Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с обра­зовательным стандартом общего среднего образования, приня­тым Министерством образования РФ в 2004 году.

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с обра­зовательным стандартом общего среднего образования, приня­тым Министерством образования РФ в 2004 году. При составлении рабочей программы, календарно – тематического и поурочного планирования по литературе за основу взята Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 кл./ Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М.: «Мнемозина», 2010 / (105 часов – 3 часа в неделю), составленная в соответствии с учебником Лыссого Ю.И., Беленького Г.И., Воронина Л.Б. и др. Литература (базовый уровень). 10 кл. Изменений в рабочей программе нет. Количество контрольных работ: классных сочинений-4домашних сочинений-3.
Курс 10 базируется на историко-литературной основе — с обзорами творческого пути писателей, выявлением общественного и литературного значения произведений и важ­нейших фактов литературного процесса, в частности особенно­стей литературных направлений.
При планировании работы по литературе мы ориентировались на требования итоговой аттестации выпускников. Одна из составляющих литературного образования — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере, формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому при планировании сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. В этой связи акцентировано внимание на формирование у учащихся следующих умений:
создавать текст в соответствии с заданной темой;
обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;
логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;
подбирать убедительные аргументы, создавая доказательное высказывание;
выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
осуществлять выбор языковых средств;
оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.
В целях организации качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ запланировано:-усилить работу по формированию у учащихся умений анализа и интерпретации литературного текста как художественного целого, сопоставления произведений, литературных явлений и фактов с опорой на общее представление об историко-литературном процессе; совершенствование навыков письменного монологического высказывания на литературную тему;-повысить эффективность повторения программных художественных текстов; -формировать умения строить доказательное суждение на литературную тему;-продолжить работы по обучению написания сочинения;-актуализировать внутрипредметные связи на уроках литературы;-организовать работу по предотвращению типичных ошибок, выявляемых на ЕГЭ по литературе.
^
Введение. Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века:
золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
эпоха великих романов (нравственно-философская пробле­матика, психологизм, художественное своеобразие);
— роль литературы в духовной жизни русского общества.Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века
^ Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
« Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану » («IX. И путник устал ый на Бога роптал…»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень» (отрывок), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «(Из Пиндемонти)».Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при­роды. Религиозные мотивы и образы.«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ­ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.
^ Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного).
Для чтения и изучения
«Как часто, пестрою толпою окружен…», «Молитва» («Я, Ма­терь Божия, ныне с молитвою…»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…».Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя­ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из­бытке чувства» (В. Г. Белинский).Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон­това.
Для самостоятельного чтения «Демон».
^ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз­ма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века — ро­мантизм и реализм (общая характеристика).
^
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.
^ Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).
Для чтения и изучения
«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим…», «Не то, что мните вы, природа…», «Предопределение», «Она си­дела на полу…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…») (по выбору).
^
«Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Слезы людские, о слезы людские…», «Осенний вечер» (по выбору).Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетнос­ти человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность обра­зов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). ^
«Шепот, робкое дыханье…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Это утро, радость эта…», «Ласточки пропали…» (по выбору).
^
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом…», «В лунном сиянии» (по выбору).Традиционные поэтические темы — природа, любовь, твор­чество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
^ и творчество.
Для чтения и изучения
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро­мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги­ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози­ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав­ственное содержание.
Для самостоятельного чтения «Обыкновенная история».
^ Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
Для чтения и изучения
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар­ством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
^ Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).
Для чтения и изучения
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо­зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения «Дворянское гнездо».
^ Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро­миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольнико-ва. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб­лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой­ники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения «Идиот».
^ Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто­го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече­ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественноеоткрытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ­ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар­тины природы в романе.
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения «Севастопольские рассказы».
Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)
^ Жизнь и творчество (с обобще­нием изученного).
Для чтения и бесед
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран­ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Из поэзии середины XIX века
^ Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).
Для чтения и изучения
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
^
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! я у двери гроба!..».Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов­летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра­сов о высоком назначении поэзии.Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с раз­говорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое ис­пользование фольклора.
^ А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Осо­бенности рассказов начала 80-х годов Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. «Вишневый сад»
^
Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями:
а) историко-литературными:
о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме);
о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глуби­ны);
б) теоретико-литературными:• об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;
о родах и жанрах литературы и основных способах выраже­ния в них авторского сознания;
о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.
В области читательской и литературно-творческой деятель­ности учащиеся должны:
характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и ком­позиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихо­творного произведения и давать этому произведению обоснован­ную оценку;
читать выразительно прозу и стихи;
пользоваться справочным аппаратом книг;
составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
писать сочинения различных жанров: сочинение-рассужде­ние, анализ лирического стихотворения, эпизода (сцены) эпиче­ского или драматического произведения, эссе;
писать отзыв и рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, критическую статью.
^
Базовый уровень
3 часа в неделю, 102 часа в год.Контрольных работ – 7 (4 сочинения классных, 3 – домашних).

Дата
Тема урока
Кол-во часов
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Домашнее
задание
Введение (2ч)
1-2
Введение. Литература: зачем и для кого?
Писатель и эпоха: литературные направления первой половины 19 века.
2
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Иметь представление о типологических особенностях литературы XIX века, основных темах и проблемах, художественных открытиях русских писателей-классиков.
Выявление уровня литературного развития учащихсяТестирование
записи
^
(14ч+ 6 (кр)
3
Литература первой половины XIX века (обзор)
1
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Иметь представление о творческих методах, уметь давать их характеристику
Развернутый ответ на вопрос
А. С. Пушкин (5ч)
4
«Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика А.С.Пушкина: темы и жанры
1
Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. "Вечные" темы в творчестве Пушкина. «Я пережил свои желанья…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Ко­рану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон», «Если жизнь тебя обманет…». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Знатьзначение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Знать основные мотивы лирики Пушкина, уметь анализировать лирическое произведение
Тестирование
Письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким-либо его стихотворением
5
Пушкин о назначении поэта и поэзии
1
В чем видит Пушкин назначении поэта и поэзии? «Пророк» и «Странник»
уметь анализировать лирическое произведение
Анализ стихотворения
В чем видит Пушкин назначении поэта и поэзии? (наизусть стихотворение.
6
Философская лирика А. С. Пушкина
1
Определить понятие «философская лирика», выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин
уметь анализировать произведение, вести аргументированную полемику.
Развернутый ответ на вопрос
Письменно «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика?»
7
«Медный всадник»: поэма или повесть?
1
Образ Петра I как царя-преобразова­теля в поэме «Медный всадник». Со­циально-философские проблемы поэ­мы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России
Знать содержание поэмы, уметь анализировать произведение, вести аргументированную полемику.
Развернутый ответ на вопрос
8
Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властителя судьбы».
1
Знакомство с творческой историей романа, его худож особенностями и своеобразием жанра
1. Ответить на вопросы.2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.
9-10
Классное сочинение по творчеству
А. С. Пушкина
2
Умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять
Уметь писать сочинение на литературную тему
Классное сочинение
М. Ю. Лермонтов (4ч)
11
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и твор­чество (обзор).
1
Ранние романтические сти­хотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическо­му дару. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи — значенье…». Романтизм и реализм в творчестве поэта
Знать основные мотивы лирики Лермонтова, уметь анализировать лирическое произведение
Анализ стихотворения
Подготовить рассказ: «Художественный мир Лермонтова»
12
Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией
1
Углубить представление о поэзии Лермонтова.
Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков»
Анализ стихотворения
Сделать сопоставительный анализ стих. «Пророк» Лермонтова и Пушкина
13
Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность
1
расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
уметь анализировать лирическое произведение
Анализ стихотворения
Вопросы по теме
14
Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман
1
помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине; его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; развивать монологическую речь.
уметь анализировать лирическое произведение
Анализ стихотворения
Наизусть стихотворения
Н. В. Гоголь (4ч)
15
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).
1
Народная фантастика в ранних ро­мантических произведениях» Герои­ческое и комическое в сборнике «Миргород», Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Реви­зор»
Иметь представление о творчестве Гоголя, тематике его произведений, многообразии жанров.
Развернутый ответ на вопрос
16
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя (обзор с обобщением ранее изученно­го)»
1
Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
Иметь представление о теме Петербурга в творчестве Гоголя. Знать особенности стиля Н.В. Гоголя
Развернутый ответ на вопрос
17
«Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
1
Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов героев.
Определить самобытность художника в создании русского национального характера. Развивать способности по сопоставлению разных пластов произведения.
Анализ эпизода
18
«О, не верьте этому Невскому проспекту!»
1
Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.Правда и ложь, реальность и фантасти­ка в повести «Невский проспект»
Знать содержание повести, особенности стиля Н.В. Гоголя
Развернутый ответ на вопрос
^
19
«Натуральная школа»: второе поколение писателей и поиски новых путей
1
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования.
Знать основные закономерности историко-литературного процесса второй половины XIX века, уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Развернутый ответ на вопрос
20
Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России
1
^
21
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество.
1
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Единство мира и философия природы в лирике Тютчева«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли пе­чален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа — Сфинкс…», «Полдень», «Осенний вечер», «Тени си­зые смесились…», «День и ночь»
Знать основные темы и мотивы лирики Тютчева, стиля поэта, уметь анализировать стихотворения.
Анализ стихотворени
Пересказ лекции
22
Тема России в творчестве Тютчева.
1
Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лириче­ского фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Слезы люд­ские…»
Знать основные темы и мотивы лирики Тютчева, стиля поэта, уметь анализировать стихотворения.
Анализ стихотворени
Выучить стихотворение наизусть (на выбор), анализ стихотворения
23
Любовная лирика Ф. И. Тютчева.
1
Любовь как стихийная сила и как «пое­динок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Я помню время золотое…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»). Особенности “денисьевского цикла”. Обучение сопоставительному анализу стихотворений
Знать основные темы и мотивы лирики Тютчева, стиля поэта, уметь анализировать стихотворения.
Анализ стихотворени
Выучить стихотворение наизусть (на выбор), анализ стихотворения

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с обра­зовательным стандартом общего среднего образования, приня­тым Министерством образования РФ в 2004 году. При составлении рабочей программы, календарно – тематического и поурочного планирования по литературе за основу взята Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 кл./ Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М.: «Мнемозина», 2010 / (105 часов – 3 часа в неделю), составленная в соответствии с учебником Лыссого Ю.И., Беленького Г.И., Воронина Л.Б. и др. Литература (базовый уровень). 10 кл. Изменений в рабочей программе нет. Количество контрольных работ: классных сочинений-4домашних сочинений-3.

Курс 10 базируется на историко-литературной основе — с обзорами творческого пути писателей, выявлением общественного и литературного значения произведений и важ­нейших фактов литературного процесса, в частности особенно­стей литературных направлений.

При планировании работы по литературе мы ориентировались на требования итоговой аттестации выпускников. Одна из составляющих литературного образования — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере, формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому при планировании сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. В этой связи акцентировано внимание на формирование у учащихся следующих умений:

  • создавать текст в соответствии с заданной темой;
  • обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;
  • логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;
  • подбирать убедительные аргументы, создавая доказательное высказывание;
  • выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
  • осуществлять выбор языковых средств;
  • оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

В целях организации качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ запланировано:-усилить работу по формированию у учащихся умений анализа и интерпретации литературного текста как художественного целого, сопоставления произведений, литературных явлений и фактов с опорой на общее представление об историко-литературном процессе; совершенствование навыков письменного монологического высказывания на литературную тему;-повысить эффективность повторения программных художественных текстов; -формировать умения строить доказательное суждение на литературную тему;-продолжить работы по обучению написания сочинения;-актуализировать внутрипредметные связи на уроках литературы;-организовать работу по предотвращению типичных ошибок, выявляемых на ЕГЭ по литературе.

^

Введение. Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века:

  • золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
  • эпоха великих романов (нравственно-философская пробле­матика, психологизм, художественное своеобразие);

— роль литературы в духовной жизни русского общества.Общее понятие об историко-литературном процессе.

Русская литература первой половины XIX века

^ Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

« Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану » («IX. И путник устал ый на Бога роптал…»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень» (отрывок), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «(Из Пиндемонти)».Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при­роды. Религиозные мотивы и образы.«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ­ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.

^ Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного).

Для чтения и изучения

«Как часто, пестрою толпою окружен…», «Молитва» («Я, Ма­терь Божия, ныне с молитвою…»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…».Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя­ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из­бытке чувства» (В. Г. Белинский).Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон­това.

Для самостоятельного чтения «Демон».

^ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз­ма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века — ро­мантизм и реализм (общая характеристика).

^

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.

^ Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим…», «Не то, что мните вы, природа…», «Предопределение», «Она си­дела на полу…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…») (по выбору).

^

«Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Слезы людские, о слезы людские…», «Осенний вечер» (по выбору).Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетнос­ти человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность обра­зов, их символический смысл.

А. А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). ^

«Шепот, робкое дыханье…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Это утро, радость эта…», «Ласточки пропали…» (по выбору).

^

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом…», «В лунном сиянии» (по выбору).Традиционные поэтические темы — природа, любовь, твор­чество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

^ и творчество.

Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро­мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги­ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози­ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав­ственное содержание.

Для самостоятельного чтения «Обыкновенная история».

^ Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар­ством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения

«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».

^ Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо­зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения «Дворянское гнездо».

^ Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро­миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольнико-ва. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб­лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой­ники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения «Идиот».

^ Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто­го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече­ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественноеоткрытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ­ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар­тины природы в романе.

Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения «Севастопольские рассказы».

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

^ Жизнь и творчество (с обобще­нием изученного).

Для чтения и бесед

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран­ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

Из поэзии середины XIX века

^ Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

^

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! я у двери гроба!..».Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов­летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра­сов о высоком назначении поэзии.Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с раз­говорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое ис­пользование фольклора.

^ А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Осо­бенности рассказов начала 80-х годов Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. «Вишневый сад»

^

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

  • о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме);
  • о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глуби­ны);

б) теоретико-литературными:• об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

  • о родах и жанрах литературы и основных способах выраже­ния в них авторского сознания;
  • о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятель­ности учащиеся должны:

  • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и ком­позиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;
  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихо­творного произведения и давать этому произведению обоснован­ную оценку;
  • читать выразительно прозу и стихи;
  • пользоваться справочным аппаратом книг;
  • составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
  • писать сочинения различных жанров: сочинение-рассужде­ние, анализ лирического стихотворения, эпизода (сцены) эпиче­ского или драматического произведения, эссе;
  • писать отзыв и рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, критическую статью.

^

Базовый уровень

3 часа в неделю, 102 часа в год.Контрольных работ – 7 (4 сочинения классных, 3 – домашних).

Дата Тема урока Кол-во часов Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Домашнее

задание

Введение (2ч)

1-2 Введение. Литература: зачем и для кого?

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины 19 века.

2 Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Иметь представление о типологических особенностях литературы XIX века, основных темах и проблемах, художественных открытиях русских писателей-классиков. Выявление уровня литературного развития учащихсяТестирование записи
^

(14ч+ 6 (кр)

3 Литература первой половины XIX века (обзор) 1 Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. Иметь представление о творческих методах, уметь давать их характеристику Развернутый ответ на вопрос
А. С. Пушкин (5ч)
4 «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика А.С.Пушкина: темы и жанры 1 Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. "Вечные" темы в творчестве Пушкина. «Я пережил свои желанья…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Ко­рану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон», «Если жизнь тебя обманет…». Трагизм мировосприятия и его преодоление Знатьзначение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Знать основные мотивы лирики Пушкина, уметь анализировать лирическое произведение Тестирование Письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким-либо его стихотворением
5 Пушкин о назначении поэта и поэзии 1 В чем видит Пушкин назначении поэта и поэзии? «Пророк» и «Странник» уметь анализировать лирическое произведение Анализ стихотворения В чем видит Пушкин назначении поэта и поэзии? (наизусть стихотворение.
6 Философская лирика А. С. Пушкина 1 Определить понятие «философская лирика», выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин уметь анализировать произведение, вести аргументированную полемику. Развернутый ответ на вопрос Письменно «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика?»
7 «Медный всадник»: поэма или повесть? 1 Образ Петра I как царя-преобразова­теля в поэме «Медный всадник». Со­циально-философские проблемы поэ­мы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России Знать содержание поэмы, уметь анализировать произведение, вести аргументированную полемику. Развернутый ответ на вопрос
8 Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властителя судьбы». 1 Знакомство с творческой историей романа, его худож особенностями и своеобразием жанра 1. Ответить на вопросы.2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.
9-10 Классное сочинение по творчеству

А. С. Пушкина

2 Умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять Уметь писать сочинение на литературную тему Классное сочинение
М. Ю. Лермонтов (4ч)
11 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и твор­чество (обзор). 1 Ранние романтические сти­хотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическо­му дару. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи — значенье…». Романтизм и реализм в творчестве поэта Знать основные мотивы лирики Лермонтова, уметь анализировать лирическое произведение Анализ стихотворения Подготовить рассказ: «Художественный мир Лермонтова»
12 Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией 1 Углубить представление о поэзии Лермонтова. Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков» Анализ стихотворения Сделать сопоставительный анализ стих. «Пророк» Лермонтова и Пушкина
13 Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность 1 расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой. уметь анализировать лирическое произведение Анализ стихотворения Вопросы по теме
14 Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман 1 помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине; его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; развивать монологическую речь. уметь анализировать лирическое произведение Анализ стихотворения Наизусть стихотворения
Н. В. Гоголь (4ч)
15 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). 1 Народная фантастика в ранних ро­мантических произведениях» Герои­ческое и комическое в сборнике «Миргород», Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Реви­зор» Иметь представление о творчестве Гоголя, тематике его произведений, многообразии жанров. Развернутый ответ на вопрос
16 «Петербургские повести» Н.В.Гоголя (обзор с обобщением ранее изученно­го)» 1 Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Иметь представление о теме Петербурга в творчестве Гоголя. Знать особенности стиля Н.В. Гоголя Развернутый ответ на вопрос
17 «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» 1 Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов героев. Определить самобытность художника в создании русского национального характера. Развивать способности по сопоставлению разных пластов произведения. Анализ эпизода
18 «О, не верьте этому Невскому проспекту!» 1 Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.Правда и ложь, реальность и фантасти­ка в повести «Невский проспект» Знать содержание повести, особенности стиля Н.В. Гоголя Развернутый ответ на вопрос
^
19 «Натуральная школа»: второе поколение писателей и поиски новых путей 1 Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Знать основные закономерности историко-литературного процесса второй половины XIX века, уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой Развернутый ответ на вопрос
20 Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России 1
^
21 Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. 1 Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Единство мира и философия природы в лирике Тютчева«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли пе­чален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа — Сфинкс…», «Полдень», «Осенний вечер», «Тени си­зые смесились…», «День и ночь» Знать основные темы и мотивы лирики Тютчева, стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. Анализ стихотворени Пересказ лекции
22 Тема России в творчестве Тютчева. 1 Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лириче­ского фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Слезы люд­ские…» Знать основные темы и мотивы лирики Тютчева, стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. Анализ стихотворени Выучить стихотворение наизусть (на выбор), анализ стихотворения
23 Любовная лирика Ф. И. Тютчева. 1 Любовь как стихийная сила и как «пое­динок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Я помню время золотое…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»). Особенности “денисьевского цикла”. Обучение сопоставительному анализу стихотворений Знать основные темы и мотивы лирики Тютчева, стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. Анализ стихотворени Выучить стихотворение наизусть (на выбор), анализ стихотворения

художественных открытиях русских писателей-классиков,философские истоки бунта раскольнико-ва,конкретно-историческом значении художественных произведений,художественные открытия русских писателей-классиков,основные закономерности историко-литературного процесса,первой половине xix века,требования итоговой аттестации выпускников,создании русского национального характера,традиция русской классической литературы,пластическая точность обра зов

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …