Принятие или отторжение — Основная Образовательная программа муниципального

^
ВнешкольнаяОпыт гражданского поведения
Социальные практики
Решение общественно значимой задачи (или её модели)
Внеклассная

Программа направлена на формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Основания для разработки программы.
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральный Закон " О физической культуре и спорте Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года № 80 – ФЗ.
Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года « О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».
Федеральная целевая программа « Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015годы ». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
ФГОС начального общего образования.
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходится тем, кто своевременно не позаботился о своём здоровье, здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, а учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Программа объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
В качестве обобщенных целей деятельности данной программы отмечены следующие:
создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;
усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;
создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, воспитанников в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Все учителя школы придерживаются стратегии здоровьесбережения:
Приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребёнка на разных этапах развития.
Максимум оценок — минимум отметок: снятие школьных стрессов.
Перегрузка зависит не от количества, а от качества учебной деятельности: то, что интересно – не вызывает эффекта перегрузки.
Применение технологий мотивационного обеспечения учебного процесса.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.
Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих проблемы в развитии и здоровье.
Медицинское обеспечение программы включает:
распределение учащихся по группам здоровья;
составление списков учащихся, освобождённых от занятий физической культурой;
беседы методиста по здоровьесберегающим технологиям с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
профилактические прививки учащихся и учителей;
диспансеризацию педагогического коллектива школы.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:
предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском а также во всём школьном коллективе;
решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой;
помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (таких, как закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определённом возрастном этапе;
контроль медицинского обслуживания учащихся;
контроль качества питания учащихся и учителей в школьной столовой.
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
спортивный инвентарь и спортивное оборудование школы;
компьютерную базу данных;
мультимедийное оборудование.
Направления деятельности, обеспечивающие сохранение здоровья
Основные направления
Основные мероприятия
1.Медицинский и логопедический мониторинг состояния здоровья учащихся.
— ежегодные углубленные медосмотры- анализ состояния здоровья учащихся, начиная с 1 класса- расширение работы логопедического пункта
2.Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса в летний период.
— работа кабинета стоматолога- работа летнего лагеря при школе
3.Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма.
— постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, регулярная корректировка инструктажей ТБ. Своевременный ремонт здания и оборудования.
4.Усиление двигательного режима. Разработка и выполнение плана спортивно-массовых и досуговых мероприятий.
— введение 3-го часа физкультуры- проведение физкультминуток в начальной и средней школе- проведение Спартакиады школьников- введение элементов методики Базарного-участие во всех районных соревнованиях — работа спортивных секций
5.Валеологическое, психологическое и социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
— проведение психологом тренингов с учащимися и учителями, методические рекомендации по работе с одаренными детьми и с детьми «группы риска»- работа кабинета психологической разгрузки
включает рациональную организацию общего режима дня школьников: а) составление учебного плана с учетом максимальной учебной нагрузки на учащихсяб) соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков, с учетом шкалы трудности предметов в) применение здоровьесберегающих технологийг) включение в урок энергизаторов-упражнений для снятия утомления и восстановления активности учащихсяд) введён «Час здоровья» и дополнительные часы физкультуры.
При разработке учебного плана школа стремится создать условия для сохранения здоровья детей и более полно учесть индивидуальные образовательные потребности школьников. В этих целях:
— минимизирован перечень обязательных для изучения предметов за счет интеграции содержания образования, за счет перехода к блочно-модульному построению курсов, за счет рационального использования учебного времени и интенсификации учебного процесса;
минимизирован для освоения перечень дидактических единиц за счет выделения фундаментальных, структурообразующих концепций и понятий и переноса части содержания в область свободно избираемого образования, в частности, в спецкурсы, дополнительные образовательные модули, различные деятельностные формы организации учебного процесса (поисково-исследовательскую деятельность, проектную деятельность и т.п.).
С целью развития двигательной активности обучающихся, во исполнение распоряжения Президента РФ Медведева Д.М. в школе введён третий урок физической культуры, призванный восполнить недостатки двигательной активности и гигиенического просвещения.
:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить учащихся составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление о негативных факторах риска здоровью человека (снижение двигательной активности, переутомление, инфекционные заболевания), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотром телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Структура системной деятельности:
Здоровьесберегающая инфраструктура.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
Реализация дополнительных образовательных программ.
Просветительская работа с родителями.
Мониторинг физического и психологического благополучия учащихся.
Здоровьесберегающая инфраструктураШкола отвечает всем требованиям: санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда участников образовательного процесса.
В школе имеется столовая и буфет, организовано горячее питание.
Учебные кабинеты, спортивный зал, спортплощадка оснащены необходимым оборудованием и инвентарем.
Имеется оборудованный медицинский кабинет. Медицинское обслуживание ведет медицинская сестра.
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся
Рациональное расписание уроков и занятий во второй половине дня.
Отсутствие перегрузки в части домашних заданий.
Использование методик и методов обучения, адекватных возрастным особенностям обучающихся.
Организация физминуток и динамических пауз в ходе урока и в режиме учебного дня.
Соблюдение требований к применению технических средств, компьютеров.
Организация индивидуального подхода в обучении с учетом темпа освоения, способностей и возможностей ребенка.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
Определение групп по здоровью для проведения уроков физической культуры.
Режим двигательной активности на уроках и переменах.
Проведение уроков в интерактивном режиме, на основе деятельностного подхода с учетом возрастных особенностей.
Работа спортивных секций, кружков.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: дней здоровья, соревнований, спортивных праздников, походов, экскурсий.
Реализация дополнительных образовательных программ
Разработка дополнительных программ по формированию здорового образа жизни.
Разработка проекта
Просветительская работа с родителями
Лекторий для родителей
Консультации психолога, медицинской сестры, классных руководителей
Совместные мероприятия спортивного, оздоровительного и профилактического характера.
Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся
Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений (анкетный опрос).
Физическое развитие учащихся.
Заболеваемость учащихся.
Физическая подготовленность учащихся.
Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья).
Здоровый образ жизни учащихся
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ начальной школыЭффективная форма организации школьников в рамках внеклассной работы – детские объединения — добровольные общественные объединения детей и подростков, ориентированные на общечеловеческие ценности, представляющие и защищающие интересы и права своих членов.
Задачи:
Содействие становлению правовой демократической культуры, обеспечивающей свободное развитие личности,
Воспитание гражданственности.
Формирование социальной активности, самодеятельности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей,
Развитие института детского самоуправления, содействие усилению роли школьников в общественной жизни школы, района, города.
Добровольное объединение школьников, которое создано с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.Основными задачами отрядов юных инспекторов движения являются: 1. Активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.2. Изучение правил безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.3. Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Добровольное противопожарное формирование детей и подростков создано с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний.Задачи ДЮП:1. Повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности.2. Проведение противопожарной безопасности.3.Организация выпуска тематической стенной печати в школе.4.Организация взаимодействия с местными средствами информации (выступления по школьному радиоузлу и др.)5.Участие и распространение наглядно-изобразительных тематических материалов.6.Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр.7. Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении пожара.8. Поддержание необходимой профессиональной и спортивной готовности команд юных пожарных.9.Приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.10. Участие в проведении соревнований и спортивных секций по пожарно-спасательному спорту.11. Проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин, слетов.12. Организация и проведение собраний, шествий, тематических экскурсий, походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей.
Детское объединение — отряд ЮПР (Юных патриотов России)
Воспитывает патриотов своей страны, способствует развитию гражданской ответственности и любви к Родине, окружающей природе, развивает систему патриотического воспитания учащихся школы. Целью работы отряда ЮПР МОУ СОШ № 1 является развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способных на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества — поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.Задачи отряда ЮПР:1. Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование школьной системы патриотического воспитания;2. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;3. Воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов Страны;4. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

освоения Основной образовательной программы
начального общего образования в МОУ Матвеево-Курганской СОШ №1
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты).
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки  несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов (прилагаются в методических пособиях по всем предметам Образовательной системы «Школа-2100»).

1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. 3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п. 5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Ещё раз подчеркнём, что личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
также подробно разработана в Образовательной системе «Школа-2100» и является составной частью этой системы.
системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС, в ОС «Школа 2100»
Данный материал необходим для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на четыре года вперед.
.
На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.
. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника», изд. «Баласс»).
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.
 используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
 используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
в 24 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
 используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
 используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.
Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, ведение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.
Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 23 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.
Заполнение предметных таблиц результатов добавляет около 5 минут к обычному времени проверки каждой контрольной работы. С учётом всех контрольных по всем предметам за четверть это означает около 30 минут дополнительной работы.
Метапредметные диагностические работы (проводятся 12 раза в год) потребуют от учителя:
выделить около 23 часов учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем,
около 23 часов на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществлять полуавтоматически, значительно экономя время).
Помощь в пополнении «Портфеля достижений» может отнимать у учителя в среднем ещё около 1 часа в четверть на всех учеников класса. Итого дополнительные временные затраты учителя составят около 9 дополнительных часов работы в год. Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.
 используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Чтобы исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов и в официальный журнал, рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала: выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников.
новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
– используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
 используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.
Таким образом, при использовании полного набора правил оценивания:
учителю необходимо будет документально оформить их использование решением педсовета образовательного учреждения, так как изменится порядок заполнения официального журнала − большинство текущих отметок будет выставляться в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников,
учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).
Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
система оценки сориентирована на требования стандарта. Объектом оценки выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. Планируемые результаты включают личностное развитие, метапредметные и предметные результаты.
Персонифицированной оценке подлежат метапредметные и предметные результаты.В связи с постепенным введением требований стандарта (только в 1 классе) содержание и процедуры оценки, а также конкретизация планируемых результатов освоения основной образовательной программы будут уточняться в практической деятельности педагогического коллектива школы.В 1-ых классах система безотметочного обучения освоена и будет продолжена в рамках стандарта. Но содержательная и критериальная база оценки, то есть планируемые результаты, будут меняться по мере развития образовательной практики на основе следующих позиций:
Соотношение и согласование внутренней и внешней оценки при общем понимании, что оценивать, в каких форматах, с помощью каких заданий.
Доверие внутренней оценке, в частности, стандартизация портфолио.
Вовлеченность в процесс оценивания обучающихся в условиях единой критериальной основы, и как следствие – развитие самоконтроля, самооценки, самоанализа.
Внутренняя оценка – это оценка самой школы, которая выражается:
в текущих отметках, которые ставятся учителем;
в результатах самооценки учащихся;
в результатах наблюдений учителя и школьного психолога;
в промежуточных и итоговых оценках учащихся.
Внешняя оценка:
государственная итоговая аттестация выпускников;
аттестация работников образования;
аккредитация образовательных учреждений;
мониторинговые исследования качества образования.
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через
Аттестацию педагогических кадров;
Аккредитацию школы;
Мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Требования к структуре итоговой оценки.
Фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребёнка по отношению к самому себе.
Получить объективные и надёжные данные об образовательных достижениях каждого ребёнка и всех учащихся.
.
накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.
оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов школы. Т.о. итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы. В целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать для проведения итоговых работ единый или, как минимум, сопоставимый инструментарий, разрабатываемый либо централизованно на федеральном уровне, либо региональными органами управления образованием или образовательными учреждениями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в системе внешней оценки.Связь внутренней итоговой оценки с системой внешней оценки будет усилена, если:
проводится регулярный внешний мониторинг образовательных достижений выпускников начальной школы, осуществляемый на основе представительной выборки (на федеральном и региональном уровнях);
процедуры аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательного учреждения предусматривают проведение анализа;
агрегируются данные о результатах выполнения выпускниками итоговых работ;
делаются выборки данных, характеризующие используемые учителем и школой системы накопительной оценки.
В рамках стандарта предлагаются итоговые работы для выпускников начальной школы:
итоговая работа по русскому языку;
итоговая работа по математике;
итоговая комплексная работа на межпредметной основе.
Таким образом, оцениваются предметные и метапредметные результаты. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые отражены в общеучебных способностях:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать деятельность, контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, портфолио.
^

Оцените статью
Добавить комментарий