Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013)

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 года №196.
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Биология. Человек» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
  • Образовательной программы школы ;
  • Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;
  • Положения о рабочей программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана -Граф, 2011.

тетради с печатной основой:

Бодрова Н.Ф. Биология. Человек и его здоровье. Рабочая тетрадь. 8 класс.Воронеж.: ВОИПиКРО, 2012.

а также методических пособий для учителя:

1) Бодрова Н.Ф. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Методическое пособие для учителя. — Воронеж.: ВОИПиКРО, 2011 2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

^

Изучение биологии в 8 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

^

Введение. (1ч.)

Биологическая и социальная природа человека.

Организм человека. Общий обзор. (5ч.)

Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение , химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

^ « Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.»

Опорно – двигательная система. (7ч.)

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

^ «Опорно – двигательная система.»

Кровь. Кровообращение. (9ч.)

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

^ « Кровь. Кровообращение».

Дыхательная система. (5ч.)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

^ : «Дыхательная система».

Пищеварительная система. (7ч.)

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения

^

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Контроль знаний по теме: «Пищеварительная система.»

^

Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Кожа. (4ч.)

Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

^ : «Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа.»

Эндокринная система. (2ч.)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

^

Значение и строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг: строение и функции.

^ : «Эндокринная система. Нервная система.»

Органы чувств. Анализаторы. (5ч.)

Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

^ : «Органы чувств. Анализаторы».

Поведение и психика. (6ч.)

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня.

^

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенности. Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»

^

Итоговый контроль.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Строение спинного и головного мозга. Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Меры первой помощи при травмах скелета и мышц. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен.

Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы. Строение и функции почек. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Строение органа зрения. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.

^

Распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. Пользоваться микроскопом. Оказывать первую помощь при травмах скелета и мышц. Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

Объяснять отрицательное воздействие вредных привычек.

Останавливать кровотечения, накладывать повязки. Составлять дневной рацион школьника с учетом калорийности блюд. Оказывать первую помощь при несчастных случаях.

^

Дата Тема урока Примечания
^
1. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
^
2. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
3. Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность.
4. Ткани животных и человека. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».
5. Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. . Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения».
6. Зачет «Общий обзор организма человека».
Тема 2. Опорно-двигательная система (8 часов)
7. Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости».
8. Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей.
9. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
10. Мышцы человека. Работа мышц. Практическая работа №2 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
11. Нарушение осанки и плоскостопие. Лабораторная работа №3 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани».
12. Развитие опорно-двигательной системы.
13. Зачет «Опорно-двигательная система».
Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов)
14. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
15. Иммунитет.
16. Тканевая совместимость и переливание крови.
17. Строение и работа сердца
18. Круги кровообращения
19. Движение лимфы. Практическая работа №4 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».
20. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления». Практическая работа №6 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
21. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
22. Зачет «Кровь и кровообращение».
Тема 4. Дыхание (5 часов)
23. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
24. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №5 «Определение частоты дыхания».
25. Гигиена дыхания. Практическая работа №7 «Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях»
26. Первая помощь при поражении органов дыхания.
27. Контроль знаний по теме «Дыхание».
Тема5. Пищеварение (6часов)
28 Значение и состав пищи.
29. Органы пищеварения.
30. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал». Практическая работа №8 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка».
31. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №6 «Изучение действия желудочного сока на белки».
32. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
33. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
34. Контроль знаний по теме «Пищеварение»
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)
35. Обменные процессы в организме.
36. Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.
37. Витамины. Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания».
Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)
38. Строение и работа почек.
39. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Тема 8. Кожа (4 часа)
40. Кожа. Значение и строение кожи.
41. Роль кожи в теплорегуляции. Практическая работа №10 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
42. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
43. Контроль знаний по темам « Обмен веществ.Мочевыделительная система. Кожа».
Тема 9. Эндокринная система (2 часа)
44. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.
45. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Тема 10. Нервная система (5 часов)
46. Значение и строение нервной системы.
47. Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.
48. Строение и функции спинного мозга.
49. Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»
50. Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».
Тема 11. Органы чувств и анализаторы (5 часов)
51. Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
52. Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа №11 «Изучение изменения размера зрачка».
53. Заболевания и повреждения глаз.
54. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
55. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы»
Тема 12. Поведение и психика (6 часов)
56. Закономерности работы головного мозга.
57. Врожденные и приобретенные формы поведения.
58. Биологические ритмы. Сон и его значение.
59. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
60. Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа №12 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений».
61. Динамика работоспособности. Режим дня.
Тема 13. Индивидуальное развитие организма (6часов)
62. Половая система человека.
63. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
64. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
65. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.
66. Личность и ее особенности.
67. Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»
^
68 Повторение изученного материала
69 Контроль знаний по курсу «Человек».
70 Резерв
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …