Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая учебная программа по литературе для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.). и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. В соответствии с планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Тип программы базовый. Реализация учебной программы обеспечивается учебником : Литература 8 класс с приложением на электронном носителе . в 2 ч. В.П. Журавлев, В.М.Коровин М. : Просвещение 2014 г. Включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения, уроки по УМК «Вокруг тебя – мир», а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур ном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до кладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах

№ пп
Наименование
темы раздела
Кол-во часов
Сочинения
1.
Устное народное творчество
3

2.
Из древнерусской литературы
3

3
Из литературы 18 века
2

4
Из литературы 19 века
33
3
5
Из литературы 20 века
20

6
Из зарубежной литературы
6

Итого
68
3


Содержание материала
По
плану
По факту
1
Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
01.09
2
Русская старина. Народная песня
04.09
3
Исторические народные песни
08.09
4
Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»
11.09
5
«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.
15.09
6
Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм.Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика.
18.09
7
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.
22.09
8
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Простакова: «госпожа бесчеловечная» или заботливая мать?
25.09
9
Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»
29.09
10
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа
02.10
11
К.Ф.РылеевДума «Смерть Ермака» и её связь с историей
06.10
12
А..С.Пушкин – историк. Творческая история повести «Капитанская дочка
09.10
13
Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.
13.10
14
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав
16.10
15
Падение Белогородской крепости. Анализ 6-8 глав
20.10
16
Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12
23.10
17
Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»
27.10
18
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
30.10
19
Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.
10.11
20
Сочинение по повести «Капитанская дочка»
13.11
21
Сочинение по повести «Капитанская дочка»
17.11
22
Обобщающий урок-игра
20.11
23
Жизнь и судьба М.Лермонтова
Кавказ в жизни и творчестве поэта
24.11
24
«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.
27.11
25
Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.
01.12
26
Своеобразие поэмы «Мцыри»
04.12
27
Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»
08.12
27
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»
11.12
29
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»
15.12
30
Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова
18.12
31
Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.
22.12
32
Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
25.12
33
Практическая работа по комедии «Ревизор»
12.01
34
«Шинель» — одна из Петербургских повестей Н.В.
15.01
35
И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»
19.01
36
История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.
22.01
37
Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя.
26.01
38
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа
29.01
39
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.
02.02
40
Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
05.02
41
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить»
09.02
42
Поэзия родной природы XX века
12.02
43
И.А.Бунин. Слово о писателе
16.02
44
И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.
19.02
45
А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
23.02
46
Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»
26.02
47
Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»
02.03
48
А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя
05.03
49
Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.
09.03
50
А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.
12.03
51
А.Блок «На поле Куликовом»
16.03
52
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему
19.03
53
И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству
30.03
54
А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»
02.04
55
«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»
06.04
56
Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.
09.04
57
Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»
13.04
58
Картины войны и мирной жизни в рассказе Платонова «Возвращение»
16.04
59
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
20.04
60
В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой мня нет»
23.04
61
Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова
27.04
62
Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса
30.04
63
У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.
04.05
64
У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.
0705
65
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
11.05
66
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
16.05
67
Урок внеклассного чтения.В,П,Астафьев
20.05
68
Урок внеклассного чтения. Уильям Шекспир.
23.05
69
Урок внеклассного чтения. Сказки Салтыкова-Щедрина
27.05
70
Урок внеклассного чтения. Обобщение.

Введение (1 ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (3 ч.)
Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века (32 ч.)
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (21 ч.)
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

№ п/п
Содержание
Класс
Автор
Издательство
Год издания
1
Программа по литературе
8
Под редакцией В.Я. Коровиной
М.: «Просвеще-ние»
2007
2
Учебник (основной) Литература. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч
8
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
М.: Просвещение
2014
3
Учебники (дополнительные)




4
Учебные пособия: Литература. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM
8
Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин.
М.: Просвещение
2014
СОГЛАСОВАНОна заседании методического объединения учителейучителей начальных классов Протокол №1от «29» августа 2014 годаРуководитель МО Нешумова Г.В.

Оцените статью
Добавить комментарий