Практическая работа №14 Изучение показателя преломления стекла Подготовительная часть. Для выполнения работы необходимо вспомнить теоретический материал из раздела «Геометрическая оптика»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Практическая работа №14
Изучение показателя преломления стекла
Для выполнения работы необходимо вспомнить теоретический материал из раздела «Геометрическая оптика». Для этого вам предлагается выполнить следующие задания.
Соедините ячейки правого столбца с ячейками левого столбца так, чтобы отразилась правильная хронологическая картина «Развитие взглядов на природу света»
Одним из законов геометрической оптики является закон преломления света:
Если первой средой является вакуум, то …
Среда с большим показателем преломления называется . Если свет переходит из оптически более плотной среды в менее плотную, то угол преломления
угла падения, т.е. ….
Если свет переходит из оптически плотной среды в оптически менее плотную, то, начиная с некоторого угла падения , свет начинает полностью отражаться от поверхности раздела этих двух сред. Это явление называется . Угол падения , соответствующий углу преломления , называют .
В этом случае , следовательно, и
Совокупность отражающих и преломляющих поверхностей, расположенных на пути следования светового луча, называют . Центрированная оптическая система —
Оптическая система может давать действительное или мнимое изображение. Если лучи, идущие от точечного источника, после прохождения оптической системы пересекаются в некоторой точке, то такая точка является изображением источника. Если лучи, прошедшие оптическую систему, образуют расходящийся пучок, т.е. не пересекаются, и чтобы найти изображение источника, приходится продолжать расходящийся пучок в направлении, противоположном направлению распространения света, то образованное изображение называют
. Простейшей оптической системой является зеркало. Какое мы получаем изображение?
^ (прозрачная пластина с двумя плоскими параллельными гранями, рис 14.1): формула
проходя через пластину, световой луч смещается
Ход лучей в треугольной пирамиде (прозрачное тело, имеющее три грани — рис 14.2)
Отклонение монохроматического луча зависит от: 1) , 2) Формулы:
d
Рис 14.1 Рис 14.2
Человеческий глаз является сложной оптической системой, где роль линзы выполняет прозрачное упругое тело — , который является маленькой двояковыпуклой линзой диаметром 8-10 мм, окружен мышцами и прикреплен ими к склере. Мы способны изменять кривизну .При рассматривании близких предметов кривизна увеличивается, а при рассматривании далеких – уменьшается, причем так, чтобы каждый раз изображение предмета образовалось на сетчатке. Место на сетчатке, где образуется изображение (уменьшенное, действительное, обратное), которое человек видит лучше называется . Мозг «переворачивает» картинку.Способность глаза изменять кривизну хрусталика называется глаза (приспособлением). Ее предел наступает, когда предмет находится на расстоянии от глаза. Лучшее расстояние для зрения – когда предметы находятся на расстоянии от глаза (тогда детали предмета можно рассматривать без напряжения). Основными недостатками глаза являются:
Близорукость – изображение образуется сетчаткой (исправляется линзой)
Дальнозоркость – изображение образуется сетчаткой (исправляется линзой)
Любую линзу можно рассматривать как совокупность призм. Изобразите этот факт графически.
Отметьте все верные случаи, которые обосновываются явлением преломления света.
Ложка, поставленная в стакан с водой, кажется изогнутой.
Камни, находящиеся под водой, кажутся наблюдателю меньше, чем есть на самом деле.
Находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую под водой.
Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется глубже, чем в действительности.
Тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата.
Изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет.
Увеличение высоты башни в несколько раз приведет к такому же увеличению ее тени в полдень.
Камушки, лежащие на дне водоёма, кажутся колеблющимися, если поверхность воды в водоеме не совсем спокойная.
Возникновение лунной дорожки летней ночью.
В зеркале из толстого слоя стекла предметы кажутся больше, чем есть на самом деле.
Если посмотреть на окружающие тела через теплый воздух, поднимающийся от костра, то они кажутся «дрожащими».
В чашке чая мы можем увидеть предметы, находящиеся за спиной.
Через открытое окно в морозное утро мы видим окружающий мир расплывчато.
В глубокую лужу упала монета. Пытаясь ее найти, вы опускаете руку туда, где ее наблюдаете, но не можете нащупать.
1 случай
2 случай
3 случай
4 случай
III
I II
I II
III
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Название величины
Обозначение величины
Единица измерения
Значение
Связь с другими величинами
^
Угол преломления луча
^
^
^
^
^
Оптическая сила двух линз
^
^
^
Линейное увеличение линзы
^ . Опишите, в каких случаях формула может принимать следующий вид:
Выполните лабораторную работу «Измерение показателя преломления стекла».
^ Измерить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки.
Оборудование, средства измерения: плоскопараллельная пластинка со скошенными краями, линейка измерительная, транспортир, ученический угольник.
^ Метод измерения показателя преломления с помощью плоскопараллельной пластинки основан на том, что луч, прошедший плоскопараллельную пластинку, выходит из нее параллельно направлению падения.Согласно закону преломления показатель преломления среды (1).
Для вычисления и на листе бумаги проводят две параллельные прямые AB и CD на расстоянии 5-10 мм друг от друга и кладут на них стеклянную пластинку так, чтобы ее параллельные грани были перпендикулярны этим линиям. При таком расположении пластинки параллельные прямые не смещаются (рис 14.3, а).
Располагают глаз на уровне стола и, следя за прямыми AB и CD сквозь стекло, поворачивают пластинку вокруг вертикальной оси против часовой стрелки (рис.14.3, б). Поворот осуществляют до тех пор, пока луч QC не будет казаться продолжением BM и MQ.
Для обработки результатов измерений обводят карандашом контуры пластинки и снимают ее с бумаги. Через точку ^ проводят перпендикуляр к параллельным граням пластинки и прямую MF.
Затем на прямых BM и MF откладывают равные отрезки и опускают с помощью угольника из точек и перпендикулярны и на прямую . Из прямоугольных треугольников и находим , а .
Следовательно, (2), т.е. измерение коэффициента преломления сводиться к измерению линейки длин отрезков и .
Отметим, что можно с помощью циркуля построить окружность с центром в точке M и радиусом ME , а затем построить треугольники и .
Аналогические построения можно сделать и при повороте плоскопараллельной пластинки по часовой стрелке (рис.14.3, в) и найти второе числовое значение показателя преломления стекла. Тогда за окончательный результат берут их среднее значение.
Рис 14.3
Порядок выполнения работы
Положите плоскопараллельную пластинку на параллельные прямые AB и CD.
А В
С D
a) Сначала ориентируйте параллельные грани пластинки перпендикулярно AB и CD. Убедитесь, что параллельные линии при этом не смещаются.
б) Расположите глаз на уровне стола и, следя за линиями AB и CD сквозь стекло, поворачивайте пластинку вокруг вертикальной оси против часовой стрелки до тех пор, пока луч QC не будет казаться продолжением BM и MQ.
2. Обведите карандашом контуры пластинки, после чего снимите ее с бумаги.
3. Через точку M (рис.14.3, б) проведите с помощью угольника перпендикуляр к параллельным граням пластинки и прямую MF (продолжение MQ).
4. С центром в точке M проведите окружность произвольного радиуса, отметьте на прямых BM и MF точки и ().
5. Опустите с помощью угольника перпендикуляры из точек и на прямую .
6. Измерьте линейкой длину отрезка .
7. Запишите окончательный результат измерения.
8. Измерьте линейкой длину отрезка .
9. Запишите окончательный результат измерения.
10. Рассчитайте показатель преломления стекла по формуле (2).
11. Найдите абсолютную погрешность измерения показателя преломления стекла.
12. Запишите окончательный результат измерения коэффициента преломления стекла.
Дополнительное задание.
Измерить показатель преломления стекла при повороте плоскопараллельной пластинки по часовой стрелке (рис.14.3, в).
А В
С D
1.
2.
3.
4. Найдите среднее арифметическое значение показателя преломления стекла по результатам двух измерений.
n=
Вывод :
Решите задачи, выбрав подходящий уровень сложности. Выполнение всех задач достаточного уровня соответствует оценке «4». Дополнительно к ним можно выполнить задания высокого уровня, тем самым повысив оценку на 1 балл (до «4», до «5»).
^
Луч света падает на поверхность воды под углом . Каков угол преломления луча в воде?
Луч переходит из воды в стекло. Найдите угол падения, если угол преломления равен .
Луч света падает на границу раздела сред воздух-жидкость под углом и преломляется под углом . Каков показатель преломления жидкости? При каком угле падения угол между отраженным и преломленным лучами составит ?
Кажущаяся глубина водоема 3 м. Определите истинную глубину водоема. Показатель преломления воды 1,33.
Луч, отраженный от поверхности стекла с показателем преломления 1,7, образует с преломленным лучом прямой угол. Определите угол падения и угол преломления.
Определите длину тени от шеста на дне пруда, если угол падения солнечных лучей , а шест целиком находится под водой. Показатель преломления воды 1,33.
На дне ручья лежит камешек. Мальчик хочет толкнуть его палкой. Прицеливаясь, мальчик держит палку под углом . На каком расстоянии от камушка воткнется палка в дно ручья, если его глубина 50 см?
Свая вбита в дно реки и возвышается над водой на 1 м. Глубина реки 2 м. Определите длину тени сваи на поверхности воды и на дне реки, когда высота солнца над горизонтом .
На горизонтальном дне водоема, имеющего глубину 1,2 м, лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом . На каком расстоянии от места падения этот луч снова выйдет на поверхность воды после отражения от зеркала? Показатель преломления воды 1,33.
Расстояние между предметом и его изображением 72 см. Увеличение линзы равно 3. Найдите фокусное расстояние линзы.
Высокий уровень
В ясный солнечный день стоящий на дне озера водолаз видит в водном «зеркале» у себя над головой отражение всех участков дна, находящихся от него на расстоянии 10 м и более. Какова глубина озера? Рост водолаза 1,7 м.
Если смотреть сверху на неглубокий водоем с чистой водой, то дно хорошо видно, однако глубина водоема кажется меньшей, чем она есть в действительности. Во сколько раз?
Тонкая стеклянная сфера радиусом 25 см с показателем преломления стекла 1,5 заполнена водой с показателем преломления 1,33. На сферу падает пучок параллельных лучей. Определите площадь поверхности, в пределах которой лучи проникают в воду.
Рыба, находящаяся на глубине 1 м, смотрит вертикально вверх в глаза рыболову. Голова рыболова находится на высоте 1,5 м над водой. Каким покажется рыбе расстояние до головы рыболова?
В сосуд налиты две несмешивающиеся жидкости с показателями преломления и . Сверху находится жидкость с показателем преломления . Толщина ее слоя 3 см. толщина слоя второй жидкости 5 см. на каком расстоянии от поверхности жидкости будет казаться расположенным дно сосуда, если смотреть на него сверху через обе жидкости.
Предмет и экран находятся на расстоянии 1 м друг от друга. Перемещая между ними собирающую линзу, получают два положения, разделенных расстоянием 60 см, при которых линза дает четкое изображение предмета на экране. Найдите фокусное расстояние линзы.
Если расстояние предмета от линзы 36 см, то высота изображения 10 см. если же расстояние предмета от линзы 24 см, то высота изображения 20 см. определите фокусное расстояние линзы.
Тонкая линза с некоторым фокусным расстоянием создает прямое изображение предмета с увеличением . Каково будет увеличение , если, не изменяя расстояния между предметом и линзой, заменить линзу на рассеивающую с оптической силой ?
^
Пожилой человек не может читать книгу без очков, если расстояние от книги до глаз меньше 40 см.
А. Человек страдает близорукостью.
Б. Человеку необходимы очки с рассеивающими линзами.
В. На сетчатке глаза образуется перевернутое изображение текста.
Студент плохо видит таблицу, изображенную учителем на доске.
^ Студент страдает дальнозоркостью.
Б. Студенту необходимы очки с собирающими линзами.
В. На сетчатке глаза образуется перевернутое изображение текста.
Турист фотографирует достопримечательности города.
^ Объектив фотоаппарата дает на пленке мнимое изображение предмета.
Б. Изображение предмета на пленке получается перевернутым.
В. В солнечный день затвор фотоаппарата должен оставаться открытым большее время, чем в пасмурный.
Микроскоп – прибор, предназначенный для рассмотрения очень мелких предметов.
^ В объективе микроскопа используют рассеивающую линзу.
Б. Объектив микроскопа дает мнимое уменьшенное изображение предмета. РИС
В. Увеличение предмета в микроскопе происходит дважды.
Биолог через лупу рассматривает бабочку. РИС
А. Лупа представляет собой рассеивающую линзу.
^ Фокусное расстояние лупы больше 25 см.
В. Чтобы получить с помощью лупы максимально возможное увеличение, надо держать лупу близко к глазу, а предмет располагать вблизи ее фокуса.
Глаз человека. Выберите правильное высказывание.
^ На сетчатке глаза формируется мнимое увеличенное изображение предметов.
Б. Если человек хорошо видит близкие предметы, но плохо различает удалённые, он страдает дальнозоркостью.
В. Недостаток зрения, при котором лучи, исходящие от удаленных предметов, сфокусируются не на сетчатке, а перед ней, называют близорукостью.
Какой недостаток зрения у девушки, которая носит очки, нижняя часть которых – выпуклые стекла, а верхняя часть – плоские?
А. Близорукость.
Б. Дальнозоркость.
В. Человек не имеет недостатков зрения.
Определите оптическую силу объектива мультимедийного проектора, если диапозитив высотой 5 см получается на экране высотой 2 м, когда экран удален от объектива на 6 м.
Диапозитив имеет размеры 88 см. определите фокусное расстояние объектива мультимедийного проектора, если на экране, отстоящем на расстоянии 4 м от него, получается изображение 22 м.
С высоты 1 км сфотографирована река. Определите ширину реки, если на снимке она равна 4 см. Оптическая сила объектива фотоаппарата равна 8 дптр.
Определите увеличение телескопа, у которого объектив имеет главное фокусное расстояние 20 м, а окуляр даёт 8-кратное увеличение.
С какого расстояния нужно фотографировать здание длиной 50 м, чтобы весь фасад здания поместился на кадре светочувствительной матрицы размером 2436 мм? Фокусное расстояние объектива равно 50 мм.
Высота здания на фотографическом снимке 7 см. определите действительную высоту здания, если известно, что главное фокусное расстояние объектива равно 20 см, а аппарат при съемке был поставлен на расстоянии 80 м от здания.
Линзы с Оптическими силами 5 дптр и 2,5 дптр находятся на расстоянии 0,9 м друг от друга. Какое изображение даст эта система, если предмет расположить на расстоянии 30 см перед первой линзой?
Две одинаковые тонкие собирающие линзы сложили в плотную так, что их оптические оси совпали, и поместили на расстояние 12, 5 см от предмета. Какова оптическая сила системы и одной линзы, если действительное изображение, даваемое системой линз, было в четыре раза больше предмета?
Две линзы, выпуклую и вогнутую, сложили в плотную так, что их оптические оси совпали. Фокусное расстояние выпуклой линзы 10 см. когда такую систему поместили на расстоянии 40 см от предмета, то по другую от нее сторону на экране получилось четкое изображение предмета. Определите оптическую силу вогнутой линзы, если расстояние от предмета до экрана 1,6 м.
Оптическая система состоит из собирающей линзы с фокусным расстоянием 30 см и плоского зеркала, находящегося на расстоянии 15 см от линзы. Определите положения, даваемого этой системой, если предмет находится на расстоянии 15 см перед линзой.
Ученик привык читать книгу, держа ее на расстоянии 20 см от глаз. Какова должна быть оптическая сила очков, которые должен носить ученик, чтобы читать книгу, держа ее на расстоянии наилучшего зрения 25 см?
Близорукий человек читает без очков, держа книгу на расстоянии 10 см от глаз. Какова оптическая сила необходимых ем очков для чтения?
Ближний и дальний пределы аккомодации глаза близорукого человека 10 см и 30 см. Человек носит очки, в которых хорошо видит удаленные предметы. На каком наименьшем расстоянии он может держать книгу, читая в этих очках?
Близорукий человек может четко видеть предмет, если он находится на расстоянии не дальше 20 см от глаза. Какова должна быть оптическая сила очков, которые должен носить этот человек, чтобы четко видеть удаленные предметы?
Фокусное расстояние объектива микроскопа 3,5 мм, а увеличение микроскопа Г=100. Определите фокусное расстояние окуляра, если он расположен на расстоянии 12,4 см от объектива.
Опишите оптическую систему глаза.
Оптические свойства преломляющих сред глаза
Изображение, создаваемое оптической системой глаза
Аккомодация глаза
Адаптация глаза
Угол зрения
Недостатки оптической системы глаза
БлизорукостьДальнозоркостьАстигматизм органов зрения

Практическая работа №14

Изучение показателя преломления стекла

Для выполнения работы необходимо вспомнить теоретический материал из раздела «Геометрическая оптика». Для этого вам предлагается выполнить следующие задания.

  1. Соедините ячейки правого столбца с ячейками левого столбца так, чтобы отразилась правильная хронологическая картина «Развитие взглядов на природу света»

Одним из законов геометрической оптики является закон преломления света:

Если первой средой является вакуум, то

Среда с большим показателем преломления называется . Если свет переходит из оптически более плотной среды в менее плотную, то угол преломления

угла падения, т.е. .

Если свет переходит из оптически плотной среды в оптически менее плотную, то, начиная с некоторого угла падения , свет начинает полностью отражаться от поверхности раздела этих двух сред. Это явление называется . Угол падения , соответствующий углу преломления , называют .

В этом случае , следовательно, и

Совокупность отражающих и преломляющих поверхностей, расположенных на пути следования светового луча, называют . Центрированная оптическая система —

Оптическая система может давать действительное или мнимое изображение. Если лучи, идущие от точечного источника, после прохождения оптической системы пересекаются в некоторой точке, то такая точка является изображением источника. Если лучи, прошедшие оптическую систему, образуют расходящийся пучок, т.е. не пересекаются, и чтобы найти изображение источника, приходится продолжать расходящийся пучок в направлении, противоположном направлению распространения света, то образованное изображение называют

. Простейшей оптической системой является зеркало. Какое мы получаем изображение?

^ (прозрачная пластина с двумя плоскими параллельными гранями, рис 14.1): формула

проходя через пластину, световой луч смещается

Ход лучей в треугольной пирамиде (прозрачное тело, имеющее три грани — рис 14.2)

Отклонение монохроматического луча зависит от: 1) , 2) Формулы:

d

Рис 14.1 Рис 14.2

Человеческий глаз является сложной оптической системой, где роль линзы выполняет прозрачное упругое тело — , который является маленькой двояковыпуклой линзой диаметром 8-10 мм, окружен мышцами и прикреплен ими к склере. Мы способны изменять кривизну .При рассматривании близких предметов кривизна увеличивается, а при рассматривании далеких – уменьшается, причем так, чтобы каждый раз изображение предмета образовалось на сетчатке. Место на сетчатке, где образуется изображение (уменьшенное, действительное, обратное), которое человек видит лучше называется . Мозг «переворачивает» картинку.Способность глаза изменять кривизну хрусталика называется глаза (приспособлением). Ее предел наступает, когда предмет находится на расстоянии от глаза. Лучшее расстояние для зрения – когда предметы находятся на расстоянии от глаза (тогда детали предмета можно рассматривать без напряжения). Основными недостатками глаза являются:

  • Близорукость – изображение образуется сетчаткой (исправляется линзой)
  • Дальнозоркость – изображение образуется сетчаткой (исправляется линзой)
  1. Любую линзу можно рассматривать как совокупность призм. Изобразите этот факт графически.
  1. Отметьте все верные случаи, которые обосновываются явлением преломления света.
  • Ложка, поставленная в стакан с водой, кажется изогнутой.
  • Камни, находящиеся под водой, кажутся наблюдателю меньше, чем есть на самом деле.
  • Находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую под водой.
  • Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется глубже, чем в действительности.
  • Тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата.
  • Изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет.
  • Увеличение высоты башни в несколько раз приведет к такому же увеличению ее тени в полдень.
  • Камушки, лежащие на дне водоёма, кажутся колеблющимися, если поверхность воды в водоеме не совсем спокойная.
  • Возникновение лунной дорожки летней ночью.
  • В зеркале из толстого слоя стекла предметы кажутся больше, чем есть на самом деле.
  • Если посмотреть на окружающие тела через теплый воздух, поднимающийся от костра, то они кажутся «дрожащими».
  • В чашке чая мы можем увидеть предметы, находящиеся за спиной.
  • Через открытое окно в морозное утро мы видим окружающий мир расплывчато.
  • В глубокую лужу упала монета. Пытаясь ее найти, вы опускаете руку туда, где ее наблюдаете, но не можете нащупать.

1 случай 2 случай 3 случай 4 случай
III I II I II III
Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:

Название величины Обозначение величины Единица измерения Значение Связь с другими величинами
^
Угол преломления луча
^
^
^
^
^
Оптическая сила двух линз
^
^
^
Линейное увеличение линзы
  1. ^ . Опишите, в каких случаях формула может принимать следующий вид:
  1. Выполните лабораторную работу «Измерение показателя преломления стекла».

^ Измерить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки.

Оборудование, средства измерения: плоскопараллельная пластинка со скошенными краями, линейка измерительная, транспортир, ученический угольник.
^ Метод измерения показателя преломления с помощью плоскопараллельной пластинки основан на том, что луч, прошедший плоскопараллельную пластинку, выходит из нее параллельно направлению падения.Согласно закону преломления показатель преломления среды (1).

Для вычисления и на листе бумаги проводят две параллельные прямые AB и CD на расстоянии 5-10 мм друг от друга и кладут на них стеклянную пластинку так, чтобы ее параллельные грани были перпендикулярны этим линиям. При таком расположении пластинки параллельные прямые не смещаются (рис 14.3, а).

Располагают глаз на уровне стола и, следя за прямыми AB и CD сквозь стекло, поворачивают пластинку вокруг вертикальной оси против часовой стрелки (рис.14.3, б). Поворот осуществляют до тех пор, пока луч QC не будет казаться продолжением BM и MQ.

Для обработки результатов измерений обводят карандашом контуры пластинки и снимают ее с бумаги. Через точку ^ проводят перпендикуляр к параллельным граням пластинки и прямую MF.

Затем на прямых BM и MF откладывают равные отрезки и опускают с помощью угольника из точек и перпендикулярны и на прямую . Из прямоугольных треугольников и находим , а .

Следовательно, (2), т.е. измерение коэффициента преломления сводиться к измерению линейки длин отрезков и .

Отметим, что можно с помощью циркуля построить окружность с центром в точке M и радиусом ME , а затем построить треугольники и .

Аналогические построения можно сделать и при повороте плоскопараллельной пластинки по часовой стрелке (рис.14.3, в) и найти второе числовое значение показателя преломления стекла. Тогда за окончательный результат берут их среднее значение.

Рис 14.3

Порядок выполнения работы

  1. Положите плоскопараллельную пластинку на параллельные прямые AB и CD.

А В

С D

a) Сначала ориентируйте параллельные грани пластинки перпендикулярно AB и CD. Убедитесь, что параллельные линии при этом не смещаются.

б) Расположите глаз на уровне стола и, следя за линиями AB и CD сквозь стекло, поворачивайте пластинку вокруг вертикальной оси против часовой стрелки до тех пор, пока луч QC не будет казаться продолжением BM и MQ.

2. Обведите карандашом контуры пластинки, после чего снимите ее с бумаги.

3. Через точку M (рис.14.3, б) проведите с помощью угольника перпендикуляр к параллельным граням пластинки и прямую MF (продолжение MQ).

4. С центром в точке M проведите окружность произвольного радиуса, отметьте на прямых BM и MF точки и ().

5. Опустите с помощью угольника перпендикуляры из точек и на прямую .

6. Измерьте линейкой длину отрезка .

7. Запишите окончательный результат измерения.

8. Измерьте линейкой длину отрезка .

9. Запишите окончательный результат измерения.

10. Рассчитайте показатель преломления стекла по формуле (2).

11. Найдите абсолютную погрешность измерения показателя преломления стекла.

12. Запишите окончательный результат измерения коэффициента преломления стекла.

Дополнительное задание.

Измерить показатель преломления стекла при повороте плоскопараллельной пластинки по часовой стрелке (рис.14.3, в).

А В

С D

1.

2.

3.

4. Найдите среднее арифметическое значение показателя преломления стекла по результатам двух измерений.

n=

Вывод :

  1. Решите задачи, выбрав подходящий уровень сложности. Выполнение всех задач достаточного уровня соответствует оценке «4». Дополнительно к ним можно выполнить задания высокого уровня, тем самым повысив оценку на 1 балл (до «4», до «5»).

^

  1. Луч света падает на поверхность воды под углом . Каков угол преломления луча в воде?

  1. Луч переходит из воды в стекло. Найдите угол падения, если угол преломления равен .

  1. Луч света падает на границу раздела сред воздух-жидкость под углом и преломляется под углом . Каков показатель преломления жидкости? При каком угле падения угол между отраженным и преломленным лучами составит ?

  1. Кажущаяся глубина водоема 3 м. Определите истинную глубину водоема. Показатель преломления воды 1,33.

  1. Луч, отраженный от поверхности стекла с показателем преломления 1,7, образует с преломленным лучом прямой угол. Определите угол падения и угол преломления.

  1. Определите длину тени от шеста на дне пруда, если угол падения солнечных лучей , а шест целиком находится под водой. Показатель преломления воды 1,33.

  1. На дне ручья лежит камешек. Мальчик хочет толкнуть его палкой. Прицеливаясь, мальчик держит палку под углом . На каком расстоянии от камушка воткнется палка в дно ручья, если его глубина 50 см?

  1. Свая вбита в дно реки и возвышается над водой на 1 м. Глубина реки 2 м. Определите длину тени сваи на поверхности воды и на дне реки, когда высота солнца над горизонтом .

  1. На горизонтальном дне водоема, имеющего глубину 1,2 м, лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом . На каком расстоянии от места падения этот луч снова выйдет на поверхность воды после отражения от зеркала? Показатель преломления воды 1,33.

  1. Расстояние между предметом и его изображением 72 см. Увеличение линзы равно 3. Найдите фокусное расстояние линзы.

Высокий уровень

  1. В ясный солнечный день стоящий на дне озера водолаз видит в водном «зеркале» у себя над головой отражение всех участков дна, находящихся от него на расстоянии 10 м и более. Какова глубина озера? Рост водолаза 1,7 м.

  1. Если смотреть сверху на неглубокий водоем с чистой водой, то дно хорошо видно, однако глубина водоема кажется меньшей, чем она есть в действительности. Во сколько раз?

  1. Тонкая стеклянная сфера радиусом 25 см с показателем преломления стекла 1,5 заполнена водой с показателем преломления 1,33. На сферу падает пучок параллельных лучей. Определите площадь поверхности, в пределах которой лучи проникают в воду.

  1. Рыба, находящаяся на глубине 1 м, смотрит вертикально вверх в глаза рыболову. Голова рыболова находится на высоте 1,5 м над водой. Каким покажется рыбе расстояние до головы рыболова?

  1. В сосуд налиты две несмешивающиеся жидкости с показателями преломления и . Сверху находится жидкость с показателем преломления . Толщина ее слоя 3 см. толщина слоя второй жидкости 5 см. на каком расстоянии от поверхности жидкости будет казаться расположенным дно сосуда, если смотреть на него сверху через обе жидкости.

  1. Предмет и экран находятся на расстоянии 1 м друг от друга. Перемещая между ними собирающую линзу, получают два положения, разделенных расстоянием 60 см, при которых линза дает четкое изображение предмета на экране. Найдите фокусное расстояние линзы.

  1. Если расстояние предмета от линзы 36 см, то высота изображения 10 см. если же расстояние предмета от линзы 24 см, то высота изображения 20 см. определите фокусное расстояние линзы.

  1. Тонкая линза с некоторым фокусным расстоянием создает прямое изображение предмета с увеличением . Каково будет увеличение , если, не изменяя расстояния между предметом и линзой, заменить линзу на рассеивающую с оптической силой ?

^

  1. Пожилой человек не может читать книгу без очков, если расстояние от книги до глаз меньше 40 см.

А. Человек страдает близорукостью.

Б. Человеку необходимы очки с рассеивающими линзами.

В. На сетчатке глаза образуется перевернутое изображение текста.

  1. Студент плохо видит таблицу, изображенную учителем на доске.

^ Студент страдает дальнозоркостью.

Б. Студенту необходимы очки с собирающими линзами.

В. На сетчатке глаза образуется перевернутое изображение текста.

  1. Турист фотографирует достопримечательности города.

^ Объектив фотоаппарата дает на пленке мнимое изображение предмета.

Б. Изображение предмета на пленке получается перевернутым.

В. В солнечный день затвор фотоаппарата должен оставаться открытым большее время, чем в пасмурный.

  1. Микроскоп – прибор, предназначенный для рассмотрения очень мелких предметов.

^ В объективе микроскопа используют рассеивающую линзу.

Б. Объектив микроскопа дает мнимое уменьшенное изображение предмета. РИС

В. Увеличение предмета в микроскопе происходит дважды.

  1. Биолог через лупу рассматривает бабочку. РИС

А. Лупа представляет собой рассеивающую линзу.

^ Фокусное расстояние лупы больше 25 см.

В. Чтобы получить с помощью лупы максимально возможное увеличение, надо держать лупу близко к глазу, а предмет располагать вблизи ее фокуса.

  1. Глаз человека. Выберите правильное высказывание.

^ На сетчатке глаза формируется мнимое увеличенное изображение предметов.

Б. Если человек хорошо видит близкие предметы, но плохо различает удалённые, он страдает дальнозоркостью.

В. Недостаток зрения, при котором лучи, исходящие от удаленных предметов, сфокусируются не на сетчатке, а перед ней, называют близорукостью.

  1. Какой недостаток зрения у девушки, которая носит очки, нижняя часть которых – выпуклые стекла, а верхняя часть – плоские?

А. Близорукость.

Б. Дальнозоркость.

В. Человек не имеет недостатков зрения.

  1. Определите оптическую силу объектива мультимедийного проектора, если диапозитив высотой 5 см получается на экране высотой 2 м, когда экран удален от объектива на 6 м.

  1. Диапозитив имеет размеры 88 см. определите фокусное расстояние объектива мультимедийного проектора, если на экране, отстоящем на расстоянии 4 м от него, получается изображение 22 м.

  1. С высоты 1 км сфотографирована река. Определите ширину реки, если на снимке она равна 4 см. Оптическая сила объектива фотоаппарата равна 8 дптр.

  1. Определите увеличение телескопа, у которого объектив имеет главное фокусное расстояние 20 м, а окуляр даёт 8-кратное увеличение.

  1. С какого расстояния нужно фотографировать здание длиной 50 м, чтобы весь фасад здания поместился на кадре светочувствительной матрицы размером 2436 мм? Фокусное расстояние объектива равно 50 мм.

  1. Высота здания на фотографическом снимке 7 см. определите действительную высоту здания, если известно, что главное фокусное расстояние объектива равно 20 см, а аппарат при съемке был поставлен на расстоянии 80 м от здания.

  1. Линзы с Оптическими силами 5 дптр и 2,5 дптр находятся на расстоянии 0,9 м друг от друга. Какое изображение даст эта система, если предмет расположить на расстоянии 30 см перед первой линзой?

  1. Две одинаковые тонкие собирающие линзы сложили в плотную так, что их оптические оси совпали, и поместили на расстояние 12, 5 см от предмета. Какова оптическая сила системы и одной линзы, если действительное изображение, даваемое системой линз, было в четыре раза больше предмета?

  1. Две линзы, выпуклую и вогнутую, сложили в плотную так, что их оптические оси совпали. Фокусное расстояние выпуклой линзы 10 см. когда такую систему поместили на расстоянии 40 см от предмета, то по другую от нее сторону на экране получилось четкое изображение предмета. Определите оптическую силу вогнутой линзы, если расстояние от предмета до экрана 1,6 м.

  1. Оптическая система состоит из собирающей линзы с фокусным расстоянием 30 см и плоского зеркала, находящегося на расстоянии 15 см от линзы. Определите положения, даваемого этой системой, если предмет находится на расстоянии 15 см перед линзой.

  1. Ученик привык читать книгу, держа ее на расстоянии 20 см от глаз. Какова должна быть оптическая сила очков, которые должен носить ученик, чтобы читать книгу, держа ее на расстоянии наилучшего зрения 25 см?

  1. Близорукий человек читает без очков, держа книгу на расстоянии 10 см от глаз. Какова оптическая сила необходимых ем очков для чтения?

  1. Ближний и дальний пределы аккомодации глаза близорукого человека 10 см и 30 см. Человек носит очки, в которых хорошо видит удаленные предметы. На каком наименьшем расстоянии он может держать книгу, читая в этих очках?

  1. Близорукий человек может четко видеть предмет, если он находится на расстоянии не дальше 20 см от глаза. Какова должна быть оптическая сила очков, которые должен носить этот человек, чтобы четко видеть удаленные предметы?

  1. Фокусное расстояние объектива микроскопа 3,5 мм, а увеличение микроскопа Г=100. Определите фокусное расстояние окуляра, если он расположен на расстоянии 12,4 см от объектива.

  1. Опишите оптическую систему глаза.

Оптические свойства преломляющих сред глаза

Изображение, создаваемое оптической системой глаза

Аккомодация глаза

Адаптация глаза

Угол зрения

Недостатки оптической системы глаза

БлизорукостьДальнозоркостьАстигматизм органов зрения

границу раздела сред воздух-жидкость,измерение коэффициента преломления сводиться,запишите окончательный результат измерения,метод измерения показателя преломления,обведите карандашом контуры пластинки,изучение показателя преломления стекла,является сложной оптической системой,основными недостатками глаза являются,измерить показатель преломления стекла,рассчитайте показатель преломления стекла

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …