Правления и политических систем предприняли известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. В основе платоновской типологизации находился вопрос: кто

правления и политических систем предприняли известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. В основе платоновской типологизации находился вопрос: кто правит — один, немногие, большинство, мудрые или сильные, храбрые, богатые или неимущие. Аристотель расширяет основу классификации ответом на вопрос, каков принцип властвования: общее благо или личный интерес. В зависимости от этого он различал правильные и неправильные формы государственного устроения, или типы политических систем. Платоновско-аристотелевская политическая классификация обществ затем развивалась в трудах мыслителей эпох Возрождения и Просвещения.
В Новое время критерий "кто правит" стал корректироваться мерой власти и механизмом ее осуществления. Появились понятия гражданского общества, прав человека, правового государства, выражавшие тенденцию становления политических систем со строго определенным типом деятельности. Исследователи стали выделять не только количество властвующих лиц, но и число политических институтов, наделенных властными полномочиями. По характеру распределения власти политические системы классифицировались на авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма — в чрезмерной концентрации всей власти в одном политическом центре. Авторитарный тип властвования в наиболее последовательном виде исключает демократию, самостоятельность на местах, какое-либо разделение государственной власти, существование действенной оппозиции, независимых средств массовой информации.
Плюралистическая политическая система является противополож­ностью авторитаризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство неизменного большинства. Плюралистический тип системы отличается тенденцией демократизации власти, широкими правами и свободами человека, открытой конкуренцией в борьбе за власть.
Позже на основе общественной практики были выделены два новых, противоположных типа политической системы: тоталитарный, в основе которого лежит всеопределяющая роль властных структур в обществе, и конституционалистский, или либерально-демократический. В основе последнего находится принцип ограниченности пространства функций власти.
В XX в. американо-западной традиции типологизации политических систем по принципу выделения тех или иных черт способа властвования противостоял марке испсий подход. В марксистской трактовке политические системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали и обеспечивали. В соответствии с этими критериями все политические системы делились на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. При
40этом подчеркивалась классовая противоположность капиталистической и социалистической систем, превосходство советского типа политической системы над буржуазной.
Немецкий исследователь М. Вебер выдвинул предположение о социокультурной детерминанте типа политического господства и типа политической системы. С тех пор получило широкое признание деление политических систем на традиционные и рациональные, или бюрократические. Традиционная система господства действует по принципу: признавать и выполнять надо потому, что так предписывает авторитет -монарх или обычай. Рациональный, или бюрократический, тип господства основан на обосновании разумности порядка, на действии юридических норм, компетентности и законопослушности властных органов.
В конце 50-х годов XX столетия американский политолог Г.Алмонд предложил новую классификацию политических систем. Он выделил четыре основных типа политических систем: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный, или частично-индустриальный, и тоталитарный. Главный критерий разделения — система ценностей, которые лежат в основе системы, и уровень политической культуры населения той или иной страны.
Непосредственной основой англо-американской политической системы является секуляризованная (от лат. saecularis — мирской, светский) политическая культура. Она многоценностна, так как включает идеи индивидуализма, свободы, демократии, процветания, прав человека и т.д. В то же время гомогенна, поскольку основные цели и средства государственной политики разделяются всеми гражданами. Характерными чертами этого типа политической системы являются четкое разделение властей, существование противовесов, высокая организованность и бюрократизированность, стабильность.
В континентально-европейских политических системах (ФРГ, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария и др.) преобладают элементы, свойственные англо-американской политической системе. Вместе с тем здесь более заметно влияние традиций, структур, пришедших из доиндустриальной эпохи, в том числе социалистических ценностей.
Доиндустриальный и тоталитарный типы политической системы характеризуются, как правило, отсталостью, нестабильностью, низким уровнем политической культуры и т.д. Такой тип политической системы характерен для многих африканских стран. В Африке, например, до сих пор наблюдается несоответствие между ростом населения и его способностью к экономическому развитию. Африканцы, по утверждению французского политолога П. Галлуа, пока разрушают больше, чем создают. К тому же, африканское население по-прежнему продолжает оставаться
41безграмотным, пораженным расовой и религиозной нетерпимостью.В заключение следует отметить, что все представленные выше типы политических систем являются всего лишь теоретическими базовыми моделями, которые позволяют выделять исходные первичные ориентиры для изучения и оценки конкретной системы. Но каждая конкретная политическая система чаще всего является смешанной. Элемент тоталитарности в той или иной степени свойствен всем современным политическим системам. Развивая эту идею, американский политолог С. Шатшнейдер создал теорию "мобилизующего уклона". Суть ее состоит в том, что все политические системы имеют уклон к подавлению одних конфликтов и разжиганию других. Каждая конкретная политическая система развивает ряд преобладающих ценностей, убеждений и норм, отражает и защищает интересы одних социальных групп и ущемляет интересы других.

Политическая система по своей природе изменчива и динамична. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и глубины. Даже та политическая система, которая, на первый взгляд, находится в состоянии стагнации, все равно претерпевает определенные изменения, которые, вследствие их медленности, трудно обнаружить. Изменения, как быстрые, так и медленные,—это существенная характеристика политической системы, важнейшая закономерность ее функционирования.Источник динамизма политической системы заключен в сосуществовании в обществе множества больших и малых социальных групп, имеющих различные, а иногда и противоположные интересы. Вследствие этого отношения между ними являются противоречивыми и конфликтными. Каждая из конфликтующих групп имеет свои специфические цели и стремится к их осуществлению. Средства для достижения своих целей политические субъекты, как правило, используют любые, выбирая при этом в данный конкретный момент наиболее эффективные и беспроигрышные.
В политической литературе выделяют три основных способа изменения политических систем. К ним относятся реформы, революции и перевороты. Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении основ существующего социального строя. Реформы — это эволюционный путь изменения экономических, политических и духовных отношений общества. При этом качественные изменения в тех или иных областях общественной жизни имеют постепенный и ненасильственный характер.
Классической иллюстрацией к изложенному может служить ряд реформ42капитализма в промышленно развитых странах, приведших к значительным прогрессивным изменениям во всех сферах общественной жизни/ В этих странах благодаря реформам произошло заметное повышение уровня жизни людей, улучшение условий их труда и быта. Каждый человек за свой труд здесь получает такую заработную плату, которая позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойную жизнь.
Следующим путем преобразования политических систем является революция. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) представляет собой радикальное преобразование общества в целом, свержение господствующих классов и политических элит. Она осуществляется на основе нового проекта будущего политического устройства общества. Революционные процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за власть социальных и I политических групп. Революции приводят, таким образом, к утверждению в обществе новой системы ценностей, новых политических i/нститутов и новых форм организации общественной жизни.
Причины, которые порождают революции, многообразны. В качестве основной причины выступает то обстоятельство, что правящие в обществе политические элиты не могут дальше эффективно осуществлять управление социальными процессами в силу своего интеллектуального истощения. Политические элиты теряют доверие и уважение Со стороны народа, а следовательно, лишаются легитимности.В развитии социальных революций в научной литературе выделяется ряд последовательных этапов: вызревание, взрыв, победа и институционализация. На первом из них происходит обострение социального кризиса. Положение трудящихся масс становится крайне тяжелым. Правящая элита начинает рассматриваться как антинародная. Стихийно или сознательно формируются революционные группы, готовые свергнуть паразитирующую политическую элиту.Вторым этапом развития революции является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правящими силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим, как правило, к человеческим жертвам и значительным материальным разрушениям. Исход борьбы между противоборствующими силами может быть разным. Если революционное движение побеждает, старая политическая система разрушается.С этого времени начинается третий этап революции — этап победы и консолидации новой политической элиты. Новые политические силы, чтобы закрепиться у власти, должны принять ряд немедленных решений, способствующих стабилизации экономической и политической ситуации. Новое руководство, естественно, сразу же сталкивается с кадровой43проблемой. Доверять кадрам прежнего режима опасно, нужно сформировать новый, верный целям и задачам революции, кадровый состав.Четвертый этап революционных процессов называется институционализацией. На этом этапе происходит создание, укрепление и развитие новых экономических, политических, культурных и других институтов. Укрепляется власть правящей политической элиты, нормализуются международные отношения нового политического режима, в сознание масс внедряется новая идеологическая ориентация.
В общественно-политической практике в качестве способа изменения политической системы используются и политические перевороты. Политические перевороты ведут лишь к изменениям в сфере власти и в первую очередь к персональным перестановкам в составе политической элиты. Они имеют различные формы своего проявления. Это могут быть государственные перевороты, путчи, военные заговоры, контреволюции и т.д. Государственные перевороты, как правило, осуществляет та или иная группировка в составе государственной власти. Путч — это авантюристическая попытка группы лиц, выпавших из правящей политической элиты, захватить государственную власть.
Контрреволюция — это политическое движение, возглавляемое отстраненными от власти лицами или политическими группами. Цель этого движения — свержение новой политической элиты. Исход борьбы между революционными и контрреволюционными силами решает в конечном итоге народ. Во всех случаях побеждает та политическая сила, которую по различным мотивам поддерживают силовые структуры и большинство народа.Следует заметить, что практически во всех обществах время от времени для изменения политических систем используется терроризм. Терроризм (от лат. terror — страх, ужас) — это движение небольших подпольных групп, хорошо организованных и использующих вооруженное насилие в политических целях. К терроризму могут прибегать различные субъекты политики: правящая политическая элита, политические партии, различные общественные объединения. Терроризм — это метод политической борьбы, который может использоваться объединениями самой разной идеологической ориентации. В борьбе против политической оппозиции к терроризму иногда прибегает и официальная власть. Неофициальные группировки терроризм используют для подрыва существующей власти, насаждения страха и подозрительности в обществе.44*
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 4.1. Сущность политического режима
Словосочетание "политический режим" имеет широкое распространение как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие "политический режим" выступает как синоним понятия "политическая система", в других — имеет свои отличительные признаки. Политический режим — это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим — это способ функционирования политической системы общества.
Каковы особенности политического режима или чем политический режим отличается от политической системы? Политический режим имеет ряд специфических признаков, которые отличают его от политической системы. Во-первых, политический режим, в отличие от политической системы, более адекватно отражает существующий в обществе политический порядок; Это не идеальное, а реальное состояние политических отношений конкретного государства. Во-вторых, понятие "политический режим" подчеркивает прежде всего негативные моменты в развитии политического процесса. Употребляя это понятие, авторы тем самым подчеркивают недемократический характер организации политической жизни, ограничение прав и свобод человека. В-третьих, реально существующий политический режим обнажает цинизм и ханжество пропагандируемой идеологии и политики правящей элиты, расхождение между ее словами и реальными делами. Например, в официальных документах государства декларируются широкие права и свободы граждан, а в жизни они повсеместно притесняются и нарушаются.
Содержание политического режима определяется взаимоотношениями между двумя политическими субстанциями -государственной властью и свободой граждан. Именно объем полномочий ачасти, способы и методы ее деятельности и степень свободы индивидов позволяют должным образом оценить характер политического режима, существующего в том или ином обществе. В зависимости от соотношения полномочий власти и свободы человека формируются определенные типы политических режимов,’для названия которых в политической литературе используется множество различных терминов.
Значительное место характеристике политических режимов уделил в
своем творчестве древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разделял политические режимы на два типа — правильные и неправильные. Они отличаются между собой своей целенаправленностью: при правильном режиме власть используется для общего блага, а при неправильном — ради интересов определенной правящей группы или личности.
К первому типу политического режима Аристотель относит: монархию (правление одного); аристократию (правление немногих); республику (правление многих). В последнем случае некоторые авторы сохраняют греческий термин "politeia". Столько же мыслитель называет и неправильных форм правления: тиранию (использование власти в интересах одной личности); олигархию (власть используется в интересах немногих); демократию (господство бедного большинства над богатым меньшинством).В своей классификации Аристотель особое внимание уделяет анализу аристократии и республики. Говоря об аристократии, он отмечает, что такая форма правления полностью присуща только такому государству, где управляют наилучшие, в полном объеме этого слова, граждане, а не те, которые имеют только некоторые соответствующие качества. Однако свое предпочтение Аристотель отдает республике (politeia), где обществом управляют самые лучшие граждане-философы. Именно они имеют все необходимые средства и время как для размышления, так и для осуществления государственных дел. Что касается демократии, которая трактуется как власть бедных над богатыми, то это, по мнению Аристотеля, не самый лучший способ управления обществом. Бедные не могут сделать всех граждан богатыми.Анализируя эволюцию политических режимов, Аристотель выявляет причины их деградации и распада. Среди этих причин он выделяет общие и частные. Первая общая причина, которая приводит к ослаблению политических режимов,- это чрезмерность в централизации государственной власти, отклонение общества от своей внутренней сущности. Всякое жестко централизованное управление уничтожает самостоятельность и энергию управляемых. Среди других общих причин упадка режимов Аристотель называет географический фактор (слишком большая территория, диспропорция между отдельными частями государства) и социальный (слабость и раскол господствующего класса, острые социально-классовые противоречия и т.д.). Что же касается частных причин, относящихся к тем или иным конкретным режимам, то здесь на первый план, как правило, выходит злоупотребление властью правящими кругами.Эволюция политических режимов имеет свою последовательность и определенные циклы. По Аристотелю, хронологически первым режимом была монархия. Как только в государстве появляется достаточное количество достойных и авторитетных людей, единовластие перестает соответствовать политической ситуации. На смену ему приходит46аристократия — власть лучших. Однако нахождение у власти, особенно долгое, отрицательно сказывается и на лучших, между которыми происходит раскол. В результате начинает господствовать только небольшая группа людей, устанавливается олигархия (преимущественно плутократия — власть богатых). Стремление правящих кругов к еще большему богатству неизбежно приводит к сужению этого политического круга. Одновременно власть становится все более неограниченной. Все это в конце концов приводит к возникновению тирании. Тиран, чтобы продлить свое господство, прибегает к демагогическим обещаниям и обману народа. В результате народ восстает и свергает тирана. Так появляется демократия. Последним этапом в эволюции политических режимов является республика — наиболее умеренная форма государственного правления.
В XVI столетии французский мыслитель Ж. Воден, опираясь на идеи Аристотеля о политических режимах, в своем многотомном произведении "Республика" развивает теории о государственном суверенитете и королевском абсолютизме. В центре этих теорий находилась идея о неделимой, сильной и эффективной, стоящей над законом государственной власти. Правом на осуществление абсолютной, ничем не ограниченной власти мыслитель наделил монарха. Именно Боден вошел в историю политической мысли как теоретик и пропагандист абсолютизма, хотя еще до него разработкой этой идеи занимались многие исследователи.
Боден предложил свою классификацию политических режимов, которые разделил на три типа: монархию (верховная власть принадлежит одному лицу); аристократию (у власти находится меньшая часть населения) и народное государство, или республику (весь народ принимает участие в осуществлении власти).
Наряду с абсолютизмом, в научной литературе для характеристики политических режимов иногда используются еще и такие понятия, как просвещенный абсолютизм, деспотизм, тирания и др. Эти понятия однопорядковые, но не тождественные. В чем их суть? Просвещенный абсолютизм связывается прежде всего с политической доктриной, направленной на гуманизацию и демократизацию государственной власти. Вместе с тем эта доктрина не затрагивает абсолютного характера власти. У истоков теории просвещенного абсолютизма, как известно, находились многие мыслители эпохи Просвещения (Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Лессинг, И. Шиллер, И. Гете и др.), которые считали первейшим долгом донести свои благородные идеи о добре, справедливости и свободе до сознания монархов и народов, способствуя тем самым достижению социального прогресса.
Политический деспотизм отличается от абсолютизма в основном самодурством и беззаконием. Разумеется, здесь можно возразить, отметив,47
что и при абсолютизме "что хочет король — то хочет и закон". Абсолютизм тем не менее предусматривает наличие у властителей определенного понимания и уважения существующих в обществе норм и основных законов. Что же касается деспотизма, то при этом режиме, кроме причуд и фантазий власть имущих, не существует никаких других норм. Сравнивая деспотизм и тиранию, можно обнаружить, что основное отличие между этими режимами заключается в том, каким способом политические деятели достигают власти. Деспот имитирует признаки законности своего прихода к власти, тиран же открыто противозаконно и насильственно свергает существующую власть и становится единоличным диктатором.
В современных условиях политические режимы чаще всего классифицируют, как авторитарные, тоталитарные и демократические. Иногда в отдельную группу выделяются диктаторские, или фашистские, режимы в различных формах их проявления. Российский политолог Ю. Г. Сумбатян выделяет два типа политических режимов — демократические (плюралистические) и антидемократические (монистические). К последним он относит авторитарные и тоталитарные политические режимы. Рассмотрим подробнее авторитарный и тоталитарный типы политических режимов.

Термин "авторитаризм" латинского происхождения (auctoritas), означает "власть", "влияние". Авторитарный политический режим представляет собой концентрацию неограниченной государственной власти в руках одного лица или отдельных политических группировок. Характерными признаками авторитаризма являются: монополия на политическую власть;, недопущение политической конкуренции; практически бесконтрольное со стороны народа осуществление государственной власти правящей политической силой; ограничение или запрещение деятельности оппозиционных существующему режиму политических движений и объединений; использование всевозможных — как законных, так и противозаконных — способов и методов борьбы за власть; существенное ограничение прав и свобод граждан; опора государственной власти нахилу и готовность в любое время прибегнуть к массовым репрессиям. При авторитарном* политическом режиме, однако, допускается определенная свобода экономической деятельности граждан.Выше мы уже рассмотрели ранние формы проявления авторитаризма. В современных условиях авторитарные политические режимы имеют свои особенности и существуют во многих странах мира: в большинстве развивающихся государств, в странах, которые причисляют себя к48социалистическим, а также в большинстве постсоциалистических государств, возникших после распада Советского Союза. Многие политологи считают вполне естественными и объективно обусловленными авторитарные формы правления в этих странах. Они продиктованы, на их взгляд, экономической отсталостью многих государств, отсутствием демократических традиций и неготовностью самих народов к новым формам организации политической жизни.
Одна из крайних форм авторитарного политического режима -тоталитаризм. Авторство этого термина, по мнению одних исследователей, принадлежит итальянскому фашистскому диктатору Б. Муссолини (1883— 1945), который в речи, произнесенной 22 июня 1925 г., восхвалял "тоталитарное государство". Близкий к нему идеолог фашизма Д. Джентиле (1875—1944) также вкладывал в это понятие положительный смысл, делая акцент на возможности реализации при тоталитарном режиме национальной идеи и необходимого для этого единства личности, партии и государства.
Другие ученые считают, что авторами понятия "тоталитаризм" являются итальянские либералы Дж. Амендола и П. Габетти, которые употребляли этот термин в явно негативном значении. Третьи утверждают, что первым термин "тоталитарное государство" ввел в политический оборот Р. Гильфердинг (1877—1944) — известный экономист и теоретик западной социал-демократии. Последний создал теорию "организованного капитализма", в системе которого понятие "тоталитарного государства" используется в положительном смысле, как некий общественный идеал.
Впервые осуществить научный анализ тоталитарной государственной системы попыталась американский политолог X. Арендт (1906—1975) в работе "Происхождение тоталитаризма", опубликованной в США в 1951 г. В Основе ее концепции лежит идея тотального господства государства в обществе. Эта идея реализуется в условиях "массового общества", при наличии "тоталитарной личности" и "тоталитарного движения". Социальной базой тоталитаризма, по мнению Арендт, является общество без классов, без социальной стратификации, где существует масса людей, не соединенных общими интересами, не способных объединиться в организацию и совместно действовать. В среде такой аморфной социальной массы формируется "тоталитарная личность" — средняя, заурядная, без особых достоинств, склонная к насилию и преступлению. Именно в таких условиях возник тоталитарный нацистский политический режим в Германии. Что такое тоталитаризм и каковы его характерные признаки? Тоталитаризм — это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан,
49
репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. В политической литературе выделяется множество признаков этого режима, среди которых наиболее характерными являются следующие.
Первый — полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власти, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает. Так, Гитлер, идя к тотальной власти, организовал поджог рейхстага (парламента), а в 1933 г. упразднил его совсем.Присвоив всю полноту власти, верховный вождь создает собственную командную вертикаль. Нижестоящих начальников он назначает и смещает своей волей. Каждый чиновник обязан ему карьерой и должен безоговорочно исполнять его указания. Неугодные вождю государственные чиновники освобождаются от занимаемых должностей, предаются суду или забвению.Второй признак тоталитарного режима — ликвидаТция многопартийности, установление господства одной политической партии в обществе. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима. В такой системе нет места критическим выступлениям и оппозиционным движениям.Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер. В основе пропагандистских догм лежат социальные, расовые, религиозные предрассудки. Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваиваемые общественные мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзорный мир, которые целиком захватывают массовое сознание. Люмпенизированные слои населения начинают верить, что они участвуют в политической жизни, тогда как в действительности их использует власть в качестве средства для укрепления своих позиций в обществе.Безраздельное господство тоталитарной партии в политической сфере исключает возможность появления в обществе демократических механизмов. Общественные организации могут существовать лишь в том случае, если они безоговорочно признают верховенство правящей партии. Нацистская партия в гитлеровской Германии, коммунистические партии в бывших социалистических странах таким путем достигли непосредственного и полного контроля государства над личностью.Третий признак тоталитарного режима — создание широкого общественно-политического движения, обеспечивающего ей массовую социальную поддержку. Это движение внедряет в массовое сознание тота-50литарную идею, помогает тоталитарному государству поддерживать всеобъемлющий контроль над различными проявлениями общественной жизни, формирует положительное отношение к существующей власти со стороны народа. С помощью аппарата устрашения и активистов движения в обществе нагнетается атмосфера подозрительности и шпиономании. Повсюду начинают искать врагов, распространяется доносительство и круговая порука. В таких условиях лучшим способом продемонстрировать лояльность режиму становится личная преданность и угодничество.Массовый характер общественно-политического движения придает тоталитарному режиму видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость. Предшествуя окончательному закреплению тоталитарной системы, движение имеет своей целью установление диктатуры одного лица или группы лиц. При этом оно опирается на силовые методы борьбы с оппозиционными партиями и объединениями.Четвертый признак тоталитаризма — государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан. Вместе с тотальной пропагандой террор порождает всеобщее насилие, вызывающее у граждан постоянный страх и неуверенность в собственных силах.Репрессивные действия государственных карательных органов начинаются с "охоты на ведьм", с расправы над оппозицией. Но со временем террор достигает общенационального размаха. Чувство незащищенности отдельного человека перед государственной машиной становится настолько явным, личная безопасность оказывается столь минимальной, что наступает паралич индивидуальной воли, появляется трусость, предательство и подозрительность людей друг к другу.Пятый признак тоталитарной системы — это ее стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства.Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тоталитарный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей. Например, в СССР экспроприации подверглись так называемые нэпманы, зажиточное крестьянство; в Германии — представители финансовой буржуазии еврейского происхождения.51Высокая степень регламентации хозяйственной деятельности при почти полном подавлении профсоюзов открывает тоталитарной власти возможность неограниченной эксплуатации трудящихся. Используя внеэкономическое принуждение (труд заключенных), разного рода аферы, режим получает огромные прибыли. Часть их уходит на финансовую поддержку тоталитарного движения, репрессивных органов и силовых структур, но большая часть присваивается правящей кликой.Шестым признаком тоталитарной власти является насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии. Ее содержание образуется совокупностью специально придуманных мифов и псевдонаучных теорий. В гитлеровской Германии, например, таким образом была создана национально-расовая политическая доктрина, в сталинском СССР -социально-классовая. Проводя в жизнь свою идеологию, власть подчеркивает исключительный характер своей исторической миссии, она непременно кого-то или что-то "защищает", "спасает" и т.п.
Исторически первой организованной формой тоталитаризма считается коммунизм советского типа, который сформировался после Великой Октябрьской социалистической революции в России (1917) и просуществовал 74 года. Идеология коммунистического тоталитаризма — марксизм-ленинизм, включающий: классовое превосходство рабочего класса, диктатуру пролетариата, классово-неполноценные слои (собственники, крестьянство, интеллигенция), репрессии, вплоть до уничтожения "классово-неполноценных" собственников и т.д. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого режима, поскольку он полностью уничтожает частную собственность, а значит, основу свободы личности.
Следующая форма тоталитарного режима — итальянский фашизм (ит. fascismo — пучок, связка, объединение), возникший в 1919 г. Для фашизма как идеологии и практики типичны следующие признаки:
крайний национализм (шовинизм), признание за господствующейнацией (или расой) особой исторической миссии и права на созданиенового государственного или даже мирового порядка;
насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прававплоть до физического уничтожения;
культ вождя как единственного легитимного выразителянациональной идеи и воли народа;
отрицание демократии и плюрализма в пользу диктатуры иоднопартийное™, культ отношений подчинения, созданиевоенизированных формирований, индивидуальный или массовый террор
52как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника;
социальная демагогия, постоянный поиск врагов в целях сплоченияи возрождения нации, культ силы, войны как средства разрешениятерриториальных споров и защиты геополитических интересовгосподствующей нации;
оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого,использование символики, одобрение литературных источниковфашистского типа.
Лидером фашистского движения в Италии выступил Муссолини — школьный учитель, главный редактор газеты социал-демократической партии "Аванти" (ныне орган Итальянской социалистической партии). В 1914г. Муссолини был исключен из рядов социал-демократической партии за свои фашистские взгляды, в 1919 г. он основал фашистскую партию. При содействии монархии и Ватикана в 1922 г. Муссолини захватил власть, стал премьер-министром итальянского правительства. После прихода к власти установил фашистскую диктатуру, запретил деятельность всех оппозиционных партий, были подвергнуты аресту или уничтожены физически его политические соперники. Итальянский фашизм стремился к установлению сильной государственной власти, к возрождению величия Римской империи. Правительство Муссолини совместно с фашистской Германией развязало вторую мировую войну (1939-1945). 25 марта 1945 г. Муссолини был захвачен итальянскими партизанами, военным трибуналом приговорен к смертной казни и расстрелян.
Еще одна разновидность тоталитарного режима — гитлеровский национал-социализм. Его главный идеолог и организатор А. Гитлер (1889— 1945). С 1921 г. — фюрер фашистской Национал-социалистической партии, глава германского фашистского государства (в 1933 г. стал рейх-канцлером), в 1934 г. объединил этот пост и пост президента. Установил в Германии режим фашистского террора. Непосредственный инициатор развязывания второй мировой войны, вероломного нападения на бывший СССР (июнь 1941). Гитлер — один из главных организаторов массового истребления военнопленных и мирного населения на оккупированных территориях. С вступлением советских войск в Берлин покончил с собой.
Идеология немецкого тоталитарного фашистского политического режима — расизм, превосходство арийской расы над другими неполноценными .расами (евреи, славяне и др.) насилие, репрессии, вплоть ‘до уничтожения "расово-неполноценных" народов, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех53сфер жизни общества, агрессия против других государств. При всех различиях этих форм проявления тоталитарного политического режима (коммунизм, фашизм, нацизм и др.), они имеют одинаковую логику мышления, развития и приводят к разрушительным экономическим, социальным и духовным последствиям в обществах.

В БССР (как и в СССР в целом) становление тоталитарного коммунистического режима связано с установлением после 1922 г. (когда в среде крупнейшей оппозиционной большевикам партии эсеров были проведены массовые аресты) политического и идеологического монополизма. Коммунистическая партия превратилась в единственную и господствующую политическую силу, установившую тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни. Идейно-теоретическую основу ее деятельности составила марксистско-ленинская идеология, ставшая одновременно официальной идеологией всего общества.После захвата политической власти большевиками была установлена жесткая цензура, ограничивающая свободу слова и распространение информации. Борьбой с инакомыслием, к которому относили любое несогласие с официальным курсом партии, занимались спецслужбы, имеющие для згой цели в своей структуре специальный политический розыск. В 30-е годы эта борьба приобрела массовый характер, инакомыслие рассматривалось как контрреволюционная деятельность и каралось смертью. Приговор мог быть вынесен даже с помощью внесудебных органов — "троек", "двоек", трибуналов, коллегий. Ликвидировались не только политические оппозиционеры, но и духовенство. Свобода совести рассматривалась как свобода ведения атеистической пропаганды среди населения.Уже в первой половине 30-х годов произошло фактическое огосударствление всех общественных организаций. Разрешалась деятельность только тех, которые в своих уставах предусматривали оказание помощи партии и государству в строительстве социализма. Руководители крупных общественных объединений подбирались и назначались партийными органами и входили в партийно-государственный номенклатурный список.Граждане БССР не имели возможности свободно изменить свое место жительства. В 1932 г. был введен институт прописки, который действует до сих пор. Абсолютное большинство жителей республики не имели возможности свободного выезда в другие страны.Тоталитарная коммунистическая система предусматривала "расцвет и54сближение" всех наций, формирование на этой основе "новой исторической общности" — советского народа. Белорусское партийное руководство в решении этой задачи опережало все союзные республики. Результаты этого эксперимента удручающие: сформировался "новый советский человек", характеризующийся историческим беспамятством и почти полным безразличием к судьбе своей нации и своего государства.Самым негативным образом на духовном развитии белорусского народа отразился тотальный государственно-партийный контроль за деятельностью национальной творческой интеллигенции. Формы этого контроля были разнообразными — от подкупа до физического уничтожения непокорившихся.Советская тоталитарная система полностью контролировала экономическое развитие общества. Распределительная система, основанная на государственной собственности, не стимулировала качественный и производительный труд. Повышение благосостояния людей было второстепенной задачей партийного руководства, которое призывало их активно трудиться во имя "светлого будущего". Экономика республики в значительной мере была нацелена на развитие военно-промышленного комплекса СССР, что привело к деформации всей системы социально-экономических отношений.
( Уже в первые годы существования советской власти важное место в политической деятельности коммунистической партии заняли репрессии. В1917— 1921 гг. они были направлены главным образом против "классовых врагов", Которые определялись исходя из социального положения или партийной принадлежности. В Беларуси, где по причине польской оккупации советская власть установилась несколько позже, чем в России, главный удар был направлен против деятелей Белорусской Народной Республики, православных и католических священников, сторонников партии белорусских эсеров.
Во всех губернских городах создавались концентрационные лагеря. В Минске такой лагерь был организован в августе 1920 г. Однако действительно массовый характер репрессии приобрели в 30-е годы. В 1930-1934 годы уничтожению подверглось зажиточное крестьянство, или так называемые кулаки, а также те жители сельской местности, которые оказывали сопротивление созданию колхозов. "Кулацкими идеологами" была названа значительная часть белорусской научной и творческой интеллигенции. Сотни тысяч крестьян (по данным разных источников, от 4 до 15 процентов всего белорусского крестьянства) были высланы в исправительно-трудовые лагеря, их семьи выселены за пределы БССР.Чтобы иметь "основания" для привлечения к уголовной ответственности представителей творческой и научной интеллигенции, органами Государственного политического управления Народного комиссариата внутренних дел (ГПУ — НКВД, февраль — декабрь 1922) в 1930 г. были сфабрикованы дела контрреволюционных организаций — "Союза55
освобождения Беларуси", белорусского филиала "Трудовой крестьянской партии", в 1933 •— 1934 гг, — "Белорусской народной Громады", "Белорусского национального центра" и др. Было осуждено "на перевоспитание" в исправительно-трудовых лагерях и выслано в Сибирь и Казахстан более тысячи человек ученых, писателей, учителей, журналистов, преподавателей высших учебных заведений.
В 1933 — 1934 годы были репрессированы практически все священники как католической, так и православной конфессий, а также церковные активисты, обвиненные в антисоветской деятельности. В этот период много было’осуждено и расстреляно хозяйственников-руководителей и наемных работников разных отраслей народного хозяйства. Если интеллигенцию, священников, крестьян обвиняли в основном по политическим мотивам, то хозяйственники "разоблачались как вредители". По делам вредительства были осуждены тысячи людей.В 1935 — 1936 гг. осуществляется "очистка" рубежей БССР от "потенциальных врагов". В весьма "отдаленные" места СССР было выслано более 20 тыс. человек. Однако наибольший размах репрессии приобрели в1937 г., когда Беларусь "очищалась" от "контрреволюционных элементов ишпионов". Только при "разоблачении" так называемого "Объединенногоантисоветского подполья" к криминальной ответственности были привлеченыи осуждены более 2,5 тыс. человек, значительная часть из них расстреляна.В1937 —1938 гг. проводится массовая акция "по выявлению" польских, немецких и латышских "шпионов". Были арестованы около 23,5 тыс. человек, из них более 21 тыс. расстреляны. Следует заметить, что репрессии1938 г. затронули все социальные слои общества, в том числе и самихорганизаторов этих репрессий. Аресту подверглись 99 секретарей райкомовКП(б)Б из 101, более 50 председателей райисполкомов, а также секретариЦК КП(б)Б. Все эти процессы продолжались и после присоединения в 1939г. Западной Беларуси. Приостановленные войной, репрессии приобрели наэтой части территории Беларуси широкий размах во второй половине 40-хгодов в связи с проведением тотальной коллективизации и продолжались
до 1953 г. (100 пытанняу i адказау з псторы! Беларусь Мн., 1993. С. 66—67).
В результате активной антинародной деятельности КП(б)Б — руководящей и направляющей силы тоталитарного коммунистического режима в Беларуси — было ликвидировано наиболее деятельное, трудолюбивое и предприимчивое крестьянство, практически уничтожена национальная интеллигенция, разрушены или закрыты церкви и костелы. Республике был нанесен огромный материальный, духовный и моральный1 ущерб, что самым негативным образом сказалось на всех сферах жизнедеятельности общества.
56

Оцените статью
Добавить комментарий