Пояснительная записка 7 класс

Пояснительная записка 7 класс. Рабочая программа по искусству ИЗО 7 класс составлена на основе государственной программы основного общего образования по изобразительному искусству разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2012 год издания). Для обязательного изучения в 7 классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели программы: — развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
.^
Учащиеся должны знать:
— о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;- о роли художественной иллюстрации;- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.Учащиеся должны иметь представление:- об историческом художественном процессе, о содержательных .изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.В процессе практической работы учащиеся должны:- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;- получить творческий опыт в построении тематической композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка

Список литературы:А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012

№ раздела
№ урока
Содержание (темы урока)
Кол-во часов
I
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема четверти: «Изображение фигуры человека и образ человека»
35
9
1
Изображение фигуры человека в истории искусства
1
2
Пропорции и строение фигуры человека
1
3
Красота фигуры человека в движении
1
4
Изображение на плоскости фигуры человека
1
5
«Великие скульпторы»
1
6
Изображение фигуры человека с использованием таблицы
1
7
Набросок фигуры человека с натуры
1
8
Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»
1
9
Мир интересов человека
1
II
«Поэзия повседневности
7
10
Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
1
11
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
1
12
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине.
1
13
Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
1
14
Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»
1
15
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»
1
16
Творчество Ф.А.Васильева
1
III
«Великие темы жизни»
10
17
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
1
18
Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И.Сурикова.
1
19
Сложный мир исторической картины
1
20
Графические серии
1
21
Зрительские умения, и их значение для современного человека
1
22
Великие темы жизни в творчестве русских художников
1
23
Сказочно – былинный жанр. «Волшебный мир сказок»
1
24
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.
1
25
Историческая тема в живописи
1
26
Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
IV
«Реальность жизни и художественный образ»
9
27
Плакат и его виды. Шрифты.
1
28
Плакат
1
29
Плакат
1
30
Книга
1
31
Книга. Обложка.
1
32
Книга. Титул.
1
33
Книга. Шрифт.
1
34
Книга. Шрифт.
1
35
Обобщение темы четвери
1

№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание урока
Знания, умения, навыки

Домашнее задание
Дата проведения
По плану
Факт
I четверть
1
Изображение фигуры человека в истории искусства.
1
Человек – главная тема в искусстве. Красота человека в различные исторические эпохи. (Урок-лекция)
В мастерской худож ника. Художественное мышление. Пластика. Рельефы. Динамика. Живопись.
Репродукции картин известных художников
2

1
Пропорции фигуры человека. Постановка фигуры.
Пропорциональный канон. Модуль- высота головы человека. Золотое сечение.
Подобрать образцы человека в движении
3

1
Скульптура малых форм. Мелкая пластика.
Особенности подвижной натуры.
Поупражняться в технике лепки человека
4

1
Значение различных точек зрения на скульптуру при её восприятии. Особенности работы от общего к частному. Рисование простым карандашом. (Рисование головы)
Линия, тоновое пятно, характер штриха. Избирательность нашего зрения. Основные линии построения.
Реферат на тему: «Выдающиеся скульпторы»
5
«Великие скульпторы»
1
Личность художни- ка, целостность его представлений о красоте человека.(Урок-конференция)
Скульптура: идеал и чувство реальности. Декоративное и монументальное искусство
Сообщение на тему : «Скульптура 20-21 в.в.»
6

1
Схематический рисунок. Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом.
Применение пропорциональных схем. Детали рисунка. Светотени. Выявление тональных отношений.
Подобрать вырезки из журналов с изображением человека в разных ракурсах
7

1
Глазомер. Ассоциа- тивно – образное мышление.
Набросок и техники его выполнения.
Рисунки уч-ся прошлых лет
Доработать рисунок
8

1
Рисование на свободную тему. Соединение пейзажа с фигурой человека.
Чувство, состояние, место, персонаж.
Повторить изученный материал
9

1
Коллективная работа. Город мастеров.
Рисунки предыдущих уроков, коллаж. Композиция из разнообразных материалов и природных форм

«Поэзия повседневности»
10

1
Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства. (Урок – лекция)
Целостность изображения. Композиционный центр. Жанр. Сюжет. Бытовой жанр.
Подготовить сообщение о голландских художниках бытового, пейзажного жанра и натюрморта
11

1
Малые голландцы обобщённое название голланд — ских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра, натюрморта.
Ян Вермер и делфтская школа живописи. Бытовой и исторический жанры.
Сообщение о творчестве А.Венецианова, П.Федотова.
12

1
Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов, П.Федотов.
Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости.
Подготовить выступление о художниках – передвижниках.
13

1
Роль колорита в раскрытии худож. образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.Репин, И.Крамской, В.Перов. (Последовательность рисования дерева в тёплом колорите)
Передача цветом пространства. Цветовые отношения. Выступление детей о художниках – передвижниках.
Доработать рисунок
14

1
Роль сюжета в решении образа. Картина – итог длительного размышления и наблюдений художника.
Роль живописно-пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура)
Подготовить сообщение о творчестве Леонардо да Винчи.
15

1
Эскиз как переходный этап при создании композицииВыступления уч-ся о творчестве Леонардо да Винчи.
Композиция, замысел работы, эскиз.
Доработать рисунок.
16

1
Глубок смысл природы. Новые техники рисунка. По – сырому. Пейзаж «Весеннее утро»
Композиционное решение на листе. Прокладка основного цвета. Использование приёма «вливание цвета в цвет».

«Великие темы жизни»
17

1
Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни.Урок-лекция.
Замысел обретает форму. Исторический жанр, сюжет, форма.
Продумать тему сюжета будущей графической серии
18

1
Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества.(Урок-лекция)
Ценность для человечества личностного видения исторических событий.
Подумать о том, какие исторические события и почему ты хотел бы нарисовать.
19

1
Выбор волнующей темы для графической серии. Обсуждение.
Композиция. Базовые принципы композиции. Замкнутая и открытая композиция. Несколько планов.
Наглядные пособия, иллюстрирующие среду выбранного времени.
Сбор материала поисковых групп по теме: «Это не должно повториться»
20

1
Серия «Это не должно повториться» (рисунок по замыслу графическими материалами)
История возникновения графических серий. Графические серии.
Набор графических серий
21

1
Композиция. Композиционные приёмы и средства: многоплановая ком позиция, формат, размер, колорит, живописная фактура, центр композиции, выделение главного, свет и цветовой контраст, жест, мимика, тень, ритм.
Репродукции картин известных художников
Доработать рисунок.
22

1
Сложный мир исторической картины. К.Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины.
Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа.
Репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»
Подобрать иллюстрации к сказкам
23

1
В.Васнецов. Фольклорно – исторические картины. (Рисование на тему: «Что за прелесть эти сказки», акварель, гуашь, альбомный лист.)
Ясно читаемая композиция. Распределение масс. Чередование тёмных и светлых пятен. Сюжетно – композиционный центр.
Иллюстрации к сказкам.
Доработать рисунок
24

1
(Урок-беседа. Работа уч-ся по группам)
Контраст. Цельность композиции. Ритм, движение, покой.
.
Подготовиться к созданию итоговой композиции
25

1
Передача симметрии и асимметрии в композиции. Передача равновесия. Уравновешенная композиция.
Симметрия-покой, величественность, особая торжественность, значимость событий.
Подготовить сообщения.
26

1
Знакомство с коллекциями картин. Отличие галереи от музея.
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Дрезденская картинная галерея, музей Лувр.
Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»

«Реальность жизни и художественный образ»
27

1
Особый вид графики. Виды оформительской работы. Роль текста в плакате. (Выполнение эскизов композиционное ре- шение плаката по теме «Экология жизни»
Учебный иллюстративный плакат. Плакат-схема.
Продумать цветовое решение плаката.
28-29
Плакат.
2
Оформление плаката надписью.
Шрифты (гротеск, египетский, ленточ ная, итальянский, стандартный, трафаретный).
Просмотреть книги. Выбрать тему .
30
Книга.
1
Отличие книжной графики от других видов графики. Обдумывание характера оформления в соот — ветствии с выбранной темой.
Книжная графика. Миниатюра.
ИЗО «Краткий словарь художественных терминов»
Подумать над оформлением обложки, подобрать шрифт.
31

1
Особая смысловая нагрузка обложки. Суперобложка. Средства выразительности обложки, лаконичность, декоративность. (обложка для своей книги).
Переплёт.Иллюстративная обложка,Декоративная обложка,Шрифтовая обложка.
.
Продумать рисунок для своей книги.
32

1
Рисунок для своей книги.
Форзац, авантитул, контртитул.
ИЗО «Краткий словарь художественных терминов»
Доработать рисунок.
33-34

2
Буквица, орнаментика шрифта и его читаемость.(Выполнение буквицы для своей книги).
Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Буквица и её роль, расположение на листе.
Повторить изученный материал.
35
Обобщающий урок по теме четверти
1
Контроль полученных знаний
По программе – 35ч. Факт. – 35ч.

Оцените статью
Добавить комментарий