Предмет, метод, принципы, система экологического права

Предмет, метод, принципы, система экологического права.
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Предмет экологического права — общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др. Метод правового регулирования общественных отношений — это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае — нормами экологического права).. два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействия на общественные отношения являются:для императивного метода — запрет и предписание;для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций. Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.
Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь, юридических. Система делится на Общую, Особенную и Специальную части.
В Общей части экологического права содержатся институты и положения, которые имеют значение для всего экологического права:предмет и методы в экологическом праве;источники экологического права;экологические правоотношения;право собственности и иные права на природные ресурсы;право природопользования;государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;экологическая экспертиза;экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды;юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.К Особенной части относится правовое регулирование использования и охраны земель, вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда и др.Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.
Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:
Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционный экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)Предотвращение вреда окружающей средеОхрана жизни и здоровья человекаДемократизация экологического праваГуманностьОбеспечение рационального использования природных ресурсовУстойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитиеСохранение и защита экологического равновесияСвободный доступ к экологической информации (в России — одно из конституционный экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как "Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде", подробнее см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде)Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду«Загрязнитель платит»Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованиюОтветственность за нарушение требований экологического законодательства
Источники экологического права.
Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются:1) на федеральном уровне:Конституция РФ;международные документы;федеральные конституционные законы;федеральные законы;акты Президента РФ (указы, распоряжения);акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;2) на уровне субъектов РФ:законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектов РФ;законы субъектов РФ;акты глав субъектов РФ;акты органов исполнительной власти субъектов РФ;3) на муниципальном уровне — акты местного самоуправления.Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах — земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовых актах. согласно ст. 15 Конституции РФ международные нормативные правовые акты являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных внутренним законодательством, то применяются правила международного договора.Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения — нормативные акты, принятые уполномоченными органами власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Конституция Российской Федерации как источник экологического права.
Конституция РФ — основной источник экологического права. В ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.Таким образом, нормы Конституции устанавливают:экологические права и обязанности граждан РФ (ст. ст. 42, 58);право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. ст. 9, 36);компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. ст. 71, 72, 114).Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы — акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.
Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (общая характеристика).
Один из основных законов, содержащих норма экологического права. В данном законе законодатель определил такие понятия, как окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность); природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; и др. Так же в законе определены полномочия государственных органов, в сфере защиты окружающей среды, разграничены полномочия государственной власти и субъектов РФ. Указаны права и обязанности граждан и общественных объединений в сфере охраны окружающей среды. Определен ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды, требования об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, нормативы, международное сотрудничество.
Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (общая характеристика).
закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Основные понятия, такие как: атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду и др. Устанавливает принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, разграничивает полномочия государственных, субъектов и муниципальных., нормативы качества атмосферного воздуха, регулирование выбросов, мониторинг, контроль, права граждан и юр.лиц в области охраны, ответственность за нарушение правил, международное сотрудничество.
Федеральный закон РФ «О животном мире» (общая характеристика).
ФЗ определяет, что Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Основные понятия: объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция;биологическое разнообразие животного мира — разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах;генетические ресурсы животного мира — часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности;устойчивое существование животного мира — существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени;использование объектов животного мира — изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Устанавливает полномочия органов государственной власти в области использования и охраны животного мира. Меры по охране животного мира, ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОХРАНУ ЖИВОТНОГОМИРАИ СРЕДЫ ЕГО ОБИТАНИЯ, право пользование на объекты животного мира, ответственность за нарушение законодательства, сборы за пользование объектами животного мира, порядок выдачи лицензий на пользование животным миром.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5.11.98г. №14 (общая характеристика). существенный экологический вред. незаконная охота. квалификация лесов.

Оцените статью
Добавить комментарий