Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013)

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 года №196.
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Биология. Человек» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
Образовательной программы школы ;
Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;
Положения о рабочей программе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана -Граф, 2011.
тетради с печатной основой:
Бодрова Н.Ф. Биология. Человек и его здоровье. Рабочая тетрадь. 8 класс.Воронеж.: ВОИПиКРО, 2012.
а также методических пособий для учителя:
1) Бодрова Н.Ф. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Методическое пособие для учителя. — Воронеж.: ВОИПиКРО, 2011 2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Изучение биологии в 8 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Введение. (1ч.)
Биологическая и социальная природа человека.
Организм человека. Общий обзор. (5ч.)
Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение , химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.
« Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.»
Опорно – двигательная система. (7ч.)
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
«Опорно – двигательная система.»
Кровь. Кровообращение. (9ч.)
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
« Кровь. Кровообращение».
Дыхательная система. (5ч.)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.
: «Дыхательная система».
Пищеварительная система. (7ч.)
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Контроль знаний по теме: «Пищеварительная система.»

Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Кожа. (4ч.)
Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
: «Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа.»
Эндокринная система. (2ч.)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Значение и строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг: строение и функции.
: «Эндокринная система. Нервная система.»
Органы чувств. Анализаторы. (5ч.)
Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
: «Органы чувств. Анализаторы».
Поведение и психика. (6ч.)
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня.

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенности. Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»

Итоговый контроль.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Строение спинного и головного мозга. Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Меры первой помощи при травмах скелета и мышц. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен.
Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы. Строение и функции почек. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Строение органа зрения. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.

Распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. Пользоваться микроскопом. Оказывать первую помощь при травмах скелета и мышц. Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
Объяснять отрицательное воздействие вредных привычек.
Останавливать кровотечения, накладывать повязки. Составлять дневной рацион школьника с учетом калорийности блюд. Оказывать первую помощь при несчастных случаях.


Дата
Тема урока
Примечания

1.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

2.
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
3.
Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность.
4.
Ткани животных и человека.
Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».
5.
Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. .
Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения».
6.
Зачет «Общий обзор организма человека».
Тема 2. Опорно-двигательная система (8 часов)
7.
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости».
8.
Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей.
9.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
10.
Мышцы человека. Работа мышц.
Практическая работа №2 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
11.
Нарушение осанки и плоскостопие.
Лабораторная работа №3 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани».
12.
Развитие опорно-двигательной системы.
13.
Зачет «Опорно-двигательная система».
Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов)
14.
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
Лабораторная работа №4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
15.
Иммунитет.
16.
Тканевая совместимость и переливание крови.
17.
Строение и работа сердца
18.
Круги кровообращения
19.
Движение лимфы.
Практическая работа №4 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».
20.
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления». Практическая работа №6 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
21.
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
22.
Зачет «Кровь и кровообращение».
Тема 4. Дыхание (5 часов)
23.
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
24.
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Лабораторная работа №5 «Определение частоты дыхания».
25.
Гигиена дыхания.
Практическая работа №7 «Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях»
26.
Первая помощь при поражении органов дыхания.
27.
Контроль знаний по теме «Дыхание».
Тема5. Пищеварение (6часов)
28
Значение и состав пищи.
29.
Органы пищеварения.
30.
Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.
Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал». Практическая работа №8 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка».
31.
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.
Лабораторная работа №6 «Изучение действия желудочного сока на белки».
32.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
33.
Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
34.
Контроль знаний по теме «Пищеварение»
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)
35.
Обменные процессы в организме.
36.
Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.
37.
Витамины.
Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания».
Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)
38.
Строение и работа почек.
39.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Тема 8. Кожа (4 часа)
40.
Кожа. Значение и строение кожи.
41.
Роль кожи в теплорегуляции.
Практическая работа №10 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
42.
Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
43.
Контроль знаний по темам « Обмен веществ.Мочевыделительная система. Кожа».
Тема 9. Эндокринная система (2 часа)
44.
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.
45.
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Тема 10. Нервная система (5 часов)
46.
Значение и строение нервной системы.
47.
Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.
48.
Строение и функции спинного мозга.
49.
Отделы головного мозга, их значение.
Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»
50.
Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».
Тема 11. Органы чувств и анализаторы (5 часов)
51.
Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
52.
Орган зрения и зрительный анализатор.
Практическая работа №11 «Изучение изменения размера зрачка».
53.
Заболевания и повреждения глаз.
54.
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
55.
Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы»
Тема 12. Поведение и психика (6 часов)
56.
Закономерности работы головного мозга.
57.
Врожденные и приобретенные формы поведения.
58.
Биологические ритмы. Сон и его значение.
59.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
60.
Воля и эмоции. Внимание.
Практическая работа №12 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений».
61.
Динамика работоспособности. Режим дня.
Тема 13. Индивидуальное развитие организма (6часов)
62.
Половая система человека.
63.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
64.
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
65.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.
66.
Личность и ее особенности.
67.
Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»

68
Повторение изученного материала
69
Контроль знаний по курсу «Человек».
70
Резерв

Оцените статью
Добавить комментарий