Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, казалось бы, не самый значимый и даже можно сказать, не значимый тем событиям, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть «Максим Максимыч» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет захватывающего авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней только несколько секунд.
Однако именно «Максима Максимыче» герой первый и последний раз предстает перед читателем живым. В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, мы узнаем Печорине из его старого приятеля Максима Максимыча, а той части романа, которая названа автором «Журнал Печорина», действует герой, которого мы в мире: по авторскому предисловия к «Журналу» мы узнаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимыч», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на их кажущуюся «промежность».
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча — из тех совпадений, которые трудно назвать случайными. Если бы в течение нескольких часов до тех пор Максим Максимыч не рассказал своему попутчику историю знакомства с Печориным, встреча двух старых сослуживцев, которые видели друг друга пять лет, возможно, была совсем другой, возможно, Максим Максимыч и вовсе узнал Печорина. Удивительно память! Стоит только вспомнить прошлое, за воспоминанием сразу открывается целый мир.
А встреча с Печориным открыла против него совсем другой мир, мир человека с другими ценностями, чем военной обязанности и выполнения приказов. В жизни старого штабс-капитана, бедной на яркие впечатления (вплоть до свиста пуль и постоянной угрозе смерти он привык), ознакомление с Печориным стояло отдельно. Конечно же, под силу простодушному Максиму Максимычу объяснить поступки его молодого друга, но обаяние печоринской личности оказалось значительно больше непонимания истинных причин его «чудеса».
Разве Печорин, что было ознакомление с Максимом Максимычем ему? Не более одной из многих встреч в том сломанном пути, герой избрал. Если Максима Максимыча Печорин был, наверное, самым запоминающимся долгие годы службы человеком, то для Печорина пребывания в крепости и история с Бэлой стали лишь одним из многих эпизодов его биографии. Максим Максимыч воспринимает Печорина как человек исключительного, Печорин мы видит во время встречи с дедом пять лет ничего, кроме смутного напоминания прошлое.
Иначе говоря, для Максима Максимыча появление Печорина — важное событие для Печорина встреча с штабс-капитаном означает абсолютно ничего. Отсюда и возникает тот трагический надлом, которым проникнута вся сцена романа. Одно из важнейших понимания образа Печорина и только лермонтовского романа целом является вопрос об отношении к своему герою. Ответить на него очень сложно, поскольку автор подчеркнуто идет от прямых оценок героя, то занимая позицию слушателя в «Бэле», то давая слово самому герою в «Журнале Печорина», то делая иронический реверанс в сторону читателей, ожидают этой оценки, в предисловии к роману: «Будет и то, что болезнь указана, а как ее вылечить — это уже бог знает!».
Отношение к герою становится понятно в повести «Максим Максимыч». Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча с точки зрения последнего, автор тем самым изначально становится его позицию — сначала в восприятии происходящего, а затем и в нравственной оценке. «Мы попрощались достаточно сухо. Добрый Максим Максимыч стал упрямым, сварливым штабс-капитаном! И почему? Потому что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда человек хотел броситься ему на шею!
Очевидно, что автор не одобряет разрушительную сторону характера Печорина, что с годами все больше в нем преобладает и в конечном итоге ведет героя к саморазрушению. В «Максима Максимыче» Печорин больше не способен те душевные движения, которые отличали его раньше, это замкнувшийся в себе, одинокий и холодный мизантроп, которого открыта одна дорога — к смерти. Между тем, встреча Печорина с Максимом Максимычем только подстегивает интерес к своему герою, и, но этот случайный эпизод, в руках никогда не были бы печоринские заметки.
Стремление автора соединить в каждом эпизоде ​​необходимость и случайность — характерная черта реалистического художественного мышления, которое начинает преобладать в лермонтовском романе. Писатели-романтики нередко пренебрегали описанием внешности героя, считая, что в образе должно быть изображение чувства, страсти. Лермонтов решительно идет от этого традиции, рисуя подробный портрет Печорина именно в «Максима Максимыче». Автор изображает различные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, к тем временам не знала литература его времени.
Рассмотрим хотя бы эпизод последней встречи Печорина с Максимом Максимычем, их прогулку по крепостному валу после смерти Бэлы, ".

Оцените статью
Добавить комментарий