Программа «наша земля»

«Принято»на заседании педагогоческого совета школыПротокол № 5 от 02.04.2013г.
«Согласовано» Совет школыПротокол №8 от21.03.2013г.Председатель Совета школы—————Чижикова Е.А.
«Утверждаю»Директор МКОУ БГО Тюковской ООШ—————-Бабанина Л.А. Приказом №54 от10.04.2013
ПРОГРАММА
«НАША ЗЕМЛЯ»
__________________________________________________
2013 – 2016гг.
Пояснительная записка
Проблема экологического образования и природоохранного воспитания школьников имеют особое значение. С экологическими проблемами в настоящее время сталкивается каждый человек и общество в целом.Под экологическим образованием понимают педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности, учатся видеть экологические проблемы и предлагать пути их решения.В современном экологическом образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Необходимо формировать у учащихся цельный интегрированный взгляд на мир, вырабатывать у них научный образ мышления. Дать ребятам представление о Земле как едином, целостном организме, в котором все тесно взаимосвязано.

Этические принципы и экологическое мировоззрение
Принцип единства – все мы являемся частью природы;
Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость;
Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас;
Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании;
Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное;
Принцип охраны природы – недостойно человеку быть причиной преждевременного исчезновения, каких – либо видов, существующих в природе;
Принцип «Чти свои корни» – Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет, истощенная Земля – истощенная экономика;
– Лучший учитель» — чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретическое изучение Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно;
— изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
Цель программы: создание единого коллектива воспитанников и воспитателей, в котором будет происходить развитие и саморазвитие личности ребенка, становление его экологической культуры и экологической грамотности.
Задачи:
формирование диалектико – материалистического мировоззрения о единстве и взаимосвязи природы и общества;
воспитание патриотизма, нравственных, этических и эстетических качеств личности;
формирование ответственного отношения к природе, высокой культуры общения с ней;
выработка практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств;
привлечение школьников к различным видам творческой и исследовательской деятельности в области экологии и защиты окружающей среды;
пропаганда среди подростков здорового образа жизни.
Структура:
изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности;
учебно – воспитательная работа во внеурочное время;
массовая и агитационная работа с учащимися, родителями, учителями;
работа по благоустройству природных территорий;
экскурсия по изучению природы родного края;
эколого – просветительская деятельность;
исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем;
природоохранная деятельность.
Участники: учащиеся и педагогический коллектив школы.
Срок реализации: 2013 – 2016гг.
Этапы реализации:
базовый: организационно – правовое, материально – техническое, финансовое обеспечение программы;
основной: определение организационных, психолого – педагогических условий, обеспечивающих эффективность экологического образования и воспитания учащихся;
завершающий: оценка результатов деятельности.

реализации программы экологического образования и воспитания
1
2
3
4

12
Естественнонаучные дисциплины:
, их значении для жизни человека и мерах защиты окружающей среды от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, о возможности рационального использования природных ресурсов.
изучение закономерностей и явлений, происходящих в природных комплексах, трофических связей, влияния деятельности человека на скорость и темпы перемещения химических элементов в природе; ознакомление учащихся с гигиеническими аспектами охраны окружающей среды, особенностями формирования психики человека в условиях научно – технического и социального прогресса, проблемами рационального питания, охраны здоровья и защиты от вредного влияния внешних факторов среды.
переход от изучения местных и национальных экологических проблем к проблемам, присущих другим странам, и затем к глобальным природоохранительным проблемам.
объяснение влияния различных химических веществ на растения, животных и человека, формирование представлений о способах восстановления равновесия в природе и путях усовершенствования технологических процессов на химических предприятиях с целью защиты окружающей среды от загрязнений.
, об опасности шумового загрязнения, о вредном воздействии на организм ультрафиолетовых лучей, повышения радиоактивного фона в природе.
Предметы художественно – эстетического цикла:
формирование эстетического отношения к природе при помощи художественных произведений (в некоторых из них природа является главным объектом изображения, в других – элементом композиции данного произведения).
о юридических аспектах и материальных затратах в решении экологических проблем.
в течение годав течение годав течение годав течение годав течение годав течение годав течение года
учителя начальных классов, учитель природоведенияучитель биологии, классные руководителиучитель географии, биологииучитель химииучителя физики, химии, биологииучитель русского языка и литературыУчителя истории и обществоведения

Разработка программ экологических элективных курсов
Разработка и проведения классных часов по проблемам охраны природы:
* Люби свой край* Чти свои корни* Мы представляем собой ценный вид, однако, не более важный, чем другие *«Памятники природы в нашей области»
августв течение года
учитель биологииклассные руководители

Экологические праздники «День птиц», «День Земли», «Осенний бал»;
викторины на знание краеведческого материала;
ролевые и деловые игры, устные журналы;
заочные путешествия по заповедным местам Воронежской области;
конкурсы творческих работ учащихся: стихов, сочинений, рисунков, плакатов, фотографий.
март – июнь, в течение года
зам. директора, классные руководители, учителя — предметники

формирование навыков по уходу за комнатными растениями;
формирование навыков по уходу и выращиванию декоративных растений на пришкольной территории;
формирование практических общетрудовых умений и навыков по выращиванию сельскохозяйственных растений на школьном огороде
в течение годамай — сентябрь
классные руководителиучитель с/х труда

проведение фенологических наблюдений в природе;
знакомство с многообразием видов растений и животных родного края;
изучение экологического состояния природных объектов и экосистем своей местности.
в течение годаапрель — октябрь
учителя начальных классов, классные руководители, учитель биологии и географии

выбор объекта для исследования;
изучение литературы, сбор необходимой информации;
освоение методов сбора и обработки результатов
визуальное обследование объекта (фотографирование, составление карт – схем, определение видового состава растительного и животного мира, описание экологического состояния);
проведение исследований;
анализ результатов, разработка природоохранных мероприятий;
литературное оформление работы (сочинения, доклады, рефераты, проекты);
участие в муниципальных и региональных экологических конкурсах;
организация профильной эколого-краеведческой смены летнего пришкольного лагеря.
в течение года
учитель биологии и географии, учителя начальных классов

организация семинаров и конференций по проблемам экологии;
проведение экологических чтений перед учащимися, родителями, учителями;
издание плакатов, газет экологической тематики.
в течение года
зам. директора , классные руководители, учитель биологии и географии

работа по восстановлению естественных растительных сообществ (посадка деревьев и кустарников на природных территориях и пришкольном участке);
изготовление кормушек, организация подкормки птиц в зимнее время;
изготовление и развешивание искусственных гнездований для птиц;
участие в муниципальных и региональных экологических акциях.
апрель, сентябрь – октябрьдекабрь – мартв течение года
зам. директора , классные руководители, учитель биологии и географии, учитель технологии
Знание ребятами экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере- социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

Оцените статью
Добавить комментарий