Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в свете реализации фгос второго поколения

Комитет образования и науки Курской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский педагогический колледж Курской области»
Материалы
VII СТУДЕНЧЕСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Духовно-нравственное
воспитание
младших школьников
в рамках реализации ФГОС
начального общего
образования
второго поколения
23 марта 2011г.
г. Курск
Ответственный редактор
Родионова В.В., кандидат педагогических наук.
Редакционная коллегия:
– кандидат филологических наук,
Королёва Т.П. – Заслуженный учитель РФ
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования второго поколенияМатериалы VII-й студенческой научно-практической конференции(г. Курск, 23 марта 2011года)Издательство Курского педагогического колледжа, 2011 г.
Содержание
1. Приветственное слово директора Курского педагогического колледжа, Заслуженного учителя РФ Пархоменко В.И.
2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в свете реализации ФГОС второго поколения.
Байбакова О.Ю. – зав. кафедрой начального и дошкольного образования КИНПО, кандидат педагогических наук.
Психологический портрет младшего школьника как основа для его духовно-нравственного воспитания.
Логвинова Маргарита 4б
руководитель – Иванова И.С.
4. Гражданское воспитание младших школьников в условиях работы современной школы.
Коробка Анастасия 4г
руководитель – Панова Н.В.
5. Формирование гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Гимчинская Татьяна 4б
руководитель – Никитенко Т.А.
6. Роль книги в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Красникова Ольга 4г
руководитель – Прокопова Е.В.
7. Экологическое образование младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Уткина Татьяна 3д
руководитель – Королёва Т.П.
8. Краеведческая компонента образования младших школьников в свете реализации ФГОС начального общего образования.
Куценко Екатерина 3д
руководитель – Королёва Т.П.
9. Эстетическое воспитание как фактор формирования личности младшего школьника.
Гапонова Анастасия 4г
руководитель – Панова Н.В.
10. Трудовое воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Кацирис Вадим 4б
руководитель – Никитенко Т.А.
11. Заключение по итогам конференции.
Родионова В.В. – заместитель директора
по научно-методической работе, кандидат педагогических наук.

и воспитания гражданина РФ
Байбакова О.Ю. – зав. кафедрой начального и дошкольного образования КИНПО, кандидат педагогических наук.
Образование
Важнейшая социальная деятельность общества.
Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества.
Ключевые эффекты образования как ведущей
социальной деятельности общества
Консолидация общества в условиях роста его разнообразия.
Социальное выравнивание общества.
Формирование российской гражданской идентичности личности.
Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур.
Конкурентоспособность личности, общества и государства.
Социальные и моральные вызовы школьному образованию
Морально-нравственная дезинтеграция общества.
Низкий уровень доверия и социальной солидарности.
Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта.
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций.
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования.
Усиление миграционных процессов.
Недостаточный уровень воспроизводства населения.
Снижение физического, социального и психического здоровья населения.
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России
определяет:
систему базовых национальных ценностей
современный национальный воспитательный идеал
цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Патриотизм
любовь к России
к своему народу
к своей малой родине
служение Отечеству
Социальная солидарность
свобода личная и национальная
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
справедливость, милосердие, честь, достоинство
Гражданственность
служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания
Семья
любовь и верность
здоровье
достаток
уважение к родителям
забота о старших и младших
забота о продолжении семьи
Здоровье
духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье
физическое здоровье человека
здоровый образ жизни
Труд и творчество
уважение к труду
творчество и созидание
целеустремленность и настойчивость
Наука
ценность знания
стремление к истине
научная картина мира
Традиционные религии России
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога
Искусство и литература
красота
гармония
духовный мир человека
нравственный выбор
смысл жизни
эстетическое развитие
этическое развити
Природа
эволюция
родная земля
заповедная природа
планета Земля
экологическое сознание
Человечество
мир во всем мире
многообразие культур и народов
прогресс человечества
международное сотрудничество
Базовые национальные ценности российского обществаопределяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

личности гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Основные задачи духовно-нравственного
развития и воспитания школьников
формирование у обучающихся:
Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной культуры
Личностная культура
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасностиСемейная культура
Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших
Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Социальная культура
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей
Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия
Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитиюОснова организации пространстванравственный пример педагога;социально-педагогическое партнерство;индивидуально-личностное развитие;интегративность программ духовно-нравственного воспитания;социальная востребованность воспитанияПРИНЦИПЫ АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ;
СЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОМУ ПРИМЕРУ;
ИДЕНТИФИКАЦИИ;
ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВОСПИТАНИЯ;
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
Гражданственность, патриотизм
Представление о Конституции РФ, знакомство с государственной символикой.
Героические страницы истории.
История и культура родного края.
Государственные праздники.
Нравственные чувства и этическое сознание
Базовые ценности отечественной культуры.
Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.
Правила поведения в школе.
Взаимоотношения в семье.
Трудолюбие, творческое отношение к учебе, труду, жизни
Знакомство с различными видами труда в окружающем социуме.
Профессии родителей.
Уважительное и творческое отношение к учебному труду.
Общественно полезная деятельность.
Навыки самообслуживания.
Ценностное отношение к здоровью
Здоровье и здоровый образ жизни.
Овладение методами здоровьесбережения.
Чистота и опрятность одежды и тела.
Взаимосвязь психического и физического здоровья.
Негативное влияние компьютерных игр, телевизора, рекламы.
Эстетические идеалы
Идеалы и художественные ценности культуры России.
Традиции родного края.
Прекрасное в окружающем мире.
Прекрасное в поведении и труде людей.
Творческая деятельность.
Стиль одежды.
Ценностное отношение к природе
Экокультурные ценности.
Поведение в природе.
Природоохранительная деятельность.
Позитивные образцы взаимодействия с природой, и расширения опыта общения с природой.
Формы занятий
Изучение предметов из учебного плана.
Беседы.
Экскурсии.
Праздники.
Выставки, ярмарки.
Просмотр фильмов
Сюжетно-ролевые игры.
Защита проектов.
Трудовые акции.
Благотворительность.
Подвижные игры.
Забота о животных и растениях.
Посещение музеев, театров, выставок.
Фестивали.
Конкурсы
Взаимодействие ОУ и семьи
Согласование программы с родителями обучающихся.
Проведение совместных мероприятий.
Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.
Планируемые результаты
1 уровень- приобретение социальных знаний, понимание реальности. (Учитель – ученик).
2 уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.
3 уровень- приобретение опыта самостоятельного общественного действия.

как основа для его духовно-нравственного воспитания
Логвинова Маргарита 4б
руководитель – Иванова И.С.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.В последнее время проблеме духовно-нравственного воспитания школьников уделяется большое значение. Ведь современное общество находится в процессе модернизации, а ее эффективность задается векторами ценностных ориентаций граждан. Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства.«Убежден, — подчеркивает В.В.Путин, — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества». Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания носит не только педагогический, но и общественный характер. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. президент Д.А.Медведев отметил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой — человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.В нашей стране разработана программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Ее нормативно-правовой и методологической основой являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно образовательное учреждение создает условия для реализации данной программы, обеспечивая приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включает 8 разделов. В первом разделе определены цели и задачи духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования.Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;воспитание нравственных чувств и этического сознания;воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.Четвертый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными и институтами духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многомиллионного народа Российской Федерации. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

• формирование основ российской гражданской идентичности;• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;• формирование патриотизма и гражданской солидарности;• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

• формирование отношения к семье как основе российского общества;• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Организация содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся соответствует ряду принципов.

Оцените статью
Добавить комментарий