и базальные ядра. Закладывается базис (первый функ­циональный блок мозга) для межполушарного обеспече­ния нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когни­тивного статуса ребенка.
Первый функциональный блок мозга обеспечивает регу­ляцию тонуса и бодрствования. Структуры мозга первого бло­ка находятся в стволовых и подкорковых образованиях, ко­торые одновременно тонизируют кору и испытывают ее
и
15
регулирующее влияние. Главным мозговым образованием, обеспечивающим тонус, является ретикулярная (сетевид-ная) формация, открытая Мэгуном и Моруцци. Восходя­щие и нисходящие волокна ретикулярной формации пред­ставляют собой саморегулирующееся образование мозга.На этом этапе впервые заявляют о себе глубинные ней-робиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.Церебральные (мозговые) системы организуют сенсомо-торные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Еще внутриутробно ребенок сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту’ родов, то возможна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма самого ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, со­вершить определенное количество поворотов и отталкиваю­щих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и др. Следовательно, не только мама вынашивает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается сам. Ус­пешность рождения зависит от достаточности церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность дизон-тогенетического развития детей, рожденных при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных.
Рис. 1.2. Первый функциональный блок мозга
Второй этап (от 3 до 7—8 лет). Характеризуется активи­зацией межгиппокампальных комиссуральных (комиссу-ры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоцио-нально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга обес­печивает межполушарную организацию процессов запо­минания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются меж-полушарные асимметрии, формируется преобладающая
16,
функция полушарий по речи, индивидуальному латераль­ному профилю (сочетание доминантного полушария и ве­дущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активно­сти. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.Второй функциональный блок принимает, перераба­тывает и хранит информацию. Он расположен в наруж­ных отделах новой коры мозга и занимает ее задние отде­лы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры, Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вес­тибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции. Основные модально-специфические зоны второго блока построены по еди­ному принципу иерархической организации, который в 1905 году сформулировал Кэмпбелл. Любое предметное восприятие является результатом полимодальной деятель­ности, которая первоначально в онтогенезе имеет раз­вернутый характер и лишь затем становится свернутой. Следовательно, такая деятельность должна опираться на совместную работу зон коры головного мозга.
Рис. 1.3. Второй функциональный блок мозга Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Напри­мер, известно, что фонематический слух (смыслоразличе-ние звуков речи) является функцией левого полушария. Но, прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сфор­мироваться и автоматизироваться как тональное звукоразли-чение в правом полушарии при помощи всестороннего взаи­модействия ребенка с окружающим миром. Дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематичес­кого слуха могут привести к задержкам речевого развития.

Познавательный (гностический) центр представляет со­бой интегрированную область всех четырех долей мозга. Он получает импульсы вкуса и запаха, сенсорную информацию от таламуса и нижних частей ствола мозга. Он интегрирует сенсорные сигналы, идущие из ассоциативных центров. Для того чтобы произошел соответствующий физический ответ, сигналы передаются в различные области мозга через лим-бическую систему и ствол мозга.UВсе доли мозга, как правило, воспринимают внешние стимулы и информацию от противоположной стороны тела через ствол мозга и лимбическую систему.Первичное восприятие и обработка стимула осуществля­ются в правом полушарии, затем информация передается в левое полушарие. В пространственном представлении восприя­тие происходит слева направо и сверху вниз. На уровне моз­га перенос информации идет за счет электрохимических, электрофизических и других процессов. Недавние исследо­вания американских ученых показали, что обмен информа­цией между правым и левым полушариями происходит не одинаково. Правое полушарие обладает некоторым преиму­ществом. Информация из него передается в левое полуша­рие по нервным путям, образующим мозолистое тело. В то время как информация в обратном направлении (из левого в правое) передается по совершенно другим нервным путям (B.C. Ротенберг). Анатомически оба полушария как бы наса­жены на ствол мозга, где находятся все жизненно важные центры. Связь между полушариями предположительно мо­жет осуществляться и через стволовые каналы.Как известно, биологическое развитие организма в онто­генезе подчиняется строгой закономерности на всех его ста­диях. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относи­тельную дискретность, гетерохронию, фазовые динамичес­кие характеристики процессов формирования. Знание схемы развития способствует более четкому разведению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцирован­ному подходу к отклонениям от нормы (дизонтогенез).Биологический смысл гетерохронного созревания мозга заключается в том, что корковым, подкорковым и стволо­вым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функ­ции ребенка. Морфогенез (созревание) центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рож­дения. Неокортекс постоянно наращивает нервные сети, которые идут к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный непрерывный процесс, который протекает инди­видуально у каждого человека. Существует общая схема ней-ропсихологического развития человека (нейропсихологи-ческая петля развития), которую предложил А.Р. Лурия. Схему развития центральной нервной системы в пренатадь-ный (дородовой) период разработал Н.Н. Заваденко. Она представлена в табл. 1.Таблица 1

Сроки онтогенеза Развитие ЦНС в преднатальный период
^
2—3 недели Формирование невральной пластинки
3—4 недели Закрытие невральной трубки
4 недели Образование трех мозговых пузырей
5 недели Образование пяти мозговых пузырей
7 недели Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов
2 мес. Рост мозговой коры с гладкой поверхностью
^
2,5 мес. Утолщение мозговой коры
3 мес. Начало формирования мозолистого тела и роста глии
4 мес. Рост долек и борозд в мозжечке
5 мес. Формирование мозолистого тела, рост пер­вичных борозд и гистологических слоев
6 мес. Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формиро­вание межполушарной асимметрии и межпо­ловых различий
7 мес. Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий
8-9 мес. Быстрое развитие вторичных и третичных бо­розд и извилин, развитие асимметрии в строе­нии мозга, особенно в области височных до­лей

Э. Кречмер сформулировал две основные закономер­ности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением выс­ших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уров­нем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшество­вал процесс восприятия. Локализация одной и той же фун­кции меняется в процессе созревания мозга и ВПФ.13 Постнатальное (послеродовое) развитие мозга про­исходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет формирования связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 меся­цам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам. Исследования показали, что ребенок рождается с созревшими под­корковыми образованиями (ретикулярная формация, гипоталамус, гиппокамп, таламические ядра, миндале­видное ядро, хвостатое ядро и др.). Первичные,вторич­ные и третичные корковые поля формируются прижиз­ненно, не одновременно, при определенных социальных условиях.Схема этапов развития коры больших полушарий в пост натальный период, разработанная К. Ханнафорд, пред­ставлена в табл. 2.

Таблица 2

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции
От зачатия до 15 мес. Стволовые стр> к-туры Основные потребности вы­живания — питание, укры­тие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вести­булярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес — 4,5 г Лимбическая сис­тема Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображе­ния, памяти, овладение грубыми моторными навы­ками
4,5—7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целост­ной картины на основе об­разов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внеш­ней речи, интегрированного мышления
7—9 лет Левое (логиче­ское) полушарие Детальная и линейная об­работка информации, со­вершенствование навыков речи, чтения и письма, сче­та, рисования, танцеваль­ных, восприятия музыки, моторики рук
8 лет Лобная доля Совершенствование нав ы-ков тонкой моторики, ста­новление внутренней речи, контроль социального по­ведения. Развитие и коо р-динация движений глаз: слежение и фокусирование
9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом
12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появле­ние общественных интере­сов
16—21 год Целостная систе­ма интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и воз­можностей
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лоб­ных долей Развитие системного мыш­ления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовьсочув-ствие) и тонких моторных навыков

Созревание мозга — процесс длительный и неравномер­ный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и над­стройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.

^ (от внутриутробного периода до 2—3 лет). Формируются транскортикальные связи стволового уров­ня — мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной облас­ти—и базальные ядра. Закладывается базис (первый функ­циональный блок мозга) для межполушарного обеспече­ния нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когни­тивного статуса ребенка.

Первый функциональный блок мозга обеспечивает регу­ляцию тонуса и бодрствования. Структуры мозга первого бло­ка находятся в стволовых и подкорковых образованиях, ко­торые одновременно тонизируют кору и испытывают ее

и

15

регулирующее влияние. Главным мозговым образованием, обеспечивающим тонус, является ретикулярная (сетевид-ная) формация, открытая Мэгуном и Моруцци. Восходя­щие и нисходящие волокна ретикулярной формации пред­ставляют собой саморегулирующееся образование мозга.На этом этапе впервые заявляют о себе глубинные ней-робиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.Церебральные (мозговые) системы организуют сенсомо-торные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Еще внутриутробно ребенок сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту’ родов, то возможна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма самого ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, со­вершить определенное количество поворотов и отталкиваю­щих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и др. Следовательно, не только мама вынашивает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается сам. Ус­пешность рождения зависит от достаточности церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность дизон-тогенетического развития детей, рожденных при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных.

Рис. 1.2. Первый функциональный блок мозга

Второй этап (от 3 до 7—8 лет). Характеризуется активи­зацией межгиппокампальных комиссуральных (комиссу-ры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоцио-нально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга обес­печивает межполушарную организацию процессов запо­минания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются меж-полушарные асимметрии, формируется преобладающая

16,

функция полушарий по речи, индивидуальному латераль­ному профилю (сочетание доминантного полушария и ве­дущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активно­сти. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.Второй функциональный блок принимает, перераба­тывает и хранит информацию. Он расположен в наруж­ных отделах новой коры мозга и занимает ее задние отде­лы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры, Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вес­тибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции. Основные модально-специфические зоны второго блока построены по еди­ному принципу иерархической организации, который в 1905 году сформулировал Кэмпбелл. Любое предметное восприятие является результатом полимодальной деятель­ности, которая первоначально в онтогенезе имеет раз­вернутый характер и лишь затем становится свернутой. Следовательно, такая деятельность должна опираться на совместную работу зон коры головного мозга.

Рис. 1.3. Второй функциональный блок мозга Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Напри­мер, известно, что фонематический слух (смыслоразличе-ние звуков речи) является функцией левого полушария. Но, прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сфор­мироваться и автоматизироваться как тональное звукоразли-чение в правом полушарии при помощи всестороннего взаи­модействия ребенка с окружающим миром. Дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематичес­кого слуха могут привести к задержкам речевого развития.

системы организуют сенсомо-торные горизонтальные,формирование парной работы мозга,саморегулирующееся образование мозга,гормональный всплеск формирование знаний,образование синаптических связей,является функцией левого полушария,стволо вым образованиям необходимо,центральной нервной системы протекает,рост пер вичных борозд,комиссу-ры нервные волокна

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …