Программа «Воспитание Благочестия и осознанного родительства у будущего семьянина»

В эпоху нравственного распада,когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей,мы не можем спокойно ждать,когда молодежь обратится к Христу:мы должны идти навстречу молодымлюдям – как бы это ни было труднодля нас, людей среднего и старшегопоколения, — помогая им обрести верув Бога и смысл жизни, а вместес этим и осознание того, что естьподлинное человеческое счастье.
Кирилл, святейший патриарх Московский и
Всея Руси (2009 год)
Программа«Воспитание Благочестия и осознанного родительства у будущего семьянина» Введение.Воспитание – это питание, а культура – это возделывание. Возделывать можно только то, чтопосеял и взрастил, а взрастить хорошую культурутрудно, только сорняки растут сами.

В 2005 году средняя школа села Анастасиевка приняла участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» и стала победителем в номинации «Социальное партнерство». Являясь членом «Ассоциации лучших школ России», наше учебное заведение в настоящее время продолжает развивать и совершенствовать программу комплексного развития школы «Добрый дом».Анализируя создавшееся положение в области образования и воспитания в целом, мы пришли к выводу, что школа на селе обязана стать духовным, социокультурным центром, способным воспитывать подрастающее поколение в духе высокой нравственности, помогать развитию личности ребенка.
Главной идеей программы развития школы на 2000 – 2014 годы «Добрый дом» является создание новой практики образования, позволяющей предоставить условия для будущей успешной жизни ребят, способствовать их самоутверждению в современном мире. А конечной целью реализации нашей образовательной программы является создание Модели выпускника, способного самостоятельно действовать и принимать решения, имея ориентиры социально- духовного поведения в жизни. А так как в любом обществе качество воспитания и образования детей определяется, прежде всего, семьей (да и нравственный прогресс человечества заложен тоже в семье), творческая группа МОУ Анастасиевская сош предлагает свою программу по воспитанию личности ребенка в школе Благочестия для учащихся 1-5 классов. Она состоит из 9 блоков и рассчитана на 36 учебных часов.
Мы убедились, что все традиционные «ликбезы» для родителей дают малый эффект, поэтому решили кардинально изменить направление своей деятельности: формировать именно у учащихся осознанное отношение к совершенствованию своей личности, при этом уделяя особое внимание будущему родительству и осознанному отношению к своей священной миссии. На наш взгляд, это будет способствовать гармоническому развитию духовного мира детей и предупреждению их асоциального поведения.В 2005 году был разработан в школе цикл психолого-педагогических занятий по программе «Духовно-благочестивое развитие и воспитание осознанного родительства». Эти занятия проходили по желанию родителей на базе психологического кабинета и нашего сельского храма, настоятелем которого является священник иерей Геннадий.Детям нужны эти занятия: ребята несут теоретические и тренинговые знания домой, беседуют с родителями, и это помогает улучшить семейный микроклимат. Мы с оптимизмом смотрим в будущее: в нашем селе воспитывается школой и церковью новое поколение будущих родителей, способных взрастить благородных, благочестивых, мудрых продолжателей своего рода.

Общеизвестно, что личность человека формируется прежде всего в семье. Сейчас семья переживает острый кризис: половая распущенность, супружеские измены, распад. И все это на фоне бездуховности. Количество сирот при живых родителях, брошенных детей, беспризорных растет… Просто страшно произносить эти цифры. Демографический кризис! Как же остановить этот разрушающий поток? Кто поможет будущему поколению нашей страны выбрать путь созидания духовной личности и гармоничных отношений в семье?Основная роль в этом процессе отводится двум общественным институтам: семье и школе. Как семья и школа готовят детей к будущему? От того, насколько хорошо или плохо мы будем это делать, зависят нравственные основы нашего современного общества.Анонимное анкетирование учащихся МОУ Анастасиевской сош показало, что 83% детей даже не предполагали, что к достойному исполнению миссии родителя, оказывается, нужно готовиться с раннего детства.Характер развития социума можно определить по уровню культуры воспитания, духовности людей, образующих этот социум. Сегодняшний день подтверждает это. Родители, не владеющие порой азами педагогики, психологии, не предвидящие результатов своего воздействия, оказываются бессильными перед порожденными ими проблемами в семье, в обществе. И этот «снежный ком» растет, так как мать и отец не могут научить своего ребенка тому, чего не знают, не умеют сами. И дети, став со временем родителями, пойдут по этому замкнутому кругу. Остается школа. Но в большинстве образовательных учреждений практически не преподаются знания, готовящие подростков к Великой Миссии Родительства, к трудной, но благородной работе по воспитанию Человека.Бездуховность, безверие, атеизм породили современные «экологические проблемы» материнства и детства. Под угрозой жизнь человечества и планеты Земля. Сохранить чистоту генетического кода человека, способного быть образом и подобием Божиим, жить и творить по законам Добра и Красоты – великая задача ныне живущих учителей и психологов. Нынешние подростки завтра дадут жизнь новому поколению, жителям будущего. Задумаются ли они о том, как стать для своих детей «чистыми истоками» Добра и Благочестия? Весьма сомнительно…Проблема осознанного родительства не нова. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский давал конкретные наставления в том, «как благочестивые родители должны разумно, во славу Божию, себе в утеху и своим детям ко спасению управлять и вести дражайшее свое сокровище, дитяток своих милых, в первоначальном их возрасте». Кто же будет учить главнейшей профессии на земле – родительству? Конечно, школа. И без этого направления в ее работе, мы полагаем, бессмысленны реформы ее деятельности.Таким образом, тема программы «Воспитание Благочестия и осознанного родительства у будущего семьянина» подсказана самой жизнью и нашим многолетним педагогическим опытом работы в сельской школе.Перечисленные выше проблемы определили основную цель и задачи данной программы.
Цель: подготовка учащихся к благочестивому (духовному) образу жизни и осознанному родительству через обогащение необходимыми знаниями, развитие чувств личности и гармонизацию сфер души, ума и тела.
Задачи:
помочь учащимся, развивая духовный и интеллектуальный потенциал, «познать себя», свои особенности, способности, возможности;
учить учиться гармонизировать тело и душу;
пробудить стремление к обогащению необходимыми знаниями в работе над собой;
способствовать повышению уровня сознания учащихся на основе духовного восприятия жизни и благочестия Православной семьи;
дать основы знаний о семье, ее планировании и воспитании детей;
дать представление о системе христианского воспитания;
воспитывать учащихся на образцах культуры православной семьи путем знакомства с разными жанрами искусства, развивать потребности в сохранении, приумножении и формировании прекрасного в себе и в окружающем мире;
формировать духовно-нравственный «стержень» личности, способной противостоять пошлости и растлению;
просветить ум и образовать сердце.
Духовное возрождение личности через сотрудничество учителей и учащихся по особому принципу «от сердца к сердцу» – вот основное направление в работе по данной программе, ориентированной на воспитание благочестивой личности .Сотрудничество педагога — психолога, учителей, учащихся и их родителей — всех, кто причастен к созданию данной программы, определило наиболее действенные формы, методы, приемы влияния на личность ребенка. «Воспитание и развитие личности в школе Благочестия» (1-5 класс)Тематическое планирование

Название блока
Количество часов
Тематика каждого занятия
Количество часов
Виды работы
Интеграция в школьные предметы
I
«И создал Бог человека»
4
1.Что такое человек?
2
тренинговое занятие: создание пространства Добра и Любви;
просмотр и обсуждение видеофильма «Кто сотворил мир?»
практическое занятие: слушаем колокольный звон;
беседа на основе материалов учения старца Симона Афонского по осознанию опыта благочестия
окружающий мир; чтение;литературное чтение
2.Кто сотворил мир?
2
просмотр и обсуждение видеофильма «Каков Бог»;
тренинговое занятие: «слушаем сердце», «учимся разговаривать с сердцем»;
практическое занятие: «слушаем молитву сердцем»;
релаксация с использованием аудиозаписи «Лесной ручей»
история; ИЗО
II
Голос Бога в душе человека
4
1.Внутренний мир человека
2
релаксация — настрой с использованием аудиозаписи: фрагмент «Литургии Ионна Златоуста» П.И.Чайковского;
просмотр и обсуждение видеофильма «Кто сотворил мир»;
практическое занятие: «голос совести»;
тренинг воображения по осознанию опыта благочестия «Красота Божьего мира», прослушивание текстов стихотворений;
тренинг воображения: «Летний дождь»
литературное чтение; литература;ИЗО;музыка
2.Душевное здоровье
1
релаксация с использованием аудиозаписи молитвы;
практическое занятие: понятие о грехе (анализ событий повседневной жизни);
просмотр и обсуждение видеофильма «Как Господь создал человека»
история;ИЗО; литературное чтение; окружающий мир
3.Проявление и действие совести – неопровержимое свидетельство существования Бога
1
релаксация с использованием аудиозаписи молитвы;
практическое занятие: спасение души от злых помыслов;
тренинговое занятие: «Красивая душа»
литературное чтение; ИЗО
III
Сердце – высшая часть души человека
4
1.Наше сердце -центр любви, сострадания, преданности и героизма
2
релаксация –тренинг с использованием аудиозаписи «Господи, помилуй» (духовные песнопения);
просмотр и обсуждение видеофильма «Сердечная молитва»;
практическое занятие «Слава Богу» (краткие молитвы);
тренинговое занятие: сказка «Зажигайте сердца» (о подвиге);
беседа по осознанию опыта благочестия «Сердечные качества»
литературное чтение; музыка;история
2.Человек с горячим сердцем
2
релаксация: духовные песнопения «Батюшка Серафим»;
практическое занятие по сказке «Сердце сердцу весть подает»;
тренинговое занятие: «Сердце кровью обливается»;
диалог с использованием притчи «Мальчик и мудрец» (осмысление опыта благочестия)
музыка;литературное чтение; ИЗО
IV
Любовь Божественная и Любовь человеческая
4
1.Бог есть Любовь
2
релаксация: духовное песнопение о Ксении Петербуржской;
компьютерная презентация «Что может и должен любить человек» (осмысление опыта благочестия);
прослушивание аудиозаписи «Любовь Христа»;
практическое занятие «Каждое дело любовью освещается»;
просмотр и обсуждение видеофильма «Альпийская баллада»
история;литературное чтение; ИЗО; музыка
2.Сила дающей любви
2
практическое занятие: «Любить – это забыть о себе»;
тренинговое занятие «Когда потеряна любовь» ;
урок-диспут «Без любви, как без солнышка» (осмысление опыта благочестия);
практическое занятие по сказке «Аленький цветочек» (преображающая любовь);
сочинение по теме «Любовь к Богу – высшая форма любви»
литературное чтение;история;русский язык
V
Любовь в сказках, притчах, литературных произведениях
4
1.Подвиг -самопожертвование в любви
1
тренинг-осмысление по сказке «Русалочка»
литературное чтение;ИЗО
2.Сила бескорыстной любви
1
тренинг –осмысление по сказке «Сказка о силе любви»
литературное чтение
3.Любовь – это свет
1
практическое занятие: «Рисуем любовь бескорыстную, добрую, творящую, прекрасную». Оформление выставки детских работ;
релаксация – тренинг (слушаем музыку о любви)
литературное чтение;ИЗО;музыка
4.Проявление любви в семье
1
литературное чтение;русский язык
VI
Сила мысли: «Как мыслишь, так и живешь»
4
1.Влияние мысли на окружающих нас людей и жизнь человека
1
релаксация: мысли в музыке (фрагмент концерта №1 П.И.Чайковского);
беседа о сказке «Как Иванушка — дурачок ума набирался»;
аналитико-творческая работа «Как мысль повлияла на мой поступок»
музыка; литература; русский язык
2. Жизнь мыслей, свойства мыслей.
2
беседа на тему: «Мысли живые и цветные». Просмотр фотографий мыслей, сделанных учеными – физиками;
осмысление «Сказки о серой мысли»;
практическая работа: «Как сделать мысль яркой и благочестивой»;
презентация картины «Христос и Армагеддон» (битва мыслей и порожденных ими чувств)
окружающий мир;психология;ИЗО
3.Мысль семейная
1
релаксация – тренинг: «Представь свою будущую прекрасную семью» (музыка Поля Мориа);
свойства любви, проявляемые в семье (осмысление первого послания к Коринфянам апостола Павла, гл.13, ст. 4-8)
музыка;литературное чтение
VII
Семья-прибежище души
4
1.«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно»Апостол Павел
2
релаксация-воображение «Притча о половинчатых душах» (музыка А. Вивальди);
презентация видеофильма «Венчание»;
«Семья – дом Божий». Практическая работа: осмысление молитвы о семье ко святому Духу и молитвы ко Пресвятой Богородице
музыка; литература; основы православной культуры
2.Христианский брак-это душевный подвиг
2
релаксация: духовное песнопение «Любовь стараясь удержать» (Ж.Бичевская);
презентация фильмов о семье:
«Красота супружества»;«Семья слепых»;«Наследие Господне»;«Семья — моя крепость»Практическая работа: устное высказывание на тему: «Что мне понравилось в просмотренных фильмах»
музыка; литература; история
VIII
«Родительский дом-начало начал»
4
1.Труд духовный и физический для блага семьи
2
релаксация: Акафист чудотворной иконе Божией Матери Жировицкой;
дискуссия по содержанию притчи «Папа, научи меня молиться»;
презентация видеофильма «Вместе»;
высказывание на тему: «Совместные дела в моей семье»
музыка; литература; история
2. Роль родителя — это роль человека на всю жизнь
2
релаксация: песня «Родительский дом»;
презентация карт умений родителей;
психологическая игра на нахождение выхода из сложившейся ситуации «Я — родитель»;
творческое задание на тему « В моей семье был такой случай»
литература; психология
IX
Счастье от отцовства и материнства
1.Дети -венец супружества и дар Господень
1
духовное песнопение «Господи, помилуй»;
презентация видеофильма в номинации «Радость материнства» («Елена»);
«Я помню руки твои, мама» (рассказ о маме, ее заботе)
история; музыка; литература;психология
2. «Рождай души и воспитай детей духовно»
1
«Радость отцовства»: просмотр видеофильма «Дом жизни»;
«Поучение Владимира Мономаха»;
молитва «О ближних»
литература; музыка;история
3. Крещение, Миропомазание, Причащение — лучшие средства сохранения духовного телесного здоровья ребенка
1
молитва «О семье»;
встреча и беседа с настоятелем Свято – Покровского храма
основы православной культуры
4. Я горжусь своей семьей
беседа «Пример родителей – лучшая школа воспитания»;
презентация фильма «Семья с приемными детьми»;
Творческое задание: сочинение на тему «Я горжусь своей семьей»
история; литература;русский язык
ЛИТЕРАТУРА
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Игошев К.Е. Семья, дети, школа. Библиотека для родителей.- М.: Юридическая литература, 1989.
Игумен Георгий (Шестун). Православная семья. – Самара: Самарский дом печати, 2007.
Казакова Н. Педагогические записки. — Томск: Знамя мира, 1996.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1983.
Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1987.
Архимандрит Амвросий (Юрасов). Господи, благослови: методическое пособие. – Краснодар: Троицкое слово, 2008.
Стельникова О.М. На пороге семьи. – Нижний Новгород. НМА, 2008.
Святитель Феофан Затворник. О воспитании детей. – М.: Даниловский благовестник, 2008.
Добросоцких А. «Неизвестный». Патриарх Кирилл. – М.: Даниловский благовестник, 2008.

Оцените статью
Добавить комментарий