Правовое регулирование местных налогов и сборов

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ГЛАВА 43
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ
43.1. Местная налоговая система и принципы ее формирования
Местное налогообложение является составной частью систе­мы налогообложения Вся система финансирования производствен­ной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-бытового обслуживания осуществля­ется преимущественно через местные органы самоуправленияК введению новых местных: налогов необходимо подходить с учетом реальных поступлений за их счет Например, налог на продажу недвижимости вряд ли обеспечит значительное увели­чение средств, поступающих в местные бюджеты Расчеты за недвижимость осуществляются по безналичном}’ расчету или за наличный расчет через биржи, следовательно, при появлении это­го налога расчеты приобретут наличный характер, минуя улавли­ваемые налогом каналы (дарение, долгосрочная аренда, завеща­ние). Дальнейшее увеличение ставок налога на рекламу только увеличит себестоимость и отразится на потребленииЭффективность структурных преобразований во многом опре­деляется тем, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоря­жение местные органы и через какие финансовые каналы В ряде случаев местные органы фактически не имеют реального само­стоятельного бюджета, а значит, и не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия При этом местный налоювый механизм имеет ярко выраженный фискальный харак­тер и реализует мероприятия по покрытию налоговыми поступ­лениями увеличивающихся бюджетных расходов на местахОсобое место в реализации налоговой реформы необходимо уделить правовому регулированию местных налоговых рычагов как основного финансового источника формирования бюджетов местного самоуправления Структурная перестройка налоювых доходов требует единого государственного регулирования мест­ных бюджетов определенной стабильности формирования до­ходной части При этом особенно важна защита местных бюд­жетов от необоснованного и беспредельного давления сверхуНесмотря на то, что регулирование местного налогообложе­ния затрагивается целым рядом нормативных актов, область дей­ствия которых распространяется на законы, определяющие ком­петенцию органов местного самоуправления, специфику пост­роения бюджетной системы и взаимоотношения ее структурных элементов, необходимо подчеркнуть основные проблемы нало­гового регулирования.Законодательное регулирование местного налогообложения основывается на нескольких принципах, которые лежат в осно­ве формирующейся системы местных налогов и сборов.1. Налоговая система Украины включает два уровня: госу­дарственный и местный.2. Государственная налоговая система основывается на ста­бильных источниках поступлений за счет налогов и иных отчислений, которые не изменяют ся в течение относительно дли­тельного периода.3. Взаимоотношения государственной и местных налоговых систем строятся на основе конституционного закрепления и зако­нодательного регулирования основных принципов, разграничива­ющих их область действия.4. Законодательно закрепленные принципы, разграничиваю­щие область действия местных и государственной налоговых сис­тем, подлежат неукоснительному соблюдению в рамках реализа­ции налоговой дисциплины.5. Налоговая политика, проводимая органами государствен­ной власти и местного самоуправления, является основой обеспе­чения единства налоговой системы.Реализация этих принципов должна учитывать то. ч то основ­ная масса социальных программ финансируется из местных бюд­жетов. Таков же источник финансирования жилищно-коммуналь­ного хозяйства. На городском уровне формируется энергетичес­кая политика, механизм продовольственных закупок для населения, развитие инфраструктуры. Поэтому закрепление за местными бюджетами роли филиалов общегосударственного бюджета только усугубит существующие проблемы и диспропор­ции между центром и местами.До определенного времени в Украине не было чегкой законода­тельной определенности в отношении местных налогов и сборов. Этапным стал 1993 год. когда был принят Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» № 56-93 от 20 мая 1993 года. Позднее Законом Украины от 16 июня 1993 гола был внесен ряд изменений в Декрет Основное содержание этого спе­цифического нормативного акта состоит в характеристике конк­ретных видов налогов и сборов, а несколько заключительных ста­тей раскрывают механизм их исчисления, изъятия, компетенции местных органов самоуправления.
Этапным для регулирования местного налогообложения ста­ло и начало 1994 года, когда был принят Закон Украины от 2 фев­раля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения». Если предыду­щий закон, регулирующий налоговую систему, не проводил чет­кого разграничения между государственными и местными нало­гами, то ст. 15 Закона Украины от 2 февраля 1994 года посвящен перечню местных налогов и сборов.
При относительной урегулированности на законодательном уровне механизма местного налогообложения многие органы местного самоуправления до настоящего времени не приняли соответствующих решений о введении таких платежей. В го же время три четверти подобных органов получают дотации из вы­шестоящих бюджетов, что значительно проще, чем организовать собственный механизм поступления средств.Серьезной проблемой стало также введение местными орга­нами самоуправления налогов и сборов, не предусмотренных Дек­ретом Кабинета Министров от 20 мая 1993 года. Решение о сбо­рах за выдачу копий и справок приняли в Винницкой. Киевской, Полтавской. Харьковской областях. Сбор за выдачу ордера на квар­тиру в случае обмена жилья введен в Полтавской области, сбор за обследование земельных участков — в Киевской и Полтавской областях. Севастопольский городской совет решением от 29 де­кабря 1994 года незаконно ввел на своей территории рекреацион­ный сбор, сборы за въезд и нахождение иностранных граждан на территории города, за использование морских акваторий. Всего в Украине установлено более 50 разнообразных налогов и сбо­ров, которые не предусмотрены действующим законодатель­ством. При этом во многих случаях местные органы власти обя­зуют соответствующие налоговые инспекции контролировать полноту и своевременность поступления этих незаконных пла­тежей, применять финансовые санкции, начислять штрафы.Таким образом, закрепляется парадоксальная ситуация -плательщик обязан выплачивать платежи, действующие неза­конно, а при отказе от них на него распространяется система штрафов И другой срез этого парадокса: насколько правомоч­ны местные органы власти рекомендовать налоговым инспек­циям контролировать уплату незаконных платежей. Местные налоговые инспекции подчинены налоговым администрациям и в итоге Государственной налоговой администрации Украи­ны. Деятельность налоговой службы подчинена и определяет­ся Министерством финансов, а с органами государственной исполнительной власти они только взаимодействуют (Закон Украины «О внесении изменений и дополнений к Закону Укра­ины «О Государственной налоговой службе в Украине» от 24 декабря 1993 года, статьи 1. 4).Прежде чем создавать местную налоговую систему, необходи­мо выработать основные принципы выделения налогов и сбо­ров в местную систему.1. Конкретные местные налоги и сборы должны быть значи­мы для данной территории, понятны для плательщиков, в какой-то мере градиционны и логичны (например, курортный сбор).2. Развитие местной налоговой системы должно отражать тенденцию увеличения доли местных налогов в доходной части бюджетов на местах.3. Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты должны устанавливаться фиксированными размерами ставок на относительно длительный период.Реализация зтих принципов должна в равной мере охваты­вать все элементы местной системы налогов и сборов. В ней мож­но выделить три основных элемента.Первый — налоговые поступления от государственных нало­гов, распределяемых пропорционально между Государственным и местными бюджетами Например. Законом Украины «О вне­сении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украинской ССР» от 28 апреля 1995 года разграничиваются части налога на добавленную стоимость меж­ду Государственным бюджетом Украины и республиканским бюджетом Автономной Республики Крым (статьи 11, 12). нало­га на прибыль предприятий — между Государственным бюдже­том Украины и местными бюджетами (статьи 11-15).Второй —• налоговые поступления, закрепленные полностью за местными бюджетами и не имеющие формальных аналогов на уровне Государственного бюджета.Третий — местные неналоговые доходы.
Особенностью реализации второго элемента местной систе­мы налогов и сборов является полное зачисление местных нало­гов исключительно в бюджеты тех территорий, на которых он введен Налогооблагаемая база местных налогов может быть определена путем установления фиксированного количества на­логов; предоставления права местным органам самоуправления введения местных налогов, соответствующих действующему законодательству, закрепления на государственном уровне доли поступлений от местных налогов и сборов
Законодательное регулирование системы местных налогов должно быть нацелено на закрепление за местными бюджетами таких доходных источников, которые обеспечивали бы стабиль­ное поступление доходов. Поэтому в местном налогообложении основной упор должен быть сделан на поимущественные и по­доходные налоги.Таким образом, местная налоговая система включает следую­щие виды доходов местных органов самоуправления:А. Местные налоги, формируемые и закрепляемые на государственном уровне (налог на землю, подоходный налог) Данный вид налогов формирует основу местных бюджетов, ре­гулирование их должно осуществляться на государственном уровне, и средства их должны полностью поступать в местные бюджеты.Б. Местные налоги, формируемые на местном уровне (ку­рортный сбор, налог на рекламу, гостиничный сбор и т.д.). Регу­лирование данными налогами осуществляется на местах в це­лях управления дефицитом местных бюджетовВ Местные налоги, формируемые как отчисления от государ­ственных налогов (доля НДС, доля налога на прибыль, часть ак­цизного сбора). Данные налоги и их доли регулируются на госу­дарственном уровне.Г. Местные неналоговые доходы (пени, лицензионные сбо­ры) также пополняют доходы и отражают фискальную функциюПрактика применения налогового законодательства и специ­фика местных налогов подводит к классификации местных налогов в зависимости от источника оплаты. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года Л» 56-93 эта проблема не была окончательно урегулирована. В соответствии с подоб­ной классификацией осуществляется деление местных налогов и сборов на две группы:1. Платежи, относимые на финансовые результаты деятельнос­ти предприятий (налог на рекламу; сбор за парковку автотранс-аорта; сбор за право проведения кино- и телесъемок).2. Платежи, относимые на прибыль (доход), остающуюся в распоряжении хозяйства (сбор за право торговли; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах и т.д.).
^
Прежде чем перейти к конкретной характеристике отдель­ных налогов и сборов, следует подчеркнуть, что в основу этого перечня будет положена классификация, основанная на ст. 15 За­кона Украины «О внесении изменений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения» от 18 февраля 1997 года и стать­ях 2-17 Декрета Кабинета Министров Украины № 56-93 от 20 мая 1993 года. Дело в том, что ряд общегосударственных нало­гов, указанных в ст. 14 Закона Украины от 18 февраля 1997 года, также поступает в местные бюджеты (подоходный налог с граж­дан, плата за землю, налог на промысел), однако компетенция местных органов самоуправления не распространяется на эти налоговые рычаги.
^ взимается с целью финансирования ме­роприятий по развитию гостиничного хозяйства. Плательщики
— лица, проживающие в гостиницах. Объект обложения — су­точная стоимость снятого жилья, рассчитываемая без дополни­тельных услуг Ставка (предельный размер) — 20% суточной стоимости. Льготы при начислении данного сбора отсутствуют. Учет плательщиков ведет администрация гостиницы. Оплата и перечисление данного налога осуществляется в порядке, опреде­ленном местными органами самоуправления. Источник оплаты
— за счет себестоимости продукции (работ, услуг) или за счет личных средств.
^ Плательщики — юри­дические и физические лица, паркующие автомобили в специально отведенных или оборудованных местах. Объект обложения — один час парковки автотранспорта. Оплачивается водителем на месте парковки. Ставка (предельный размер) — 3% мини­мальной заработной платы в специально оборудованных местах и 1% в отдаленных местах. Учет плательщиков определяют орга­ны местного самоуправления. Источник оплаты — себестои­мость продукции (работ, услуг) или личные средства. Подобный механизм предусматривает и налоговая система Российской Фе­дерации.
На территории Харьковской области подобный сбор взыс­кивается с 1 июня 1995 года. Харьковский городской совет оп­ределил перечень мест и границ частей города, где взимается плата за парковку транспортных средств. Сбор взыскивается ра­ботником контролирующей организации, который выдает билет установленного образца с отметкой года, месяца, дня, места и времени стоянки. Ставка сбора — 3% необлагаемого минимума доходов за каждый час стоянки. Источник уплаты — себестои­мость продукции (для юридических лиц), личные средства (для физических лиц). Контролирующая организация сосредоточивает средства на собственном расчетном счете и не позднее 15 числа последующего месяца перечисляет их на счет городского финуп-равления. Отношения между ними регулируются договором. Не взыскивается сбор с инвалидов, пользующихся транспортными средствами с ручным управлением.
^ Плательщики — юридические и физичес­кие лица, которые реализуют сельскохозяйственную и промыш­ленную продукцию. Объект обложения — торговое место (на рынках, в павильонах, на площадках, с автомашин, повозок). Ставка налога: для физических лиц — 20% минимальной зара­ботной платы; для юридических лиц — 3 минимальные заработ­ные платы. И в первом, и во втором случае по данной схеме на­числяются налоговые отчисления за каждый день торговли. Учет плательщиков ведет администрация рынка. Срок оплаты — до начала реализации продукции, а срок перечисления сбора в бюд­жет определяется решением местного органа самоуправления. Источник оплаты — себестоимость продукции либо личные средства.
Кабинет Министров Украины рекомендовал изменить макси­мальные ставки местных налогов на предельные (минимальнуюи максимальную) границы этих ставок. Так, рыночный сбор дол­жен составлять от 10 до 20% необлагаемого минимума доходов в столице; от 5 до 20% — в городах; от 3 до 15% — в других населенных пунктах. Для иностранных юридических лиц соот­ветственно: от 2 до 3 необлагаемых минимумов -— в столице; от 1 до 2 — в городах; от 0.5 до ! — в других населенных пунктах. Размер рыночного сбора дифференцируется в зависимости от рынка, его местонахождения и вида продукции.Рынки перечисляют в городской бюджет на счет горфинуп-равления 50 % собранного рыночного сбора, но не менее средне­месячной индикативной суммы рыночного сбора. Оставшиеся 50 % рыночного сбора и среднемесячный сбор, собранный сверх среднемесячной индикативной суммы, остаются в распоряже­нии рынка и используются:30% — на развитие рынка;20% — на покрытие затрат по содержанию рынка.Ставки рыночного сбора дифференцируются в зависимости от характера торговли, количества торговых мест, плательщика, места торговли.
^ Плательщик — полу­чатель ордера. Объект обложения -— услуги, связанные с выда­чей ордера. Ставка — 30% минимальной заработной платы. Учет плательщиков осуществляется органами учета и распреде­ления жилья. Данный сбор оплачивается в бюджет через учреж­дения банков до получения ордера. Источник оплаты — личные средства получателя ордера.
^ Плательщики — граждане — вла­дельцы собак, проживающие в домах государственного и обще­ственного жилищного фонда и приватизированных квартирах. Объект обложения — за каждую собаку (кроме служебных) еже­годно. Ставка (предельный размер) — 10 % минимальной зара­ботной платы на момент начисления сбора. Учет плательщиков определяют местные органы самоуправления, которые устанав­ливают комиссионные отчисления для компенсации расходов по ведению учета плательщиков. Источник оплаты — личные сред­ства плательщиков.
^ Плательщики — граждане, которые пре­бывают в курортной местности. Объект обложения — прожива­ние б пределах курортной местности. Ставка — не более 10% минимальной заработной платы. Учет плательщиков осуществляют администрации гостиниц, квартирно-посреднические орга­низации, органы внутренних дел, контролирующие соблюдение паспортного режима. Удерживается во время регистрации не позднее 3-дневного срока с дня прибытия или при направлении на поселение в частном жилье граждан. Источник оплаты — личные средства плательщиков. Данный вид сбора предусматри­вает широкий перечень льготных освобождений (ст. 7 Декрета Кабинета Министров № 56-93).
^ Плательщики — юридические и физические лица, которые выставляют своих лошадей на ипподроме в соревнованиях коммерческого характе­ра. Объект обложения — за каждую лошадь, выставленную на соревнованиях коммерческого характера. Предельная ставка сбо­ра — три минимальные заработные платы Учет плательщиков осуществляется администрацией ипподромов. Удерживается с плательщиков до начала соревнований, и механизм перечисления его в бюджет определяется местными органами самоуправления. Оплачивается за счет прибыли (дохода).
Сбор за выигрыши на бегах. Плательщики — лица, кото­рые выиграли на тотализаторе при игре на ипподроме. ^ — сумма выигрыша. Предельная ставка — не более 6% от суммы выигрыша. Учет плательщиков осуществляет ад­министрация ипподромов, которая и удерживает сбор во время выдачи им выигрышей. Сроки перечисления в бюджет опреде­ляются местными органами самоуправления. Источник оплаты — личные средства граждан.
^ Последний из грех сборов, имеющих схожую сферу применения. Плательщики — лица, принимающие участие в игре на тотализаторе, на ипподроме. Объект обложе­ния — плата за участие в игре на тотализаторе в форме процент­ной надбавки к плате та участие в игре. Предельная ставка не должна превышать 5% от суммы этой надбавки. Учет плательщи­ков осуществляется администрацией ипподромов. Сбор удержи­вается во время приобретения билетов на участие в игре и в соот­ветствии со сроками, утвержденными местными органами само­управления, перечисляется в бюджет. Выплачивается за счет личных средств граждан.
Налог с рекламы. Плательщики — юридические и физичес­кие лица, рекламирующие свою продукцию или деятельность. ^ — стоимость услуг за установление и разме­щение рекламы. Предельная ставка — 0,1% стоимости услуг за одноразовую рекламу и 0,5% — за размещение рекламы на дли­тельное время. Учет плательщиков проводят органы, на которые возложены функции размещения рекламы. Выплачивается во вре­мя оплаты услуг. Источник оплаты — за счет себестоимости про­дукции (работ, услуг) или за счет личных средств.
На основе ст. 11 Декрета Кабинета Министров Украины .45 56-93 местные органы самоуправления разрабатывают свои положения, конкретизирующие механизм перечисления этого на­лога в бюджет. Так, Харьковским городским Советом народных депутатов в сентябре 1993 года было принято решение «О вве­дении налога на рекламу» с 1 октября 1993 года.В соответствии с ним этот налог устанавливался на все виды объявлений, сообщений, передаваемых с коммерческой целью с помощью средств массовой информации, каталогов, афиш, пла­катов и т.д. Юридические и физические лица, от имени которых осуществляется реклама, называются рекламодателями. Лица же, которые осуществляют изготовление рекламы по заявке рекла­модателя или размещают ее на рекламных носителях, именуют­ся рекламным агентством. Место, на котором размещается рек­лама, именуется рекламным носителем. Механизм этого налога практически такой же, как и закрепленный в Декрете. Однако оговаривается, что его удерживают рекламные агенты, которые ежеквартально сдают отчет в налоговые администрации и пере­числяют суммы налога не позднее 20 числа каждого месяца. С 20 января 1995 года решением Харьковского городского совета став­ки налога на рекламу были увеличены: 1% стоимости услуг за установку и размещение одноразовой рекламы и 5% — за уста­новку и размещение рекламы на продолжительное время (более одного дня) или неодноразовой рекламы. Иными словами про­изошло то же, что и со сбором за выдачу ордера на квартиру.Российское законодательство, практически при аналогичном механизме, предусматривает повышенную ставку — 5% к стоимости услуги.10 августа 1995 года Харьковским горсоветом утверждены Положение о порядке размещения и эксплуатации объектов внешней рекламы и состав городского художественного совета. Поло­жение определяет порядок размещения рекламоносителей и объектов внешней рекламы в Харькове и является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и форм соб­ственности. Объектами внешней рекламы и рекламоносителя­ми являются стенды, щиты, плакаты и т.д. Местом для размеще­ния рекламы считается часть территории города, объекты, иму­щество, выделенные рекламодержателю. Письменное заявление на выдачу разрешения подается на имя начальника отдела ди­зайна городской среды. Вместе с ним подаются архитектурно-художественная форма, эскиз-идея и фото объекта. После полу­чения разрешения рекламодержатель обязан в 20-дневный срок приступить к монтажу и размещению объектов, иначе разреше­ние аннулируется. Размещение объектов внешней рекламы вдоль автомобильных дорог должно быть согласовано с ГАИ Харько­ва, а в границах «зеленых зон» — с управлением коммунального хозяйства горисполкома. При отказе рекламодателя от регистра­ции объект внешней рекламы демонтируется.
^ Лла-телыцики — юридические и физические лица, использующие местную символику с коммерческой целью. Объект обложения — стоимость произведенной продукции, выполненных работ, предо­ставленных услуг с использованием местной символики. Ставка — 0,1% с юридических лиц и 5 минимальных заработных плат с граждан. Учет плательщиков осуществляют органы местного са­моуправления, выдающие разрешение на использование сим­волики. Источник оплаты — себестоимость продукции (работ, ус­луг) или личные средства плательщика.
^ Плательщи­ки — коммерческие кино- и телеорганизации, в том числе зарубеж­ные, при съемках которым требуются дополнительные мероприятия. Объект обложения — расходы на проведение дополнительных ме­роприятий. Предельный размер сбора не должен превышать факти­ческих расходов на проведение подобных мероприятий. Выплачива­ется за счет прибыли кино- и телеорганизаций. Конкретные меха­низмы реализации утверждают местные органы самоуправления.
^ Плательщики — юридические
и физические лица, имеющие разрешение на проведение аукци­онов, конкурсных распродаж и лотерей Объект обложения — стоимость заявленных на местные аукционы, лотереи и т.д то­варов, исходя из их начальной цены или суммы, на которую вы­пускается лотерея. Предельная ставка — 0,3 % от стоимости товаров или от суммы, на которую выпускается лотерея; предель­ный размер сбора за право проведения лотерей — три минималь­ные заработные платы Плательщиков определяют органы мест­ного самоуправления, которые выдаю; разрешения на проведе­ние местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей. Взимается сбор за три дня до проведения аукциона и т д , либо во время получения разрешения на выпск лотерей Источник оплаты — за счеч прибыли (дохода), остающейся в рас­поряжении юридических лиц и граждан.
В России предельная ставка сбора устанавливается не выше 10% стоимости товаров, заявленных к аукциону.
Коммунальный налог. Пдатеяъщшш — юридические лица, за исключением бюджетных и планово-дотационных сельхоз­предприятий ^ — годовой фонд оплаты тру­да, рассчитанный исходя из минимального размера заработной платы. Предельная ставка — 10% годового фонда оплаты тру­да. Учет осуществляют налоговые инспекции на местах. Источ­ник уплаты — прибыль (доход), остающаяся в распоряжении юридических лиц. С 20 января 1995 года по Харьковской облас­ти ставка увеличена в 10 раз.
Плательщиками налога являются юридические лица, даже временно не ведущие производственную деятельность Если они подают в статистические органы отчетность о среднесу­точной численности штатных работников, то освобождение, от­срочка уплаты коммунального налога является компетенцией органов местного самоуправления. Таким образом, предприя­тия, в уставе которых предусмотрена хозяйственная деятель­ность, рассматриваются как плательщики коммунального налога независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельно­сти. Это подтверждается Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», где налоги, сборы и другие обязатель­ные платежи, предусмотренные законодательством, относятся на себестоимость продукции, что касается в том числе и ком­мунального налога.
Объект обложения предполагает исчисление фонда оплаты тру­да, который рассчитывается исходя из размера необлагаемого ми­нимума, установленного законодательством в отчетном периоде, умноженного на среднесписочную численность работников С чет­вертого квартала 1995 года исчисление среднесписочной числен­ности работников предприятий производится по ме юдике. изложен­ной в Инструкции по статистике численности работников, занятых в хозяйстве Украины, утвержденной приказом Министерства ста­тистики Украины от 7 июля 1995 года № 171
В данной Инструкции предусмотрены два варианта ис­числения среднесписочной численности:— среднесписочная численность штатных работников спи­сочного состава;- среднесписочная численность всего персонала в экви­валенте полной занятостиПри исчислении коммунального налога необходимо пользо­ваться первым вариантом.Важно подчеркнуть, что основными формами первичной учетной документации для определения количественного состава работников являются:— приказ (распоряжение) о принятии на работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора;— личная карточка;— приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска,— табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;- расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости,— личные счета и другие документы.Главной особенностью данной методики является то, что в среднесписочной численности работник учитывается один раз (по месту основной работы) независимо от срока трудового до­говора и продолжительности рабочего времени. Поэтому сюда не входят работники, принятые на работу по совместительству.Ряд плательщиков освобожден от коммунального налога:— бюджетные учреждения;— сельскохозяйственные предприятия;— метрострой и метрополитен.— государственные коммунальные предприятия, получающие дотации из бюджета;— предприятия и организации, полностью освобождаемые от налога на прибыль.Коммунальный налог начисляется ежемесячно в размере 10% условного фонда оплаты труда. Уплачивается коммунальный налог не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Рас­чет уплаты коммунального налога плательщики подают в нало­говые инспекции одновременно с подачей отчетов за I квартал, II полугодие, 9 месяцев, год. Исчисление коммунального налога плательщиками осуществляется по формуле: Н =Ы хН х 10%.где Н — коммунальный налог (тыс. крб): N —среднеспи­сочная численность постоянных работников (человек); Н — необлагаемый минимум дохода одного работника.
е^г чин /-
Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу. Плательщи­ки — юридические и физические лица. Объект обложения — транспортное средство. Ставка — 0,5% минимальной заработ­ной платы (в зависимости от марки и мощности автомобиля) или от 5 до 50 долларов США (с иностранных юридических лиц). Учет плательщиков осуществляют органы, на которые возложены функции пропуска автотранспорта. Оплата осуществляется за счет прибыли юридических лиц.
Иногда к подобному механизму относят и сбор за проезд по автомобильным дорогам Украины, предусмотренный постанов­лением Кабинета Министров Украины № 83 от 2 февраля 1993 года, хотя это принципиально иной механизм. Прежде всего по источнику поступления (государственный валютный фонд и счета ГАИ МВД) и, во-вторых, по плательщику (иностранные собствен­ники транспортных средств; собственники транспортных средств государств бывшего СССР; украинские собственники транспор­тных средств, габариты которых превышают параметры).
^ Плательщики — юридические и физические лица, кото­рые реализуют продукцию. Объект — оформление и выдача раз­решений на торговлю в специально отведенных местах. Предель­ный размер сбора — 20 минимальных размеров заработной платы для постоянно торгующих субъектов и минимальная заработнаяплата в день за одноразовую торговлю. Учет осуществляют орга­низации, располагающие подобными правами. Выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц или личных средств граждан.
Контрольные вопросы:
1. Принципы формирования местных налого­вых систем.2. Составляющие элементы местных налого­вых систем.3 Состав местных налоговых систем.4. Местные налоги.
5. Местные сборы.

ГЛАВА 43

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

43.1. Местная налоговая система и принципы ее формирования

Местное налогообложение является составной частью систе­мы налогообложения Вся система финансирования производствен­ной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-бытового обслуживания осуществля­ется преимущественно через местные органы самоуправленияК введению новых местных: налогов необходимо подходить с учетом реальных поступлений за их счет Например, налог на продажу недвижимости вряд ли обеспечит значительное увели­чение средств, поступающих в местные бюджеты Расчеты за недвижимость осуществляются по безналичном}’ расчету или за наличный расчет через биржи, следовательно, при появлении это­го налога расчеты приобретут наличный характер, минуя улавли­ваемые налогом каналы (дарение, долгосрочная аренда, завеща­ние). Дальнейшее увеличение ставок налога на рекламу только увеличит себестоимость и отразится на потребленииЭффективность структурных преобразований во многом опре­деляется тем, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоря­жение местные органы и через какие финансовые каналы В ряде случаев местные органы фактически не имеют реального само­стоятельного бюджета, а значит, и не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия При этом местный налоювый механизм имеет ярко выраженный фискальный харак­тер и реализует мероприятия по покрытию налоговыми поступ­лениями увеличивающихся бюджетных расходов на местахОсобое место в реализации налоговой реформы необходимо уделить правовому регулированию местных налоговых рычагов как основного финансового источника формирования бюджетов местного самоуправления Структурная перестройка налоювых доходов требует единого государственного регулирования мест­ных бюджетов определенной стабильности формирования до­ходной части При этом особенно важна защита местных бюд­жетов от необоснованного и беспредельного давления сверхуНесмотря на то, что регулирование местного налогообложе­ния затрагивается целым рядом нормативных актов, область дей­ствия которых распространяется на законы, определяющие ком­петенцию органов местного самоуправления, специфику пост­роения бюджетной системы и взаимоотношения ее структурных элементов, необходимо подчеркнуть основные проблемы нало­гового регулирования.Законодательное регулирование местного налогообложения основывается на нескольких принципах, которые лежат в осно­ве формирующейся системы местных налогов и сборов.1. Налоговая система Украины включает два уровня: госу­дарственный и местный.2. Государственная налоговая система основывается на ста­бильных источниках поступлений за счет налогов и иных отчислений, которые не изменяют ся в течение относительно дли­тельного периода.3. Взаимоотношения государственной и местных налоговых систем строятся на основе конституционного закрепления и зако­нодательного регулирования основных принципов, разграничива­ющих их область действия.4. Законодательно закрепленные принципы, разграничиваю­щие область действия местных и государственной налоговых сис­тем, подлежат неукоснительному соблюдению в рамках реализа­ции налоговой дисциплины.5. Налоговая политика, проводимая органами государствен­ной власти и местного самоуправления, является основой обеспе­чения единства налоговой системы.Реализация этих принципов должна учитывать то. ч то основ­ная масса социальных программ финансируется из местных бюд­жетов. Таков же источник финансирования жилищно-коммуналь­ного хозяйства. На городском уровне формируется энергетичес­кая политика, механизм продовольственных закупок для населения, развитие инфраструктуры. Поэтому закрепление за местными бюджетами роли филиалов общегосударственного бюджета только усугубит существующие проблемы и диспропор­ции между центром и местами.До определенного времени в Украине не было чегкой законода­тельной определенности в отношении местных налогов и сборов. Этапным стал 1993 год. когда был принят Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» № 56-93 от 20 мая 1993 года. Позднее Законом Украины от 16 июня 1993 гола был внесен ряд изменений в Декрет Основное содержание этого спе­цифического нормативного акта состоит в характеристике конк­ретных видов налогов и сборов, а несколько заключительных ста­тей раскрывают механизм их исчисления, изъятия, компетенции местных органов самоуправления.

Этапным для регулирования местного налогообложения ста­ло и начало 1994 года, когда был принят Закон Украины от 2 фев­раля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения». Если предыду­щий закон, регулирующий налоговую систему, не проводил чет­кого разграничения между государственными и местными нало­гами, то ст. 15 Закона Украины от 2 февраля 1994 года посвящен перечню местных налогов и сборов.

При относительной урегулированности на законодательном уровне механизма местного налогообложения многие органы местного самоуправления до настоящего времени не приняли соответствующих решений о введении таких платежей. В го же время три четверти подобных органов получают дотации из вы­шестоящих бюджетов, что значительно проще, чем организовать собственный механизм поступления средств.Серьезной проблемой стало также введение местными орга­нами самоуправления налогов и сборов, не предусмотренных Дек­ретом Кабинета Министров от 20 мая 1993 года. Решение о сбо­рах за выдачу копий и справок приняли в Винницкой. Киевской, Полтавской. Харьковской областях. Сбор за выдачу ордера на квар­тиру в случае обмена жилья введен в Полтавской области, сбор за обследование земельных участков — в Киевской и Полтавской областях. Севастопольский городской совет решением от 29 де­кабря 1994 года незаконно ввел на своей территории рекреацион­ный сбор, сборы за въезд и нахождение иностранных граждан на территории города, за использование морских акваторий. Всего в Украине установлено более 50 разнообразных налогов и сбо­ров, которые не предусмотрены действующим законодатель­ством. При этом во многих случаях местные органы власти обя­зуют соответствующие налоговые инспекции контролировать полноту и своевременность поступления этих незаконных пла­тежей, применять финансовые санкции, начислять штрафы.Таким образом, закрепляется парадоксальная ситуация -плательщик обязан выплачивать платежи, действующие неза­конно, а при отказе от них на него распространяется система штрафов И другой срез этого парадокса: насколько правомоч­ны местные органы власти рекомендовать налоговым инспек­циям контролировать уплату незаконных платежей. Местные налоговые инспекции подчинены налоговым администрациям и в итоге Государственной налоговой администрации Украи­ны. Деятельность налоговой службы подчинена и определяет­ся Министерством финансов, а с органами государственной исполнительной власти они только взаимодействуют (Закон Украины «О внесении изменений и дополнений к Закону Укра­ины «О Государственной налоговой службе в Украине» от 24 декабря 1993 года, статьи 1. 4).Прежде чем создавать местную налоговую систему, необходи­мо выработать основные принципы выделения налогов и сбо­ров в местную систему.1. Конкретные местные налоги и сборы должны быть значи­мы для данной территории, понятны для плательщиков, в какой-то мере градиционны и логичны (например, курортный сбор).2. Развитие местной налоговой системы должно отражать тенденцию увеличения доли местных налогов в доходной части бюджетов на местах.3. Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты должны устанавливаться фиксированными размерами ставок на относительно длительный период.Реализация зтих принципов должна в равной мере охваты­вать все элементы местной системы налогов и сборов. В ней мож­но выделить три основных элемента.Первый — налоговые поступления от государственных нало­гов, распределяемых пропорционально между Государственным и местными бюджетами Например. Законом Украины «О вне­сении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украинской ССР» от 28 апреля 1995 года разграничиваются части налога на добавленную стоимость меж­ду Государственным бюджетом Украины и республиканским бюджетом Автономной Республики Крым (статьи 11, 12). нало­га на прибыль предприятий — между Государственным бюдже­том Украины и местными бюджетами (статьи 11-15).Второй —• налоговые поступления, закрепленные полностью за местными бюджетами и не имеющие формальных аналогов на уровне Государственного бюджета.Третий — местные неналоговые доходы.

Особенностью реализации второго элемента местной систе­мы налогов и сборов является полное зачисление местных нало­гов исключительно в бюджеты тех территорий, на которых он введен Налогооблагаемая база местных налогов может быть определена путем установления фиксированного количества на­логов; предоставления права местным органам самоуправления введения местных налогов, соответствующих действующему законодательству, закрепления на государственном уровне доли поступлений от местных налогов и сборов

Законодательное регулирование системы местных налогов должно быть нацелено на закрепление за местными бюджетами таких доходных источников, которые обеспечивали бы стабиль­ное поступление доходов. Поэтому в местном налогообложении основной упор должен быть сделан на поимущественные и по­доходные налоги.Таким образом, местная налоговая система включает следую­щие виды доходов местных органов самоуправления:А. Местные налоги, формируемые и закрепляемые на государственном уровне (налог на землю, подоходный налог) Данный вид налогов формирует основу местных бюджетов, ре­гулирование их должно осуществляться на государственном уровне, и средства их должны полностью поступать в местные бюджеты.Б. Местные налоги, формируемые на местном уровне (ку­рортный сбор, налог на рекламу, гостиничный сбор и т.д.). Регу­лирование данными налогами осуществляется на местах в це­лях управления дефицитом местных бюджетовВ Местные налоги, формируемые как отчисления от государ­ственных налогов (доля НДС, доля налога на прибыль, часть ак­цизного сбора). Данные налоги и их доли регулируются на госу­дарственном уровне.Г. Местные неналоговые доходы (пени, лицензионные сбо­ры) также пополняют доходы и отражают фискальную функциюПрактика применения налогового законодательства и специ­фика местных налогов подводит к классификации местных налогов в зависимости от источника оплаты. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года Л» 56-93 эта проблема не была окончательно урегулирована. В соответствии с подоб­ной классификацией осуществляется деление местных налогов и сборов на две группы:1. Платежи, относимые на финансовые результаты деятельнос­ти предприятий (налог на рекламу; сбор за парковку автотранс-аорта; сбор за право проведения кино- и телесъемок).2. Платежи, относимые на прибыль (доход), остающуюся в распоряжении хозяйства (сбор за право торговли; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах и т.д.).

^

Прежде чем перейти к конкретной характеристике отдель­ных налогов и сборов, следует подчеркнуть, что в основу этого перечня будет положена классификация, основанная на ст. 15 За­кона Украины «О внесении изменений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения» от 18 февраля 1997 года и стать­ях 2-17 Декрета Кабинета Министров Украины № 56-93 от 20 мая 1993 года. Дело в том, что ряд общегосударственных нало­гов, указанных в ст. 14 Закона Украины от 18 февраля 1997 года, также поступает в местные бюджеты (подоходный налог с граж­дан, плата за землю, налог на промысел), однако компетенция местных органов самоуправления не распространяется на эти налоговые рычаги.

^ взимается с целью финансирования ме­роприятий по развитию гостиничного хозяйства. Плательщики

— лица, проживающие в гостиницах. Объект обложения — су­точная стоимость снятого жилья, рассчитываемая без дополни­тельных услуг Ставка (предельный размер) — 20% суточной стоимости. Льготы при начислении данного сбора отсутствуют. Учет плательщиков ведет администрация гостиницы. Оплата и перечисление данного налога осуществляется в порядке, опреде­ленном местными органами самоуправления. Источник оплаты

— за счет себестоимости продукции (работ, услуг) или за счет личных средств.

^ Плательщики — юри­дические и физические лица, паркующие автомобили в специально отведенных или оборудованных местах. Объект обложения — один час парковки автотранспорта. Оплачивается водителем на месте парковки. Ставка (предельный размер) — 3% мини­мальной заработной платы в специально оборудованных местах и 1% в отдаленных местах. Учет плательщиков определяют орга­ны местного самоуправления. Источник оплаты — себестои­мость продукции (работ, услуг) или личные средства. Подобный механизм предусматривает и налоговая система Российской Фе­дерации.

На территории Харьковской области подобный сбор взыс­кивается с 1 июня 1995 года. Харьковский городской совет оп­ределил перечень мест и границ частей города, где взимается плата за парковку транспортных средств. Сбор взыскивается ра­ботником контролирующей организации, который выдает билет установленного образца с отметкой года, месяца, дня, места и времени стоянки. Ставка сбора — 3% необлагаемого минимума доходов за каждый час стоянки. Источник уплаты — себестои­мость продукции (для юридических лиц), личные средства (для физических лиц). Контролирующая организация сосредоточивает средства на собственном расчетном счете и не позднее 15 числа последующего месяца перечисляет их на счет городского финуп-равления. Отношения между ними регулируются договором. Не взыскивается сбор с инвалидов, пользующихся транспортными средствами с ручным управлением.

^ Плательщики — юридические и физичес­кие лица, которые реализуют сельскохозяйственную и промыш­ленную продукцию. Объект обложения — торговое место (на рынках, в павильонах, на площадках, с автомашин, повозок). Ставка налога: для физических лиц — 20% минимальной зара­ботной платы; для юридических лиц — 3 минимальные заработ­ные платы. И в первом, и во втором случае по данной схеме на­числяются налоговые отчисления за каждый день торговли. Учет плательщиков ведет администрация рынка. Срок оплаты — до начала реализации продукции, а срок перечисления сбора в бюд­жет определяется решением местного органа самоуправления. Источник оплаты — себестоимость продукции либо личные средства.

Кабинет Министров Украины рекомендовал изменить макси­мальные ставки местных налогов на предельные (минимальнуюи максимальную) границы этих ставок. Так, рыночный сбор дол­жен составлять от 10 до 20% необлагаемого минимума доходов в столице; от 5 до 20% — в городах; от 3 до 15% — в других населенных пунктах. Для иностранных юридических лиц соот­ветственно: от 2 до 3 необлагаемых минимумов -— в столице; от 1 до 2 — в городах; от 0.5 до ! — в других населенных пунктах. Размер рыночного сбора дифференцируется в зависимости от рынка, его местонахождения и вида продукции.Рынки перечисляют в городской бюджет на счет горфинуп-равления 50 % собранного рыночного сбора, но не менее средне­месячной индикативной суммы рыночного сбора. Оставшиеся 50 % рыночного сбора и среднемесячный сбор, собранный сверх среднемесячной индикативной суммы, остаются в распоряже­нии рынка и используются:30% — на развитие рынка;20% — на покрытие затрат по содержанию рынка.Ставки рыночного сбора дифференцируются в зависимости от характера торговли, количества торговых мест, плательщика, места торговли.

^ Плательщик — полу­чатель ордера. Объект обложения -— услуги, связанные с выда­чей ордера. Ставка — 30% минимальной заработной платы. Учет плательщиков осуществляется органами учета и распреде­ления жилья. Данный сбор оплачивается в бюджет через учреж­дения банков до получения ордера. Источник оплаты — личные средства получателя ордера.

^ Плательщики — граждане — вла­дельцы собак, проживающие в домах государственного и обще­ственного жилищного фонда и приватизированных квартирах. Объект обложения — за каждую собаку (кроме служебных) еже­годно. Ставка (предельный размер) — 10 % минимальной зара­ботной платы на момент начисления сбора. Учет плательщиков определяют местные органы самоуправления, которые устанав­ливают комиссионные отчисления для компенсации расходов по ведению учета плательщиков. Источник оплаты — личные сред­ства плательщиков.

^ Плательщики — граждане, которые пре­бывают в курортной местности. Объект обложения — прожива­ние б пределах курортной местности. Ставка — не более 10% минимальной заработной платы. Учет плательщиков осуществляют администрации гостиниц, квартирно-посреднические орга­низации, органы внутренних дел, контролирующие соблюдение паспортного режима. Удерживается во время регистрации не позднее 3-дневного срока с дня прибытия или при направлении на поселение в частном жилье граждан. Источник оплаты — личные средства плательщиков. Данный вид сбора предусматри­вает широкий перечень льготных освобождений (ст. 7 Декрета Кабинета Министров № 56-93).

^ Плательщики — юридические и физические лица, которые выставляют своих лошадей на ипподроме в соревнованиях коммерческого характе­ра. Объект обложения — за каждую лошадь, выставленную на соревнованиях коммерческого характера. Предельная ставка сбо­ра — три минимальные заработные платы Учет плательщиков осуществляется администрацией ипподромов. Удерживается с плательщиков до начала соревнований, и механизм перечисления его в бюджет определяется местными органами самоуправления. Оплачивается за счет прибыли (дохода).

Сбор за выигрыши на бегах. Плательщики — лица, кото­рые выиграли на тотализаторе при игре на ипподроме. ^ — сумма выигрыша. Предельная ставка — не более 6% от суммы выигрыша. Учет плательщиков осуществляет ад­министрация ипподромов, которая и удерживает сбор во время выдачи им выигрышей. Сроки перечисления в бюджет опреде­ляются местными органами самоуправления. Источник оплаты — личные средства граждан.

^ Последний из грех сборов, имеющих схожую сферу применения. Плательщики — лица, принимающие участие в игре на тотализаторе, на ипподроме. Объект обложе­ния — плата за участие в игре на тотализаторе в форме процент­ной надбавки к плате та участие в игре. Предельная ставка не должна превышать 5% от суммы этой надбавки. Учет плательщи­ков осуществляется администрацией ипподромов. Сбор удержи­вается во время приобретения билетов на участие в игре и в соот­ветствии со сроками, утвержденными местными органами само­управления, перечисляется в бюджет. Выплачивается за счет личных средств граждан.

Налог с рекламы. Плательщики — юридические и физичес­кие лица, рекламирующие свою продукцию или деятельность. ^ — стоимость услуг за установление и разме­щение рекламы. Предельная ставка — 0,1% стоимости услуг за одноразовую рекламу и 0,5% — за размещение рекламы на дли­тельное время. Учет плательщиков проводят органы, на которые возложены функции размещения рекламы. Выплачивается во вре­мя оплаты услуг. Источник оплаты — за счет себестоимости про­дукции (работ, услуг) или за счет личных средств.

На основе ст. 11 Декрета Кабинета Министров Украины .45 56-93 местные органы самоуправления разрабатывают свои положения, конкретизирующие механизм перечисления этого на­лога в бюджет. Так, Харьковским городским Советом народных депутатов в сентябре 1993 года было принято решение «О вве­дении налога на рекламу» с 1 октября 1993 года.В соответствии с ним этот налог устанавливался на все виды объявлений, сообщений, передаваемых с коммерческой целью с помощью средств массовой информации, каталогов, афиш, пла­катов и т.д. Юридические и физические лица, от имени которых осуществляется реклама, называются рекламодателями. Лица же, которые осуществляют изготовление рекламы по заявке рекла­модателя или размещают ее на рекламных носителях, именуют­ся рекламным агентством. Место, на котором размещается рек­лама, именуется рекламным носителем. Механизм этого налога практически такой же, как и закрепленный в Декрете. Однако оговаривается, что его удерживают рекламные агенты, которые ежеквартально сдают отчет в налоговые администрации и пере­числяют суммы налога не позднее 20 числа каждого месяца. С 20 января 1995 года решением Харьковского городского совета став­ки налога на рекламу были увеличены: 1% стоимости услуг за установку и размещение одноразовой рекламы и 5% — за уста­новку и размещение рекламы на продолжительное время (более одного дня) или неодноразовой рекламы. Иными словами про­изошло то же, что и со сбором за выдачу ордера на квартиру.Российское законодательство, практически при аналогичном механизме, предусматривает повышенную ставку — 5% к стоимости услуги.10 августа 1995 года Харьковским горсоветом утверждены Положение о порядке размещения и эксплуатации объектов внешней рекламы и состав городского художественного совета. Поло­жение определяет порядок размещения рекламоносителей и объектов внешней рекламы в Харькове и является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и форм соб­ственности. Объектами внешней рекламы и рекламоносителя­ми являются стенды, щиты, плакаты и т.д. Местом для размеще­ния рекламы считается часть территории города, объекты, иму­щество, выделенные рекламодержателю. Письменное заявление на выдачу разрешения подается на имя начальника отдела ди­зайна городской среды. Вместе с ним подаются архитектурно-художественная форма, эскиз-идея и фото объекта. После полу­чения разрешения рекламодержатель обязан в 20-дневный срок приступить к монтажу и размещению объектов, иначе разреше­ние аннулируется. Размещение объектов внешней рекламы вдоль автомобильных дорог должно быть согласовано с ГАИ Харько­ва, а в границах «зеленых зон» — с управлением коммунального хозяйства горисполкома. При отказе рекламодателя от регистра­ции объект внешней рекламы демонтируется.

^ Лла-телыцики — юридические и физические лица, использующие местную символику с коммерческой целью. Объект обложения — стоимость произведенной продукции, выполненных работ, предо­ставленных услуг с использованием местной символики. Ставка — 0,1% с юридических лиц и 5 минимальных заработных плат с граждан. Учет плательщиков осуществляют органы местного са­моуправления, выдающие разрешение на использование сим­волики. Источник оплаты — себестоимость продукции (работ, ус­луг) или личные средства плательщика.

^ Плательщи­ки — коммерческие кино- и телеорганизации, в том числе зарубеж­ные, при съемках которым требуются дополнительные мероприятия. Объект обложения — расходы на проведение дополнительных ме­роприятий. Предельный размер сбора не должен превышать факти­ческих расходов на проведение подобных мероприятий. Выплачива­ется за счет прибыли кино- и телеорганизаций. Конкретные меха­низмы реализации утверждают местные органы самоуправления.

^ Плательщики — юридические

и физические лица, имеющие разрешение на проведение аукци­онов, конкурсных распродаж и лотерей Объект обложения — стоимость заявленных на местные аукционы, лотереи и т.д то­варов, исходя из их начальной цены или суммы, на которую вы­пускается лотерея. Предельная ставка — 0,3 % от стоимости товаров или от суммы, на которую выпускается лотерея; предель­ный размер сбора за право проведения лотерей — три минималь­ные заработные платы Плательщиков определяют органы мест­ного самоуправления, которые выдаю; разрешения на проведе­ние местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей. Взимается сбор за три дня до проведения аукциона и т д , либо во время получения разрешения на выпск лотерей Источник оплаты — за счеч прибыли (дохода), остающейся в рас­поряжении юридических лиц и граждан.

В России предельная ставка сбора устанавливается не выше 10% стоимости товаров, заявленных к аукциону.

Коммунальный налог. Пдатеяъщшш — юридические лица, за исключением бюджетных и планово-дотационных сельхоз­предприятий ^ — годовой фонд оплаты тру­да, рассчитанный исходя из минимального размера заработной платы. Предельная ставка — 10% годового фонда оплаты тру­да. Учет осуществляют налоговые инспекции на местах. Источ­ник уплаты — прибыль (доход), остающаяся в распоряжении юридических лиц. С 20 января 1995 года по Харьковской облас­ти ставка увеличена в 10 раз.

Плательщиками налога являются юридические лица, даже временно не ведущие производственную деятельность Если они подают в статистические органы отчетность о среднесу­точной численности штатных работников, то освобождение, от­срочка уплаты коммунального налога является компетенцией органов местного самоуправления. Таким образом, предприя­тия, в уставе которых предусмотрена хозяйственная деятель­ность, рассматриваются как плательщики коммунального налога независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельно­сти. Это подтверждается Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», где налоги, сборы и другие обязатель­ные платежи, предусмотренные законодательством, относятся на себестоимость продукции, что касается в том числе и ком­мунального налога.

Объект обложения предполагает исчисление фонда оплаты тру­да, который рассчитывается исходя из размера необлагаемого ми­нимума, установленного законодательством в отчетном периоде, умноженного на среднесписочную численность работников С чет­вертого квартала 1995 года исчисление среднесписочной числен­ности работников предприятий производится по ме юдике. изложен­ной в Инструкции по статистике численности работников, занятых в хозяйстве Украины, утвержденной приказом Министерства ста­тистики Украины от 7 июля 1995 года № 171

В данной Инструкции предусмотрены два варианта ис­числения среднесписочной численности:— среднесписочная численность штатных работников спи­сочного состава;- среднесписочная численность всего персонала в экви­валенте полной занятостиПри исчислении коммунального налога необходимо пользо­ваться первым вариантом.Важно подчеркнуть, что основными формами первичной учетной документации для определения количественного состава работников являются:— приказ (распоряжение) о принятии на работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора;— личная карточка;— приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска,— табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;- расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости,— личные счета и другие документы.Главной особенностью данной методики является то, что в среднесписочной численности работник учитывается один раз (по месту основной работы) независимо от срока трудового до­говора и продолжительности рабочего времени. Поэтому сюда не входят работники, принятые на работу по совместительству.Ряд плательщиков освобожден от коммунального налога:— бюджетные учреждения;— сельскохозяйственные предприятия;— метрострой и метрополитен.— государственные коммунальные предприятия, получающие дотации из бюджета;— предприятия и организации, полностью освобождаемые от налога на прибыль.Коммунальный налог начисляется ежемесячно в размере 10% условного фонда оплаты труда. Уплачивается коммунальный налог не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Рас­чет уплаты коммунального налога плательщики подают в нало­говые инспекции одновременно с подачей отчетов за I квартал, II полугодие, 9 месяцев, год. Исчисление коммунального налога плательщиками осуществляется по формуле: Н =Ы хН х 10%.где Н — коммунальный налог (тыс. крб): N —среднеспи­сочная численность постоянных работников (человек); Н — необлагаемый минимум дохода одного работника.

е^г чин /-

Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу. Плательщи­ки — юридические и физические лица. Объект обложения — транспортное средство. Ставка — 0,5% минимальной заработ­ной платы (в зависимости от марки и мощности автомобиля) или от 5 до 50 долларов США (с иностранных юридических лиц). Учет плательщиков осуществляют органы, на которые возложены функции пропуска автотранспорта. Оплата осуществляется за счет прибыли юридических лиц.

Иногда к подобному механизму относят и сбор за проезд по автомобильным дорогам Украины, предусмотренный постанов­лением Кабинета Министров Украины № 83 от 2 февраля 1993 года, хотя это принципиально иной механизм. Прежде всего по источнику поступления (государственный валютный фонд и счета ГАИ МВД) и, во-вторых, по плательщику (иностранные собствен­ники транспортных средств; собственники транспортных средств государств бывшего СССР; украинские собственники транспор­тных средств, габариты которых превышают параметры).

^ Плательщики — юридические и физические лица, кото­рые реализуют продукцию. Объект — оформление и выдача раз­решений на торговлю в специально отведенных местах. Предель­ный размер сбора — 20 минимальных размеров заработной платы для постоянно торгующих субъектов и минимальная заработнаяплата в день за одноразовую торговлю. Учет осуществляют орга­низации, располагающие подобными правами. Выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц или личных средств граждан.

Контрольные вопросы:

1. Принципы формирования местных налого­вых систем.2. Составляющие элементы местных налого­вых систем.3 Состав местных налоговых систем.4. Местные налоги.

5. Местные сборы.

результатов финансово-хозяйственной деятельно сти,петенцию органов местного самоуправления,компетенция местных органов самоуправления,компетенции местных органов самоуправления,местные органы самоуправления разрабатывают,учет плательщиков осуществляют органы,органами государственной исполнительной власти,налоговая система украины включает,учет плательщиков проводят органы,стабиль ное поступление доходов

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …