«Понятие нормы права. Система права» Основные задачи урока

  • От :
  • Категории : Без рубрики

«Понятие нормы права. Система права»
Основные задачи урока:сформировать у учащихся представление о целостности системы права и ее элементах — отраслях права, отражающих разнообразные сферы интересов человека;развивать у учащихся общеучебные умения; способствовать формированию правовой культуры.Новые понятия: система права, отрасли права.Тип занятия: классический урок с использованием деловой игры.План урока:I. Текущий контроль.II. Изучение нового материала.III. Итоги урока.I. Текущий контроль организуется в форме деловой игры «Заседание «круглого стола».
План деловой игры:
Инструкция учителя.
Деятельность учащихся в группах: подготовка выступлений.
Заседание «круглого стола»: выступления «юристов» (теоретиков и практиков), «политиков», «представителей общественных групп».
4. Подведение итогов деловой игры: выступление председателя «круглого стола».Столы устанавливаются в форме каре или полукруга. Класс делится на семь групп. Выбирается председатель «круглого стола» (желательно, чтобы это был один из наиболее подготовленных учащихся).Каждая группа получает табличку со своим названием: «Юристы-теоретики», «Юристы-практики», «Политики», «Студенты-юристы» (могут быть также «Работники сферы образования», «Экономисты», «Рабочие»). На подготовку выступлений дается 5 минут.1. За «круглым столом» собрались представители юридической науки, юристы-практики, политики и представители общественных групп, чтобы обсудить следующие вопросы: понятие, структура, признаки и виды нормправа.Каждая группа участников «круглого стола» должна изложить со своих позиций суть основных аспектов обсуждаемого вопроса.
2. Группы готовят выступление по предложенному плану:
а) понятие и структура нормы права;б) ее признаки;в) классификация норм права;г) мнение группы относительно степениразработанности соответствующей теоретической и законодательной базы.3. Председатель открывает заседание, представляет участников.Примерные вопросы для выступлений
«Юристы-теоретики»
В чем главное значение нормы права для общества?
Каким образом юридическая норма детализирует, регламентирует правила поведения людей в обществе?
Что следует сделать, чтобы норма права стала социальной нормой для всех граждан?
«Юристы-практики»
Как определить в норме права гипотезу, диспозицию и санкцию?
Каким образом все три элемента структуры нормы права связаны между собой?
3) Насколько оправдано жизнью разделениеправовых норм на два вида? Приведите примеры.
«Политики»
Каким образом нормы права способствуют развитию рыночных отношений?
Является ли правовая норма неизменной? От чего это зависит?
Какой вклад вносят политики в развитие теории права?
«Экономисты»
Почему в современной России нормы права чаще всего нарушаются в экономической сфере?
Каким образом правовые нормы регулируют отношения между продавцом и покупателем?
Что следует предпринять, чтобы нормы права более четко регулировали сферу обслуживания?
4. В конце заседаний председатель обобщает высказанные суждения.Например: в чем главное значение норм права? Председатель делает вывод о том, что юридическая норма — это выраженное в законах и иных источниках права общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца должного поведения и охраняемое от нарушения мерами государственного при­нуждения. Юридическая норма регулирует отношения в обществе, способствует его стабилизации и процветанию.II. Приступая к изучению с учащимися материала «Система права», учитель отмечает, что все правовые нормы, составляющие право, взаимосвязаны и представляют собой систему.Под системой права понимается объективно существующая внутренняя структура (организация) права. Составные части системы права — нормы права, институты права и отрасли
^
Нормы права
Институты права Отрасли права Институты права: институт гражданства, наследования и др.Отрасли права: конституционное, административное, международное, гражданское, семейное, трудовое право и др.
Вопросы:
Почему важна взаимосвязь между составными частями системы права?
Как вы думаете, что является связующим элементом между ними?
Учитель обобщает ответы. В любом государстве право действует как совокупность взаимосвязанных друг с другом общеобязательных правил поведения, т.е. как система норм.Единство и взаимосвязь норм права проявляются в том, что они могут действовать не изолированно друг от друга, а только с общей целью правового регулирования. При этом нормы «права должны соответствовать уровню экономического, политического и культурного развития общества.Следующим элементом системы права являются институты права — сравнительно небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Например, в гражданском праве существуют институт исковой давности, институт купли-продажи и т.п.; в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт невменяемости и т.д.; в государственном праве — институт гражданства и т.д.Институты складываются в отрасли права. Отрасль права — обособившаяся совокупность норм, регулирующих определенную область общественных отношений.Учитель кратко, по учебнику перечисляет основные отрасли права и их суть, отмечая, что все они являются частью системы права.Важно подчеркнуть, что отрасли права не придумываются законодателями, они складываются исходя из потребностей общества, а законодатели осмысливают и оформляют общественную потребность,В отличие от других элементов системы права отрасли права более самостоятельны и могут функционировать автономно. Например отрасль уголовного права может функционировать независимо от отрасли конституционного права.
Вопросы:
Какова главная цель существования системы права?
Каковы, на ваш взгляд, цели существования элементов системы права?
Дополняет характеристику системы права рассказ о публичном и частном праве, о которых учащиеся уже имеют представление по предыдущим урокам. (Можно предложить им вспомнить, что такое публичное и частное право.Разделение права на публичное и частное производится на основе критерия вовлечения государства в правоотношения.Публичное право — это область государственных дел, область власти и подчинения. Оно обеспечивает публичные интересы государства. Поскольку это отношения подчинения, то их легко представить в виде вертикали.Учитель перечисляет отрасли права, относящиеся к сфере публичного права.
^
Подумайте, почему с установлением в России советской власти В.И.Ленин, имевший юридическое образование, заявил: «Мы ничего «частного» не признаем… для нас есть публично-правовое…» Расскажите о последствиях этого заявления.Педагог говорит о том, что современная Россия переживает сложный период модернизации, в том числе и в области права. В наибольшей степени это коснулось частного права.Частное право — область частных дел, обслуживающая интересы лиц, не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве равноправных субъектов. Частное право регулирует отношения в обществе по горизонтали.Учитель перечисляет отрасли права, относящиеся к области частного права. Он отмечает, что в СССР, например, земельное право относилось к публичному праву, а в современной России перешло под юрисдикцию частного права.
Вопросы и задания:
Какие сферы жизни и деятельности человека, общества в целом охватывают отрасли публичного и частного права?
Почему право разделено на публичное и частное?
Как вы думаете, можно было бы заниматься предпринимательской деятельностью, если бы существовало только публичное право?
Могли бы существовать на законном основании рыночные отношения при отсутствии частного права? Объясните, почему.
Почему в сфере действия частного права государство выступает как частное лицо?
В современной России частное право легализовано. Перечислите последствия этого факта.
Учитель подчеркивает, что связи между частями системы права подвижны и со временем могут изменяться, и предлагает ученикам объяснить причины этого.Действительно, общество не стоит на месте, оно развивается, потребности людей растут. Поэтому из состава конституционного права выделилось муниципальное право, еще недавно являвшееся его подотраслью. Подобная тенденция наметилась и в отношении налогового права, которое является частью финансового права, и т.д.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:
Как вы знаете, в нашей стране идет правовое реформирование. Чему, на ваш взгляд, законодатели должны уделить внимание в первую очередь?III, В завершение урока учитель обращает внимание учащихся на то, что общество, право и государство тесно связаны между собой. Под влиянием государства и права изменяется общество. Чем совершеннее социально-полити­ческие отношения, тем яснее и четче разделение функций между обществом и государством. Наиболее гармоничными являются отношения между гражданским обществом и правовым государством.
Домашнее задание: 20, задание 3-4.

«Понятие нормы права. Система права»
Основные задачи урока:сформировать у учащихся представление о целостности системы права и ее элементах — отраслях права, отражающих разнообразные сферы интересов человека;развивать у учащихся общеучебные умения; способствовать формированию правовой культуры.Новые понятия: система права, отрасли права.Тип занятия: классический урок с использованием деловой игры.План урока:I. Текущий контроль.II. Изучение нового материала.III. Итоги урока.I. Текущий контроль организуется в форме деловой игры «Заседание «круглого стола».

План деловой игры:

  1. Инструкция учителя.
  2. Деятельность учащихся в группах: подготовка выступлений.
  3. Заседание «круглого стола»: выступления «юристов» (теоретиков и практиков), «политиков», «представителей общественных групп».

4. Подведение итогов деловой игры: выступление председателя «круглого стола».Столы устанавливаются в форме каре или полукруга. Класс делится на семь групп. Выбирается председатель «круглого стола» (желательно, чтобы это был один из наиболее подготовленных учащихся).Каждая группа получает табличку со своим названием: «Юристы-теоретики», «Юристы-практики», «Политики», «Студенты-юристы» (могут быть также «Работники сферы образования», «Экономисты», «Рабочие»). На подготовку выступлений дается 5 минут.1. За «круглым столом» собрались представители юридической науки, юристы-практики, политики и представители общественных групп, чтобы обсудить следующие вопросы: понятие, структура, признаки и виды нормправа.Каждая группа участников «круглого стола» должна изложить со своих позиций суть основных аспектов обсуждаемого вопроса.

2. Группы готовят выступление по предложенному плану:

а) понятие и структура нормы права;б) ее признаки;в) классификация норм права;г) мнение группы относительно степениразработанности соответствующей теоретической и законодательной базы.3. Председатель открывает заседание, представляет участников.Примерные вопросы для выступлений

«Юристы-теоретики»

  1. В чем главное значение нормы права для общества?
  2. Каким образом юридическая норма детализирует, регламентирует правила поведения людей в обществе?
  3. Что следует сделать, чтобы норма права стала социальной нормой для всех граждан?

«Юристы-практики»

  1. Как определить в норме права гипотезу, диспозицию и санкцию?
  2. Каким образом все три элемента структуры нормы права связаны между собой?

3) Насколько оправдано жизнью разделениеправовых норм на два вида? Приведите примеры.

«Политики»

  1. Каким образом нормы права способствуют развитию рыночных отношений?
  2. Является ли правовая норма неизменной? От чего это зависит?
  3. Какой вклад вносят политики в развитие теории права?

«Экономисты»

  1. Почему в современной России нормы права чаще всего нарушаются в экономической сфере?
  2. Каким образом правовые нормы регулируют отношения между продавцом и покупателем?
  3. Что следует предпринять, чтобы нормы права более четко регулировали сферу обслуживания?

4. В конце заседаний председатель обобщает высказанные суждения.Например: в чем главное значение норм права? Председатель делает вывод о том, что юридическая норма — это выраженное в законах и иных источниках права общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца должного поведения и охраняемое от нарушения мерами государственного при­нуждения. Юридическая норма регулирует отношения в обществе, способствует его стабилизации и процветанию.II. Приступая к изучению с учащимися материала «Система права», учитель отмечает, что все правовые нормы, составляющие право, взаимосвязаны и представляют собой систему.Под системой права понимается объективно существующая внутренняя структура (организация) права. Составные части системы права — нормы права, институты права и отрасли

^

Нормы права

Институты права Отрасли права Институты права: институт гражданства, наследования и др.Отрасли права: конституционное, административное, международное, гражданское, семейное, трудовое право и др.

Вопросы:

  1. Почему важна взаимосвязь между составными частями системы права?
  2. Как вы думаете, что является связующим элементом между ними?

Учитель обобщает ответы. В любом государстве право действует как совокупность взаимосвязанных друг с другом общеобязательных правил поведения, т.е. как система норм.Единство и взаимосвязь норм права проявляются в том, что они могут действовать не изолированно друг от друга, а только с общей целью правового регулирования. При этом нормы «права должны соответствовать уровню экономического, политического и культурного развития общества.Следующим элементом системы права являются институты права — сравнительно небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Например, в гражданском праве существуют институт исковой давности, институт купли-продажи и т.п.; в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт невменяемости и т.д.; в государственном праве — институт гражданства и т.д.Институты складываются в отрасли права. Отрасль права — обособившаяся совокупность норм, регулирующих определенную область общественных отношений.Учитель кратко, по учебнику перечисляет основные отрасли права и их суть, отмечая, что все они являются частью системы права.Важно подчеркнуть, что отрасли права не придумываются законодателями, они складываются исходя из потребностей общества, а законодатели осмысливают и оформляют общественную потребность,В отличие от других элементов системы права отрасли права более самостоятельны и могут функционировать автономно. Например отрасль уголовного права может функционировать независимо от отрасли конституционного права.

Вопросы:

  1. Какова главная цель существования системы права?
  2. Каковы, на ваш взгляд, цели существования элементов системы права?

Дополняет характеристику системы права рассказ о публичном и частном праве, о которых учащиеся уже имеют представление по предыдущим урокам. (Можно предложить им вспомнить, что такое публичное и частное право.Разделение права на публичное и частное производится на основе критерия вовлечения государства в правоотношения.Публичное право — это область государственных дел, область власти и подчинения. Оно обеспечивает публичные интересы государства. Поскольку это отношения подчинения, то их легко представить в виде вертикали.Учитель перечисляет отрасли права, относящиеся к сфере публичного права.

^

Подумайте, почему с установлением в России советской власти В.И.Ленин, имевший юридическое образование, заявил: «Мы ничего «частного» не признаем… для нас есть публично-правовое…» Расскажите о последствиях этого заявления.Педагог говорит о том, что современная Россия переживает сложный период модернизации, в том числе и в области права. В наибольшей степени это коснулось частного права.Частное право — область частных дел, обслуживающая интересы лиц, не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве равноправных субъектов. Частное право регулирует отношения в обществе по горизонтали.Учитель перечисляет отрасли права, относящиеся к области частного права. Он отмечает, что в СССР, например, земельное право относилось к публичному праву, а в современной России перешло под юрисдикцию частного права.

Вопросы и задания:

  1. Какие сферы жизни и деятельности человека, общества в целом охватывают отрасли публичного и частного права?
  2. Почему право разделено на публичное и частное?
  3. Как вы думаете, можно было бы заниматься предпринимательской деятельностью, если бы существовало только публичное право?
  4. Могли бы существовать на законном основании рыночные отношения при отсутствии частного права? Объясните, почему.
  5. Почему в сфере действия частного права государство выступает как частное лицо?
  6. В современной России частное право легализовано. Перечислите последствия этого факта.

Учитель подчеркивает, что связи между частями системы права подвижны и со временем могут изменяться, и предлагает ученикам объяснить причины этого.Действительно, общество не стоит на месте, оно развивается, потребности людей растут. Поэтому из состава конституционного права выделилось муниципальное право, еще недавно являвшееся его подотраслью. Подобная тенденция наметилась и в отношении налогового права, которое является частью финансового права, и т.д.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

Как вы знаете, в нашей стране идет правовое реформирование. Чему, на ваш взгляд, законодатели должны уделить внимание в первую очередь?III, В завершение урока учитель обращает внимание учащихся на то, что общество, право и государство тесно связаны между собой. Под влиянием государства и права изменяется общество. Чем совершеннее социально-полити­ческие отношения, тем яснее и четче разделение функций между обществом и государством. Наиболее гармоничными являются отношения между гражданским обществом и правовым государством.

Домашнее задание: 20, задание 3-4.

совершеннее социально-полити ческие отношения,являются частью системы права,составными частями системы права,частями системы права подвижны,законодатели должны уделить внимание,выбирается председатель круглого стола,выступление председателя круглого стола,иных источниках права общеобязательное,взаимосвязь норм права проявляются,учитель перечисляет отрасли права

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …