Практикум Минск 2004 сведения о студенте и преподавателе

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
Практикум
Минск 2004
Факультет
Учебная группа
Учебный год
Преподаватель (Ф.И.О.)
УДК 616.1/.9–092 (076.5)ББК 52.5 я73О-28Авторы: Ф.И. Висмонт, А.А. Кривчик, Т.В. Короткевич, С.А. Жадан, А.В.
:
Чантурия, Е.В. Леонова, Т.А. Афанасьева, В.Ю. Перетятько, О.Г. ШустРецензенты: член-корр. Национальной Академии Наук Республики Беларусь, д-р мед. наук, проф. каф. нормальной физиологии Л.М. Лобанок; д-р мед. наук, проф. каф. патологической анатомии М.К. НедзьведзьУтверждено Научно-методическим советом университета в качествепрактикума 09.06.2004 г., протокол № 8
О-28
Общая нозология: Практикум / Ф.И. Висмонт, А.А. Кривчик, Т.В. Короткевич и др. – Мн: БГМУ, 2004 г. – 70 с.
Содержит описания и протоколы оформления лабораторных работ по разделу курса патофизиологии «Общая нозология». Представлены контрольные вопросы, ситуационные задачи, блоки дополнительной информации теоретического характера, списки основной и дополнительной литературы к каждому занятию.Предназначено студентам 3-го курса всех факультетов для самостоятельной подготовки к занятиям, выполнения и оформления лабораторных работ по данному разделу.
УДК 616.1/.9–092 (076.5)
ББК 52.5 я73
 Оформление. Белорусский государственныймедицинский университет, 2004
Оглавление
Занятие 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ 3
Занятие 2. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ЭЛЕКТРОТРАВМА 8
Занятие 3. РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА И ЕЕ РОЛЬ
В ПАТОЛОГИИ. Типовые нарушения иммунологической реактивности 16
Занятие 4. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ 29
Занятие 5. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ 43
Занятие 6. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА организм 59

— наиболее общие, основные закономерности и механизмы, лежащие в основе резистентности организма, возникновения, развития и исходов патологических процессов — болезней.
— больной человек, болезнь вообще.
Метод изучения — патофизиологический эксперимент.
В задачи патологической физиологии входит изучение вопросов этиологии и патогенеза заболеваний, механизмов их проявлений, а также формулировка принципов диагностики, лечения и профилактики.
К
Нозология
(общее учение о болезни)
Типовые
патологические процессы
Частная
патофизиология
урс предмета делится на 3 раздела:

«Патологическая физиология — наука о жизнедеятельности больного организма человека и животных, т. е. физиология больного организма».
А.Д. Адо, академик РАМН
«…Патофизиология изучает существо, естественную природу болезней: причины возникновения, закономерности их развития и исходов. Это вытекает и из этимологии термина «патофизиология» (pathos — страдание, болезнь; physis — природа, сущность; logos — учение, наука)».
П.Ф. Литвицкий,
проф., зав. каф. патофизиологии
ММА им. И.М. Сеченова
«Патофизиолог отвлекается от частностей, стараясь найти то общее, что характеризует большие группы болезней и даже болезнь вообще. Конечной целью патологической физиологии является раскрытие законов, по которым развивается болезнь».
Н.Н. Зайко,
проф., член-корр. АМН СССР
Патофизиология — «основа медицинского профессионального интеллекта».
Из преамбулы устава ВОЗ
Задания:
Изучить значение патологической физиологии как науки, связь с другими медико-биологическими и клиническими дисциплинами, значение для теоретической и клинической медицины.
Ознакомиться с коллективом кафедры, ее историей, направлением научно-исследовательской работы, работы СНК и формами УИРС.
Выяснить значение эксперимента в вопросах этиологии и патогенеза болезней человека, в разработке методов их лечения и профилактики; охарактеризовать особенности патофизиологического эксперимента.
Изучить принципы моделирования патологических процессов, основные требования, предъявляемые к эксперименту и экспериментатору, а также требования к ведению учебных протоколов; морально-этические проблемы, связанные с постановкой экспериментов на животных.
Ознакомиться с особенностями содержания экспериментальных животных, методами обращения с ними, методикой проведения ряда манипуляций на основе материалов, представленных в учебном видеофильме, а также с некоторыми экспериментальными моделями сердечно-сосудистой патологии, разработанными на кафедре патологической физиологии БГМУ.
Пройти инструктаж по технике безопасности при проведении учебных работ в практикумах кафедры.
Работа 1. Демонстрация учебных видеофильмов
Практические советы по обращению с лабораторными животными.
Моделирование сердечно-сосудистой патологии.
Альтернативы в медико-биологическом образовании.
Работа 2. Инструктаж по технике безопасности
Общие требования
Студенты в учебных помещениях должны находится в халатах.
Рабочее место следует содержать в чистоте, не загромождать его посудой, ненужными в данный момент приборами, посторонними предметами: одеждой, сумками и т. д. По окончании работы убрать все приборы в шкаф.
Во время работы в лаборатории следует соблюдать тишину, порядок и чистоту, не допускать торопливости, беспорядочности и неряшливости.
Студентам запрещается работать в лаборатории в отсутствии преподавателей или лаборантов, а также в неустановленное время без разрешения преподавателя.
Категорически запрещается делать в лаборатории работы, не связанные с выполнением учебного задания.
К выполнению каждой работы студенты могут приступать только после получения инструктажа по технике безопасности и разрешения преподавателя.
По окончании работы необходимо:
привести в порядок свое рабочее место;
выключить воду и электричество.
На практических занятиях студенты обязаны неукоснительно соблюдать общие правила работы с электроприборами и осветительной аппаратурой. При выявлении обнаженных проводов, неисправных электророзеток и т. п. немедленно поставить об этом в известность преподавателя и лаборанта. Предпринять необходимые меры предосторожности для предотвращения случайного контакта работающих с неисправными приборами и электропроводкой.
До включения электроприбора в сеть (электрокардиографа, электрокимографа, электростимулятора) совместно с преподавателем и лаборантом проверить их заземление.
На занятии по изучению влияния на организм пониженного атмосферного давления, при работе с насосом Комовского, необходимо совместно с лаборантом тщательно проверить целостность стеклянных колпаков. При выявлении дефектов постановку опыта не проводить или прекратить. После завершения опыта воздух в пространство под колпаком впускать медленно, чтобы предотвратить возможность травматизации окружающих.
Постановка модельного опыта Данилевского на практическом занятии по теме «Фагоцитоз» проводится только преподавателем или лаборантом; при этом необходимо соблюдать меры предосторожности при работе с концентрированными кислотами.
При работе со ртутью по теме «Фагоцитоз» и др. необходимо соблюдать правила предосторожности, чтобы предотвратить потерю ртути и возможность попадания ее в организм.
При работе с эфиром следует помнить, что он относится к легковоспламеняющим и взрывоопасным веществам. Тампоны, смоченные эфиром, после употребления следует сбрасывать только в герметически закрытые емкости.
После постановки опыта обязательно проветривать помещение. Нельзя работать с эфиром возле источников открытого пламени и нагревательных приборов. Работа с эфиром проводится только в присутствии преподавателя.

При работе с электроприборами (диапроектором, блоком питания к микроскопу и др.) существует опасность получения электротравмы или возникновения пожара. При работе с электрооборудованием и электроприборами категорически запрещается:
работать с неисправным оборудованием;
работать с незаземленными приборами, если это не указано в инструкции пользования;
нарушать инструкцию пользования прибором;
прикасаться руками или металлическими предметами к токоведущим частям приборов;
проверять наличие в сети напряжения без специальных приборов;
заменять предохранители на самодельные;
вешать на штепсельные розетки, провода и выключатели различные вещи;
укреплять провода или плотность контактов веревкой или другими подручными материалами;
оставлять без надзора включенные электроприборы.
После ознакомления с правилами по технике безопасности распишитесь в конце протокола, а также в кафедральном «Журнале инструктажа студентов по технике безопасности» о том, что вами получен и усвоен инструктаж по технике безопасности.
С ПРАВИЛАМИ ПО
ОЗНАКОМЛЕН И ПРОИНСТРУКТИРОВАН:ФИО студента полностью:Подпись:Дата:
Обязанности дежурного на лабораторных занятиях
Дежурный, назначаемый старостой группы до начала занятия, проверяет санитарное состояние практикума, его готовность к проведению занятия. При выявлении каких-либо неполадок информирует об этом лаборанта или преподавателя.
При необходимости получает в лаборантской (комн. № 126) на студенческий билет альбомы, методические указания, атласы и другие учебные пособия к текущему занятию. По окончании занятия учебные пособия возвращаются в лаборантскую.
При необходимости помогает ведущему лаборанту или преподавателю в демонстрации слайдов, выполнении демонстрационных работ и т. д.
По окончании занятия вновь проверяет санитарное состояние практикума, при необходимости помогает коллегам и лаборанту убрать свои рабочие места. Дежурство считается оконченным, когда лаборант или преподаватель «принимают» практикум после проведенного занятия.

Предмет и задачи патологической физиологии. Ее место в системе высшего медицинского образования. Патофизиология как теоретическая основа современной клинической медицины.
Общая характеристика трех основных разделов патофизиологии.
Моделирование заболеваний. Острый и хронический эксперимент (Клод Бернар, И.П. Павлов).
Требования, предъявляемые к эксперименту и экспериментатору. Основные условия постановки биологического эксперимента.
Морально-этические аспекты экспериментирования на животных.
ЛИТЕРАТУРА

Оцените статью
Добавить комментарий