Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ПРОГРАММА КУРСА“История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков”искусствоведы и культурологи, д/о, М.Р.Чернышов, 2011/2012
Средние века
Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании средневековой литературы.
Языческий скандинавский и кельтский эпос. Ирландский эпос. Бой Кухулина с Фердиадом (по хрестоматии).
Скандинавский эпос. Исландские саги: Старшая Эдда: «Прорицание вёльвы». Младшая Эдда (по хрестоматии).
Народный героический эпос и. Национальная специфика, образы главных героев в “Песни о Роланде” (Франция) и “Песни о моем Сиде” (Испания). Рыцарские и мифологические элементы в “Песни о Нибелунгах” (Германия). (Все – по хрестоматии)
Понятие о куртуазной литературе. Темы и жанры рыцарской лирики. ^ (по хрестоматии).
Причины и условия возникновения рыцарского романа. Основные тематические циклы. “Роман о Тристане и Изольде”(читать целиком в переложении Ж.Бедье).
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение (Ренессанс) как особая эпоха развития европейской культуры. Роль античного наследия, куртуазной традиции и городской литературы средневековья в формировании литературы Возрождения. Понятие “ренессансного гуманизма”.
Италия
Творчество Данте Алигьери. Замысел, композиция, традиционное и новаторское в “^ ” и “Божественной комедии” (читать первую кантику «Ад»). Символика и реализм.
Творчество Ф.Петрарки: основные жанры. Образ лирического героя “Канцоньере” (“Книги Песен” – по хрестоматии). Жанр сонета.
“Декамерон” Дж.Боккаччо: синтез культурных традиций, значение обрамляющего рассказа. Мастерство Боккаччо-новеллиста. (Читать: Вступление. День 1: новеллы 1 и 3; день 2: нов. 9; день 3: нов. 5, 10; день 4: нов. 1, 5, 9; день 5: нов. 1, 9; день 6: нов. 4, 10; день 7: нов. 2, 7; день 8: нов. 3, 7; день 9: нов. 3, 6; день 10: нов. 8, 10).
Франция
Франсуа Вийон – поэт французского предренессанса. Основные жанры, темы, образ лирического героя. “Баллада о дамах минувших времен”. “Баллада истин наизнанку”. “Баллада поэтического состязания в Блуа”. “Баллада повешенных”.
Ф. Рабле. “Гаргантюа и Пантагрюэль”: композиция, система образов, сюжет, проблематика. (Читать 1 и 2 книги).
Северное Возрождение. Нидерланды
“Похвальное слово глупости” Эразма Роттердамского (по хрестоматии). Образ Мории, композиция, характер смеха.
Испания
Структура романа П.Сервантеса “Дон Кихот”(Читать: т.1, главы 1-11, 20-26, 30-31, 47-50; т.2, главы 3-4, 9-10, 16-26, 30, 34-35, 42-47, 49, 51, 53, 73-74). Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон Кихот и Санчо Панса.
Образ главных героев и конфликт в “психологической” комедии Лопе де Вега “Собака на сене”.
Англия
Периодизация творчества Шекспира. Основные жанры. Шекспировский вопрос. Сонеты Шекспира. Основные черты комедий Шекспира: “Укрощение строптивой”, “Двенадцатая ночь”, “Как вам это понравится”, “Венецианский купец”. Любовные коллизии. Природа и человек. Игровое начало в комедиях. Типы героев. Сказочная фантастика в комедии “Сон в летнюю ночь”. Жанр исторической хроники в творчестве Шекспира. Проблема зла и власти в хронике В.Шекспира “Ричард III”. Историческая хроника В.Шекспира “Генрих IV” (2 части). Композиция, специфика конфликта, проблематика. Образ Фальстафа. Трагедия Шекспира “Ромео и Джульетта”. Образы героев. Движущие силы сюжета. “Гамлет” Шекспира. Образ героя, проблемы его истолкования. Трагедия Шекспира “Король Лир”. Мотивы и характер действий героев. Проблема познания и самопознания. Трагическая коллизия в “Отелло” В.Шекспира. Конфликт в трагедии В. Шекспира “Макбет”. «Римские» трагедии Шекспира: “Юлий Цезарь”, “Антоний и Клеопатра”. Трагикомедия “Буря” как “поэтическое завещание” Шекспира. Характер конфликта, образы главных героев.
XVII ВЕК
Барокко. Испания
Понятие о барокко. Драматургия П.Кальдерона, основные темы и жанры. Проблематика свободы и ответственности в драме “Жизнь есть сон”.
Плутовской роман как жанр: сюжет, тип героя, образ мира, позиция автора (на примере романа Ф.Кеведо “^ ”).
Классицизм. Франция
Эстетика классицизма. Н.Буало и его трактат “Поэтическое искусство” (по хрестоматии).
Трагедия П.Корнеля “Сид”, причина и суть его конфликта с Французской Академией. Проблематика трагедии Корнеля “^ ”.
Своеобразие классицизма Ж.Расина в трагедиях «Андромаха» и “Федра”. Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Биография и общая характеристика творчества Ж.Б.Мольера. Основные принципы “высокой комедии”. Проблематика и поэтика комедий Мольера “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”, «Мещанин во дворянстве». Фарсовая эстетика в комедии Мольера “Плутни Скапена”.
^
Франция
Личность и творчество Ф.Вольтера. Философская повесть “Кандид”.
Общественная и творческая деятельность Д.Дидро. Роман “Монахиня” как произведение просветительского реализма.
Место Ж.-Ж.Руссо во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” Руссо как психологический документ и литературный жанр.
Образы героя и героини в романе А.Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско”.
Драматургическое новаторство П. Бомарше в комедиях «Севильский цирюльник» и “Женитьба Фигаро”.
Англия
Проблематика и поэтика романа Д.Дефо “Робинзон Крузо”.
Особенности творческой личности Дж.Свифта. Памфлет “^ ”. Сатира Свифта в “Путешествиях Гулливера” (читать 1 и 4 части полностью, 2 и 3 по хрестоматии).
Поэтика “комической эпопеи” Г.Филдинга (“^ ”).
Чувствительность и ирония в романе Л.Стерна “Сентиментальное путешествие”(по хрестоматии).
Германия
Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Г.Э.Лессинга в трактатах ^ . Драма Лессинга “Эмилия Галотти”: особенности сюжета и конфликта.
Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Понятие о сентиментализме. Раннее творчество Гете, роман “Страдания юного Вертера” (по хрестоматии). Нравственно-философская проблематика трагедии Гете “Фауст”.
Раннее творчество Шиллера. Штюрмерская поэтика драмы “Разбойники”. “Коварство и любовь” Шиллера как “мещанская трагедия”. Исторические драмы Шиллера “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль”.
^
читать не обязательно.
Примечание по организации курсаПрименительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов. Баллы начисляются каждому студенту за рубежные контрольные работы по программным текстам. Всего 3 работы: 1) Средние века и Возрождение без Шекспира (5 вопросов, максимум 25 баллов), 2) Шекспир (6 вопросов, максимум 30 баллов), 3) 17-18 века (7 вопросов, максимум 35 баллов). Дополнительные 10 баллов могут быть начислены «за активность», например, за авторское эссе или коллективную постановку. Всего – 100 баллов.Экзамен проходит в виде письменной работы, состоящей из 14 открытых вопросов на знание теории, программы и текстов. Максимум – 100 баллов.С вопросами и за консультациями можно обращаться по адресу mrchernyshov@k66.ru

ПРОГРАММА КУРСА“История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков”искусствоведы и культурологи, д/о, М.Р.Чернышов, 2011/2012

Средние века

Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании средневековой литературы.

Языческий скандинавский и кельтский эпос. Ирландский эпос. Бой Кухулина с Фердиадом (по хрестоматии).

Скандинавский эпос. Исландские саги: Старшая Эдда: «Прорицание вёльвы». Младшая Эдда (по хрестоматии).

Народный героический эпос и. Национальная специфика, образы главных героев в “Песни о Роланде” (Франция) и “Песни о моем Сиде” (Испания). Рыцарские и мифологические элементы в “Песни о Нибелунгах” (Германия). (Все – по хрестоматии)

Понятие о куртуазной литературе. Темы и жанры рыцарской лирики. ^ (по хрестоматии).

Причины и условия возникновения рыцарского романа. Основные тематические циклы. “Роман о Тристане и Изольде”(читать целиком в переложении Ж.Бедье).

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение (Ренессанс) как особая эпоха развития европейской культуры. Роль античного наследия, куртуазной традиции и городской литературы средневековья в формировании литературы Возрождения. Понятие “ренессансного гуманизма”.

Италия

Творчество Данте Алигьери. Замысел, композиция, традиционное и новаторское в “^ ” и “Божественной комедии” (читать первую кантику «Ад»). Символика и реализм.

Творчество Ф.Петрарки: основные жанры. Образ лирического героя “Канцоньере” (“Книги Песен” – по хрестоматии). Жанр сонета.

Декамерон” Дж.Боккаччо: синтез культурных традиций, значение обрамляющего рассказа. Мастерство Боккаччо-новеллиста. (Читать: Вступление. День 1: новеллы 1 и 3; день 2: нов. 9; день 3: нов. 5, 10; день 4: нов. 1, 5, 9; день 5: нов. 1, 9; день 6: нов. 4, 10; день 7: нов. 2, 7; день 8: нов. 3, 7; день 9: нов. 3, 6; день 10: нов. 8, 10).

Франция

Франсуа Вийон – поэт французского предренессанса. Основные жанры, темы, образ лирического героя. Баллада о дамах минувших времен”. “Баллада истин наизнанку”. “Баллада поэтического состязания в Блуа”. “Баллада повешенных”.

Ф. Рабле. “Гаргантюа и Пантагрюэль”: композиция, система образов, сюжет, проблематика. (Читать 1 и 2 книги).

Северное Возрождение. Нидерланды

Похвальное слово глупости” Эразма Роттердамского (по хрестоматии). Образ Мории, композиция, характер смеха.

Испания

Структура романа П.Сервантеса “Дон Кихот”(Читать: т.1, главы 1-11, 20-26, 30-31, 47-50; т.2, главы 3-4, 9-10, 16-26, 30, 34-35, 42-47, 49, 51, 53, 73-74). Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон Кихот и Санчо Панса.

Образ главных героев и конфликт в “психологической” комедии Лопе де Вега “Собака на сене”.

Англия

Периодизация творчества Шекспира. Основные жанры. Шекспировский вопрос. Сонеты Шекспира. Основные черты комедий Шекспира: “Укрощение строптивой”, “Двенадцатая ночь”, “Как вам это понравится”, “Венецианский купец”. Любовные коллизии. Природа и человек. Игровое начало в комедиях. Типы героев. Сказочная фантастика в комедии “Сон в летнюю ночь”. Жанр исторической хроники в творчестве Шекспира. Проблема зла и власти в хронике В.Шекспира “Ричард III”. Историческая хроника В.Шекспира “Генрих IV” (2 части). Композиция, специфика конфликта, проблематика. Образ Фальстафа. Трагедия Шекспира “Ромео и Джульетта”. Образы героев. Движущие силы сюжета. “Гамлет” Шекспира. Образ героя, проблемы его истолкования. Трагедия Шекспира “Король Лир”. Мотивы и характер действий героев. Проблема познания и самопознания. Трагическая коллизия в “Отелло” В.Шекспира. Конфликт в трагедии В. Шекспира “Макбет”. «Римские» трагедии Шекспира: “Юлий Цезарь”, “Антоний и Клеопатра”. Трагикомедия “Буря” как “поэтическое завещание” Шекспира. Характер конфликта, образы главных героев.

XVII ВЕК

Барокко. Испания

Понятие о барокко. Драматургия П.Кальдерона, основные темы и жанры. Проблематика свободы и ответственности в драме “Жизнь есть сон”.

Плутовской роман как жанр: сюжет, тип героя, образ мира, позиция автора (на примере романа Ф.Кеведо “^ ”).

Классицизм. Франция

Эстетика классицизма. Н.Буало и его трактат “Поэтическое искусство” (по хрестоматии).

Трагедия П.Корнеля “Сид”, причина и суть его конфликта с Французской Академией. Проблематика трагедии Корнеля “^ ”.

Своеобразие классицизма Ж.Расина в трагедиях «Андромаха» и “Федра”. Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Биография и общая характеристика творчества Ж.Б.Мольера. Основные принципы “высокой комедии”. Проблематика и поэтика комедий Мольера “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”, «Мещанин во дворянстве». Фарсовая эстетика в комедии Мольера “Плутни Скапена”.

^

Франция

Личность и творчество Ф.Вольтера. Философская повесть “Кандид”.

Общественная и творческая деятельность Д.Дидро. Роман “Монахиня” как произведение просветительского реализма.

Место Ж.-Ж.Руссо во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” Руссо как психологический документ и литературный жанр.

Образы героя и героини в романе А.Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско”.

Драматургическое новаторство П. Бомарше в комедиях «Севильский цирюльник» и “Женитьба Фигаро”.

Англия

Проблематика и поэтика романа Д.Дефо “Робинзон Крузо”.

Особенности творческой личности Дж.Свифта. Памфлет “^ ”. Сатира Свифта в “Путешествиях Гулливера” (читать 1 и 4 части полностью, 2 и 3 по хрестоматии).

Поэтика “комической эпопеи” Г.Филдинга (“^ ”).

Чувствительность и ирония в романе Л.Стерна “Сентиментальное путешествие”(по хрестоматии).

Германия

Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Г.Э.Лессинга в трактатах ^ . Драма Лессинга “Эмилия Галотти”: особенности сюжета и конфликта.

Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Понятие о сентиментализме. Раннее творчество Гете, роман “Страдания юного Вертера” (по хрестоматии). Нравственно-философская проблематика трагедии Гете “Фауст”.

Раннее творчество Шиллера. Штюрмерская поэтика драмы “Разбойники”. “Коварство и любовь” Шиллера как “мещанская трагедия”. Исторические драмы Шиллера “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль”.

^

читать не обязательно.

Примечание по организации курсаПрименительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов. Баллы начисляются каждому студенту за рубежные контрольные работы по программным текстам. Всего 3 работы: 1) Средние века и Возрождение без Шекспира (5 вопросов, максимум 25 баллов), 2) Шекспир (6 вопросов, максимум 30 баллов), 3) 17-18 века (7 вопросов, максимум 35 баллов). Дополнительные 10 баллов могут быть начислены «за активность», например, за авторское эссе или коллективную постановку. Всего – 100 баллов.Экзамен проходит в виде письменной работы, состоящей из 14 открытых вопросов на знание теории, программы и текстов. Максимум – 100 баллов.С вопросами и за консультациями можно обращаться по адресу mrchernyshov@k66.ru

баллы начисляются каждому студенту,штюрмерская поэтика драмы разбойники,условия возникновения рыцарского романа,италия творчество данте алигьери,комедии мольера плутни скапена,драма лессинга эмилия галотти,поэтика комедий мольера тартюф,роман страдания юного вертера,основные принципы высокой комедии,особенности творческой личности дж

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …