Пояснительная записка. Назначение программы : Общепрофессиональная дисциплина для специальности 020900 Искусствоведение. Предмет. Лекционный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ПРОГРАММА КУРСА
ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕНЕССАНСАдля специальности 02.09.00 ИскусствоведениеМосква, 2001Составитель: д. искусствоведения М.И. Свидерскаяк. искусствоведения А.А. АроноваПрограмма утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств: 23. 05. 2001 г.Российский государственный гуманитарный университет
Пояснительная записка.
Назначение программы: Общепрофессиональная дисциплина для специальности 020900 Искусствоведение.
Предмет. Лекционный курс “Искусство Ренессанса” является хронологическим и смысловым продолжением курса по искусству Средних веков и преддверием к лекционному циклу, посвященному изучению западноевропейского искусства XVII-XVIII вв. Временные рамки, в которые вписывается, изучаемый материал, ограничиваются к.XIII-XVI вв. Согласно исторической хронологии обозначенный период относится в истории Западной Европы ко времени позднего Средневековья и перехода от него к Новому времени.
Предметом изучения являются реалии развития художественного процесса в данный период в странах Европы. Характерная черта ренессансного искусства, принципиально иное по сравнению со Средневековьем, понимание и отражение мира и человека. Творческий метод эпохи строится на последовательном разрушении трансцедентального видения и утверждения на смену ему, чувственного, основанного на эмпирическом восприятии действительности. Гео-политическая территория Западной Европы, согласно логике художественного развития, делится на два основных региона: Италию и заальпийскую Европу. Это деление оправдано историческими и содержательными факторами. Итальянская художественная школа Ренессанса выступает в XIV-XVI вв.в роли ведущей творческой силы, в качестве законодательницы теории и практики творческого процесса.
Развитие искусства к северу от Альп, хронологически отстает от итальянского и проявляет черты нового мировосприятия только в XV в. Художественный процесс здесь существенно отличается от событий, происходивших на Аппенинском полуострове, значительную роль в нем играет средневековая традиция, национальные фольклорные черты, религиозное мировосприятие. Однако, развиваясь параллельно оба региона находятся в достаточно сложных взаимоотношениях — периодически влияя друг на друга / на протяжении XV и XVI вв. /, достигая на определенных этапах качественно равных творческих результатов / в пер. пол. XVI в. /, и наконец даже реализуясь в одном и том же стилистическом направлении / во вт. пол. XVI в. /.
Цели. Главная цель лекционного курса — дать студентам целостную картину развития художественного процесса в странах Западной Европы в период перехода от Средневековья к Новому времени. Продемонстрировать черты типологической общности, проявившиеся в различных художественных школах и центрах, что и позволяет объединить их изучение под одним определением “Ренессанс”. Наряду с этим, в курсе уделяется внимание специфическим, индивидуальным и уникальным чертам каждого из региональных центров и школ.
Задачи. Дать представление о ведущих региональных художественных центрах Европы, в искусстве которых проявились черты ренессансной творческой системы. Показать развитие каждого из этих регионов на примере творчества наиболее интересных, характерных мастеров: архитекторов, скульпторов, живописцев и графиков.
Продемонстрировать особенности формально-стилистического языка произведений искусства, созданных в различные периоды данной эпохи. Проследить изменение этого языка, в контексте общих социо-культурных тенденций, происходивших в обществе.
Особенности программы. В основу курса положены два структурирующих материал принципа:
 художественный процесс: “Регион — время — художественное произведение”;
 художественное произведение: “Архитектура — скульптура — живопись”.
В материале лекций выделяется прежде всего два основных региона Европы / Италия:“Искусство итальянского Возрождения” и Заальпийская Европа: “Искусство стран заальпийской Европы”/, что обусловлено реалиями художественного развития, проявленностью поисков нового творческого видения в двух принципиально различных путях развития европейской культуры в период выхода из Средневековья: “проантичном” — гуманистическом и “прорелигиозном” — христианско-гуманистическом. В свою очередь каждый из данных регионов имеет внутри свою временную периодизацию:

 Заальпийская Европа: XV в. — XVI в.
“Искусство заальпийской Европы” в рамках данной периодизации имеет дробную дифференциацию по национальным школам. Это связано с много- вариантностью ренессансных проявлений, а также с неравномерностью художественного развития в названном регионе Европы,. В XVI веке круг рассматриваемых явлений расширяется, в его орбиту входят национальные центры периферии Европы, ее северные и восточные окраины. Каждый регион рассматривается на основе хронологической логики освещения событий художественного процесса, а на хронологию в свою очередь накладывается формальный принцип выявления наиболее характерных, программных мастеров и творческих направлений, проявивших себя в основных видах художественной деятельности: архитектуре — скульптуре — живописи и графике.Выбранные мастера и направления освещаются под углом зрения обусловленности появления их произведений определенными движениями, событиями и тенденциями в духовной жизни общества, проявленности в них особых черт мировосприятия эпохи. В связи с этим существенную роль в освоении курса играет изучение студентами параллельно курсов по истории Западной Европы, истории европейской культуры, религии и философии.
Формы отчетности и конечные результаты освоения курса. Лекционный курс читается в двух семестрах, каждый из которых завершается экзаменом. В процессе сдачи экзамена студент должен ответить на два вопроса экзаменационного билета и провести атрибуцию, предложенных преподавателем произведений искусства по репродукциям.
На каждой лекции, в ее начале, проводится атрибуция художественных произведений, связанных с темой предыдущей лекции.В течении каждого семестра студенты участвуют в тестировании, которое имеет три формы: тест: “Вопрос — ответ”; тест: “Вопрос — три ответа на выбор”; тест: “Вопрос — краткий обоснованный ответ / на 0,5 стр./”.После освоения данного лекционного курса учащиеся должны знать: историю и специфику развития итальянского и заальпийского искусства эпохи Возрождения; конкретные события художественной жизни ряда европейских национальных регионов в период с к.XIII-XVI вв.; творческий путь и особенности творческого метода ведущих мастеров, изучаемого времени.Освоение данного материала позволит студентам также упрочить свои знания и умения в области описания и анализа произведений изобразительного искусства и архитектуры.
Содержание лекционного курса

I .1. ПРОТОРЕНЕССАНС
 Архитектура Скульптура Живопись
I.2. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
 Архитектура Скульптура Живопись

 Архитектура Скульптура Живопись
I.4. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
 Архитектура Скульптура Живопись

II.1. ИСКУССТВО XV века.
II.1.1. НИДЕРЛАНДЫ.
 Архитектура Скульптура Живопись

 Архитектура Скульптура Живопись
II.1.3. ФРАНЦИЯ.
 Архитектура Скульптура Живопись
II.2. ИСКУССТВО XVI века.

 Архитектура Скульптура Живопись
II.2.2. ГЕРМАНИЯ.
 Архитектура Скульптура Живопись
II.2.3. ФРАНЦИЯ.
 Архитектура Скульптура Живопись
ИСПАНИЯ.
 Архитектура Скульптура Живопись
II.2.6. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА.
 Архитектура Скульптура Живопись

Раздробленность Италии на отдельные города -государства со второй половины XIII века.- Проявление первых признаков нарождения новой культуры в недрах Средневековья в к. XIII-XIV веке. — Стадиальность развития итальянского искусства в эпоху Возрождения.- Гуманизм — мировоззренческое основание искусства Возрождения.
I. 1. ПРОТОРЕНЕССАНС. / к. XIII-XIV вв. /
Духовное пробуждение Европы и расцвет средневековой городской культуры в Италии.- Возникновение независимых городов-государств.- Зарождение светского гуманистического мировоззрения: Данте Алигьери. Ф. Петрарка и его ученики.- Ведущее значение изобразительных искусств / живописи, скульптуры /.- Открытие эмпирически познаваемой действительности, человека в его визуальной физической данности как основополагающих категорий изображения.- Актуализация зрителя в системе реализации художественного произведения.- Подготовительная стадия к новой фазе художественного развития, основанном на чувственном опыте познания окружающего мира.
Архитектура. Приверженность средневековым традициям.- Реализация всех типов строений / культовых, общественных, жилых и фортификационных / в рамках уже существующих традиций: сохранение известных объемных решений, пространственных построений и набора декоративных деталей.- Дифференциация направлений в зависимости от доминирующего влияния.-Романика: церковь Сан Амброджио в Милане. Готика: Сиенский собор. Византийская традиция: собор Сан Марко во Флоренции. “Мозаичный” стиль: собор Санта Мария во Флоренции.
Скульптура. Преломление романских, готических и античных традиций в скульптуре XIII и XIV вв.- Тематика.- Характер применения скульптуры: церковные кафедры и двери, колодцы, табернарли, фасадная скульптура.- Развитие художественных решений скульптурных композиций в творчестве: Никколо Пизано, Джованни Пизано, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Орканьо.
Живопись. Соотношение византийских, готических и “реалистических” черт в монументальной и станковой живописи вт. пол. XIII века.- Творческие поиски П. Каваллини, Дуччо, Чимабуе.- Программа нового художественного видения мира и человека в творчестве Джотто ди Бондоне.- Рапространение влияния Джотто во вт. пол. XIV в.: Мазо, Т.Гадди, Антикьеро.- Преобладание готического влияния на севере Италии в XIV в.: С.Мартини, братья Лоренцетти, А. Венециано, мастер фрески “Триумф смерти”.

Становление нового художественного видения.- Повсеместное развитие всех видов искусства. — Утверждение гуманизма как ведущей формы мировосприятия. — Преобразование формального языка художественного произведения: освоение линейной и воздушной перспективы, средств пластической моделировки объемного тела, реалистической трактовки цвета. — Обогащение и расширение тематики. — Переосмысление традиционной религиозной картины и возникновение новых жанров: портрета и мифологической картины.- Поиски новых гуманистических образов в скульптуре и архитектуре.- Возникновение к концу XV века на территории Италии широкого спектра художественных направлений, достигших в своем художественном развитии, определенного качественно равного уровня.
Архитектура. Изменение архитектурного языка: обращение к римской античной архитектуре как источнику приерететных художественных форм и сохранение некоторых черт проторенессансной художественной системы в средней Италии.- Открытие, первые публикации и комментарии трактата римского архитектора Витрувия.- Творчество Ф.Брунеллески: синтез проторенесансных и классических форм, поиски концепции внутреннего пространства культового сооружения , отвечающего эстетическим идеалам эпохи; решение фасада общественного сооружения; теория линейной перстертивы. — Архитектура городского палаццо в творчестве Микелоццо ди Бартоломео.- Творчество Л. Б. Альберти; ориертация на римскую античную архитектурную традицию; решение фасада и внутреннего пространства культового сооружения, городского паллацо; трактат “Десять книг о зодчестве.- Соединение средневековых и античных архитектурных форм в творчестве Б. де Майано.- Устойчивость готических и византийских традиций на севере Италии. Деятельность П.Ломбардо.
Скульптура. Возвращение к основным принципам античной пластической концепции.- Освоение проблемы пространства.- Решение проблемы отдельно стоящей круглой статуи, статуарной группы, рельефной композиции.- Характер взаимоотношения скульптуры с архитектурной формой.- Обращение к разным материалам: мрамор, бронза, дерево, терракота.- Расширение тематики.- Творческие поиски художников рубежа XIV-XV вв.: между средневековым драматизмом и античным спокойствием и гармонией — Н. ди Банко, Я. дела Кверча, Л. Гиберти.- Флорентийская школа: творческий путь Донателло — освоение античного пластического опыта в решении отдельностоящей круглой статуй, разработка разнообразных композиций рельефа, конной монумент и его осмысление в пространстве города.- Следование творческим принципам Донателло в сер. XV в.: Микеллоцо, братья дела Роббиа, Б. Росселино, Д. да Сеттиньяно — рельеф, гробница, портрет.- Усиление натуралистических тенденций во вт пол. XV в.: творчество А. дель Веррокио, А. Поллайоло, Б. ди Джованни.
Живопись. Ведущее значение флорентийской художественной школы в пер. пол. XV в.- Активизация художественной жизни за пределами Флоренции во вт. пол. и конце XV в.- Периодические всплески готического влияния, диалектика взаимоотношений готического и реалистического творческих методов на протяжении XV столетия в разных художественных центрах Италии.- Изменение подхода к монументельной композиции, осмысление ее как фактора организующего интерьерное пространство светского и культового сооружения.- Появление новых жанров.- Расширение тематики, обогащение ее античным мифом, ослабдение интереса к религиозной картине.- Интернациональная готика к. XIV- н. XV вв.: Дж. да Фабриано, Пизанелло, Сассета, фра Беато Анджелико, Мазолино.- Флорентийская школа: творчество Мазаччо — утверждение джоттовских творческих принципов на новом уровне художественных возможностей; Монументальность композиционного решения, обогащение реалистического видения империческим знанием анатомии, перспективы, цветопередачи.- Разработка проблем перспективного построения пространства в творчестве П. Учелло, пластики объемного тела в работах А. дель Кастаньо, колорита — у Д. Венециано.- Расширение содержательной стороны живописного произведения: Ф. Липпи, Б. Гоцолли.- Рассказ как монументальное, визуально убедительное зрелище во фресковых циклах Д. Гирландайо.- Творчество С. Боттичелли: поиски идельного художественного образа, отказ от натуры как главного объекта познания и воплощения, обращение к средневекоым средствам художественного выражения.- Умбрийская школа: творчество П. дела Франческо — следование принципам монументального обощения Мазаччо, влияние Д. Венециано, внимание к проблемам освещения и колорита, пространство как колористическая проблема.- Л. Синьорелли, П. Перуджино, Пинтуриккьо: следование традициям флорентийской школы вт пол. XV в., стремление к созданию монументальных, наглядных и декоративных композиций.- Североитальянская школа: А. Мантенья — синтез готического идеализма и ренессансного реализма как особая черта творческого почерка мастера; “археологизм” как особая форма отношения к античному наследию — его отражение в монументальной и станкой живописи, концепция светского интерьера, решаемого средствами монументальной живописи — попытка добиться эфекта оптического единства.- Творчество мастеров феррарской школы: К. Косса, Ф. Косса, Э. Роберти — влияние готики, нидерландской живопися XV в., стиля Мантеньи и П. дела Франческо.- Венецианская школа: К. Кривелли, А. де Мессина, семья Беллини, В. Карпаччо, Джоржоне — влияние нидерланской живописи XV в., ведущее значение колористических проблем, распространение станковой картины и техники масляной живописи.- Росписи Сикстинской капеллы в 1481-1483 гг. как и итог творческых достижений эпохи Раннего Возрождения.

Преодоление аналитического подхода эпохи кватроченто в восприятии и отображении действительности.- Изменение ориентации творческого метода: от самодовлеющего интереса к натуре к обобщению и усилению духовного воздействия художественного произведения.- Идеальный художественный образ как воплощение гуманистического представления о человеке и его месте в мире.- Эволюция формально-стилистических особенностей.- Деятельность крупных творческих индивидуальностей.- Смена художественны центров и социального положения заказчиков: возвышение Рима; активизация папского двора ( меценатство папы Юлия II и Льва X ) , аристократических и властных кругов; ослабление демократического общественного фактора в сфере художественного заказа.

Оцените статью
Добавить комментарий