Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества — 1. Предмет, метод и принципы пп

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ (содержит перечень ФГУП, находящихся в федеральной собственности акций ОАО и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году; должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации).
Акции стратегических АО и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ (акции ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок – на основании ФЗ).
Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ (предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций АО, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти) (предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами МСУ, ю/л и гражданами).
Утвержденный прогнозный план направляется в ГД одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов (отчет о выполнении прогнозною плана ежегодно, до 1 мая, представляется в ГД Правительством РФ).
Решение об условиях приватизации (принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации); содержит сведения (наименование имущества и данные, позволяющие его индивидуализировать; способ приватизации; нормативную цену (минимальную цену, по которой возможно отчуждение этого имущества; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые сведения)).

1) состав подлежащего приватизации имущества (определяется в передаточном акте на основе данных инвентаризации, аудиторского заключения, документов о земельных участках) (в передаточном акте указываются – все виды подлежащего приватизации имущества; расчет балансовой стоимости активов; сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (в случае создания ОАО));
2) перечень объектов, в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (имущество, не включаемое в состав приватизируемых активов, изымается собственником).
В качестве субъектов отношений приватизации выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.
является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст.214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
. Закон о приватизации 2001 года наделяет правом действовать от имени РФ при приватизации федерального имущества Правительство РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ:
ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.
Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций приватизации федерального имущества.
Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества (статья 5 ФЗ) – ими могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего ФЗ.

Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.
– иностранные инвесторы. ФЗ не содержит ограничений в отношении нерезидентов, предъявляя лишь дополнительные требования к документам, представляемым иностранными покупателями государственного имущества. А такой способ приватизации, как продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, предусматривает привлечение в качестве покупателей исключительно нерезидентов (статья ФЗ).
ФЗ не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.
Объекты приватизации – государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001).
ФЗ 2001 не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе его норм (из анализа положений ФЗ 2001 можно сделать вывод, что основными объектами приватизации являются имущественные комплексы ГУП и МУП и принадлежащие государству и муниципальным образованиям акции ОАО).
Другие виды имущества, указанные в ФЗ 2001, либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которым предприятие пользуется).
Прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на 2003, 2004, 2005 гг. не предусматривали иных объектов приватизации, кроме имущественных комплексов унитарных предприятий и принадлежащих РФ акций ОАО.
Особенности (признаки) объектов приватизации:
их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом (обеспечение этих интересов – необходимость специального регулирования);
сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти;
приватизация носит возмездный характер;
функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (РФФИ – Российский Фонд Федерального имущества);
по правилам ФЗ 2001 отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну (имущество, закрепленное за ГУП и МУП, не входит в понятие казны; унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом от своего имени (в установленных случаях – с согласия собственника); на эти отношения ФЗ 2001 не распространяется).
Самостоятельные объекты приватизации можно выделить в зависимости от того, включены ли конкретные объекты в прогнозный план (программу) приватизации или особенности их приватизации учитываются при приватизации имущественных комплексов.
Объекты приватизации по содержанию:
1) ГУП и МУП как имущественные комплексы (предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления ПрД, включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, исключительные права и др.).
Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может (вопрос о приватизации предприятия решается государством – собственником самостоятельно; на это не требуется ни согласия трудового коллектива, ни его руководителя).
2) .
Особенности приватизации других объектов:
(учитываются за балансом предприятия (поскольку используются на праве аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования); включаются в состав имущественного комплекса предприятия) (по смыслу ФЗ 2001 оформляется 2 договора – продажи предприятия и отчуждения земельного участка; покупателю имущественного комплекса земельный участок, занятый предприятием, продается без конкурса и аукциона по цене выкупа, установленной субъектами РФ).
(на покупателя возлагаются охранные обязательства по содержанию, сохранению, использованию объектов).
Объекты социально-культурного назначения, коммунально-бытового назначения (если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, не приватизируются – передаются в установленном порядке в муниципальную собственность; если используются только в рамках самого предприятия, в интересах его работников – могут быть приватизированы).
Объекты культурного наследия, социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут оставаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.
Классификация объектов приватизации:
По своему содержанию (ГУП и МУП; принадлежащие государству и муниципальным образованиям акции АО, созданных в процессе приватизации).
В зависимости от формы собственности (объекты государственной и муниципальной собственности).
В зависимости от возможности и порядка приватизации выделяется имущество, которое:
а) может находиться только в государственной или муниципальной собственности (пример: в соответствии со ст. 24 ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, приватизации не подлежат);
б) приватизация которого ограничена (стратегические предприятия и акции стратегических АО включаются в прогнозный план (программу) приватизации только после принятия решения Президента РФ об исключении предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических АО; акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании ФЗ);
в) приватизируемое в общем порядке и приватизируемое в особом порядке (пример: приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемыми на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств).
Билет 5
5. Понятие и признаки субъектов ПП
Субъекты ПП – лица, непосредственно ведущие ПД, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность.
Государство, муниципальные образования ПД непосредственно не занимаются (ПД производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия).

1) регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация);
2) поддержки предпринимательства (аренда государственного и муниципального имущества с применением коэффициентов в зависимости от вида деятельности, льготные кредиты за счет средств бюджетов, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам предпринимателей);
3) косвенного воздействия на ценообразование (в интересах с/х товаропроизводителей (закупки зерна по заранее объявленным ценам), в интересах покупателей в условиях дефицита с/х культур (интервенция зерна на рынок за счет государственных фондов));
4) ресурсного обеспечения ПД (доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам);
5) иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников.
Государство, муниципальные образования реализуют свою правосубъектность через органы государственной власти и МСУ (независимо от вида правоотношения его субъектом является публичное образование – РФ, субъект РФ, муниципальное образование).

1) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
2) формирования государственного бюджета;
3) защиты ОС и пользования природными ресурсами;
4) обеспечения занятости населения;
5) обеспечения безопасности и обороны страны;
6) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
7) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.
Признаки субъектов ПП:
1) Обладание комплексной правосубъектностью (охватывает частно-правовые и публично-правовые аспекты ПД; субъекты ПП могут участвовать в гражданских и публичных правоотношениях).
Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может быть:
а) общей (дает возможность приобретать права и обязанности, связанные с любыми видами деятельности);
б) ограниченной (учредители ю/л могут ограничить его правоспособность в учредительных документах);
в) специальной (некоторые ю/л могут иметь права, соответствующие целям деятельности);
г) исключительной (ю/л, осуществляющие виды деятельности, являющиеся единственно возможными).
2) (принадлежащего хозяйствующему субъекту на праве собственности, унитарному предприятию – на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (обособленное имущество учитывается организацией на самостоятельном балансе, арендуемое – за балансом).
3) (обособленное имущество – ее основа).
4) Сочетание ведения хозяйствующими субъектами ПД и руководства ею, сочетание публичным образованием функций регулирования и контроля за ПД с функцией собственника имущества.
5) Легитимация (хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке и приобрести статус ю/л, ИП; статус РФ, субъектов РФ определен КРФ; легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, подлежащего регистрации).
Признаки предприятия (коммерческой организации):
1) организационное единство (имеет определенную структуру и организацию);
2) цель деятельности (получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей);
3) задача (осуществление хозяйственной деятельности по изготовлению продукции, производству работ и оказанию услуг);
4) наличие трудового коллектива;
5) хозяйственная и имущественная самостоятельность (хозяйственная – возможность принятия самостоятельных решений в процессе хозяйственной деятельности; имущественная – наличие у предприятия имущества, которым оно может распоряжаться и которое составляет его имущественную базу);
6) предприятие является субъектом права и обладает правами ю/л;
7) наличие фирменного наименования, индивидуализирующего предприятие в правовых отношениях.

Оцените статью
Добавить комментарий