Программа для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине «Биология»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Программа

для подготовки учащихся 9 классов к ГИА

по дисциплине «Биология»

Составлена учителем биологии высшей категории Киреевой Л. А.

в соответствии

с государственными требованиями

содержания среднего

(полного общего образования).

Рассмотрено на заседании

МО естественных дисциплин.

Руководитель МО: Киреева Л.А.

____________

Брянск-2011

^

Программа дополнительных занятий по биологии разработана с целью подготовки учащихся 9 классов школ для сдачи экзамена по биологии в форме ГИА. Программа составлена с учетом учебного материала по биологии средней школы, а также содержания материалов ГИА и рассчитана на повторение основных разделов: ботаника, зоология, человек и его здоровье, общая биология. В ходе занятий, проводимых по данной программе, учащиеся должны на высоком уровне освоить теоретический материал по основным разделам, так как в школе разделы: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека изучаются несколько упрощённо с учётом возрастных особенностей учащихся, поэтому необходимо не только повторить, но и углубить и расширить знания учащихся по этим разделам. Необходимо также отработать навыки работы с различными видами заданий, в первую очередь с разноуровневыми тестами. Необходимо отработать навыки выполнения заданий на соответствие, на выявление последовательности важнейших процессов жизнедеятельности живых организмов, закрепить основные биологические понятия, главные теории и закономерности. Также важно отработать навыки работы с научным текстом, умение излагать свою точку зрения, что так необходимо в заданиях по ГИА с развёрнутыми ответами. Главной целью дополнительных занятий является повторение учебного материала, поднятие уровня осмысления конкретных знаний до уровня, на котором всё разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Для достижения целей необходимо решить задачи:

  • расширить и углубить общебиологические знания, на которые будут опираться знание конкретных биологических дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека;
  • выработать навыки чёткого изложения знаний, а также умения анализировать и обобщать явления и факты, решать задачи;
  • овладеть умениями и навыками работы с экзаменационными материалами для успешной сдачи экзамена в форме ГИА.

Программа курсов рассчитана на 32 часа учебного времени. Для успешного освоения программы рекомендуется выполнять типовые задания, входящие в контрольно-измерительные материалы ГИА, за последние 2 года.

Рецензия

на программу курсов по биологии, составленную учителем высшей категории МОУ СОШ № 41 Киреевой Л.А., для учащихся 9 классов, сдающих экзамен ГИА Программа дополнительных занятий по биологии, разработанная Киреевой Л.А., составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта и соответствует содержанию основного среднего образования. Программа разработана с целью эффективной подготовки учащихся к сдаче ГИА по биологии. Программа ориентирована на обобщение основных биологических знаний, установление связей между ведущими идеями и понятиями. По каждой теме точно определена учебная информация, которая логически отражает принцип научного построения курса биологии. Объём учебного материала программы, последовательность и логичность его изучения позволяют достигнуть целостности биологических знаний. В программе предусмотрена проверка знаний по основным разделам, позволяющая выявить пробелы в знаниях учащихся 9 классов школы и их устранение. Шаркунов А.П. – преподаватель высшей категории _________ Брянского медицинского колледжа им. академика Н.М. Амосова

^

для абитуриентов, поступающих в средние специальные учебные заведения

(подготовка к сдаче ГИА) по дисциплине «Биология»

п/п Название разделов, тем
  1. Биология – наука о жизни.
1. 1. Биология – система наук.
2. Многообразие форм жизни.
3. Уровни организации живой природы.
4. Свойства живой материи.
  1. Многообразие живой природы
2. 1. Царство неклеточное. Вирусы.
2. Царство прокариоты. Бактерии.
3. Царство грибы.
4. Царство растения.
3. 4.1. Отдел водоросли
4.2. Отдел лишайники
4. 4.3. Высшие растения. Споровые растения. Моховидные.
4.4. Отделы: хвощевидные, плауновидные, папоротниковидные.
4.5. Отдел голосеменные.
5. 4.6. Отдел покрытосеменные растения. Органы покрытосеменных (цветковых) растений.
6. 4.7. Разнообразие и значение покрытосеменных растений.
5. Царство животные
7. 5.1. Отличительные черты животных. Одноклеточные (простейшие)
5.2. Многоклеточные животные. Двухслойные животные. Тип кишечнополостные.
8. 5.3. Трёхслойные животные. Тип плоские черви.
5.4. Тип круглые черви, кольчатые черви.
5.5. Тип моллюски.
9. 5.6. Тип членистоногие.
10. 5.7. Тип хордовые. Низшие хордовые.
5.8. Надкласс рыбы.
5.9. Класс земноводные.
5.10. Класс пресмыкающиеся.
11. 5.11. Класс птицы.
5.12. Класс млекопитающие.
  1. Анатомия, физиология и гигиена человека
12. 1. Место человека в системе органического мира.
2. Ткани, органы, системы человека.
3. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.
13. 4. Нервная регуляция. Нервная система.
5. Анализаторы.
14. 6. Внутренняя среда организма. Кровеносная система.
7. Транспорт веществ.
15. 8. Пищеварительная система. Пищеварение.
9. Выделительная система. Выделение.
10. Дыхательная система. Дыхание.
11. Обмен веществ в организме человека.
16. 12. Опорно-двигательная система.
13. Покровы тела.
14. Размножение и развитие человека.
15. Эволюция человека.
17. 1. Клеточная теория.
2. Химическая организация клетки.
18. 3. Структурная организация клетки.
4. Прокариотическая и эукариотическая клетки.
19. 5. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический обмен. Биосинтез белка. Фотосинтез.
20. 6. Энергетический обмен.
7. Деление клеток. Митоз. Мейоз.
21.
  1. Размножение и развитие организмов.
  1. Развитие организмов. Онтогенез. Филогенез.
22. 1. Закономерности наследственности и изменчивости.
2.Основные понятия генетики. Законы Менделя.
23. 3. Сцеплённое наследование генов. Генетика пола. Методы исследования.
24. 4. Решение генетических задач.
25. 5. Закономерности изменчивости.
26. 6. Селекция животных, растений и микроорганизмов.
27. 1. Общая характеристика биологии в додарвинский период.
2.Учение Ч.Дарвина.
28. 3. Естественный и искусственный отбор. Микроэволюция.
29. 4.Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Макроэволюция.
30. Развитие органического мира.
VIII.Учение о биосфере.
31. 1. Структура биосферы. Обмен веществ в биосфере.
2.Абиотические и биотические факторы среды.
32. 3. Биосфера и человек. Антропогенные факторы среды.
  1. Последствия хозяйственной деятельности человека.

Примерное содержание программы

Раздел I. Биология – наука о живой природе

Тема 1. Биология – система наук

Значение биологии в природе и жизни человека. Предмет биологии. Методы изучения биологии. Уровни организации живой природы. Свойства живой материи.

^

Темы 1-3. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Общая характеристика царства грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и хозяйства. Отдел лишайники. Общая характеристика. Особенности строения и питания как симбиотических организмов. Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе, практическое значение.

^

Общая характеристика царства растений. Строение растительной клетки. Физиологические особенности клеток растений. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений. Высшие растения. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Образование торфа, его значение. Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение. Отдел Голосеменные. Строение и размножение голосеменных. Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Понятия о систематических категориях. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Вегетативные органы растений. Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Значение корня. Побег. Строение и значение побегов у растений. Почки, их строение и расположение на побеге. Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внутренне строение древесного стебля в связи с его функциями. Лист – боковой элемент побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи сего функциями. Значение листьев в жизни растений. Цветок и плод. Строение цветка. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Цветки обоеполые и раздельнополые. Соцветия и их биологическое значение. Плод и его значение. Типы плодов. Строение семян. Семя – как единица расселения растений. Взаимосвязь органов растений как живого организма. Размножение растений. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Класс Двудольные. Характеристика и отличительные признаки. Класс Однодольные. Характеристика и отличительные признаки растений. Типичные представители и хозяйственное значение. Понятие о растительном сообществе. Развитие растительного мира.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …