Пояснительная записка Курс «Познай себя»

Кружок «Познай себя»
5 классы
на основе курса Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности»
Пояснительная записка
Курс «Познай себя» предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления школьником своей школьной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента его саморазвития. Курс представляет самостоятельный учебный предмет. В нём в систематезированном виде излагаются знания о человеческой личности, отношениях людей друг с другом и обществом, об общечеловеческих ценностях, культуре поведения и жизедеятельности- о многом, что необходимо развивающемуся человеку. Но чего нет в учебном плане и программах школы.Ведение курса позволяет выдвинуть в качестве реальной цели школьного образования формирование человека, способного воспитывать и развивать самого себя, человека самосовершенствующегося.В качестве системообразующего понятия в курсе используется образ Я-Я концепция личности. Представление личности о себе представляет результат деятельности её самосознания. В курсе идёт формирование адекватного «Я» в области сознания, умений и способностей воспитывать, развивать, совершенствовать свою личность. Этому способствует систематическое обращение к образам «Я-прошлое», сопровождаемое рефлексивным анализомОсвоение курса «Познай себя» открывает возможность включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность по разработке различных аспектов человековедения.В ходе занятий действуют межпредметные связи: на уроках ИЗО дети могут рисовать своё психическое состояние, настроение. На уроках русского языка пишут сочинения на психолого- педагогические темы и т. Д.
Цель: 1 Формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию. Человека самосовершенствующегося, человека высокой нравственности.
2Дать начальные сведения о психологии личности. Рассмотреть основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах.
Задачи: 1 Побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самоуправления
2 Ознакомление с основными понятиями психологии личности.3.Выявление интересов, склонностей и способностей подростка.4. Формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценке.5. Осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей.6. Приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу, составление индивидуальной карты самодиагностики.
В программе реализуются следующие идеи:
Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения)
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).
Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл).
Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны:
иметь общие представления о внутреннем мире человека
иметь общие представления о самопознании и саморазвитии
иметь общие представления о процессах памяти и внимания
иметь представления о способах развития памяти и внимания
понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы
знать способы саморегуляции, доступные возрасту
Предметно-информационная составляющая образованности:
уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям
уметь свободно выражать свои чувства и переживания
уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми
иметь навыки самопознания, доступные возрасту
иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту
владеть навыками конструктивного общения
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
понимать необходимость самопознания для саморазвития человека
осознавать уникальность своей личности и личности другого
осознавать самоценность каждого человека и ценность общения
понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности

1. Учебные пособия.
— Технология саморазвития личности школьника (концепция)-Методическое пособие по преподаванию курса для учителей-Учебное пособие «Познай себя»- Серия диагностических методик, приведенных в пособии и указанных в ссылках на литературу.- Наглядные рисовальные материалы, представленные в пособиях и настенных плакатах.-Аудиовизуальные средства

Средства психолого- педагогической диагностики (анкеты, опросники, тесты, игры) подобраны и адаптированы к возрастным особенностям учащихся, условиям места и отведённого времени и имеют общедоступный (любительский ) уровень. Значение их для учебного процесса состоит в том, что они дают материал для анализа, самоанализа и обсуждения вопросов, а также для создания должной мотивации и эмоционального тонуса занятий.Широко применяются проективные методики: тематические рисунки, минисочинения, фантазирование и др.
3. Методы.
индивидуальные развивающие занятия
психологические тренинги
беседы
тестирование
анкетирование
наблюдение
диагностирование
совместные с родителями праздники
вовлечение во внеурочную деятельность
В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы, причём две трети времени отводится на практические, лабораторные и тренинговые формы работы.Основной метод, используемый на занятиях,- беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Часто применяется высказывание «по кругу»
4. Игры.
На занятиях используются различные игры- Диагностические, в которых школьники познают себя, свои различные качества ( «Встаньте в круг», «Поворот», «Взгляд», «Путаница», «Зеркало».и др.)- Активизирующие игры, такие, как «Ромашка», «Замри», «Молва», «Букет»- Игры – театрализации- «Банка вредных глупостей», фестиваль «Я- личностей»- Ролевые игры, содержание которых постепенно усложняется: от индивидуального проигрывания ситуаций –проб до моделирования общественных отношений.
5. Записи.
Большое значении на занятиях придаётся записям и рисункам,так как перед каждым школьником ставится задача : «Написать книгу о самом себе», которую можно художественно офоромить рисунками, фотографиями, собственными сочинениями в стихах и прозе.

1 Разминка -упражнения, действия, позволяющие настроить на разговор, на основную работу2.Завязка- проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию для занятий3. Основная часть, где рассматриваются в теоретическом и практическом плане вопросы основного материала.4. Упражнения, практические работы на закрепление и применение5. Подведение итогов, рефлексия – для ребят это способ прислушаться к себе, поразмышлять о своём внутреннем состоянии и его причинах.6. Релаксация- расслабление, выход из интеллектуальной сферы
Учебно – тематическое планирование

-Человек, как индивид и как личность- Физическое и психическое содержание человека- Сознание, как основная характеристика человека- Роль личности в своём развитии- Самовоспитание, самосовершенствование

— Человек- загадка для самого себя-Знания о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя

-«Кто Я»- Ощущения и восприятие. Отражение окружающего мира в мозге человека- Эмоции и чувства. Виды эмоций, эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.- Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.- Внимание, его особенности. Тренировка и управление вниманием- Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание : механическое и осмысленное- Знания. Как характеристика личности. Ассоциативно- смысловая модель знаний. Качества знаний: прочные- непрочные, системные- отрывочные. Умение применять знания.-Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления.- Сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.- Способности личности. Задатки , интересы, склонности, как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.-Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честность и достоинство.-Характер. Черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, трудолюбие.Тренинг-2 часа

№пп
Тема
К-во часов
Срок
Цели
1
Введение. Игра «Стучи ,паровозик, стучи»
1
6.09
Рассказать о целях и задачах курса. Провести игру на сплочение коллектива
2
Знакомство с собой
1
13.09
Раскрыть каждым учеником свои внутренние качества, увидеть, чем каждый отличается от других, составить представление о себе
3
Образ вашего «Я»
1
20.09
Показать из чего складывается

4
Посмотрели в зеркало
1
27.09
Дать понятие внешних качеств человека. Определение личных внешних качеств
5
Я и окружающие
1
4.10
Раскрыть понятие «Человек в окружающем мире»
6
Вы – личность
1
11.10
Раскрыть понятие

Умение определять качества личности
7
Повторение
1
18.10
Закрепление полученных знаний
8
Оценивайте себя
1
25.10
Дать понятие самооценки Научить умению наблюдать за собой.
9
Сходство и различия наших «Я»
1
1.11
Показать общие и индивидуальные черты, присущие конкретному человеку
10
Как вы воспринимаете окружающий мир
1
15.11
Раскрыть возможности человека по восприятию окружающего мира
1112
Внимание
2
22.1129.11
Показать роль внимания в жизни человека
14
Дайте волю воображению
1
6.12
Показать ,какую роль в жизни человека играет воображение
13
Мир эмоций
1
13.12
Раскрыть понятия: чувства, эмоции.
15
Настроение
1
20.12
Показать, какую роль в жизни человека играет настроение. Научить приёмам повышать настроение.
1617
Темперамент
2
27.1217.01
Познакомить с составляющими нервной системы человека, показать индивидуальность каждого
1819
Характер
2
24.0131.01
Раскрыть черты характера человека
20
Воля, самостоятельность
1
7.02
Показать, какую роль в жизни человека играет воля
21
Настоящий друг
1
14.02
Раскрыть понятия: дружба, товарищество. Какие качества характерны для хорошего друга
22
Основное отличие человека от обезьяны
1
21.02
Раскрыть сущность сознания, показать его роль
2324
Мышление
2
28.026.03
Что дает человеку возможность рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, делать выводы
2526
Память
2
13.0327.03
Показать, что помогает человеку сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Свойства памяти
27
Логика мысли
1
3.04
Дать понятие логического мышления
28
Решение проблем
1
10.04
Раскрыть понятие

29
Каждому по потребностям
1
17..04
Раскрыть понятие «ПОТРЕБНОСТИ», показать, что это глубинные качества человека, которые определяют его нужду в различных условиях жизни и развития
30
От каждого по способностям
1
24.04
Показать, что продуктивность той или иной деятельности зависит от способностей. Рекомендации по развитию способностей
31
Я в общении
1
8.05
Показать какую роль в жизни человека играет общение. Правила общения
32
Заведи друга дневник
1
15..05
Показать, что дневник является средством наблюдения за собой и окружающими
33
Богатство вашей личности
1
22.05
Повторение пройденного за год
3435
Тренинг межличностного общения ( два класса объединены)
2
25.0529.05
Развитие навыков общения, уважения окружающих, толерантности
-Упражнение «Знаете ли вы свою внешность»-Тестирование качеств личности: темперамента, памяти, мышления, способностей, направленности, характера.-Самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки-Упражнение «Диалог субличностей»- Тренинг произвольного внимания, наблюдательности.-Составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений-Составление карты самооценки-Анализ социальных ситуаций — проб
Литература.
Перечень оборудования, материалов и пособий дан в пособии Г.К.Селевко «Познай себя» после каждой темы.Г.К.Селевко Познай себяГ.К.Селевко Руководства по организации самовоспитания школьников.О.Г.Левин Ситуации- пробы к курсу Самовоспитание личности.К платов Занимательная психологи» изд. Питер 1997 год.Е.И.Рогов Азбука психологии Ростов-на- Дону 1997 годПетровский А.В. Что мы знаем и не знаем о себе, М., 1988.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.Липкина А.И. Самооценка школьника,Компьютерная программа «Эффектон», М., 2007.Педагог-психолог: Г.Шишканова
Календарно- тематическое планирование
5 «Б»класс
№пп
Тема
К-во часов
Срок
Цели
1
Введение. Игра «Стучи ,паровозик, стучи»
1
7.09
Рассказать о целях и задачах курса. Провести игру на сплочение коллектива
2
Знакомство с собой
1
14.09
Раскрыть каждым учеником свои внутренние качества, увидеть, чем каждый отличается от других, составить представление о себе
3
Образ вашего «Я»
1
21.09
Показать из чего складывается

4
Посмотрели в зеркало
1
28.09
Дать понятие внешних качеств человека. Определение личных внешних качеств
5
Я и окружающие
1
5.10
Раскрыть понятие «Человек в окружающем мире»
6
Вы – личность
1
12.10
Раскрыть понятие

Умение определять качества личности
7
Повторение
1
19.10
Закрепление полученных знаний
8
Оценивайте себя
1
26.10
Дать понятие самооценки Научить умению наблюдать за собой.
9
Сходство и различия наших «Я»
1
2.11
Показать общие и индивидуальные черты, присущие конкретному человеку
10
Как вы воспринимаете окружающий мир
1
16.11
Раскрыть возможности человека по восприятию окружающего мира
1112
Внимание
2
23.1130.11
Показать роль внимания в жизни человека
14
Дайте волю воображению
1
7.12
Показать ,какую роль в жизни человека играет воображение
13
Мир эмоций
1
14.12
Раскрыть понятия: чувства, эмоции.
15
Настроение
1
21.12
Показать, какую роль в жизни человека играет настроение. Научить приёмам повышать настроение.
1617
Темперамент
2
28.1218.01
Познакомить с составляющими нервной системы человека, показать индивидуальность каждого
1819
Характер
2
25.011.02
Раскрыть черты характера человека
20
Воля, самостоятельность
1
8.02
Показать, какую роль в жизни человека играет воля
21
Настоящий друг
1
15.02
Раскрыть понятия: дружба, товарищество. Какие качества характерны для хорошего друга
22
Основное отличие человека от обезьяны
1
22.02
Раскрыть сущность сознания, показать его роль
2324
Мышление
2
29.027.03
Что дает человеку возможность рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, делать выводы
2526
Память
2
14.0328.03
Показать, что помогает человеку сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Свойства памяти
27
Логика мысли
1
4.04
Дать понятие логического мышления
28
Решение проблем
1
11.04
Раскрыть понятие

29
Каждому по потребностям
1
18..04
Раскрыть понятие «ПОТРЕБНОСТИ», показать, что это глубинные качества человека, которые определяют его нужду в различных условиях жизни и развития
30
От каждого по способностям
1
25.04
Показать, что продуктивность той или иной деятельности зависит от способностей. Рекомендации по развитию способностей
31
Я в общении
1
2.05
Показать какую роль в жизни человека играет общение. Правила общения
32
Заведи друга дневник
1
10..05
Показать, что дневник является средством наблюдения за собой и окружающими
33
Богатство вашей личности
1
16.05
Повторение пройденного за год
3435
Тренинг межличностного общения ( два класса объединены)
2
25.0529.05
Развитие навыков общения, уважения окружающих, толерантности

5 «А»класс
№пп
Тема
К-во часов
Срок
Цели
1
Введение. Игра «Стучи ,паровозик, стучи»
1
8.09
Рассказать о целях и задачах курса. Провести игру на сплочение коллектива
2
Знакомство с собой
1
15.09
Раскрыть каждым учеником свои внутренние качества, увидеть, чем каждый отличается от других, составить представление о себе
3
Образ вашего «Я»
1
22.09
Показать из чего складывается

4
Посмотрели в зеркало
1
29..09
Дать понятие внешних качеств человека. Определение личных внешних качеств
5
Я и окружающие
1
6.10
Раскрыть понятие «Человек в окружающем мире»
6
Вы – личность
1
13.10
Раскрыть понятие

Умение определять качества личности
7
Повторение
1
20.10
Закрепление полученных знаний
8
Оценивайте себя
1
27.10
Дать понятие самооценки Научить умению наблюдать за собой.
9
Сходство и различия наших «Я»
1
3.11
Показать общие и индивидуальные черты, присущие конкретному человеку
10
Как вы воспринимаете окружающий мир
1
17.11
Раскрыть возможности человека по восприятию окружающего мира
1112
Внимание
2
24.111.12
Показать роль внимания в жизни человека
14
Дайте волю воображению
1
8.12
Показать ,какую роль в жизни человека играет воображение
13
Мир эмоций
1
15.12
Раскрыть понятия: чувства, эмоции.
15
Настроение
1
22.12
Показать, какую роль в жизни человека играет настроение. Научить приёмам повышать настроение.
1617
Темперамент
2
29..1219.01
Познакомить с составляющими нервной системы человека, показать индивидуальность каждого
1819
Характер
2
26.012.02
Раскрыть черты характера человека
20
Воля, самостоятельность
1
9.02
Показать, какую роль в жизни человека играет воля
21
Настоящий друг
1
16.02
Раскрыть понятия: дружба, товарищество. Какие качества характерны для хорошего друга
22
Основное отличие человека от обезьяны
1
24.02
Раскрыть сущность сознания, показать его роль
2324
Мышление
2
18.0315.03
Что дает человеку возможность рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, делать выводы
2526
Память
2
29.035.04
Показать, что помогает человеку сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Свойства памяти
27
Логика мысли
1
12..04
Дать понятие логического мышления
28
Решение проблем
1
19.04
Раскрыть понятие

29
Каждому по потребностям
1
26..04
Раскрыть понятие «ПОТРЕБНОСТИ», показать, что это глубинные качества человека, которые определяют его нужду в различных условиях жизни и развития
30
От каждого по способностям
1
3.05
Показать, что продуктивность той или иной деятельности зависит от способностей. Рекомендации по развитию способностей
31
Я в общении
1
10.05
Показать какую роль в жизни человека играет общение. Правила общения
32
Заведи друга дневник
1
17..05
Показать, что дневник является средством наблюдения за собой и окружающими
33
Богатство вашей личности
1
22.05
Повторение пройденного за год
3435
Тренинг межличностного общения
2
24.0529.05
Развитие навыков общения, уважения окружающих, толерантности

Оцените статью
Добавить комментарий