ПРОГРАММА КУРСА — Программа курса. Проблемно-тематический курс для студентов факультета экономики и финансов

^
Тема 1. Основы организационного поведенияСущность и специфика организационного поведения субъекта. Система факторов, влияющих на организационное поведение. Основные функции ОП как науки (описательная и систематизирующая, объяснительная, предсказательная, управленческая) и учебной дисциплины (мировоззренческая, методологическая, методическая).Структурно-логические блоки (модули) и исходный тезаурус учебной дисциплины («организация», «личность», «группы», «поведение», «коммуникации», «мотивация», «лидерство», «изменения», «управление поведением»).

Генезис и специфика организационного поведения (по Ф. Лютенсу). Школы «научного управления» и «человеческих отношений», психология и социология, политическая наука, экономика, антропология и психиатрия как фундаментальные основания ОП.Ситуационный, синергетический и интеракционистский подходы к управлению организацией. Основные подходы, концепции и теории, объясняющие поведение личности в организации (психодинамическая теория З. Фрейда, феноменологическая теория К. Роджерса, теории «черт личности» Г. Оллпорта, Г. Айзенка, Р. Кэттэла, бихевиоризм и необихевиоризм Дж. Уотсона, Б.Ф. Скиннера, К.Л. Халла, Дж. Долларда, социально-когнитивная теория научения личности У. Мишела и Дж. Роттера).Основные черты и феномены российской системы управления (коллективизм, индивидуализм, трудолюбие; леность; преобладание авторитарных форм мышления, анархизм; практицизм, устремленность к трансцендентному; стремление к новому, догматизм; настойчивость, расхлябанность; атеизм и нигилизм, религиозность).

Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность». Формально-динамическая модель личности А.В. Либина. Классификация личностных стилей А. Адлера. «O-C-E-A-N» (открытость, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм) – концепция черт личности. Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса. Диспозиционная (личностная, внутренняя) и ситуационная (внешняя) атрибуция. Теория каузальной (причинной) атрибуции Г. Келли. Фундаментальные и мотивационные ошибки атрибуции.Установки личности в организационном поведении. Аттитюдные компоненты (когнитивный, аффективный, поведенческий). Свойства установок: приобретенность, относительная устойчивость, вариативность. Когнитивный диссонанс и способы его преодоления.Самосознание человека. «Я» и Я-концепция личности. Я-схемы и Я-образы. Механизмы защиты Я-концепции.

Диалектика интересов, потребностей, мотивов, стимулов. Классификация мотивов организационного поведения. Модель мотивации ОП индивида. Прикладное значение теории мотивации в современных условиях. Сущность, специфика и соотношение экономического, административного и социально-психологического стимулирования личности и групп.

Основные критерии классификации групп и их характеристика. Теории формирования групп (близости, равновесия, обмена). Модель Дж. Хоманса.Этапы формирования группы. Основные и ситуационные характеристики группы. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе. Факторы групповой сплоченности (время существования, трудность вступления, размер группы и ее структура, согласованность целей, взаимосвязанность и сложность задач, состав группы, внешние угрозы и конкуренция, опыт групповой деятельности, мотивация и вознаграждение, распределение ресурсов).Потенциал формальной и неформальной структур организации. Модель создания и взаимодействия формальных и неформальных групп. Характеристика ролей в группе (по М. Белбину). Отличия рабочих групп и команд. Преимущества и недостатки самоуправляемых команд. Механизмы личностно-группового взаимодействия в организации. Условия и факторы эффективной групповой деятельности. Основные причины, структура и специфика конфликтов в организации. Способы управления конфликтными ситуациями.

Культурно-историческое значение проблемы лидерства и подходы к ее решению в классических трудах (Платона «Государство», Аристотеля «Политика», Н. Макиавелли «Государь» и др.). Основные теории лидерства: личностных черт (А. Файоль, М. Фоллет, О. Тид), поведенческий подход (К. Левин, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон), ситуативный подход (Р. Стогдилл, А. Бавелас, Ф. Фидлер, В. Врум, П. Йетон, А. Джаго, Р. Хаус, Г. Митчел).Лидерство как процесс, связанный с деятельностью наиболее авторитетных членов коллектива (группы, организации), обладающих юридической и/или фактической властью в группе. Функции лидера в организации: постановки целей, нахождение средств их достижения, мотивация, соорганизация, формирование, поддержание и развитие норм организационной культуры.Механизмы реализации лидерского потенциала. Отличия «менеджерского» и «лидерского» стилей управления.Источники и типы власти в организации. Личностные формы власти (экспертная и референтная, или харизматическая). Организационные формы власти (легитимная, принудительная, поощрительная, ресурсная, информационная, власть для принятия решений, власть связей).Интегральная модель власти и основные способы реализации властных полномочий (подчинение, идентификация, интернализация). Делегирование полномочий и ответственности как способ укрепления авторитета и власти руководителя.

Коммуникации как основа делового общения. Коммуникативный процесс, его составляющие (отправитель, кодирование, сообщение и каналы передачи, декодирование, получатель, обратная связь) и факторы оптимизации. Классификация коммуникаций: а) по субъектам (межличностные, личностно-групповые, межгрупповые); б) по форме и средствам общения (вербальные, невербальные, письменные, электронные); в) по каналам общения (формальные, неформальные); г) по организационному признаку и направленности (вертикальные, горизонтальные, диагональные).Отдельные разновидности коммуникативного поведения (предложение, обоснование, содействие, сотрудничество, несогласие, вызов, поиск и предоставление информации, достижение согласия или разрешение конфликта).Неформальные коммуникации и их значение. Классификация и характеристика слухов в организации. Коммуникативные барьеры и средства их преодоления.

Понятие жизненного цикла организации (ЖЦО). Теория ЖЦО М. Портера (рождение, детство, юность, молодость, взросление, зрелость, старость), ее достоинства и недостатки. Особенности управления поведением организации на различных этапах ее ЖЦ.Репутация организации и ее элементы (имидж, товар, авторитет первого лица, известность на рынке, организационная культура). Управление репутацией организации: «внутренние» (разработка философии организации, создание корпоративного кодекса поведения, формирование имиджа руководителей, формирование моделей привлекательного поведения сотрудников, разработка стратегии позиционирования организации) и «внешние» (построение системы взаимоотношений с партнерами и клиентами, формирование ожиданий партнеров и клиентов, реклама) факторы.

Базовые подходы к анализу процесса развития: традиционный формационный (линейный) и современный (многофакторный). Основные положения концепции организационного развития: индивидный, групповой, институциональный уровни.Классификация переменных, влияющих на развитие организации (по Р. Лайкерту): а) каузальные (организационная структура, контроль, политика, обучение, поведение руководителей); б) промежуточные (установки, восприятие, мотивация, квалификация, работа в командах, межгрупповые отношения); в) результирующие (повышение производительности, увеличение объема продаж, сокращение издержек, лояльность потребителей, рост доходов). Модель развития организации Мак-Кинси «7S». Понятие когнитивного диссонанса. Виды изменений в организации (обычные текущие изменения, умеренные преобразования, радикальные преобразования, перестройка организации) и программы их реализации. Стили проведения организационных изменений и внедрения нововведений (конкурентный, компромиссный, приспособленческий, сотрудничества, самоустранения). Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера: давление и побуждение – посредничество и переориентация внимания – диагностика и осознание проблем – нахождение нового решения – эксперимент и выявление последствий – получение поддержки изменений. Классификация типичных реакций на внедрение инноваций А.В. Филиппова (активное принятие, пассивное принятие, выжидание, активное неприятие, противодействие). Формы сопротивления работников изменениям (рациональные, эмоциональные, социальные). Модель организационных изменений К. Левина и матрица «отношение к изменению / сопротивление изменению». Методы преодоления сопротивления организационным изменениям: представление информации, участие и вовлечение, помощь и поддержка, переговоры и соглашения, манипуляция и кооптация, явное и неявное принуждение.Современные тенденции развития организаций: развитие интегрированных информационных систем, развитие организационных структур, развитие систем управления качеством, развитие систем стимулирования, стабилизация состава работников, вовлечение работников в управление. Позитивные результаты и ограничения организационного развития.

Понятие профессионального и персонального развития сотрудника. Характеристики личностной незрелости (пассивность, зависимость, ограниченное число моделей поведения, примитивные интересы, краткосрочная перспектива, подчиненное положение, отсутствие самосознания) и зрелости (активность, независимость, разнообразные поведенческие модели, глубокие интересы, долгосрочная перспектива, главенствующее положение, самосознание и контроль). Проблема «умный, но бедный» и ее интерпретация в современной России.Сущность и специфика организационной социализации (упреждающей, приспособительной, ролевой, управленческой). Основные типы личности (обычный, социальный, реалистический, исследовательский, инициативный, артистический) и программы их самореализации. Понятие и основные этапы карьеры личности. Карьера менеджера в рамках организационной структуры управления. Моделирование карьерного роста в рамках ЖЦ личности. Типичные ошибки начинающих руководителей.
Гендерные аспекты управления персоналом. Формула «Руководитель = Х ♂ + У ♀» и гендерные управленческие стратегии (индифферентная, патриархатная, феминистская, андрогинная). Проблемы «двойной занятости» женщины: мировой опыт и отечественные реалии.

Сущность поведенческого маркетинга и его основные элементы (исследование рынка поведения, формирование поведенческих стандартов в организации, измерение поведенческих событий, проведение функционального анализа поведения, разработка стратегии «позиционирования» организационно-поведенческих норм, осуществление мероприятий по поддержанию конструктивных поведенческих норм и искоренению деструктивных).Типы поведения работника по отношению к клиенту (притягательное, избирательное, псевдоклиентурное, антиклиентурное). Управление поведением сотрудников (расширение полномочий и повышение значимости работы, повышение квалификации, проведение тренингов, управление карьерой, организационная регламентация, поведенческий аудит).

Специфика организационного поведения на международном уровне. Факторы развития организационной культуры мультинациональной компании: «внутренние» (отношение к природе, отношение ко времени, взаимо-отношение индивида и общества, язык, бытовые условия, пища, одежда, искусство, мораль, религия) и «внешние» (экономика, финансы, политика, право, военное сотрудничество).Современные демографические тенденции и проблемы культурной адаптации рабочей силы. Факторы, способствующие культурной адаптации (квалифицированный отбор, расстановка с учетом национальной и межнациональной специфики, предварительное обучение, ориентация и поддержка, толерантность, контроль, «кросскультурный эффект»). Факторы, препятствующие культурной адаптации (этноцентризм, существенные межнациональные различия, «эффект маргинализации»).Социокультурные и субкультурные особенности организационного поведения представителей отдельных «цивилизаций» и стран: англо-американской (США, Великобритания, Канада, Австралия), центрально-европейской (Германия, Австрия, Швейцария), скандинавской (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания), восточноевропейской (Чехия, Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Латвия, Эстония и др.), латиноамериканской (Мексика, Аргентина, Чили, Перу, Бразилия и др.), латиноевропейской (Испания, Португалия, Италия, Франция, Бельгия), тихоокеанской (Япония, Китай, Гонконг, Тайвань, Корея), а также Израиля, Индии, России.

Оцените статью
Добавить комментарий