Пояснительная записка Русский язык, 5 класс

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Пояснительная записка
Русский язык, 5 класс
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА разработана на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к образовательному учреждению МБОУ «СОШ № 30» Энгельсского муниципального района с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) и Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, Просвещение, 2009 год). Рабочая программа рассчитана на 210 часов (35 недель по 6 часов в неделю).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
^
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и обще-
предметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
^
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;совершенствование речемыслительной деятельности, коммуни-кативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение рус-ским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использо-вания; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
^ преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и
эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
^ работы по русскому языку являются: вос-питание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа содержит:- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; — речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; — сведения о графике, об орфографии и пунктуации; — перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.Для возбуждения познавательной активности и сознательности уча-щихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослежи-ваются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
^
В результате изучения русского языка обучающие 5 класса должны (в рамках ГОС):
— знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Речевая деятельность
Аудирование:
− понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;− выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
− владеть техникой чтения;− выделять в тексте главную и второстепенную информацию;− разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;− отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; − владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;− прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;− извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;− правильно расставлять логические ударения, паузы;− выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
− доказательно отвечать на вопросы учителя;− подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;− создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;− выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
Письмо:
− подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;− создавать письменное высказывание разных типов речи;− составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;− определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;− делить текст на абзацы;− писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);− пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;− выражать свое отношение к предмету речи;− находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;− подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;− использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);− исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
^
− выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;− различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;− использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;− находить в художественном тексте явления звукописи;− правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;− работать с орфоэпическим словарем;
Графика:
− правильно произносить названия букв русского алфавита;− свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;− проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика:
− выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;− подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;− учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;− пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;− объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
Лексикология:
− объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);− пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;− распределять слова на тематические группы;− употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;− различать прямое и переносное значение слов;− отличать омонимы от многозначных слов;− подбирать синонимы и антонимы;− выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;− находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;− владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;− использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Морфология:
− различать части речи;− правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;− уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;− правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография:
− находить орфограммы в морфемах;− группировать слова по видам орфограмм;− владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;− устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;− самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
^
− выделять словосочетания в предложении;− определять главное и зависимое слово;− составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;− выделять основы предложений с двумя главными членами;− конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;− характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;− составлять простые и сложные предложения изученных видов;− соблюдать верную интонацию конца предложений;− опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;− находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;− владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;− устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
− самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
^ учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборо-чный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочи-нений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру диафильма и т. д.
^
Тема
Кол.
часов
ИКТкол-во часов
Проектная деятельностькол-во часов
^ кол-во часов
1
ВВЕДЕНИЕ
3



2
Повторение изученного в начальных классах
20
5
5
5
3
Синтаксис. Пунктуация.
32
10
10
10
4
Фонетика. Орфоэпия.
15
2
7
2
5
Лексика. Культура речи.
10
1
5
1
6
Морфемика. Орфография. Культура речи.
20
5
10
5
7
Самостоят.и служебные ч. речи
1



8
Имя существительное
20
5
5
5
9
Имя прилагательное
13
3
5
3
10
Глагол
33
5
10
5
11
Повторение
30
5
10
5
Резервные уроки
10



Всего часов
210
41
62
41

Пояснительная записка

Русский язык, 5 класс

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА разработана на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к образовательному учреждению МБОУ «СОШ № 30» Энгельсского муниципального района с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) и Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, Просвещение, 2009 год). Рабочая программа рассчитана на 210 часов (35 недель по 6 часов в неделю).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

^

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и обще-

предметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

^

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;совершенствование речемыслительной деятельности, коммуни-кативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение рус-ским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использо-вания; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

^ преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и

эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

^ работы по русскому языку являются: вос-питание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; — речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; — сведения о графике, об орфографии и пунктуации; — перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.Для возбуждения познавательной активности и сознательности уча-щихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослежи-ваются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

^

В результате изучения русского языка обучающие 5 класса должны (в рамках ГОС):

знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Речевая деятельность

Аудирование:

− понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;− выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение:

− владеть техникой чтения;− выделять в тексте главную и второстепенную информацию;− разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;− отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; − владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;− прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;− извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;− правильно расставлять логические ударения, паузы;− выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение:

− доказательно отвечать на вопросы учителя;− подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;− создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;− выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

Письмо:

− подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;− создавать письменное высказывание разных типов речи;− составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;− определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;− делить текст на абзацы;− писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);− пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;− выражать свое отношение к предмету речи;− находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;− подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;− использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);− исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

^

− выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;− различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;− использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;− находить в художественном тексте явления звукописи;− правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;− работать с орфоэпическим словарем;

Графика:

− правильно произносить названия букв русского алфавита;− свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;− проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

Морфемика:

− выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;− подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;− учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;− пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;− объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

Лексикология:

− объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);− пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;− распределять слова на тематические группы;− употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;− различать прямое и переносное значение слов;− отличать омонимы от многозначных слов;− подбирать синонимы и антонимы;− выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;− находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;− владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;− использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

Морфология:

− различать части речи;− правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;− уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;− правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

Орфография:

− находить орфограммы в морфемах;− группировать слова по видам орфограмм;− владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;− устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;− самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

^

− выделять словосочетания в предложении;− определять главное и зависимое слово;− составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;− выделять основы предложений с двумя главными членами;− конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;− характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;− составлять простые и сложные предложения изученных видов;− соблюдать верную интонацию конца предложений;− опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;− находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;− владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;− устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

− самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

^ учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборо-чный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочи-нений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру диафильма и т. д.

^

Тема Кол.

часов

ИКТкол-во часов Проектная деятельностькол-во часов ^ кол-во часов
1 ВВЕДЕНИЕ 3
2 Повторение изученного в начальных классах 20 5 5 5
3 Синтаксис. Пунктуация. 32 10 10 10
4 Фонетика. Орфоэпия. 15 2 7 2
5 Лексика. Культура речи. 10 1 5 1
6 Морфемика. Орфография. Культура речи. 20 5 10 5
7 Самостоят.и служебные ч. речи 1
8 Имя существительное 20 5 5 5
9 Имя прилагательное 13 3 5 3
10 Глагол 33 5 10 5
11 Повторение 30 5 10 5
Резервные уроки 10
Всего часов 210 41 62 41

национально-культурной специфики русского языка,использование познавательных возможностей учащихся,стилистики русского литературного языка,обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,обеспечивает равномерность обучения речи,вариативность методики преподавания предмета,целями изучения русского языка,курс русского языка направлен,стилистических ресурсах русского языка,лингвистических словарей разных видов

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …