Пояснительная записка Литература- 6 класс. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Программы общеобразовательных учреждений. «Литература 5-11 классы» (базовый уровень)

Учитель русского языка: Т.П.Бесленеева
Пояснительная записка
Литература- 6 класс. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.Программы общеобразовательных учреждений. «Литература 5-11 классы» (базовый уровень). Под редакцией В. Я Коровиной, 11-е издание, Москва «ПРосвещение», 2009г.35ч.- 1ч. в неделю.Р/К-8 ч.Р/р- 3ч.Литература- особый вид искусства, она воспитывает высокие чувства, обогащает ум и сердце.Цель литературного образования: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.Изучение литературы, как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Читая текст, учащиеся должны почувствовать, что художественное произведение-это вид искусства, который отражает различные стороны жизни, в словесных образах.
Учащиеся 6 класса должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико- литературные понятия: фольклор, УНТ;
жанры фольклора;
летопись;
роды литературы;
жанры литературы.
Учащиеся должны уметь:
выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
использовать различные формы пересказа;
отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
№ урока
Кол-во часов
Тема урока
Вид урока
Планируемые результаты освоения материала

Использование современных технических средств
Дата
1 четверть
1
1
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Обрядовые песни жителей Ставрополья.
Урок внеклассного чтения.Р/К
Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен.Понимать: их эсте­тическую и художе­ственную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии. Уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику
Б. №1 (9 кл.)
2
1
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора.
Рассказ учителя.Беседа
Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности.Понимать образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога.Уметь: объ­яснять смысл и толковать значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи.
3
1
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника.Понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю. Уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества
4
1
Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия. В. И. Муль- наш земляк- баснописец.
Рассказ учителя. Беседа.Р/К
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
5
1
И. А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»
Беседа.Обучение чтению.
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения
6
1
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. Творчество А.С. Пушкина на Кавказе и о Кавказе.
Рассказ учителя.Обучение чтению.Р/К
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения».Понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения.Уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения.
Б.№5 (9кл.)
Презент. по творчеству А.С. Пушкина
7
1
А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня- крестьянка».
Беседа
Познакомить с циклом «Повести Белкина».Дать понятие сюжет повести.Выявить роль антитезы в композиции повести.
8
1
А. С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
Обучение чтению.Беседа
Знать историю создания романа. Понимать зависимость поведения человека от социальной среды.Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.
9
1
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. М.Ю.Лермонтов и Кавказ.
Рассказ учителя. Обучение чтению.Р/К
Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности ука­занного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза», «инверсия», «лек­сический повтор».Понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется ха­рактер отношения лирического героя к тучам; каковы осо­бенности компози­ции стихотворения, настроение и ком­позицию стихотво­рения.Уметь связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тек­сте, отмечать осо­бенности поэтиче­ской интонации стихотворения
Б. №15 (9 кл.)
Презент. по творчеству М.Ю. Лермонтова
10
1
М. Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Беседа.Практикум.
Знать: определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение» (началь­ные представле­ния), «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэти­ческая интонация».Понимать сюжет, соединивший эпи­ческое изображе­ние событий с ли­рическим пережи­ванием, основную мысль стихотво­рения, проникнутую глубоким фило­софским смыслом: разрушение красо­ты и гармонии че­ловека с миром природы.Уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических инто­наций стихотворе­ния, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоцио­нальное своеобра­зие, личное отно­шение к событиям каждого эпизода стихотворения.
Б. №16 (9 кл.)
11
1
Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».
Урок развития речи
12
1
Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».
Урок внеклассного чтения
Познакомить с творчеством писателя.
13
1
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
Рассказ учителя. Беседа
Знать: факты био­графии и творчест­ва писателя, свое­образие цикла «Записки охотни­ка», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержа­ние рассказа «Бе­жин луг»; понимать автор­ское отношение к героям.Уметь связно рас­сказывать о героях, характерах, опи­сывать их по иллю­страциям и вооб­ражению, выбороч­но пересказывать эпизоды, коммен­тировать их.
Презент. по творчеству И.С. Тургенева
14
1
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
Рассказ учителя
Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы.уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении
15
1
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Курские поэты о природе.
Рассказ учителя. Обучение чтению. Р/К
Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.Понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы.Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении.
Презент. по творчеству А.А. Фета
16
1
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяже­лейшем каторжном труде рабочих, со­чувствии им авто­ра.Уметь связно рас­сказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
Презент. по творчеству Н.А. Некрасова
17
Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
Рассказ учителя.Беседа.
Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повест­вование», содер­жание рассказа «Левша»; понимать, как со­четается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью.Уметь связно рас­сказывать о писа­теле, воссоздавать портрет главного героя
Презент. по творчеству Н.С. Лескова
18
1
Н.С. Лесков «Человек на часах».
Урок внеклассного чтения
Знать историю создания и содер­жание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «пара­докс»;Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасе­ние погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солда­та Постникова спа­сти тонущего чело­века; идею расска­за, авторское от­ношение к герою; уметь оценивать поступки героев, А.П.Чехова, выяв­лять в них общее
19
1
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
Урок внеклассного чтения
Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
Презент. по творчеству А.П. Чехова
20
1
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Практикум.
21
1
А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное -вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказ­кой-былью, чем сказка Платонова отличается от на­родных сказок, ска­зок Пушкина, Ер­шова, Погорельско­го и чем напомина­ет «Attalea princes» Гаршина; размыш­ления автора о не­прерывности жиз­ни, необходимости постоянного труда для ее продолже­ния; авторское от­ношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реаль­ные моменты пове­ствования, сравни­вать сказку-быль А.Платонова с на­родными литера­турными сказками, определять их об­щее и отличное
Презент. по творчеству А.П. Платонова
22
1
А.С.Грин. Рассказ о писателе. Феерия «Алые паруса».победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса».
Урок внеклассного чтения
Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия».уметь составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы.анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
23
1
М.М.Пришвин. Слово о писателе. Философская притча «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти
Рассказ учителя.Обучение чтению.
Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча», от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реали­стические моменты повествования, анализировать предложенные эпи­зоды произведе­ния, выборочно выразительно чи­тать их и переска­зывать
Презент. по творчеству М.М. Пришвина
24
1
Классное сочинение «Человек и природа в сказе- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Урок контроля
Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (какНастя и Митраша собирались в лес; Настя идет по не­известной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как де­лал отец); делать вывод: в чем ошиб­ки Насти и Митра­ши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анали­зировать варианты вступления (нелег­кая судьба малень­ких героев М.М.Пришвина) и заключения сочи­нения (главное в человеке — любовь к миру и доброта)
25
1
Стихи русских поэтов о Великой Отечествен­ной войне. Слово о поэтах – фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Стихи ставропольских поэтов о ВОв.
Урок развития речи.Р/К
Знать: авторов стихотворений, факты их биогра­фии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину
26
1
А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
Урок внеклассного чтения.
27
1
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
Урок внеклассного чтенияР/К
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа;определение поня­тий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа;уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, просле­живать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные во­просы
28
1
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Презент. по творчеству В.Г. Распутина
29
1
Классное со­чинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведени­ях В. П. Астафь­ева и В.Г. Распутина
Урок развития речи
Знать трехчастную композицию сочи­нения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью
30
1
Ф.А.Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Три­надцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Рассказ учителя. Беседа.
Знать автора, фак­ты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;уметь выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии
31
1
Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степи и дали…», «Проша».родная природа в творчестве ставропольских поэтов.
Рассказ учителя. Обучение чтению. Р/К
Знать: автора, оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за»; понимать, как ли­рика А. Блока пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века;уметь находить в стихотворениях поэта художест­венные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключе­вые слова, харак­теризующие миро ощущение героя (печаль, сожале­ние, забота и проч.), вырази­тельно читать сти­хотворения, инто­национно переда­вая настроение и чувства лирическо­го героя
32
1
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
Рассказ учителя.Беседа.
Знать творчество В.И. Шукшина. Познакомить с особенностями героев Шукшина.
33
1
Мифы Древ­ней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Рассказ учителя. Беседа.
Знать: определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога; понимать смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать ха­рактеристику ге­рою, анализиро­вать его поступки
ИКТ
34
1
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
Урок внеклассного чтения
Знать: понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия»;понимать, как со­четается в эпосе Гомера восхвале­ние богов, покло­нение им — с юмо­ром, смехом, ко­мизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, оп­ределять их роль, давать характери­стику героям, ана­лизировать их по­ступки; вырази­тельно читать, ин­тонационно пере­давая торжествен­ность, плавность звучания стиха.
35
1
Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
Урок внеклассного чтения
Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский ро­ман»;уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть; соотно­сить содержание прочитанных глав романа со стихо­творением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и ил­люстрацией Е.Моисеенко «Ла­манч»; выражать авторское отноше­ние к героям и свое собственное

Оцените статью
Добавить комментарий