Пояснительная записка «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» Данная рабочая программа составлена на основании

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Пояснительная записка
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»
Данная рабочая программа составлена на основании:
Примерной программы по учебным предметам и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 373 от 06.10.2009г.);
Программы курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс, автор-составитель: М.Т.Студеникин, М.: ООО «Русское слово», 2012 г. (УМК «Школа России»)
Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева. Основы светской этики.(УМК «Перспективная начальная школа»)
федерального базисного учебного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(с изменениями на 29.06.2011)
Общая характеристика учебного предмета
УМК «Школа России»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
^
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
^ предполагает выполнение учащимся интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации. Высокий уровень дифференциации и вариативности вопросов и заданий позволяют младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения, достижения образовательного результата.
При изучении предмета реализуется системно-деятельностный подход, который в рамках системы «Перспективная начальная школа» предполагает: социализацию школьников, воспитание у них гражданственности и патриотизма, гражданской идентичности, формирование положительных и конструктивных качеств личности, воспитание уважения к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества.В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП) содержание учебника направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Данная задача обеспечивается содержанием материала учебника, его методическим обеспечением, реализацией аксиологического, коммуникативного, деятельностного подходов.В выборе подходов к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению авторы руководствовались также тем, что задачи социализации и аккультурации рассматриваются в современных теориях воспитания как задачи практической подготовки учащихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции в это общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае составляющими одного процесса.Развитие коммуникативной деятельности школьников рассматривается в учебнике в трех аспектах:- как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);- как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);- как условие интериоризации — процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).Учебный предмет имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, т.к. в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д.Достигается это за счет включения вопросов и заданий непосредственно в контекст урока:- заданий на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работа с иллюстративным материалом)- заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении), на обогащение лексического запаса учащихся, на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;- цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения писателей, философов, и заданий на их осмысление и интерпретацию;- заданий, предусматривающих обращение к разным типам учебных и художественных текстов, фрагменты которых включены в содержание проводимых уроков;- заданий, требующих более глубокого осмысления материала, а также перспективных заданий – мини-проектов, задания творческого и рефлексивного характера.Таким образом, коммуникативная компетентность и коммуникативные УУД ученика в процессе изучения курса формируются посредством: поиска и нахождения обоснований, доказательств и выводов; оценки изучаемого материала; развития коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты деятельности); развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать).Реализация курса «Основы светской этики» имеет ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение уроков и других форм образовательного процесса.В содержании реализуется высокий потенциал межпредметных связей, в значительной степени опирающихся на социальную практику и жизненный опыт учащихся, и позволяющих рассматривать актуальные ситуации повседневной жизни.Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.Учебник рассматривается авторами не только как основной источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных ФГОС, на всех этапах урока. Содержание курса «Основы светской этики» предагает первоначальные сведения об этике и этикете, морали и нравственности, законе и праве, религиях и культуре. Задача курса — сформировать нравственно-культурные, морально-этические знания о человеке и обществе, расширить кругозор учащихся, побудить интерес к предмету, а значит, и к культуре своей страны.Курс можно назвать пропедевтическим, вводным в систему социо-гуманитарного образования. В текстах появляются понятия и термины, названия и имена, без которых нельзя обойтись при изучении содержания учебника. Младший школьник должен привыкать к их звучанию и по возможности пользоваться ими.В начальной школе очень важен пересказ, он позволяет совершенствовать речь, развивает мышление, учит грамотному построению предложений. Сложные вопросы направлены на сравнение, сопоставление, объяснение, обобщение. Работа с иллюстрациями, фотографиями, картинами тоже предполагает развитие ребенка через описание увиденного, формирование умения работать с наглядностью и извлечением из нее информации, развивает творческое воображение. Система вопросов, заданий учебника, таким образом, формирует умения и навыки, которые развиваются вместе с учеником и будут востребованы в основной школе.В курсе вырастает значимость высказывания собственной точки зрения, отстаивания своей позиции, понимание нравственных, моральных, этических основ мировоззрения личности. В этой связи преподавание подразумевает дискуссии и обсуждения, проблемность, индивидуальность позиции, свободу выбора, отказ от морализаторства, назидания. При этом вырастает мировоззренческая направленность и акцентирование внимания на ценностные ориентиры. Этико-правовая направленность курса (в основном, 3 и 4 разделы учебника) обладает высоким потенциалом воспитания социальных и гражданских ориентиров личности, а значит, влиянием на будущее всего общества.От того, как будет построен урок, раскрывающий понятия толерантности, дружбы, роли семейных ценностей, подвига, законов человеческого общежития, прав человека и ребенка, места и значения права и закона для каждого человека, во многом зависит доброжелательность отношений в обществе, снижение агрессивности, гражданская идентичность и солидарность граждан, культурная самобытность, единство и стабильность государства. Поэтому важна атмосфера и организация урока, комфортная обстановка, уважительное отношение всех участников образовательного процесса (в том числе и родителей).Оценочный и рефлексивный блоки урока ориентированы на коммуникацию. Следует подчеркнуть, что оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачет — незачет» и т.д.) в оценивании показывается отношение каждого ученика к происходящему на уроке. В этом смысле не только учитель оценивает, но и ученик оценивают друг друга. Слова одобрения или критики, жесты, мимика также выражают процесс оценивания. При этом надо иметь в виду некоторые ключевые положения: оценка не должна посягать на достоинство человека; следует оценивать учебные результаты, а не личные способности; важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; оценка должна мотивировать к учению.Рефлексия предусматривает не просто подведение итогов урока, но и установление обратной связи, определение трудностей, эмоциональное отношение к произошедшему на уроке. Важно, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы: «Что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считаю самым важным, главным, интересным? Что я понял? Какие мысли, идеи появились? Как изменилось мое отношение к чему-то?».Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через постановку проблемных вопросов перед текстом каждого урока и в конце урока. Значительная часть методического аппарата учебников отведена на работу с иллюстративным материалом, представлена не в виде готового для усвоения содержания, а в виде вопросов к иллюстрациям. Выводы учащихся при обсуждении материала урока используются на этапе обобщения не просто для выделения главного в изученном содержании, но и для рассмотрения его на качественно ином, более высоком, мировоззренческом уровне.Применение разных методов в их оптимальном сочетании для освоения представленного в учебнике содержания позволяет при изучении курса обеспечить практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования УУД, создает условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений, учитывает возрастные особенности школьников, их личный жизненный опыт, создает условия для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся в соответствие с требованиями ФГОС и новой предметной области в них – духовно-нравственной культуры.Учебно-исследовательская и проектная деятельность в курсе «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка. В ее содержании можно выделить несколько аспектов:1. Выработка новых знаний, формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ.Например, «Побеседуй с членами своей семьи… Узнай их мнение…» (урок 14); «Подготовьте к следующему уроку стенную газету»… (урок 17). При работе с различными источниками информации, в том числе в форме создания презентации (например, «Соберите сохранившиеся фотографии в альбом о твоей семье в годы Великой Отечественной войны») данное направление особенно важно для исследования семейной истории, проведения детьми социологических опросов по актуальным темам. Данный курс своим богатым содержанием и возможностями по развитию общих умений и навыков исследовательского поиска позволяет активизировать познавательную деятельность, решать творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным решением, формировать культуру мышления: например, исследовать семейные традиции, решать задачи творческого типа (работа с иллюстрациями, документами, текстами). Темами исследования в курсе «Основы светской этики» могут быть: «Добро и зло в сказках», «Традиции и ценности моей семьи», «Наша семья в годы Великой отечественной войны», «Наши бабушки», «Красота общения», «Этикет и этика», «Дружба начинается с улыбки», «Дом, в котором я живу», «Пора в путь-дорогу», «Мои права — шаг в будущее».2. Проектирование — процесс разработки и создания проекта (прототип предполагаемого объекта), всегда ориентированного на практику. Реализация проекта — это решение реальной задачи, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение результата, создание модели планируемого объекта.3. Во всех направлениях внешкольной деятельности, внеурочной, внеклассной работы по курсу «Основы светской этики» широко используется исторический, краеведческий, художественный материал, развиваются умения школьника самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Общими условиями организации любой формы внеклассной работы являются: учет интересов и потребностей конкретного класса, четкое планирование внеклассной деятельности, определение ее конкретных результатов, тесная связь с материалом других предметов (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка и другие).При организации внеурочной деятельности используются различные формы работы, при их выборе следует оценить их воспитательное значение с позиции цели, задач, функций, личностных, предметных, метапредметных результатов.Тем не менее, все формы организации внеурочной деятельности по данному курсу (индивидуальные, парные, групповые, массовые) имеют много общего, способствуют развитию у школьников интереса к предмету, направлены на решение задач нравственного, морально-этического, нравственно-правового, патриотического воспитания. Чтобы не превратить внеурочную деятельность в продолжение уроков, надо позаботиться о разнообразии видов, форм, методов организации этой работы. К важнейшим видам внеклассной, внеурочной работы можно отнести: познавательную, игровую, досугово-развлекательную, социально-преобразующую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество. К направлениям внеклассной работы можно отнести: — более основательное рассмотрение основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих повышенный интерес у школьников, имеющих значительный воспитательный потенциал и образовательное и общественное значение; нередко это направление носит формы туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, в том числе патриотической направленности;- социализацию личности при участии в подготовке к праздникам, фестивалям, акциям, при социальном проектировании. Например, Школьная акция «Планета «Толерантность» (урок 14); фестиваль: «Права ребенка — это наши права!» (уроки 28, 29); школьно-семейный праздник «Семейные ценности — основа согласия и гражданского мира».Отмечая особенности предмета, можно отметить, что преподаватель в своей работе должен руководствоваться следующими принципами: совместного развития учителя и ученика, системности и систематичности, полноты и разносторонности материалов, педагогической корректности, встречи на границе культур и религиозных традиций, диалогичности.Роль учителя на уроке «Основ светской этики» связана с серьезным отношением к самому себе и ученику, в содействии развитию гуманитарной культуры учащихся. Учитель переносит центр внимания с того, что он говорит, на того, кто говорит и кто воспринимает сказанное. Для учителя важно уметь диалогично построить изложение материала, что способствует развитию навыков понимания, рефлексии, сопоставлению ценностей, На урок выносятся точки зрения и оценки, может быть, отличные от предлагаемых в учебнике. В этом случае альтернативное мнение оказывается воспринятым и, возможно, понятым.Этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание должны составить фундамент становления правовой культуры учащихся.
^
УМК «Школа России»
В основе учебно-воспитательного процесса курса заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
^
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
^
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
^
Модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни.У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих. При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания.Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально- коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого тем «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
^
УМК «Школа России»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;*формирование семейных ценностей;*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.*развитие навыков сотрудничества
^
*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;*осознание ценности человеческой жизни.
^
*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;*умение осуществлять информационный поиск.
^ курсу школьник должен
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;*получить опыт самостоятельного общественного действия..
В результате изучения «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» обучающийся научиться понимать:
• основные понятия религиозных культур;• историю возникновения религиозных культур;• историю развития различных религиозных культур в истории России;• особенности и традиции религий;• описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
^
• описывать различные явления религиозных традиций и культур;• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;• готовить сообщения по выбранным темам.
^

Пояснительная записка

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Примерной программы по учебным предметам и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 373 от 06.10.2009г.);
  • Программы курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс, автор-составитель: М.Т.Студеникин, М.: ООО «Русское слово», 2012 г. (УМК «Школа России»)
  • Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева. Основы светской этики.(УМК «Перспективная начальная школа»)
  • федерального базисного учебного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(с изменениями на 29.06.2011)

Общая характеристика учебного предмета

УМК «Школа России»

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Задачи:

  • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

^

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

^ предполагает выполнение учащимся интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации. Высокий уровень дифференциации и вариативности вопросов и заданий позволяют младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения, достижения образовательного результата.

При изучении предмета реализуется системно-деятельностный подход, который в рамках системы «Перспективная начальная школа» предполагает: социализацию школьников, воспитание у них гражданственности и патриотизма, гражданской идентичности, формирование положительных и конструктивных качеств личности, воспитание уважения к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества.В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП) содержание учебника направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Данная задача обеспечивается содержанием материала учебника, его методическим обеспечением, реализацией аксиологического, коммуникативного, деятельностного подходов.В выборе подходов к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению авторы руководствовались также тем, что задачи социализации и аккультурации рассматриваются в современных теориях воспитания как задачи практической подготовки учащихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции в это общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае составляющими одного процесса.Развитие коммуникативной деятельности школьников рассматривается в учебнике в трех аспектах:- как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);- как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);- как условие интериоризации — процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).Учебный предмет имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, т.к. в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д.Достигается это за счет включения вопросов и заданий непосредственно в контекст урока:- заданий на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работа с иллюстративным материалом)- заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении), на обогащение лексического запаса учащихся, на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;- цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения писателей, философов, и заданий на их осмысление и интерпретацию;- заданий, предусматривающих обращение к разным типам учебных и художественных текстов, фрагменты которых включены в содержание проводимых уроков;- заданий, требующих более глубокого осмысления материала, а также перспективных заданий – мини-проектов, задания творческого и рефлексивного характера.Таким образом, коммуникативная компетентность и коммуникативные УУД ученика в процессе изучения курса формируются посредством: поиска и нахождения обоснований, доказательств и выводов; оценки изучаемого материала; развития коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты деятельности); развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать).Реализация курса «Основы светской этики» имеет ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение уроков и других форм образовательного процесса.В содержании реализуется высокий потенциал межпредметных связей, в значительной степени опирающихся на социальную практику и жизненный опыт учащихся, и позволяющих рассматривать актуальные ситуации повседневной жизни.Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.Учебник рассматривается авторами не только как основной источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных ФГОС, на всех этапах урока. Содержание курса «Основы светской этики» предагает первоначальные сведения об этике и этикете, морали и нравственности, законе и праве, религиях и культуре. Задача курса — сформировать нравственно-культурные, морально-этические знания о человеке и обществе, расширить кругозор учащихся, побудить интерес к предмету, а значит, и к культуре своей страны.Курс можно назвать пропедевтическим, вводным в систему социо-гуманитарного образования. В текстах появляются понятия и термины, названия и имена, без которых нельзя обойтись при изучении содержания учебника. Младший школьник должен привыкать к их звучанию и по возможности пользоваться ими.В начальной школе очень важен пересказ, он позволяет совершенствовать речь, развивает мышление, учит грамотному построению предложений. Сложные вопросы направлены на сравнение, сопоставление, объяснение, обобщение. Работа с иллюстрациями, фотографиями, картинами тоже предполагает развитие ребенка через описание увиденного, формирование умения работать с наглядностью и извлечением из нее информации, развивает творческое воображение. Система вопросов, заданий учебника, таким образом, формирует умения и навыки, которые развиваются вместе с учеником и будут востребованы в основной школе.В курсе вырастает значимость высказывания собственной точки зрения, отстаивания своей позиции, понимание нравственных, моральных, этических основ мировоззрения личности. В этой связи преподавание подразумевает дискуссии и обсуждения, проблемность, индивидуальность позиции, свободу выбора, отказ от морализаторства, назидания. При этом вырастает мировоззренческая направленность и акцентирование внимания на ценностные ориентиры. Этико-правовая направленность курса (в основном, 3 и 4 разделы учебника) обладает высоким потенциалом воспитания социальных и гражданских ориентиров личности, а значит, влиянием на будущее всего общества.От того, как будет построен урок, раскрывающий понятия толерантности, дружбы, роли семейных ценностей, подвига, законов человеческого общежития, прав человека и ребенка, места и значения права и закона для каждого человека, во многом зависит доброжелательность отношений в обществе, снижение агрессивности, гражданская идентичность и солидарность граждан, культурная самобытность, единство и стабильность государства. Поэтому важна атмосфера и организация урока, комфортная обстановка, уважительное отношение всех участников образовательного процесса (в том числе и родителей).Оценочный и рефлексивный блоки урока ориентированы на коммуникацию. Следует подчеркнуть, что оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачет — незачет» и т.д.) в оценивании показывается отношение каждого ученика к происходящему на уроке. В этом смысле не только учитель оценивает, но и ученик оценивают друг друга. Слова одобрения или критики, жесты, мимика также выражают процесс оценивания. При этом надо иметь в виду некоторые ключевые положения: оценка не должна посягать на достоинство человека; следует оценивать учебные результаты, а не личные способности; важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; оценка должна мотивировать к учению.Рефлексия предусматривает не просто подведение итогов урока, но и установление обратной связи, определение трудностей, эмоциональное отношение к произошедшему на уроке. Важно, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы: «Что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считаю самым важным, главным, интересным? Что я понял? Какие мысли, идеи появились? Как изменилось мое отношение к чему-то?».Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через постановку проблемных вопросов перед текстом каждого урока и в конце урока. Значительная часть методического аппарата учебников отведена на работу с иллюстративным материалом, представлена не в виде готового для усвоения содержания, а в виде вопросов к иллюстрациям. Выводы учащихся при обсуждении материала урока используются на этапе обобщения не просто для выделения главного в изученном содержании, но и для рассмотрения его на качественно ином, более высоком, мировоззренческом уровне.Применение разных методов в их оптимальном сочетании для освоения представленного в учебнике содержания позволяет при изучении курса обеспечить практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования УУД, создает условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений, учитывает возрастные особенности школьников, их личный жизненный опыт, создает условия для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся в соответствие с требованиями ФГОС и новой предметной области в них – духовно-нравственной культуры.Учебно-исследовательская и проектная деятельность в курсе «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка. В ее содержании можно выделить несколько аспектов:1. Выработка новых знаний, формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ.Например, «Побеседуй с членами своей семьи… Узнай их мнение…» (урок 14); «Подготовьте к следующему уроку стенную газету»… (урок 17). При работе с различными источниками информации, в том числе в форме создания презентации (например, «Соберите сохранившиеся фотографии в альбом о твоей семье в годы Великой Отечественной войны») данное направление особенно важно для исследования семейной истории, проведения детьми социологических опросов по актуальным темам. Данный курс своим богатым содержанием и возможностями по развитию общих умений и навыков исследовательского поиска позволяет активизировать познавательную деятельность, решать творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным решением, формировать культуру мышления: например, исследовать семейные традиции, решать задачи творческого типа (работа с иллюстрациями, документами, текстами). Темами исследования в курсе «Основы светской этики» могут быть: «Добро и зло в сказках», «Традиции и ценности моей семьи», «Наша семья в годы Великой отечественной войны», «Наши бабушки», «Красота общения», «Этикет и этика», «Дружба начинается с улыбки», «Дом, в котором я живу», «Пора в путь-дорогу», «Мои права — шаг в будущее».2. Проектирование — процесс разработки и создания проекта (прототип предполагаемого объекта), всегда ориентированного на практику. Реализация проекта — это решение реальной задачи, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение результата, создание модели планируемого объекта.3. Во всех направлениях внешкольной деятельности, внеурочной, внеклассной работы по курсу «Основы светской этики» широко используется исторический, краеведческий, художественный материал, развиваются умения школьника самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Общими условиями организации любой формы внеклассной работы являются: учет интересов и потребностей конкретного класса, четкое планирование внеклассной деятельности, определение ее конкретных результатов, тесная связь с материалом других предметов (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка и другие).При организации внеурочной деятельности используются различные формы работы, при их выборе следует оценить их воспитательное значение с позиции цели, задач, функций, личностных, предметных, метапредметных результатов.Тем не менее, все формы организации внеурочной деятельности по данному курсу (индивидуальные, парные, групповые, массовые) имеют много общего, способствуют развитию у школьников интереса к предмету, направлены на решение задач нравственного, морально-этического, нравственно-правового, патриотического воспитания. Чтобы не превратить внеурочную деятельность в продолжение уроков, надо позаботиться о разнообразии видов, форм, методов организации этой работы. К важнейшим видам внеклассной, внеурочной работы можно отнести: познавательную, игровую, досугово-развлекательную, социально-преобразующую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество. К направлениям внеклассной работы можно отнести: — более основательное рассмотрение основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих повышенный интерес у школьников, имеющих значительный воспитательный потенциал и образовательное и общественное значение; нередко это направление носит формы туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, в том числе патриотической направленности;- социализацию личности при участии в подготовке к праздникам, фестивалям, акциям, при социальном проектировании. Например, Школьная акция «Планета «Толерантность» (урок 14); фестиваль: «Права ребенка — это наши права!» (уроки 28, 29); школьно-семейный праздник «Семейные ценности — основа согласия и гражданского мира».Отмечая особенности предмета, можно отметить, что преподаватель в своей работе должен руководствоваться следующими принципами: совместного развития учителя и ученика, системности и систематичности, полноты и разносторонности материалов, педагогической корректности, встречи на границе культур и религиозных традиций, диалогичности.Роль учителя на уроке «Основ светской этики» связана с серьезным отношением к самому себе и ученику, в содействии развитию гуманитарной культуры учащихся. Учитель переносит центр внимания с того, что он говорит, на того, кто говорит и кто воспринимает сказанное. Для учителя важно уметь диалогично построить изложение материала, что способствует развитию навыков понимания, рефлексии, сопоставлению ценностей, На урок выносятся точки зрения и оценки, может быть, отличные от предлагаемых в учебнике. В этом случае альтернативное мнение оказывается воспринятым и, возможно, понятым.Этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание должны составить фундамент становления правовой культуры учащихся.

^

УМК «Школа России»

В основе учебно-воспитательного процесса курса заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

^

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

^

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.

^

Модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни.У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих. При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания.Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально- коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого тем «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

^

УМК «Школа России»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;*формирование семейных ценностей;*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.*развитие навыков сотрудничества

^

*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;*осознание ценности человеческой жизни.

^

*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;*умение осуществлять информационный поиск.

^ курсу школьник должен

*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;*получить опыт самостоятельного общественного действия..

В результате изучения «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» обучающийся научиться понимать:

• основные понятия религиозных культур;• историю возникновения религиозных культур;• историю развития различных религиозных культур в истории России;• особенности и традиции религий;• описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

^

• описывать различные явления религиозных традиций и культур;• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;• готовить сообщения по выбранным темам.

^

выполнит какое-либо предметное действие,общие задачи духовно-нравственного развития,направление носит формы туристско-краеведческой,решения задач духовно-нравственного воспитания,ходе изучения светской этики,школьно-семейный праздник семейные ценности,курсе основы светской этики,изучая основы светской этики,основы светской этики класс,содержанием конкретного учебного предмета

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …