ПРИЛОЖЕНИЕЗанятие №6 — Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие №6

Решение межпредметных задач.

Цель: Закрепление знаний учащихся в процессе решения задач, организация активного поиска решения, поставленных задач, межпредметная связь с физикой и математикой. Связь с физикой: плотность растворов, математическая связь массы, плотности, объёма.

1.Сколько г иода и сколько мл спирта (плотность 0,8 г/мл) нужно взять для приготовления иодной настойки массой 50г и массовой долей иода 5%? (иода-2,5г и 56мл спирта).

2.Масса пластинки из третника равна 7,55г, а её объём 0,9см3. Определите плотность третника и процентное содержание свинца и олова в сплаве?

(плотность 7,4гсм3).

^

Цель: Систематизировать и углубить знания по теме, научить делать перерасчеты одного вида концентрации растворов в другой. Показ применения полученных знаний в жизни. Связь с физикой: плотность растворов, математическая связь массы, плотности, объёма.

Вопросы

1.Как делят вещества по растворимости в воде. Приведите примеры.2.Как меняется растворимость твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде в зависимости от температуры.3.Что такое концентрация растворов? В каких единицах её выражают?4.Что такое кристаллогидраты? Приведите примеры.5. Можно ли утверждать, что объём раствора равен сумме объёмов растворенного вещества и растворителя? Приведите примеры.6.Растворимость – физико-химический процесс. Приведите примеры, подтверждающие справедливость этого утверждения.7.Что такое изотонический (физиологический), гипертонический, гипотонический растворы? Где их применяют?Задачи

1. В 100мл раствора гидроксида калия содержится 11,2г КОН. Рассчитайте молярную концентрацию раствора, массовую долю гидроксида калия в растворе (плотность раствора 1,09гсм3).

3.При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85% раствор поваренной соли (физиологический раствор). Сколько г воды и соли нужно для приготовления 5кг такого раствора?

4. Рассчитайте для 10% раствора серной кислоты его молярность, нормальность, титр (плотность 1,066гсм3).

Учитель сам принимает зачёт у двух учащихся, затем эти ученики опрашивают теорию у остальных ребят.Учащиеся отвечают теорию, затем решают задачи. Сильные получают индивидуальные задания, ребята послабее работают в парах.

^ : подготовить сообщения, подобрать газетный и иллюстративный материал о роли воды в живых организмах.

Занятие 9 Гидролиз.На столе учителя растворы: кислота, вода, щёлочь, сульфат меди, карбонат калия, хлорид натрия.На столах учащихся растворы: хлорид меди, карбонат натрия, нитрат калия, гидроксид натрия, сахароза, лакмусовая бумага, стеклянные палочки, лист белой бумаги, две пробирки, Крахмальный клейстер, конц. серная кислота, горячая вода, раствор иода,

^ .

На лист бумаги положите три отрезка лакмусовой бумаги, нанесите по капле воды, затем на каждый отрезок лакмусовой бумаги нанесите каплю исследуемого раствора соли. Что происходит с окраской лакмусовой бумаги? Почему? Составьте уравнения реакций.

^ ..

. Соберите в одну пробирку 0,5 мл слюны. Налейте в пробирку со слюной 3мл крахмального клейстера, в другую пробирку к 3мл клейстера добавьте 1-2 капли конц. серной или соляной кислоты, смеси хорошо перемешайте и поставьте в горячую воду (350— 400 С) на 10-15мин. В чистую пробирку налейте 3мл крахмального клейстера и прибавьте 1мл дистиллированной воды. Смесь встряхните и прокипятите.

. После остывания пробирок, нейтрализуйте кислоту раствором щёлочи и проделайте качественные реакции на пробы из пробирок на крахмал с иодом, на глюкозу с гидроксидом меди(11).

^

.К 1мл раствора сахарозы добавьте 1-2 капли раствора серной кислоты и прокипятите раствор 1мин. Нейтрализуйте кислоту раствором щелочи, проведите пробу на глюкозу гидроксидом меди (11).

^

Количественное определение воды в кристаллогидратах.

Установление формул кристаллогидратов.

Цель: углубить знания учащихся о кристаллогидратах, кристаллизационной воде, закрепить понятие о растворах, совершенствовать навыки правильного расчёта

Оборудование и реактивы. Кристаллогидраты: медный купорос, глауберова соль, железный купорос, гипс природный.Фарфоровый тигель, горелка, держатель, весы и разновесы.Последовательность работы:

  1. Взять навеску вещества.
  2. Удалить из него кристаллизационную воду
  3. Определить массу безводнойой соли.
  4. Вычислить % содержание воды в образце
  5. .Определить формулу кристаллогидрата.

Закрепление:

При прокаливании соды(Nа2СО3 х Н2О) образовалось 9г воды и осталось 5,3г безводного карбоната натрия. Сколько молекул кристаллизационной воды содержится в кристаллической соде? (Na2CO3 10 H 2O)

^

Определение влажности воздуха.

Цель: научиться определять влажность воздуха, делать пересчёт содержания воды в 1м3 воздуха, межпредметная связь с физикой. Влияние влажности воздуха на организм человека.

Оборудование: термометр, психрометр. Психрометрическая таблица, давление насыщающих водяных паров (любой сборник по физике)

^ 1.Измерьте температуру воздуха термометром. Измерение проводите длительное время 5-8мин.2.Определите температуру надпочвенного слоя. Измерение проводите в тени. Температура на высоте 1,5м должна отличаться от температуры надпочвенного слоя. Температура уменьшается с высотой.3.Определите облачность в баллах. Если на небе нет облаков, то показатель облачности равен 0, если небо полностью затянуто облаками-10. Определите тип облаков: кучевые, слоистые, перистые, кучево-слоистые, слоисто-перистые, кучево-дождевые. По типу облаков охарактеризуйте состояние атмосферы: безоблачное небо- признак низкой влажности и высокого давления (антициклон); небо затянутое облаками- признак высокой влажности и низкого давления (циклон).4.Определите относительную влажность воздуха психрометром:а) снимите деталь, прикрывающую нижнюю часть термометра;б) оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её водой, поставьте деталь на место;в) заведите механизм отдува воздуха;г) подвесьте термометр в тени на 20мин;д) снимите показания сухого и влажного термометров;е) учитывая их показания, определите влажность воздуха по психрометрическим таблицам.

5.Определите, сколько воды содержится в 1 кубическом метре воздуха. Вычислите массу воды и объём водяных паров в 1м3 воздуха.

^

Исследование состава минеральной воды.

.

Цель работы: исследовать химический состав минеральной воды, обнаружить катионы магния, кальция, натрия, анионы хлора, сульфат и карбонат. Определить жесткость водопроводной воды.

Оборудование: минеральная вода, водопроводная вода, аммиачная вода, известковая вода. Растворы хлорида аммония, гидрофосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, уксусной кислоты, соляной кислоты, метилоранж, раствор нитрата серебра.

Спиртовка, прибор для получения газов, химические стаканы, бюретка с соляной кислотой, мензурка, воронка, фильтр.

^

1.Определение катионов магния.

В пробирку с 2-3 мл минеральной воды прилейте раствор аммиачной воды до образования осадка. Затем добавьте раствор хлорида аммония, осадок растворится. При добавлении 5-6 капель раствора гидрофосфата магния образуется осадок двойной соли:

MgCl2 + NH4OH + Na2 HPO4 = MgNH4PO4 + 2NaCl + H2 O

Сделайте вывод о наличии катионов магния в воде.

^

Полученный в 1 опыте осадок отфильтруйте. К 2-3 мл фильтрата добавьте 1мл раствора оксалата аммония. Проверьте, растворяется ли он в соляной и уксусной кислотах. Для этого разделите раствор на две части. В одну пробирку добавьте 0,5 мл соляной кислоты, в другую – уксусной кислоты.

CaCl2 + (NH4)2 C2O4 = CaC2O4 + 2NH4Cl

Сделайте выводы о присутствии ионов кальция, о свойствах оксалата кальция.

^

К 2 мл воды добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. К полученному творожистому осадку добавьте несколько капель азотной кислоты. Сделайте выводы. Напишите уравнение реакции.

^

К 2-3мл воды добавьте несколько капель раствора хлорида бария. Образуется белый осадок. Проверьте растворяется ли этот осадок вазотной кислоте.

^ .

К 2мл воды добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.

Занятие

Практическая работа № 4

^ .

Цель: познакомить с физическими и химическими способами очистки воды.

Показ применения полученных знаний в повседневной жизни.

Оборудование: воронка, фильтр, ткань, песок, древесный уголь, колонки с ионитами, микроскоп, сульфат алюминия.

Ход работы.Фронтально выясняются способы очистки воды:Физические, химические, термические, биологические.Затем каждая группа получает задания и выполняет очистку воды 2-3 способами. В конце работы проводится проверка результатов очистки с помощью микроскопа.

Задания:

Удалите примеси из воды, используйте физические и химические методы.Для выполнения практической работы можно предложить следующие эксперименты:

  1. Очистить воду от взвешенных частиц отстаиванием.
  2. Фильтрование воды, пропуская её через мелкий песок, ткани, фильтр.
  3. Фильтрование воды через древесный уголь.
  4. Очистка воды добавлением сульфата алюминия, с последующим фильтрованием.
  5. Смягчение воды, пропусканием её через сульфоуголь или иониты.

6.Проверка загрязнённой и очищенной воды в опытах 1-4 под микроскопом. Наши Вопросы – Ваши ответы

Элективный курс « Вода на перекрёстках химии, физики, биологии».

1.«Человек, запомни навсегдаСимвол жизни на Земле — вода!Экономь ее и береги-Мы ведь на планете не одни!» Объясните: Почему нужно беречь воду?2.Каковы особенности физических свойств воды3.Как отражается на жизни растений недостаток воды в окружающей среде?4.В состав сырого яблока массой 600г входит 84г сахара, 18г белка, яблочной кислоты, клетчатки и жира. Какое же вещество составляет остальное?5.Южное дерево эвкалипт достигает высоты 150м. Это самые высокие деревья на Земле. Какая сила поднимает воду по стволу к верхушкам листьев?6.Известно, что из 1000л воды, получаемых растением, им усваивается всего 2л. Как расходуются остальные 998л воды.7.«Капля катится, светитсяНад моей головой.Как ей хочется встретитьсяС апрельской травой.Чтобы землю порадовать,Чтобы корни омыть,Чтобы как на параде,Всю траву распрямить».Почему после дождя трава «распрямляется»?

Информация для любознательных.

Самая примечательная черта кактусов- их стойкость и выносливость. Американский агроном Лютер Бербанк как-то подвесил кактус на дерево на верёвке, и через 6лет посадил его обратно в землю. Вскоре растение зацвело.8.«Природу мы так рьяно покоряем,Уродуем творение творца,Долбим, сверлим, копаем, ковыряемИ травим, и взрываем без конца.Безумие своё реализуя,Давно уж мирозданию хамим,Давно во всю галактику газуем,Давно во всю Вселенную дымим».

Докажите слова автора примерами.

9. Кое-где в водах нашей области концентрация ионов железа в воде превышена в 4 раза по сравнению с предельно допустимой (0,3мг/л). Избыток ионов железа в питьевой воде повышает заболеваемость желудочно-кишечного тракта, усиливает ишемическую болезнь сердца. Предложите способ удаления ионов железа из воды, если известно, что они входят в состав гидрокарбоната железа (11). Напишите соответствующие уравнения реакций.10. Составьте схему круговорота воды в природе, используя следующие компоненты: осадки, испарения, транспирация, водяной пар, конденсация, облака, растительность, суша.11.Прочитайте отрывок стихотворения П.Дудника:Говорят, что на восемьдесят процентовИз воды состоит человек.Из воды –добавлю—родных его рек.Из воды— добавлю—дождей, что его напоили.Из воды –добавлю—из древней воды родников.Из которых его и деды и прадеды пили… .Как вы понимаете этот текст с точки зрения своих знаний о составе живого вещества и о роли воды в живой природе?12.Почему перед заморозком рассаду помидоров, огурцов следует обильно полить?13.Большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему?14.Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?15.Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то реакции не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла?16.Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?

17.Какая почва быстрее прогревается солнцем: влажная или сухая?

ЛИТЕРАТУРА для УЧИТЕЛЯ

Обязательная

1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.Утверждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07.02г Профильная школа № 1 — .2003.с12 – 18, № 2 с 3 — 6 2.Габриелян О.С., Остроумов Н.Г. Программа профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведениях.ХВШ № 8 – 2002 с51 – 63, № 9 с 45 -56.ХВШ 2-2003 с 613.Некрасов В.В. Учебник общей химии М. Химия 1981.4.Пёрышкин А.В.Физика-7 М. Дрофа 2005 глава 1,2.5.Перышкин А.В.Физика-8 М. Дрофа 2005 глава-2, 19.6. Основы Биологии М. Просвещение 1992.7.Ходаков Ю.В. Общая химия М. Педагогика 1985.8.Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента Москва Просвещение 19909.«Химия» приложение к газете «Первое сентября»№9 1996.

Дополнительная

1.Дермгольц В.Ф. Мир воды Л..2.Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.Просвещение 1978.3.Ильченко В.Р. Перекрёстки химии, физики и биологииМ. Просвещение 1986.4.Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии Ч1М.Просвещение 1974.5.Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Наука.1993. глава пятая «свойства жидкостей и газов».6.Денисова В.Г. Открытые уроки по химии 8 – 11 классы Волгоград Учитель 2003 7.Интегрированные уроки в школе биология- химия, Волгоград Учитель 2003 .8.Вестник ЗОЖ №5 2006 с20 Мир на серебряных весах

Литература для учащихся

Обязательная1.Габриелян О.С. Химия 8кл М Дрофа 2001 -2005 24,34.2 Пёрышкин А.В.Физика-7 М. Дрофа 2005 глава 1,2.3.Перышкин А.В.Физика-8 М. Дрофа 2005 глава-2, 19..

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …