Практического занятия №1 — страница 6

^
V. Выполните творческие задания на темы:
Составление планов обучения рациональному и адекватному питанию.
Составление планов обучения поддержанию адекватной двигательной активности.
Составление планов обучения поддержанию безопасности.

«Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)».
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учебные цели.
Студент должен знать:
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка старшего школьного возраста.
Физическое, половое, нервно-психическое и социальное развитие.
Универсальные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы.
Значение физического воспитания для здоровья ребенка подросткового возраста. Факторы риска и безопасности.
Психологические проблемы перехода от детской к взрослой жизни. Помощь подростку и его родителям в ситуациях повышенного риска (депрессивные состояния, суицидальные попытки, повышенная сексуальная активность, пристрастие к вредным привычкам, беременность).
Студент должен уметь:
Проведение антропометрических измерений.
Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей старшего школьного возраста.
Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии.
Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня.
Обучение девочек-подростков технике самообследования молочных желез, мальчиков-подростков — технике самообследования яичек.
Обучение подростка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды.
Обучение подростка принципам здорового образа жизни
Формируемые компетенции:
Кодкомпетенции
Формируемые компетенции
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1
Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 5.1
Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
ПК 5.2
Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК
ПК 5.6
Оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.3.
Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
ПК 7.4.
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК 7.6.
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 7.7.
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
Последовательность ваших действий.
Ознакомьтесь с планом занятия:
1. семинар — 1час
2. практическая часть: доклинический этап — 45 мин.
3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций- 135 мин.
4 решение ситуационных задач, подведение итога занятия — 30 мин.
Изучите материал лекции № 11 «Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный).
III. Ответьте на вопросы для самоконтроля:
Перечислите этапы и периоды детского возраста
Дайте общую характеристику старшего школьного возраста
Перечислите АФО дыхательной, сердечно-сосудистой системы.
Перечислите АФО пищеварительной системы, центральной нервной
Перечислите компоненты режима дня
Назовите признаки полового созревания у девочек и мальчиков
Перечислите особенности психики подростков
Перечислите психо-социальные проблемы подростков.
Ответьте на вопросы графологического диктанта с целью самоконтроля:
Препубертатный период длится с 5-6 до 12 лет
Пульс у детей 5 лет равен 105 ударов в минуту
ЧДД детей 5 лет – 25 дыхательных движений в минуту
Второй скачок в росте раньше происходит у девочек
Второй скачок в росте у мальчиков происходит в 15-17 лет
АД систолическое рассчитывается по формуле 80+2n
Сознание подростков из индивидуального переходит в общественное
Для подростков свойственны социальные и психологические проблемы.
Физиологический шум в сердце появляется вследствие отставания развития проводящей системы сердца от роста миокарда
Половое созревание у мальчиков начинается позже, чем у девочек
Одним из признаков полового созревания мальчиков является увеличение щитовидного хряща
Печень достигает такого же уровня развития как у взрослого к 5 годам.
Нижний край печени старше 7 лет находится выше края реберной дуги справа.
Левая граница сердца детей пубертатного периода находится на 1 см кнаружи от среднеключичной линии.
Эталоны ответов:
да
нет
да
да
нет
нет
да
да
нет
да
да
нет
да
нет
Повторите методические рекомендации для студентов по методике обследования пациента, учитывая возрастные особенности.
Последовательность обследования.
План:
Оценка состояния кожи и подкожно-жировой клетчатки.
Оценка костной системы.
Оценка мышечной системы.
Пальпация лимфатических узлов.
Оценка дыхательной системы.
Оценка сердечно-сосудистой системы.
Оценка пищеварительной системы.
Оценка состояния кожи проводится по следующим характеристикам: Цвет, чистота, влажность, эластичность, тургор.
Цвет оценивают визуально. В норме кожа бледно-розового, телесного цвета. При патологии может быть гиперемированной, цианотичной, иктеричной, бледной.
Чистоту определяют по наличию послеоперационных рубцов, синяков, сыпи и др. В норме кожа чистая.
Влажность определяют тыльной поверхностью кисти на передней поверхности грудной клетки, брюшной стенки. В норме кожа умеренной влажности.
Эластичность определяют на тыльной поверхности кисти ребенка. Кожу собирают в складку, отпускают и смотрят как быстро она расправляется.
Тургор определяют по сопротивлению мягких тканей на внутренней поверхности плеча или бедра.
определяется в положении стоя сбоку от пупка. Необходимо собрать подкожно-жировую ткань в складку, толщина которой в норме равна 1-2 см.
Оценка костной системы:
Оценка количества зубов проводится по формуле.
Пальпация грудной клетки.
Оценка формы ног.
Оценка состояния суставов (наличие отечности, гиперемии кожи над суставом, амплитуда движений в суставе)
Осмотр стопы на наличие плоскостопия.
Оценка осанки на наличие сколиоза.
Пальпация грудной клетки проводится на наличие рахитических четок. Укладываем пальцы на ребра по боковым поверхностям грудной клетки и проводим их по направлению к грудине. При наличии рахитических четок имеются утолщения костной ткани на границе хрящевой и костной части ребер. В норме четок нет.
Просят ребенка стать ровно, пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. При правильной форме ног должно быть 4 точки соприкосновения: бедра, колени, икроножные мышцы, лодыжки. Также форма ног может быть О-образной, Х-образной.
На стопу наносится краситель и делают отпечаток на бумаге – плантография. Форма стоп – нормальная, уплощенная, плоская, экскавированная. Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода, опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенного свода.
Просят пациента стать ровно к медработнику спиной, руки вдоль туловища, пятки вместе, носки врозь. Визуально оценивают на одинаковом ли уровне находятся надплечья, нижние углы лопаток, верхние ости подвздошных костей. Затем просят пациента наклониться вперед и проводят пальцами вдоль позвоночника. Определяют есть ли искривление вправо или влево. В норме сколиоза нет.
проводится по двум характеристикам: сила и тонус.. У детей старшего возраста силу определяют динамометром, рукопожатием или следующим образом: просят пациента согнуть руку в локтевом суставе. В свою очередь медработник левой рукой упирается в плечо пациента, правой рукой обхватывает предплечье. Предлагают пациенту тянуть руку на себя и одновременно с этим свою руку тянут на себя.
У детей старшего возраста тонус мышц определяют так: просят пациента согнуть руки в локтевых суставах, фиксируют его руки в области запястий, производят сгибание и разгибание рук пациента (при этом пациент не напрягает мышцы рук). В норме отмечается незначительное сопротивление мышц.

Группы лимфатических узлов: затылочные, подчелюстные, подъязычные, задне- и переднешейные, над- и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные.В норме лимфоузлы не пальпируются. Если же они пропальпировались, то определяют следующие их характеристики: размер, болезненность, подвижность, консистенция. Особенности пальпации подмышечных лимфоузлов: ребенок поднимает руки вверх. Медработник ставит свои руки вертикально в подмышечную область ребенка. Затем пациент опускает руки вниз и начинают пальпацию накатывающими движениями. У здорового ребенка могут пальпироваться шейные, подчелюстные, подмышечные и паховые л/узлы: единичные, мелкие, мягкие, подвижные, безболезненные.При оценке дыхательной системы проводят такие исследования, как подсчет числа дыхательных движений, перкуссия и аускультация легких.
– берем руку пациента как для подсчета пульса и следим за движениями грудной клетки или передней брюшной стенки (в зависимости от типа дыхания) и определяем частоту по количеству вдохов.
5 лет -25 в мин,10 лет – 20 в мин, старше – 16-20 в мин.
. Определяют легочный звук. В норме он ясный. При патологии может встречаться притупление перкуторного звука, коробочный, тимпанический звук. Перкуссия проводится средними пальцами обеих рук. Средний палец левой руки всегда плотно прикладывают к телу пациента – это палец – плессиметр. Средним пальцем правой руки проводят два коротких удара по пальцу- плессиметру перпендикулярно последнему.
Спереди перкуссия проводится в симметричных точках последовательно:
Над ключицами параллельно им
По ключице без пальца- плессиметра
Под ключицами
Во втором межреберье.
Сзади перкуссия проводится:
Над лопатками (палец- плессиметр в горизонтальном положении)
Между лопатками (палец- плессиметр параллельно позвоночнику)
Под лопатками (палец-плессиметр в горизонтальном положении)
Боковые поверхности по межреберьям.

Оцените статью
Добавить комментарий