Пояснительная записка к учебному плану мбоу сош №90 города нижний тагил

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБОУ СОШ № 90
города НИЖНИЙ ТАГИЛ
на 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный план МБОУ средней общеобразовательной школы № 90 является нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса через совокупность дисциплин и их объемов, расположенных определенным образом во времени обучения. Суммарное итоговое количество учебных часов, указанных в учебном плане определяет финансирование школы из государственного бюджета. Количество часов, определенное образовательным учреждением на каждый предмет в учебном плане, предусматривает качественное усвоение учебной программы, обеспечивающей выполнение Государственного образовательного стандарта (федеральный и национально-региональный компонент), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и обеспечивает условия усвоения обязательного минимума содержания образования.Учебный план МБОУ СОШ № 90 составлен с учетом вида образовательного учреждения, направленности работы учреждения и специфики региональных условий, в соответствии с образовательными потребностями участников образовательного процесса и с учетом образовательного потенциала и ресурсных возможностей.
Нормативные и аналитические основания составления учебного плана
Нормативные основания:
Конституция Российской федерации (ст.43);
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (официальная публикация: «Вестник образования России» № 13, июль 2011 г.).
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Письмо Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо от 08.10.2010 г. № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД — 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД — 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД — 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД — 172/03 «О федеральных перечнях учебников».
Программа развития школы МБОУ СОШ №90.
Образовательная программа школы МБОУ СОШ №90.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №90.
Основные образовательные задачи текущего года:для учащихся 11 классов:
получение среднего (полного) образования;
формирование первичных профессиональных навыков.
для учащихся 9 классов:
получение основного общего образования;
формирование первичной профессиональной ориентации;
совершенствование навыков самостоятельной деятельности через предметы всех образовательных областей и дополнительного образования.

Учебный план строится с учетом аналитических данных по результатам прохождения учебных программ, преемственности программ по ступеням обучения.Учебный план представляет собой вариант соединения федерального, национально-регионального и школьного компонентов развития содержания образования и соответствует интересам и образовательным потребностям обучающихся, их особенностям и возможностям.
создание и развитие комплекса условий для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в качественном образовании, способствующих их духовному, интеллектуальному и физическому развитию; воспитания и развития внутренних человеческих качеств школьников, готовых к самоопределению, самореализации и проектированию собственной жизнедеятельности.

1. Реализация в опережающем режиме ФГОС НОО, создание условий для введения ФГОС ООО. 2. Обеспечение плавного перехода школьников из начальной школы в основную, преемственности обучения в основной и старшей школах.3. Повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного процесса и внедрение современных педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования.4.Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода 5. Обеспечение системного подхода к реализации индивидуальных учебных планов.6. Обеспечение максимального уровня выполнения требований к построению учебного занятия на основе деятельностного подхода, как условие обеспечивающее готовность к введению ФГОС.Цель образовательного процесса: создание условий для развития ключевых компетенций участников образовательного процесса и обеспечение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту (ФК).
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
На второй ступени обучения:
продолжить формирование и развитие познавательных интересов обучающихся и самообразовательных навыков;
заложить фундамент общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры;
развить у обучающихся самостоятельность и критичность мышления, творческие способности и способность к самоопределению;
создать оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения обучающихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и вне учебных занятиях в ОУ и вне её;
в качестве приоритетного направления педагогической работы рассматривать разработку проблем личностного и профессионального самоопределения.
На третьей ступени обучения:
продолжить развитие самообразовательных навыков и прежде всего навыков самоорга-низации и самовоспитания;
завершить начатое ранее нравственное, духовное и физическое становление выпускника;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного раз-вития;
развить чувства социальной ответственности.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с условиями образовательных программ трех ступеней образования: в школе I ступени 8 классов, в школе II ступени 10 классов, в школе III ступени 2 класса. Каждая ступень определяется как общими, так и специфическими целями и задачами образования.

Учебный план составлен на основе Федерального базисного учебного плана и сохраняет его структуру и максимальную нагрузку. В структуре учебного плана выделены 2 части: инвариантная и вариативная — компонент образовательного учреждения. Инвариантная часть учебного плана представлена федеральным компонентом, который способствует сохранению единого образовательного пространства, вариативная — компонентом образовательного учреждения, включающим факультативные и элективные курсы.
1 ступень – начальное общее образование: нормативный срок обучения – 4 года.
В основу формирования учебного плана начального общего образования взята основная образовательная программа начального общего образования.На первой ступени обучения реализация УП базируется на программе «Школа России».В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана 1 ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в тома числе:
закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формируются универсальные учебные действия;
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.Учебный план начального общего образования состоит из 2 частей – обязательной части и чести, формируемой участниками образовательного процесса.Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, учебное время, необходимое на их изучение по классам (годам) обучения.Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся;
их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебное время данной части используется на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, экскурсии, практические занятия т. д.). Эти виды деятельности отражены в рабочих программах и нелинейном расписании.Честь учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся) используется на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 максимально допустимая нагрузка при 5 – ти дневной учебной неделе для учащихся 1-х классов составляет 21 час, при продолжительности уроков для 1 класса использован «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 40 минут каждый). Учитывая «ступенчатый» метод в проектировании учебного плана в начальной школе максимально допустимая нагрузка в 1 четверти 1 класса составляет 15 учебных часов, во 2- 4 четвертях – 21 час. Во 2-4 классах – 26 часов, при продолжительности уроков 45 мин.Продолжительность учебного года для 1 классов составляет – 33 учебные недели (дополнительные каникулы в феврале), для 2-4 классов – 34 учебные недели.В инвариантной части плана представлены все предметы базисного учебного плана с соответствующей учебной нагрузкой. Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ученика – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Современное начальное образование закладывает не только основные знания, умения, навыки по каждому предмету, но и формирует универсальные учебные действия в личностных коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной
Учебный предмет «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из самых мощных средств приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как в средстве познания мира и самопознания.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится с целью формирования социально-культурной компетенции учащихся, воспитания способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию.
Предмет «Иностранный язык» представлен на параллели 2-4-х классов предметом «Английский язык».
Целью изучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, чтении и письме. С помощью иностранного языка закладываются основы интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, для развития коммуникативно-речевого такта, для формирования образа языков международного общения.
Учебный предмет «Математика» служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин и первоначального овладения математическим языком. Предмет «Математика» направлен на изучение арифметического, алгебраического, геометрического материала, предполагает формирование у учащихся пространственных представлений, абстрактного мышления, прочных автоматизированных навыков вычислений, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Главной целью предмета «Окружающий мир» является формирование целостной картины мира и осознание в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления младшим школьником личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Предмет «Окружающий мир» формирует личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на собственное, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. В содержание предмета введены развивающие модули, разделы основ безопасности жизнедеятельности, краеведения.
Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка», изучение которых направлено на достижение следующих целей: овладение элементарными навыками, умениями, способами художественной деятельности, освоение первичных знаний о музыке, развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и музыки.
Целью предмета «Технология» является воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Предмет «Физическая культура» направлен на формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, плавании; развитие основных физических качеств.
Предмет «Информатика» продолжает линию во 2- 4 классах. Изучение предмета направлено на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; на выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, с целью повышения эффективности учебной деятельности по всем предметам, мотивации обучения, а так же для соблюдения последовательности и преемственности школы I и II ступени в обучении по информационно-технологическому направлению.
Предмет «Детская риторика», цель которого как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Предмет «Экономика», цель которого – первичное знакомство с экономическими отношениями: с производственной и хозяйственной деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей.
Программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» обеспечивает преемственность с курсом ОБЖ в средних и старших классах. Цель курса «Культура безопасности жизнедеятельности» заключается в изучении и освоении учащимися интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания. Интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Курс реализуется за счет использования классных часов.
Внеурочная деятельность осуществляется через дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования) в рамках оптимизационной модели.
2 ступень – основное общее образование (5 – 9 классы ): нормативный срок обучения 5 лет.
Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирование адекватной мировому уровню общей культуры личности, социальных установок гражданина и соответствующей современному уровню знаний картины мира, которые позволяют реализовать права личности на получение среднего (полного) общего образования, создают основу для усвоения профессиональных образовательных программ и сознательного выбора профессиональных видов деятельности.Основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, через расширенное изучение русского языка, иностранных языков, математики, информатики и иноязычной культуры, с целью формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, овладение информационной культурой как средством коммуникации, включая формирование общеучебных умений и навыков.Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.На второй ступени обучения возрастает нагрузка на интеллектуальную деятельность, что требует особого внимания к формированию общеучебных умений и навыков. Часы компонента образовательного учреждения в 5-9 классах используются для введения новых учебных предметов, практикумов, организации предметных и межпредметных курсов, развивающих творческие способности учащихся, формирующих навыки исследовательского труда, помогающих в достижении более высоких результатов образования, в выборе дальнейшего способа получения образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, успешной адаптации в обществе. На данной ступени вводится обучение по интересам через систему обязательных занятий по выбору (факультативные и элективные занятия из школьного компонента).
Учебные предметы «Русский язык» представлен в федеральном компоненте УП 210 часами в год в 5-8 классах, 70 часами в 9-х классах.
Предмет «Литература» в УП представлен 70 часами в год в 5-8 классах, в 9-х классах 105 часами в год. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса. На изучение иностранного языка выделено по 105 часов в год. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне. Для реализации федерального стандарта учителями предметниками используются различные педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные.
Учебный предмет «Математика» представлен в федеральном компоненте 175 часами во всех классах школы II ступени. Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин. С целью адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную и для развития математического мышления в процессе усвоения знаний, в 5-ом классе вводится дополнительно 35 часов за счет компонента образовательного учреждения факультатив «Арифметические методы решения задач. Наглядная геометрия», 17 часов – «Математическая карусель», в 6 классе — «Дробные числа, пропорции. Изменение площадей и объемов», в 7 классе – «Элементы алгебры и теории чисел», «Квадратные уравнения и неравенства» (8 класс).
Для организации индивидуальной работы с учащимися 9-х классов, с учетом социального заказа, для формирования прочных, устойчивых знаний по математике в УП включены элективные курсы за счет компонента образовательного учреждения.
«Самый простой способ решения непростых неравенств» (9 кл.);
«Квадратный трехчлен и его приложения» (9 кл.);
«Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости» (9 кл.);
Учитывая современные требования, с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, в 8-х (35 часа), 9-х (70 часов) классах введен предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» из федерального компонента. Соблюдая последовательность и преемственность школы I и II ступени в обучении, учитывая социальный заказа в 5-х классах со второй четверти, в 6 — 7-х классах с первой четверти вводится предмет по выбору «Информатика» на который дается по 35 часов, за счет компонента образовательного учреждения. С целью овладения умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера. Педагоги на своих уроках используют технологию уровневой дифференциации, технологию сотрудничества.
Представлены в федеральном компоненте предметы: «Природоведение» в 5-х классах 70 часами, «Биология» в 6-х классах 35 часами, в 7- 9 классах по 70 часов, «Физика» — по 70 часов в 7 — 9-х классах, «Химия» — по 70 часов в 8 – 9-х классах. За счет регионального компонента УП в 6 — 8 классы вводятся занятия по «Экологии» («Экология растений», «Экология животных», «Экология человека. Культура здоровья»), где обучающимся прививается чувство ответственности за природу Отчизны, за флору и фауну родного края, свое собственное здоровье. Учителями-предметниками используются следующие педагогические технологии: проблемное обучение, информационные и проектные технологии, педагогика сотрудничества.
В федеральном компоненте представлен предмет «Искусство» предметами «Музыка» по 35 часа в 5-7 классах, «ИЗО» по 35 часов в 5-х, 6-х ,7-х классах, по 17 часов в 8- 9-х классах.
За счет федерального компонента в 5-9 классах ведется предмет «История» — по 70 часов в год. В связи с переходом на концентрическую систему обучения в 5-х классах преподается «История древнего мира». В 6-х классах в первом полугодии преподается «История средних веков», а во втором полугодие «История России с древнейших времен по XV век». В 7-х классах «История России с XVI -XVIII вв.» и «Всеобщая история XVI-XVIII вв.», в 8-х классах «Всеобщая история IXX век» и «История России IXX век», в 9-х классах «Всеобщая история ХХ век» и «История России ХХ век». Для изучения краеведческого блока, более полного знакомства с культурой своей малой Родины выделено 17 часов на элективный курс «Культура Урала». Учителя предметники используют педагогику сотрудничества.
Предмет «Обществознание» представлен в 6-9 классах федеральным компонентом БУП 35 часами. Для продолжения изучения правоведческого блока, более полного знакомства с основами правоведения из компонента образовательного учреждения выделено 17 часов на элективный курс «Основы правовых знаний» в 9-х классах. В базисном учебном плане на изучение предмета «География» в 6-х классах отведено 35 часов в год. В 7 – 9-х классах предмет «География» представлен федеральным компонентом БУП по 70 часов. Учителями используются следующие педагогические технологии: групповые, игровые и личностно-ориентированные технологии.
Учебный предмет «Технология» представлен в УП 5-7 классах – по 70 часов, в 8-х классах – 35 часами за счёт федерального компонента. В 9-х классах для реализации предпрофильной подготовки обучающихся представлен предмет «Твоя профессиональная карьера» (9-е классы по 35 часа) из национально-регионального компонента. По 35 часа (8 классы) и по 17 часов (9 классы) реализуется в ОУ через предмет по выбору «Черчение». Изучение социального заказа на образовательные услуги различного уровня показал, что наибольшее количество родителей и обучающихся заинтересованы в организации предпрофильного образования в 8-х, 9-х классах. Осуществляется модель внутришкольной профилизации через элективные курсы, которые расширяют отдельные темы базовых общеобразовательных программ, через увеличение часов на математику, русский язык, технологию, информатику, черчение с целью предпрофильной подготовки обучающихся 8-9-х классов. С целью выполнения общепредметных задач курса, обеспечивая всеобщую техническую грамотность и предпрофильную подготовка по направлениям: информационно- технологическое, гуманитарно-краеведческое используются часы компонента ОУ
Учебный предмет «Физическая культура» представлен в федеральном компоненте 105 часами в год во всех классах школы II ступени. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Для этого вводится учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в 5-7, 9-х классах за счет часов национально-регионального компонента Базисного учебного плана Свердловской области (по 35 часов в год). В федеральном компоненте представлен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по 35 часа в год в 8-х классах.
Учебный предмет «Речь и культура общения» введен в УП за счет часов национально-регионального компонента в 5-7 классах по 35 часа, 8-9 классах по 17 часов с целью развития культуры речевого поведения, овладения нормами речевого этикета, воспитания у учащихся потребности к речевому совершенствованию, формирования системы коммуникативных умений и навыков, совершенствования основных видов речевой деятельности, развития и совершенствования потребности учащихся обращаться к разным видам словарей и справочной литературе для определения языковой нормы. Педагоги на своих уроках используют технологию уровневой дифференциации, технологию сотрудничества.
Федеральный компонент учебного плана выполнен полностью.Промежуточная аттестация в 5-9 классах проводится в следующих формах: контрольная работа, зачет (при изучении курсов компонента образовательного учреждения), защита учебного проекта, тестовая работа.
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок обучения 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, которая призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению, обеспечить освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, закрепление навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, освоение программ изучения иностранных языков разного уровня иноязычной культуры, включая уровень профориентации, навыков использования информационных технологий как средства самообразования.
Целью среднего (полного) общего образования является обеспечение условий для дальнейшей дифференциации общего образования, достижения выпускником уровня зрелости, достаточного для самоопределения и самореализации в сферах межличностных и социальных отношений, отношений к природе, уровня готовности к творческой деятельности и самостоятельному принятию решений в изменяющейся жизненной и профессиональной ситуации.БУП старшей ступени школы предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных предметов, которые обеспечивают гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя: базовые общеобразовательные, общеобразовательные предметы по выбору и элективные курсы.Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы ФК, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Реализация БУП на ступени среднего (полного) общего образования осуществляется на основании УП для универсального обучения.
В федеральном компоненте представлены предметы «Русский язык» по 70 часов в год, «Литература», «Иностранный язык» по 105 часов в год в 10 и 11-ом классе. С учетом возрастающей роли русского языка и литературы в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по предмету введено 35 часов в 10 классе на элективный курс «Уроки речетворчества» и «Искусство владеть словом» (35 часов в 11 классе) за счет компонента образовательного учреждения. На изучение учебного предмета «Литература» федеральным компонентом выделено 105 часов. С целью усиления духовно-нравственной функции предмета, изучению зарубежных литературных произведений вводится дополнительно 35 часов из школьного компонента на элективный курс «Зарубежная литература XX века» в 11 классе.
Национально-региональный компонент УП в 10 и 11 классах (по 35 часов) представлен предметом «Речь и культура общения», цель которого – повышение культуры устной и письменной речи учащихся, формирование умения свободно владеть всеми видами речевой деятельности, воспитания культурного, образованного человека.
На изучение предмета «^ » выделено 105 часов в год. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне. Для реализации федерального стандарта учителями предметниками используются различные педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные технологии.
На изучение учебного предмета «Математика» в федеральном компоненте выделено по 140 часов в год в 10 и 11 классах. Для расширения программы по математике, для реализации федерального компонента государственного стандарта, введение в математику элементов теории вероятности и статистики дополнительно выделено по 35 часов в 10 и 11 классе из компонента образовательного учреждения. Для организации индивидуальной работы с обучающимися, интеграцию с другими предметами, что способствует индивидуализации математического мышления, систематизации и обобщению изученного ранее материала. в УП включены элективные курсы по математике (10-11 классы по 35 часов) за счет компонента образовательного учреждения: «Математика в задачах» с целью расширения знаний о методах и приемах решения уравнений и неравенств с модулем, параметром, приобретения навыков рационального поиска решений задач и выстраивания алгоритмов, обеспечения прочной математической подготовки, необходимой для продуктивной деятельности в современном информационном мире; формирования навыка построения математической модели задачи, с текстовым содержанием, использования математических моделей при решении прикладных задач, развития интеллектуальных и творческих способностей, умения применять знания в других областях деятельности. «Проценты на все случаи жизни» с целью — получение навыков общения старшеклассников с алгебраическими выражениями, расширения представления о методах решения уравнений, неравенств и их систем. Курс «Функция: просто, сложно, интересно» (10 класс – 35 часов) способствует созданию условий для обоснованного выбора учащимися дальнейшего профиля обучения через оценку возможностей в освоении математического материала на основе расширения представления о функциях. Курс «Задачи с параметрами» направлен на расширение представлений учащихся о методах приемах решения заданий с параметрами.
На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» федеральным компонентом выделено по 35 часов.
В соответствии с Базисным учебным планом в 10 и 11 классе представлены в федеральном компоненте предметы: «Биология» (35часов), «Химия» (35 часов), «Физика» (70 часов). Для систематизации, расширения знаний об основных свойствах живого: наследственности, размножении, росте, развитии и их проявления в организме человека дополнительно вводится 35 часов в 11 классе на элективный курс «Генетика человека» для поддержания предмета «Биология», целью курсов является создание условий для развития творческого мышления, формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний по биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией, гистологией и генетикой. В 10 (35 часов) и 11 классе (17,5 часов) вводится на элективный курс «Методы решения физических задач» с целью ознакомления учащихся с наиболее общими приемами и методами решения нестандартных задач, задач повышенной сложности за счет компонента образовательного учреждения. В ОУ сложились хорошие условия для введения дополнительных часов по перечисленным предметам: наличие научной и технической базы и профессиональных кадров.
Учебными предметами «^ » (по 70 часов), «Обществознание» (по 70 часов), «География» (по 35 часов) представлены в федеральном компоненте УП. Предмет «Всеобщая история» интегрируется в учебный предмет «История». Для удовлетворения познавательных интересов обучающихся, реализуя социальный заказ, а также для поддержания предмета «Обществознание», за счёт компонента образовательного учреждения выделено 35 часов на элективный курс «Основы правоведения», цель курса направлена на осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества, воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России .в 11 классе. В федеральном компоненте представлен предмет «Мировая художественная культура» по 35 часов в 10 и 11-ом классе. Учителя предметники используют педагогику сотрудничества.
В БУП на предмет «Технология» выделено в 10-11 классах – по 35 часов в год. В школе реализуется модель внутришкольной профилизации через элективные курсы, которые расширяют отдельные темы базовых общеобразовательных программ, через увеличение часов на математику, информатику, русский язык, право, историю, физику и биологию.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Учебный предмет «Физическая культура» представлен в 10-11 -ом классе с годовой нагрузкой по 105 часов.
В соответствии с Базисным учебным планом представлен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классе (по 35 учебных часов в учебном году и по окончании учебного года 10 класса проводятся 5-ти дневные военные сборы). Курс направлен на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз и предполагает освоение видов знаний и деятельности, обеспечивающих политическую, экономическую, экологическую, военную, информационную и другие безопасности.
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для 10 — 11 классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.В соответствии с нормативами СанПин составлено расписание для учащихся школы II и III ступени. Факультативные и элективные курсы проводятся через 40 минут после шестого урока.Федеральный компонент выполняется в полном объеме в соответствии с Базисным учебным планом.На каждой из ступеней образования основные приоритетные направления развития содержания образования, определяемые Законом РФ «Об образовании в российской федерации» и региональной политикой, получают свое наполнение в соответствии с особенностями заказа социума и развития обучающихся, а также с учетом принципов формирования содержания образования в школе. Одно из направлений, определенных Программой развития школы -экологизация образовательного процесса. Реализация осуществляется не только через предметы естественнонаучного цикла, но и посредством включения в школьный компонент учебного плана учебных предметов: «Экология растений» (6 класс), «Экология животных» (7 класс), «Экология человека. Человек в экосистеме» (8 класс), «Региональная экология» (10-11 класс), где рассматриваются экологические проблемы взаимоотношения человека и окружающей среды Уральского региона, обладающего уникальными природными условиями.
МБОУ СОШ № 90 работает в режиме 6-дневной учебной недели. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для 1-х -33 учебных недели, для 2-4 классов — 34 учебных недели, для 9, 11 классов – до 35 учебных недель. По окончанию учебных периодов проводится промежуточная и государственная итоговая аттестация обучающихся, формы и сроки которой определены Положением о промежуточной аттестации образовательного учреждения, приказами и положениями Министерства образования и науки РФ.
Для юношей 10-х классов организованы 5- дневные военные сборы.
Продолжительность учебного года для 9 и 11 классов будет скорректирована после публикации сроков ГИА на 2014-2015 учебный год.

Оцените статью
Добавить комментарий