Программа деятельности по реализации концепции воспитательной системы «Школа Содружества»

МО классных руководителейПротокол № 1 от « 22» сентября 2011 г.
УТВЕРЖДАЮДиректор МКОУ СОШ № 1___________________________«_____»_______________2011 г.
Содержание:
Актуальность.
Анализ социальных факторов
Цели и задачи
Теоретико-методологические основы воспитательной системы
Содержание и организация воспитательной деятельности
Критерии, показатели, способы изучения эффективности и функционирования воспитательной системы
Программа деятельности по реализации концепции воспитательной системы «Школа Содружества»
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе, так как России нужны творцы, яркие личности, превосходные специалисты, профессионалы.Мы рассматриваем воспитание как целенаправленный процесс развития человека. Анализируя существующую ситуацию путем выявления социальных факторов развития, которые имеются в школе, педагогический коллектив пришел к мнению о необходимости создания нового механизма построения системы образования, воспитания и управление ею.

Цель воспитательной системы «Школа Содружества»:
Воспитание успешного, активного, инициативного, самостоятельного гражданина. Просвещенного, культурного, конкурентоспособного человека, мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию и решению жизненных проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.Научить взаимодействовать в партнерстве и сотрудничестве 2.Формировать потребность в самообразовании. Развивать умения и навыки в учебной деятельности
В области воспитания:
1.Создание условий для успешной мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности. 2.Формировать валеологическую культуру и культуру здорового образа жизни. 3.Развивать чувство собственного достоинства и умение уважатьдостоинство и права других. 4.Обучать конструктивным способам выхода из ситуаций связанных с употреблением психоактивных веществ. 5.Выявлять и развивать творческий потенциал личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. 6.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
В области социализации:
1. Развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи, партнерские взаимоотношения, взаимопомощь и содружество. 2.Обучать действенным способам выхода из конфликтных ситуаций. Выражению своих чувств и эмоций без ущемлений прав и достоинств других. 3.Развивать эмоциональный интеллект, способность к эмпатии, восприимчивости, сопереживанию, сочувствию, умению выслушать других.3.Теоретико-методологические основы воспитательной системы.
Воспитательная система «Школа Содружество» может стать эффективной только тогда, когда каждый педагог будет иметь отчетливые представления о детских проблемах, условиях, способствующих их разрешению. В основу воспитательной системы «Школа Содружество» положены принципы и методы концепции И.П. Иванова, нормы поддержки Н.Б. Крыловой, принципы педагогического взаимодействия Т.В. Анохиной: 1.Принцип заботливого и уважительного отношения друг к другу всех участников образовательного процесса
2.Принцип содружества. Совместная деятельность детей и взрослых- сотрудничество и содействие4.Принцип целесообразности и взаимопомощи. Все делать с пользой и результатом во взаимном содружестве5.Принцип доброжелательности и человечности.6.Принцип безопасной жизнедеятельности, культуры здоровья, защиты прав, человеческого достоинства. 7.Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Основополагающие идеи концепции воспитательной системы «Школа Содружества» опираются на следующие концептуальные положения:
Содружество учащихся и взрослых – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья. Содружество всех учащихся – необходимое условие для включения каждого ребенка в учебную, социально полезную, культурно-досуговую деятельность. Содружество – необходимое условие социализации человека на любом этапе развития личности, развития духовно-ценностной ориентации. Содружество всех участников образовательного процесса, как социально-психологический механизм воспитания, связан с опорой на успешное взаимодействие детей, педагогов и родителей.Содружество – гуманистический стиль взаимоотношений «педагог — учащийся – родитель». Содружество — возможность реального достижения эффективного результата во всех сферах деятельности (учебе, спорте, творчестве, труде и др.) Содружество – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира взаимопонимания и сотрудничества.4.Содержание и организация воспитательной деятельностиУсловиями для реализации воспитательной системы «Школа Содружества» являются:
Внутренние:
Управляющий СоветКлассное ученическое самоуправлениеШкольное ученическое самоуправлениеСистема работы классных руководителей в системе воспитательной работы школыСоздание воспитательно-образовательного пространства в школе на основе интеграции обучения, развития и воспитания.Система взаимодействия всех участников образовательного процесса (ученики – педагоги – родители)
Внешние:
Сотрудничество с культурными, образовательными и спортивными учреждениями района и края.Участие в образовательных гордских,краевых и Всероссийских интернет-проектах, интеллектуальных интернет-конкурсах, играх.
Через полную реализацию условий воспитательной системы «Школа Содружества» возможно достижение главной цели — Воспитание успешного, активного, инициативного, самостоятельного гражданина. Просвещенного, культурного, конкурентоспособного человека, мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию и решению жизненных проблем.
Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.Вначале основное внимание со стороны классного руководителя уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и распределению в отделы по интересам. Выбираются управляющие отделами, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за её выполнение. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют её выполнение, анализируют свои результаты.Учащиеся класса, а затем и школы в целом объединяются в различные отделы (министерства) по интересам, по сфере деятельности, в клубные сообщества. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися. Общее классное собрание выбирает староста класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. На общем собрании выбираются представители в отделы. Каждый отдел выбирает управляющего Управляющие отделов формируют актив класса- «Классный парламент».
2.Реализация условия «Школьное ученическое самоуправление».
Школьное ученическое самоуправление
Главным представительным и исполнительным органом ученического самоуправления является Ученический Совет- формируется из учащихся 6-11классов и классных органов самоуправления. Выдвижение представителей осуществляется выборами внутри каждого класса. В Совет входят Управляющие отдела класса. Члены Ученического Совета координируют работу классного ученического самоуправления. Ученическому Совету подотчётны классные органы самоуправления :«Учебы и образования»«Культуры и досуга»«Труда и социальных инициатив»«СМИ»«Здравоохранения и Спорта»«Права»Педагогическую поддержку работы Ученического Совета осуществляют педагоги, закреплённые за каждым из них. По мере необходимости в школе могут создаваться временные творческие группы при проведении коллективно творческих дел, где возникает необходимость задействовать работу всех секций.
Секции Ученического Совета
«Секция образования»
Цели, функции, дела:способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;содействует организации и проведению мероприятий связанных с повышением качества знаний учащихся (предметные недели, конкурсы, олимпиады и т.п.);организует деятельность по ликвидации пробелов в знаниях учащихся (закрепление шефов за отстающими учениками);проводит рейды по контролю посещаемости;организует участие классов в предметных неделях;организует участие учащихся в конкурсах, олимпиадах;анализирует итоги успеваемости;взаимодействует со школьным научным обществом учащихся
«Секция культуры и досуга»
Цели, функции, дела:Организация условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД: руководит проведением КТД, организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий;Организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. д.;Вносит предложения по расширению форм досуга подростков, принимает заявки и пожелания классов, отдельных учащихся о культпоходах и экскурсиях;Организует проведение мероприятий направленных на развитие художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся;
«Секция труда и социальных инициатив»
Цели, функции дела:способствует сознательному отношению школьников к школьному имуществу, оборудованию, инвентарю, к труду обслуживающего персонала;проводит и организует деятельность по наведению порядка в классных помещениях, на закрепленных пришкольных территориях;проводит рейды по контролю организации дежурств по классу, по столовой, по школе;обеспечивает соблюдение правил о внешнем виде учащихся;организует работу трудовых десантов;организует работу волонтерского отряда;оказывает шефскую помощь ребятам начальной школой организует праздники, часы общения с ветеранами войны и труда;проводит социально значимые акции.
«Секция СМИ»
Цели, функции, дела:овладение навыками журналистского мастерства;создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся;организация и проведение смотров-конкурсов рисунков, плакатов и т.п.;участие в оформлении проводимых мероприятий;выпуск газет, статей, информационное наполнение Интернет-сайта школы;
«Секция здравоохранения и спорта»
Цели, функции, дела:способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;создает условия для формирования здорового образа жизни, обучения навыкам ЗОЖ;организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, игры вовлекает учащихся в спортивные секции кружки;ведет агитационную и популяризаторскую работу здорового образа жизни
«Секция права»
Содействует формированию основных принципов безопасной жизнедеятельности учащихся в школе.Организует и обеспечивает проведение конкурсов, выставок, игр по профилактике детского дорожного травматизма, обращения с огнем.Вовлекает учащихся в объединения «Юный инспектор дорожного движения», «Юный друг пожарной дружины»Ведет агитационную и популяризаторскую работу по безопасности жизнедеятельностиОрганизует профилактическую работу по соблюдению Устава школы.Контролирует соблюдение Устава школы – главного закона учащихся.

1.Направление «Я — Человек» 2.Направление «Моя Родина» 3.Направление «За здоровый образ жизни» 4.Направление «Мир Прекрасного»Планирование воспитательной работы осуществляется по ступеням: 1 ступень — начальная школа, 2 ступень — учащиеся 5-8 классов, 3 ступень – учащиеся 9-11 классов.План воспитательной работы включает 4 направления воспитательной деятельности, как относительно самостоятельных частей воспитательного процесса, так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность. План воспитательной работы интегрирован с основными подпрограммами воспитательной деятельности: профилактике употребления ПАВ; профилактике правонарушений и беспризорности;профилактике детского дорожного травматизма; программа гражданско-патриотического воспитания; программа работы с родителями.
Основные направления:
«Я – Человек». Соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся; развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств; привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры; организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям; организация совместной деятельности педагогов и родителей; проведение актов милосердия; формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
«Моя Родина». Соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств; организацию трудовой и проф.ориентационной деятельности обучаемых; воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
«За здоровый образ жизни». Соответствует физическому и экологическому воспитанию, формированию понятий основ безопасности учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности; формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью; организация деятельности по формированию здорового образа жизни; по профилактике употребления психоактивных веществ; организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
«Мир прекрасного». Соответствует художественно-эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры; формирование способностей восприятия и понимания прекрасного; обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

Основными механизмами реализации данного условия являются:Организация ежегодного школьного конкурса «Класс года» при поддержке администрации школы и родительской общественности.Система работы с одаренными детьми.Здоровье сберегающая программа деятельности образовательного учреждения. Конкурс « Класс года» охватывает весь спектр деятельности учащихся в образовательном учреждении и представлен следующими направлениями:Качество учебы класса в целом в %, Предметные олимпиады (школьные, городские, краевые)Интеллектуальные интернет-конкурсы, интернет-олимпиадыНаучно-практические конференции (школьные, районные, краевые)Участие в спортивных соревнованиях, играх, конкурсах (школьные, районные, краевые)Участие в культурных, досуговых, художественно-эстетических мероприятиях (школьных, районных, краевых)Соблюдение устава школы (внешний вид, поведение, отсутствие пропусков, опозданий)Конкурс являет собой целостную систему взаимодействия «личность учащегося ►коллектив учащихся ►педагогический коллектив» и позволяет осуществлять педагогическое воздействие на личность ребенка с учетом индивидуально-ориентированного подхода к воспитанию. Конкурс «Класс года» способствует формированию дружного, сплоченного классного коллектива, как самостоятельной, самодостаточной единицы в общей структуре образовательного учреждения. Формирует основные принципы взаимодействия, взаимовлияния и сотрудничества в малой группе.II. Система работы с одаренными детьми – это организация и поддержка творческой, интеллектуальной, спортивной инициативы учащихся. Создание и организация работы студий, кружков дополнительного образования на базе ОУ. Организация работы спортивных секций. Обеспечение возможности участия в интернет-проектах (образовательных, творческих). Обеспечение доступной формы дистанционного дополнительного образования.III. Программа «Здравствуй, здоровье!» — комплексная программа, направленная на формирование устойчивого образа здоровой и полноценной жизни;
V. Реализация системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (ученики – педагоги – родители)
Система взаимодействия всех участников образовательного процессаДеятельность Управляющего Совета школыСистема работы с родительской общественностьюСовместная социальная проектная деятельностьОбеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и ребенкаОбеспечение социально-педагогической поддержки семьи и ребенка6. Критерии, показатели, способы изучения эффективности и функционирования воспитательной системыВ модели оценки качества воспитания определены: качество результатов воспитания, качество воспитательной системы и качество условий организации воспитания. В основу анализа эффективности воспитательной системы положены критерии и показатели качества воспитания, утвержденные Министерством образования.В качестве критериев в рамках реализации воспитательной системы «Школа Содружества» определены:1.Критерии развития и самореализации личности школьника2.Критерии нравственной и социальной защищенности3.Критерии оптимальности управления4.Критерии удовлетворенности
1.Критерии развития и самореализации личности школьника.
Показатели:
а) обновление системы ценностей;б) динамика рефлексивной самооценки, уровень развития образа «Я» и «Я — концепции»;в) формирование жизненных целей.
Уровни достижений:
а) продуктивность межличностного общения;б) успешность внеурочной деятельности (общественной, трудовой, спортивной, художественной;в) отсутствие правонарушений преступлений.
Уровень преодоления:
а) продуктивность коррекции, психологического развития;б) опыт преодоления локальных затруднений;в) снятие и преодоление барьеров общения;г) коррекция и компенсация физического развития;д) проблем личностного самоопределения и самореализации.
2.Критерии нравственной и социальной защищенности воспитанников:
а) толерантность;б) выносливость, готовность к трудностям;в) конкурентоспособность;г) культура делового общения;д) физическое здоровье, работоспособность.3.Критерии оптимальности управления:а) Высокий уровень научно-индивидуального обеспечения управления;б) системность управления:повышение квалификации педагогов;взаимодействия в коллективе;в) гибкость и оперативность управления, продуктивность управленческой деятельности.3. Критерии удовлетворенности
Показатели удовлетворенности учащихся:
а) принадлежность к учреждению образования;б) нравственно-эмоциональной атмосферой в школе;в) отношениями с одноклассниками, учителями, родителями;г) работой воспитательных центров.7. Программа деятельности по реализации концепции воспитательной системы «Школа Содружества»Данная программа раскрывает этапы и тематические блоки реализации воспитательной системы «Школа Содружества» Она рассчитана на 6 лет.I. Сроки и этапы реализации воспитательной системы«Школа Содружества»Программу предполагается реализовать в четыре этапа:I. Подготовительный. 2011 / 2012 учебный год –– создание условий для оформления основных идей программы.II. Запуск концепции.2012-2013 учебный год–непосредственное начало реализации программы; систематизация основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с характеристиками концепции «Школа Содружества».III. Реализация модели воспитательной системы «Школа Содружества»2013-2016 учебный год – преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы.IV. Аналитико-обобщающий.2016-2017 учебный год– анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе, определение перспектив дальнейшей деятельности.II. Содержание воспитания I, II, III ступени
I ступень (1-4 классы, 6-10 лет)
Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей, формирование самостоятельности.Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.Формирование потребности в творческой деятельности.Воспитание общительности, духа сотрудничества.Приобщение к национальным традициям.Воспитание любви к природе, к ЗОЖ.
II ступень (5-9 классы, 11-15 лет)
Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимании и поддержки.Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей, поддержания стабильного здоровья учащихся.Дальнейшее развитие национального самосознания.
III ступень (10-11 классы, 15-18 лет)
Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.Создание условий необходимых для:профессиональной дальнейшей учебы;выполнения гражданских обязанностей;успешной жизни и деятельности;дальнейшего физического развития.

Обновление функциональных обязанностей классного руководителя как педагога-фасилитатора.Диагностика трудностей и проблем учащихся и их родителей.Защита прав и интересов ребенка.Планирование воспитательной работы с учетом интересов и способностей ребят.Направленность процесса воспитания на развитие ребенка.
IV. Организация дополнительного образования
1.Интернет-взаимодействие. Обеспечение и организация возможности каждому учащемуся получать дополнительное образование по дистанционным технологиям.2. Развитие сети кружков, исходя из потребностей, запросов учащихся школы.3.Организация творческих мастерских и системы мастер-классов.
V. Развитие ученического самоуправления и детских общественных организаций
1. Обеспечение преемственности в работе младших школьников, среднего звена и старшеклассников.2. Организация и обеспечение обучения детского актива.3. Участие органов самоуправления в управлении школой.4. Увеличение численности членов детских общественных объединений.
VI. Работа с детьми группы риска
1. Привлечение учащихся группы риска в активную социальную деятельность.2. Содействие и помощь учащимся группы риска в участии в различных коллективно-творческих делах, конкурсах, акциях, и прочих мероприятиях3. Психолого-педагогическое сопровождение проблем учащихся группы риска.4. Профилактика проблем ребенка.
VII. Управление воспитательным процессом
1.Совместная работа с научными и методическими центрами:а) Городским ресурсным центром Управления образованияб) Взаимодействие с государственными службами – ОПДН, КДН, Отдел опеки, УСЗН.2. Административная работа:а) повышение квалификации классных руководителей;б) знакомство с опытом воспитательной работы школ;в) наставничество;г) МО классных руководителей;д) лаборатория классных руководителей;е) выпуск методических материалов.3. Сбор информации:а) педагогические наблюдения;б) анкетирование.
4. Контроль и коррекция:
а) анализ и оценка планов и программ ВР;б) корректировка планов и программ.

организация рекламной кампании по популяризации здорового образа жизни, социальной активности учащихся, социально- приемлемых норм поведения;разработка современных активных форм и методов воспитательной работы;разработка анкет, опросников по изучению удовлетворенности учащихся школьной жизнью, эффективности воспитательной системы;создание банка данных по всем направлениям воспитательной работы;организация серии тематических публикаций и выступлений в СМИ, отражающих ход реализации Программы, ее ведущих идей;подготовка методических разработок, рекомендаций, обеспечивающих развитие и совершенствование воспитательной системы «Школа Содружества».

Повышение уровня качества обучения, уровня воспитанности учащихся, гражданско-патриотического сознания.Повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне города, края (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.). Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности, Отсутствие правонарушений и преступлений учащихся.Основные этапы мониторинга эффективности воспитательного процесса:Формулировка главной цели, которая предполагает описание конечного результата.Определение субъектов мониторинга, методик.Диагностика, оформление таблиц, графиков с фиксированием проблемы или успеха.Определение причин, порождающих проблему.Определение программы мер разрешения проблемы.
Качество выполнения каждой этапа позволяет досконально разобраться в природе дефектов воспитания, определить дальнейшие направления деятельности с учащимися, классом, определить технологии управления

Оцените статью
Добавить комментарий