Попытайтесь опровергнуть это мнение, исходя из следующих положений — А. С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^
нельзя из художественного контекста вырывать отдельные слова и сравнивать их по значению с такими же словами, тоже вырванными из другого художественного контекста, т.к. одно и то же слово в одном художественном контексте выполняет одну идейно-художественную функцию, а в другом — другую;
в лирическом произведении центральным образом является образ лирического героя, поэтому невозможно правильно определить предмет изображения в стихотворении, а следовательно, и смысл его, если не рассмотреть тот ряд ключевых слов, с помощью которых выражается переживание лирического героя.
Проведите художественный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»
Карточка 10.
Перечитайте стихотворение «Осень», вдумайтесь в его композиционный план и объясните, как взаимодействуют в стихотворении тема осени и тема поэтического творчества.
Прочитайте выразительно отрывок из этого стихотворения.
Карточка 11.
Прочитайте выразительно стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения?
Проведите наблюдения над лексикой послания. Раскройте смысл эпитетов в выражениях «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья».
Почему, по-вашему, призывая посвятить прекрасные порывы души родине и свободе, поэт обращается к лексике любовной лирики: «желание», «нетерпеливая душа», «томленье упованья», «любовник молодой», «верное свиданье», «пленительное счастье».
Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?
Карточка 12 с домашним заданием.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «К Чаадаеву» наизусть.
Как вы понимаете смысл первых четырех строк стихотворения?
Как меняется интонация стихотворения от первых четырех строк к пятой-двенадцатой, а затем к тринадцатой-двадцать первой? Как бы вы определили и объяснили эти изменения?
Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?
^
В 1824 году Пушкин из южной ссылки, где он находился с 1820 года за стихи, неугодные правительству, был сослан в свое родовое имение Михайловское под Псковом. Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве, которому он оставался верен до конца своих дней. Так появилось знаменитое стихотворение «19 октября» (1825).
Каким предстает поэт в этом стихотворении? Какие чувства он испытывает в лицейскую годовщину? (Сопоставьте вторую и последнюю строфы стихотворения. Раскройте смысл выражения «печальная отрада»).
Какова тема этого стихотворения? Только ли о себе пишет Пушкин?
Карточка 14.
Подумайте над стихотворением «19 октября» (1825):
— Какова тема этого стихотворения? Что объединяло Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»?
В чем для Пушкина заключается высочайшая ценность дружбы?
Карточка 15.
Прочитайте выразительно стихотворение «Я вас любил…»
Проведите наблюдения над лексикой и интонацией стихотворения:
Какое значение приобретают вводные слова «быть может», вынесенные на конец строки?
Какова смысловая и интонационная роль синтаксического параллелизма и повторов во второй строфе стихотворения?
В чем сказывается «лелеющая душу гуманность» (В.Г. Белинский) стихотворения «Я вас любил…»?
Сравните стихотворения «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…». Что их сближает по содержанию и форме?
Карточка 16.
Прочитайте выразительно стихотворение «Мадонна».
По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но вместе с тем оно имеет и более широкое значение. Подумайте – какое?
Какими словами поэт выражает свой идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты?
^
Ю.М. Лотман писал, что «в глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.
Покажите единство интимных и социальных мотивов на основе известных вам стихотворений Пушкина. Как слиты в его лирике мотивы дружбы и свободы?
^
«У всякого истинно русского человека, а Пушкин был чисто русским человеком, находится в душе одна чисто народная и возвышенная черта, заключающаяся в той святой деликатности духа, которая делает все наши сильные ощущения столь немногоречивыми, сдержанными и как будто робкими… Сказанной чертой характера Пушкин обладал в высшей степени: оттого так и велик и славен, оттого поэзия его, богатая тихим интимным колоритом, будет веселить русское сердце и в отдаленные от нас годы», — так писал известный критик середины 19 в. А.В. Дружинин.
Перечитывая стихотворения «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», покажите «святую деликатность духа», немногословность, сдержанность и даже робость поэта перед женщинами, которым он посвятил свои творения.
^
Роль поэта и место его поэзии – центральная тема лирики Пушкина. Какие мотивы можно выделить в теме предназначения поэта и поэзии?
Сравните идейную направленность произведений «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»
Как видит Пушкин роль поэта в современном ему мире («Разговор книгопродавца с поэтом»)?
Карточка 20 с домашним заданием.
Составить развернутые планы ответов по лирике Пушкина.
Основные мотивы лирики Пушкина.
Патриотическая и вольнолюбивая лирика Пушкина.
Пушкин о поэте и поэзии.
Стихотворения Пушкина о любви и дружбе.
Русская природа в стихотворениях Пушкина.
Об одном стихотворении Пушкина.
Роман «Евгений Онегин»
Карточка 1 с домашним заданием.
Прочитать статьи В.Г. Белинского о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (8-я и 9-я статьи из цикла статей «Сочинения Александра Пушкина»), приготовиться отвечать на вопрос: Роман «Евгений Онегин» в оценке Белинского.
Примерный план ответа:
Характеристика романа «Евгений Онегин» по 8-й и 9-й статьям названного цикла:
а) полнота и психологическая глубина в оценке главных героев романа: Онегина, Татьяны, Ленского;б) общая оценка романа «Евгений Онегин»;в) характеристика романа «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни и в высшей степени народного произведения».
Карточка 2.
«Евгений Онегин». Глава I
На основе «истории воспитания» Онегина восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину. Что обязательно должен был знать и уметь молодой дворянин, чтобы «…свет решил,
Что он умён и очень мил»?
Легко ли читалась I глава? Что было интересного, а что – трудно и непонятно? Ваше мнение о герое романа (как вы его понимаете?)
Как вы полагаете, где самые значительные, переломные, кульминационные строки, проясняющие тайну характера Онегина, его противоречивость, смену настроений и порывов?
Карточка 3.
«Евгений Онегин». Глава I
Меняется ли интонация пушкинских стихов в рассказе о своем герое? Как?
В.Г. Белинский назвал самым значительным героем романа … Пушкина. Согласны ли вы с этим? В каких строках открылся вам Пушкин? Что вы можете сказать о нем?
Найдите образные средства и интонации (эпитеты, метафоры, определенные конструкции предложений), передающие чувства грусти, тревоги и горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества.
Карточка 4.
«Евгений Онегин». Глава II
Какие преобразования в имении осуществил Онегин? Чем они завершились?
Как Пушкин относится к Ленскому и его поэтическому творчеству? А каким вы увидели Ленского? Как характеризует Ленского «безумная» любовь к Ольге? Какими художественными средствами подчеркивается романтизм, романтический мир Ленского?
Воспитание и формирование характера Татьяны противоположны воспитанию и формированию Онегина. Докажите это.
^
«Евгений Онегин».
Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства. По ходу дальнейшего прочтения романа подготовьте сообщение на тему «Сатирическое изображение столичного и московского дворянства в романе «Евгений Онегин», пользуясь следующим материалом:
а) убийственная характеристика светских «красавиц и недоступных» дам (гл.3, строфы ХХII-ХХV);б) фальш и лицемерие людей этого круга (гл.4, строфы ХIХ-ХХII); в) влияние «мертвящего упоенья света» (гл.6, строфа ХХVI); г) сатирические портреты тех, кого называют «цветом столицы» (гл.8, строфы IХ-Х, ХХIV-ХХVI); д) гневное высмеивание московского барства (гл.7, строфы ХХIV-ХХVIII).
Самостоятельно подберите материал к теме «Сатирическое изображение провинциального дворянства» по всем главам романа «Евгений Онегин».
Карточка 6.
«Евгений Онегин». 3-6 главы
Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от визита?
Как вы объясните вспыхнувшую в Татьяне любовь к Онегину? Серьезно ли это чувство? Как об этом говорит поэт? Что можно сказать о Татьяне, прочитав ее письмо к Онегину?
Почему, по-вашему, так неожиданно кончается 3 глава? Какие страницы, посвященные Татьяне вас особенно тронули?
Карточка 7.
«Евгений Онегин». 3-6 главы
В чем смысл «проповеди» Онегина? Как характеризует Онегина его поведение после получения письма? Что об этом говорит Пушкин?
Образ жизни Онегина в деревне. Почему он недоволен им?
Ссора Онегина и Ленского. Кто виноват в ней? Почему друзья не могли помириться?
Какие мысли и чувства испытывает Онегин перед дуэлью, во время дуэли и после нее? Как он сам оценивает свое поведение?
Карточка 8.
«Евгений Онегин». 3-6 главы
Что нового узнали вы о характере Татьяны при описании рождественских праздников? Стала ли ближе и понятнее вам героиня?
Как вы думаете, зачем введен в главу сон Татьяны?
«Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского – другую жертву русской жизни»… (А.И. Герцен). Почему Герцен называет Ленского «жертвой русской жизни»?
Карточка 9.«Евгений Онегин». Глава 7
Татьяна посещает дом Онегина. Для чего? Что нового вы узнали об Онегине и о Татьяне в этих эпизодах?
Татьяну увозят на «ярмарку невест» в Москву. Какие стороны ее характера еще раз подчеркивает автор?
Каково ее отношение к «фамусовской» Москве?
Чем кончается 7 глава? Какова ее роль в композиции всего романа (противопоставление города и деревни; рождение больших и новых мыслей Татьяны; нравственное превосходство ее над Онегиным; судьба Татьяны)?
Карточка 10.
«Евгений Онегин». Глава 8
Что изменилось в судьбе и характере героя романа; в судьбе и характере Татьяны?
Какие чувства испытывают герои при новой встрече через годы? Почему Онегин полюбил Татьяну? Почему Татьяна говорит ему: « Вы были правы предо мной. Я благодарна вам душой…»?
Как вы оцениваете решение Татьяны? Нравится ли вам она? Чем?
Автор прощается с читателями и своими героями. Почему тон этого прощания грустный?
Карточка 11.
«Евгений Онегин»
В романе дается панорама всех времен года (действие начинается летом, а заканчивается в марте). На основе самостоятельного анализа пейзажных фрагментов (например, глава 2, строфа I; гл.4, строфы ХL-ХLII; гл.7, строфы I, ХIХ-ХХХ) выделите наиболее существенные, устойчивые приметы «пушкинского» пейзажа. Обратите внимание на предметные реалии, попадающие в рамку пейзажной картины; ракурс изображения, соотношение общего и крупного планов; используемые поэтом цвета; игру света и тени; приёмы «озвучивания» пейзажа.
Каковы художественные функции пейзажа в романе?
Подготовьте устное сочинение на тему: «Пейзаж четырех времен года в романе «Евгений Онегин»».
Карточка 12 с домашним заданием.
«Евгений Онегин»
Сравните отношение автора и его героя (Онегина) к сельской природе (гл.1, строфы LIV и LI), к театру (гл.1, строфы XVIII и XXI), к поэзии (гл.1, строфы VII, ХLIII, ХLIХ, LVII).
Использовав в качестве эпиграфа к седьмой главе цитату из «Горя от ума», (вспомните, какую и в каком контексте), Пушкин открыто обозначил «присутствие» в романе Грибоедова. Найдите в романе скрытые отсылки к грибоедовской комедии и объясните, какова в «Евгении Онегине» роль реминисценций из «Горя от ума».
^
Докажите, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский).
Расскажите о новаторстве А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Порассуждайте на тему: «Почему Онегин не принес никому счастья?».
М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
Карточка 1 с домашним заданием.
Пушкин и Лермонтов… Какие страницы их произведений вам кажутся близкими, а в каких – больше различия, чем сходства.
Что общего в характеристике «лишних людей» 30-х годов в лирическом герое стихотворения «Дума» и в характеристике Евгения Онегина – «лишнего человека» 20-х годов? В чем различие (тон повествования, позиция автора…)?
Карточка 2.
Сравните романтический идеал Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Дума». Чем объяснить их контрастность?
Карточка 3.
Впервые в русской литературе Лермонтов сравнил поэзию с оружием, с кинжалом («Поэт»).
Чью поэзию имел в виду Лермонтов, сравнивая поэтическое слово с кинжалом?
Какие качества поэта-гражданина утверждает Лермонтов в аллегорической истории кинжала?
В чем Лермонтов видит общественное значение поэзии и роль поэта?
Определите тематическое и образное родство стихотворений Лермонтова «Кинжал» и «Поэт».
Карточка 4 с домашним заданием.
Прочитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Постройте своё рассуждение по следующему плану:
а) Причины лермонтовской грусти, тоски и одиночества.б) Чувство грусти и одиночества лирического героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».в) Поэт говорит об одиночестве и тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем.г) Великолепная картина природы по принципу контраста усиливает чувство тоски, одиночества, безысходности.д) Поэт смягчает чувство тоски, показывая способность героя найти успокоение в общении с природой.е) Ритмико-мелодическая структура стихотворения подчеркивает, как лирический герой от настроения безысходности приходит к светлой грусти.ж) Грусть лирического героя светла.
Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии темы: «Лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»»?

^

  1. нельзя из художественного контекста вырывать отдельные слова и сравнивать их по значению с такими же словами, тоже вырванными из другого художественного контекста, т.к. одно и то же слово в одном художественном контексте выполняет одну идейно-художественную функцию, а в другом — другую;
  2. в лирическом произведении центральным образом является образ лирического героя, поэтому невозможно правильно определить предмет изображения в стихотворении, а следовательно, и смысл его, если не рассмотреть тот ряд ключевых слов, с помощью которых выражается переживание лирического героя.
  1. Проведите художественный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

Карточка 10.

  1. Перечитайте стихотворение «Осень», вдумайтесь в его композиционный план и объясните, как взаимодействуют в стихотворении тема осени и тема поэтического творчества.
  2. Прочитайте выразительно отрывок из этого стихотворения.

Карточка 11.

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения?
  2. Проведите наблюдения над лексикой послания. Раскройте смысл эпитетов в выражениях «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья».

Почему, по-вашему, призывая посвятить прекрасные порывы души родине и свободе, поэт обращается к лексике любовной лирики: «желание», «нетерпеливая душа», «томленье упованья», «любовник молодой», «верное свиданье», «пленительное счастье».

  1. Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?

Карточка 12 с домашним заданием.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «К Чаадаеву» наизусть.
  2. Как вы понимаете смысл первых четырех строк стихотворения?
  3. Как меняется интонация стихотворения от первых четырех строк к пятой-двенадцатой, а затем к тринадцатой-двадцать первой? Как бы вы определили и объяснили эти изменения?
  4. Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?

^

В 1824 году Пушкин из южной ссылки, где он находился с 1820 года за стихи, неугодные правительству, был сослан в свое родовое имение Михайловское под Псковом. Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве, которому он оставался верен до конца своих дней. Так появилось знаменитое стихотворение «19 октября» (1825).

  1. Каким предстает поэт в этом стихотворении? Какие чувства он испытывает в лицейскую годовщину? (Сопоставьте вторую и последнюю строфы стихотворения. Раскройте смысл выражения «печальная отрада»).
  2. Какова тема этого стихотворения? Только ли о себе пишет Пушкин?

Карточка 14.

  1. Подумайте над стихотворением «19 октября» (1825):

— Какова тема этого стихотворения? Что объединяло Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»?

  1. В чем для Пушкина заключается высочайшая ценность дружбы?

Карточка 15.

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Я вас любил…»

Проведите наблюдения над лексикой и интонацией стихотворения:

  • Какое значение приобретают вводные слова «быть может», вынесенные на конец строки?
  • Какова смысловая и интонационная роль синтаксического параллелизма и повторов во второй строфе стихотворения?
  1. В чем сказывается «лелеющая душу гуманность» (В.Г. Белинский) стихотворения «Я вас любил…»?
  2. Сравните стихотворения «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…». Что их сближает по содержанию и форме?

Карточка 16.

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Мадонна».
  2. По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но вместе с тем оно имеет и более широкое значение. Подумайте – какое?
  3. Какими словами поэт выражает свой идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты?

^

  1. Ю.М. Лотман писал, что «в глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.

Покажите единство интимных и социальных мотивов на основе известных вам стихотворений Пушкина. Как слиты в его лирике мотивы дружбы и свободы?

^

  1. «У всякого истинно русского человека, а Пушкин был чисто русским человеком, находится в душе одна чисто народная и возвышенная черта, заключающаяся в той святой деликатности духа, которая делает все наши сильные ощущения столь немногоречивыми, сдержанными и как будто робкими… Сказанной чертой характера Пушкин обладал в высшей степени: оттого так и велик и славен, оттого поэзия его, богатая тихим интимным колоритом, будет веселить русское сердце и в отдаленные от нас годы», — так писал известный критик середины 19 в. А.В. Дружинин.

Перечитывая стихотворения «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», покажите «святую деликатность духа», немногословность, сдержанность и даже робость поэта перед женщинами, которым он посвятил свои творения.

^

  1. Роль поэта и место его поэзии – центральная тема лирики Пушкина. Какие мотивы можно выделить в теме предназначения поэта и поэзии?
  2. Сравните идейную направленность произведений «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»
  3. Как видит Пушкин роль поэта в современном ему мире («Разговор книгопродавца с поэтом»)?

Карточка 20 с домашним заданием.

Составить развернутые планы ответов по лирике Пушкина.

  1. Основные мотивы лирики Пушкина.
  2. Патриотическая и вольнолюбивая лирика Пушкина.
  3. Пушкин о поэте и поэзии.
  4. Стихотворения Пушкина о любви и дружбе.
  5. Русская природа в стихотворениях Пушкина.
  6. Об одном стихотворении Пушкина.

Роман «Евгений Онегин»

Карточка 1 с домашним заданием.

  1. Прочитать статьи В.Г. Белинского о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (8-я и 9-я статьи из цикла статей «Сочинения Александра Пушкина»), приготовиться отвечать на вопрос: Роман «Евгений Онегин» в оценке Белинского.

Примерный план ответа:

  1. Характеристика романа «Евгений Онегин» по 8-й и 9-й статьям названного цикла:

а) полнота и психологическая глубина в оценке главных героев романа: Онегина, Татьяны, Ленского;б) общая оценка романа «Евгений Онегин»;в) характеристика романа «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни и в высшей степени народного произведения».

Карточка 2.

«Евгений Онегин». Глава I

  1. На основе «истории воспитания» Онегина восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину. Что обязательно должен был знать и уметь молодой дворянин, чтобы «…свет решил,

Что он умён и очень мил»?

  1. Легко ли читалась I глава? Что было интересного, а что – трудно и непонятно? Ваше мнение о герое романа (как вы его понимаете?)
  2. Как вы полагаете, где самые значительные, переломные, кульминационные строки, проясняющие тайну характера Онегина, его противоречивость, смену настроений и порывов?

Карточка 3.

«Евгений Онегин». Глава I

  1. Меняется ли интонация пушкинских стихов в рассказе о своем герое? Как?
  2. В.Г. Белинский назвал самым значительным героем романа … Пушкина. Согласны ли вы с этим? В каких строках открылся вам Пушкин? Что вы можете сказать о нем?
  3. Найдите образные средства и интонации (эпитеты, метафоры, определенные конструкции предложений), передающие чувства грусти, тревоги и горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества.

Карточка 4.

«Евгений Онегин». Глава II

  1. Какие преобразования в имении осуществил Онегин? Чем они завершились?
  2. Как Пушкин относится к Ленскому и его поэтическому творчеству? А каким вы увидели Ленского? Как характеризует Ленского «безумная» любовь к Ольге? Какими художественными средствами подчеркивается романтизм, романтический мир Ленского?
  3. Воспитание и формирование характера Татьяны противоположны воспитанию и формированию Онегина. Докажите это.

^

«Евгений Онегин».

  1. Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства. По ходу дальнейшего прочтения романа подготовьте сообщение на тему «Сатирическое изображение столичного и московского дворянства в романе «Евгений Онегин», пользуясь следующим материалом:

а) убийственная характеристика светских «красавиц и недоступных» дам (гл.3, строфы ХХII-ХХV);б) фальш и лицемерие людей этого круга (гл.4, строфы ХIХ-ХХII); в) влияние «мертвящего упоенья света» (гл.6, строфа ХХVI); г) сатирические портреты тех, кого называют «цветом столицы» (гл.8, строфы IХ-Х, ХХIV-ХХVI); д) гневное высмеивание московского барства (гл.7, строфы ХХIV-ХХVIII).

  1. Самостоятельно подберите материал к теме «Сатирическое изображение провинциального дворянства» по всем главам романа «Евгений Онегин».

Карточка 6.

«Евгений Онегин». 3-6 главы

  1. Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от визита?
  2. Как вы объясните вспыхнувшую в Татьяне любовь к Онегину? Серьезно ли это чувство? Как об этом говорит поэт? Что можно сказать о Татьяне, прочитав ее письмо к Онегину?
  3. Почему, по-вашему, так неожиданно кончается 3 глава? Какие страницы, посвященные Татьяне вас особенно тронули?

Карточка 7.

«Евгений Онегин». 3-6 главы

  1. В чем смысл «проповеди» Онегина? Как характеризует Онегина его поведение после получения письма? Что об этом говорит Пушкин?
  2. Образ жизни Онегина в деревне. Почему он недоволен им?
  3. Ссора Онегина и Ленского. Кто виноват в ней? Почему друзья не могли помириться?
  4. Какие мысли и чувства испытывает Онегин перед дуэлью, во время дуэли и после нее? Как он сам оценивает свое поведение?

Карточка 8.

«Евгений Онегин». 3-6 главы

  1. Что нового узнали вы о характере Татьяны при описании рождественских праздников? Стала ли ближе и понятнее вам героиня?
  2. Как вы думаете, зачем введен в главу сон Татьяны?
  3. «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского – другую жертву русской жизни»… (А.И. Герцен). Почему Герцен называет Ленского «жертвой русской жизни»?

Карточка 9.«Евгений Онегин». Глава 7

  1. Татьяна посещает дом Онегина. Для чего? Что нового вы узнали об Онегине и о Татьяне в этих эпизодах?
  2. Татьяну увозят на «ярмарку невест» в Москву. Какие стороны ее характера еще раз подчеркивает автор?
  3. Каково ее отношение к «фамусовской» Москве?
  4. Чем кончается 7 глава? Какова ее роль в композиции всего романа (противопоставление города и деревни; рождение больших и новых мыслей Татьяны; нравственное превосходство ее над Онегиным; судьба Татьяны)?

Карточка 10.

«Евгений Онегин». Глава 8

  1. Что изменилось в судьбе и характере героя романа; в судьбе и характере Татьяны?
  2. Какие чувства испытывают герои при новой встрече через годы? Почему Онегин полюбил Татьяну? Почему Татьяна говорит ему: « Вы были правы предо мной. Я благодарна вам душой…»?

Как вы оцениваете решение Татьяны? Нравится ли вам она? Чем?

  1. Автор прощается с читателями и своими героями. Почему тон этого прощания грустный?

Карточка 11.

«Евгений Онегин»

  1. В романе дается панорама всех времен года (действие начинается летом, а заканчивается в марте). На основе самостоятельного анализа пейзажных фрагментов (например, глава 2, строфа I; гл.4, строфы ХL-ХLII; гл.7, строфы I, ХIХ-ХХХ) выделите наиболее существенные, устойчивые приметы «пушкинского» пейзажа. Обратите внимание на предметные реалии, попадающие в рамку пейзажной картины; ракурс изображения, соотношение общего и крупного планов; используемые поэтом цвета; игру света и тени; приёмы «озвучивания» пейзажа.
  2. Каковы художественные функции пейзажа в романе?
  3. Подготовьте устное сочинение на тему: «Пейзаж четырех времен года в романе «Евгений Онегин»».

Карточка 12 с домашним заданием.

«Евгений Онегин»

  1. Сравните отношение автора и его героя (Онегина) к сельской природе (гл.1, строфы LIV и LI), к театру (гл.1, строфы XVIII и XXI), к поэзии (гл.1, строфы VII, ХLIII, ХLIХ, LVII).
  2. Использовав в качестве эпиграфа к седьмой главе цитату из «Горя от ума», (вспомните, какую и в каком контексте), Пушкин открыто обозначил «присутствие» в романе Грибоедова. Найдите в романе скрытые отсылки к грибоедовской комедии и объясните, какова в «Евгении Онегине» роль реминисценций из «Горя от ума».

^

  1. Докажите, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский).
  2. Расскажите о новаторстве А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».
  3. Порассуждайте на тему: «Почему Онегин не принес никому счастья?».

М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
Карточка 1 с домашним заданием.

  1. Пушкин и Лермонтов… Какие страницы их произведений вам кажутся близкими, а в каких – больше различия, чем сходства.
  2. Что общего в характеристике «лишних людей» 30-х годов в лирическом герое стихотворения «Дума» и в характеристике Евгения Онегина – «лишнего человека» 20-х годов? В чем различие (тон повествования, позиция автора…)?

Карточка 2.

  1. Сравните романтический идеал Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Дума». Чем объяснить их контрастность?

Карточка 3.

  1. Впервые в русской литературе Лермонтов сравнил поэзию с оружием, с кинжалом («Поэт»).
  • Чью поэзию имел в виду Лермонтов, сравнивая поэтическое слово с кинжалом?
  • Какие качества поэта-гражданина утверждает Лермонтов в аллегорической истории кинжала?
  • В чем Лермонтов видит общественное значение поэзии и роль поэта?
  1. Определите тематическое и образное родство стихотворений Лермонтова «Кинжал» и «Поэт».

Карточка 4 с домашним заданием.

  1. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Постройте своё рассуждение по следующему плану:

а) Причины лермонтовской грусти, тоски и одиночества.б) Чувство грусти и одиночества лирического героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».в) Поэт говорит об одиночестве и тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем.г) Великолепная картина природы по принципу контраста усиливает чувство тоски, одиночества, безысходности.д) Поэт смягчает чувство тоски, показывая способность героя найти успокоение в общении с природой.е) Ритмико-мелодическая структура стихотворения подчеркивает, как лирический герой от настроения безысходности приходит к светлой грусти.ж) Грусть лирического героя светла.

  1. Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии темы: «Лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»»?

ритмико-мелодическая структура стихотворения подчеркивает,характеристике лишних людей годов,смысл выражения лицейское братство,составить развернутые планы ответов,сказывается лелеющая душу гуманность,сильные ощущения столь немногоречивыми,богатая тихим интимным колоритом,убийственная характеристика светских красавиц,каковы художественные функции пейзажа,устойчивые приметы пушкинского пейзажа

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …