Программа обсуждена и одобрена цикловой методической комиссией по социально-гуманитарным дисциплинам 30 августа 2012 года протокол № Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности 060201 «Стоматология»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Кафедра философии, биоэтики и культурологииУтверждаюПроректор по учебной работеН.С.Давыдова_____________05.11. 2011г.
Рабочая программа дисциплины
Гуманитарного и социально-экономического цикла С1. С1.Б. Б.1
Философия
Специальность 060201 Стоматология
Квалификация специалист
г. Екатеринбург
2011 год
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки(специальности) 060201 стоматология, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011г. № 16Разработчики: зав.кафедрой, доцент кафедры философии,биоэтики и культурологии, кандидат философских наук ……………………………………………………………………………………………………….Е.В. Власовадоцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук ………………….……………………………………………………………….………………К.И.Заболотскихдоцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук ……………………………………………………………………………………………………….В.А.КиселёвРабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры 29 августа 2011 года, протокол № 1. Программа рецензирована Шапошниковым Г.Н. доктором исторических наук, проф., зав. кафедрой истории, экономики и права УГМА.Программа обсуждена и одобрена цикловой методической комиссией по социально-гуманитарным дисциплинам 30 августа 2012 года протокол № 1.Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности 060201 «Стоматология». протокол № 1 от 12 сентября 2012г.
Философия – это системная гуманитарная наука, изучающая наиболее существенные и фундаментальные принципы бытия, познания, природы человека и его места в мире. Философия является неотъемлемой частью социокультурной подготовки современного специалиста. Как учебная дисциплина она является важнейшей и наиболее крупной частью Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования РФ (ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология, утвержден приказом Министра образования и науки РФ 14 января 2011 г., № 16) и определена как одна из обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла.

Философия, имея своим предметом человека и его место в природном и общественном мире, оказывает огромное воспитательное воздействие на каждого человека, изучающего ее. Побуждая каждого человека «познать самого себя», философия стимулирует процесс самовоспитания. Обращаясь к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром, она развивает моральные, эстетические, познавательные способности человека. Всем своим содержанием философия воспитывает человека, закладывает основы его мировоззрения.
Философия формирует системное понимание мира, связующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентации и познавательные способности. Философское знание, предполагающее осмысление специфики различных сообществ, культур, роли ценностей и норм, законов социокультурного развития, способствует установлению студентом собственной социокультурной идентичности.
Одной из задач философии является раскрытие многообразия взглядов, мнений, суждений, присущее человеческому сообществу. Изучение различных концепций неизбежно приводит к воспитанию толерантности.
Философия способствует развитию у будущих специалистов философского мышления, то есть способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности, самостоятельной оценке и критической проверке исследуемой проблемы.
Одной из целей философии является включение студента в реалии современного общества с его проблемами, противоречиями и ценностями.
Философия является в настоящее время практически единственной дисциплиной, формирующей нравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностные представления, а также способность воспринимать и понимать окружающий мир как целостность.
В современном обществе на рынке труда востребован специалист, обладающий не только специальными знаниями, но широким кругозором и гуманитарной подготовкой. Работа таких специалистов оказывается экономически более эффективной. Знание законов функционирования общества и культуры не только способствует освоению технологий корпоративного взаимодействия и создает базу для деловой коммуникации, составляющей необходимую компоненту профессионального успеха, но и облегчает поиск оптимальных решений в трудных профессиональных обстоятельствах.

В процессе изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки:
навык владения политической и нравственной культурой поведения;
навык излагать и обосновывать собственную точку зрения, владеть теоретическим анализом и способностью к логическому мышлению, владеть навыками ораторского искусства;
навык чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;
навык освоения технологий корпоративной коммуникации, приемов межкультурной коммуникации, выработки толерантности к представителям различных культур;
навыки понимания оппонента, ведения дискуссии;
навык сопоставления и дифференцирования различных типов мировоззрения;
навыки различения форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания;
Дисциплина «Философия» входит в состав базовой части гуманитарного цикла. Изучение философии проводится на втором курсе, когда изучаются не только базовые положения самой дисциплины, но и устанавливаются межпредметные связи, с ранее освоенными дисциплинами – культурологией, историей, закладываются основы для изучения последующих гуманитарных дисциплин: право, экономика, биоэтика, иностранные языки, а также складываются ключевые мировоззренческие положения студента, прививаются нормы научной рациональности, осваивается критическое, научно-исследовательское отношение к изучаемым проблемам. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
Общекультурные компетенции закладывают основы мировоззрения и включают: способность обучающихся к саморазвитию, самосовершенствованию и познанию общекультурных ценностей, выработанных предыдущими поколениями, гуманизму, толерантности, патриотизму, веротерпимости; общекультурные ценности позволяют человеку ориентироваться в культурном мире, проводить логический анализ политических и социальных явлений, аргументированно представлять собственную точку зрения.
Профессиональные компетенции способствуют изучению системы основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира и общества и включают получение нового знания и опыта его конкретного применения для анализа современных тенденций мирового и отечественного социокультурного развития.
к результатам освоения дисциплины «Философия»:
Способен и готов анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
Способен и готов к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2).
Способен и готов к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государстве; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3).
Способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).
Способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Способен и готов реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).
Способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3).
Способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
— содержание и структуру философского знания, методы и приемы философского исследования;- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли;- взаимосвязь философии, науки и практики;- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики;- место медицины в системе культуры, влияние общекультурной традиции на развитие медицинских знаний и практик;- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.
Уметь:
— анализировать социокультурные проблемы, быть активным субъектом общественной деятельности;- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры;- осуществлять эффективный поиск информации и критически ее осмысливать;- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.
Владеть:
— навыками политической и нравственной культуры поведения;- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;- технологиями корпоративной коммуникации и широким культурным кругозором;- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии;- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения;- навыки различения форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания.
Программа по «Философии» предусматривает трудоемкость в 4,5 ЗЕТ (162 часа), в т.ч. 3 модуля и 8 дидактических единиц в течение двух семестров (четвертого и пятого).Промежуточный контроль – переходной зачет, окончательный контроль – экзамен.
Виды учебной работы
трудоемкость
Семестры
ЗЕТ
часы
Четве-ртый
Пятый
Аудиторные занятия (всего)
3
162
В том числе:
Лекции
1
36
18
18
Практические занятия
2
54
27
27
Семинары
Лабораторные работы
Самостоятельная работа (всего)
1,3
45
В том числе:
Курсовая работа (курсовой проект)
Реферат
Другие виды самостоятельной работы (УИРС)
Формы аттестации по дисциплине:сеточный зачет.……экзамен.
0,7
27
27
Общая трудоемкость дисциплины
5
162
5.1. Содержание разделов дисциплины:
Содержание дисциплины
(дидактические единицы по ФГОС)
Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)
Дисциплинарный модуль (раздел) 1.
ДЕ-1: . Место и роль философии в культуре (медицине). Структура философского знания Научные, философские и религиозные картины мира. Типы мировоззрения. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.
«Вечные вопросы» бытия. Понятие «мировоззрение» и «философия». Специфика философского знания и языка. Сопоставление философии с естественнонаучным знанием. Структура и функции философского знания.
ДЕ-2: . Исторические типы и направления в классической философии Основные этапы исторического развития философской мысли. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.
Философия Древнего Востока. Античная философия. Философия средних веков и эпохи Возрождения. Философия Нового времени (XVII век). Философия эпохи Просвещения (ХVIII век). Немецкая классическая философия. Философия марксизма.
Дисциплинарный модуль (раздел) 2.
.ДЕ-3: Исторические типы и направления в современной философии. Философия в развитии русской духовности. Основные этапы исторического развития философской мысли.
Философия жизни. Психоанализ. Экзистенциализм. Философия II половины XX в. Русская философия XIX-XX вв.
Дисциплинарный модуль (раздел) 3.
ДЕ-4: Онтология. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения.
Человек и мир. Понятие субстанции. Дух, материя и сознание. Пространство и время. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек и природа
ДЕ-5: Гносеология. Познание. Соотношение веры, мнения, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое «конструирование» знания. Практика. Наука. Истина и ее критерии.
Познание и его формы. Чувственное и рациональное познание. Проблема истины, ее сущность, формы и способы ее проверки. Происхождение и сущность сознания. Законы и категории диалектики. Три основных закона диалектики. Категории: «качество», «количество», «мера», «противоположности», «противоречия», «отрицание», «диалектическое снятие», «отрицание отрицания». Развитие, его модели и законы. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности.
ДЕ-6: Человек, общество, культура. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Производство и его роль в жизни человека.
Роль географической среды в жизни человека и общества. Критический анализ географического детерминизма и геополитики. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем человечества. Экологический кризис, пути его преодоления. Развитие общества. Модели исторического процесса. Народонаселение и демографические проблемы. Экономическое основание демографической политики. Социальный дарвинизм и расизм. Социальная структура общества. Личность и общество.
ДЕ-7: Антропология. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека.
Понятие и сущность человека. Индивид, индивидуальность,личность. Психофизиологическая проблема. Личность и общество. Философские и социально-психологические проблемы жизни в современном обществе: социальные потребности,конформизм,манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.
ДЕ-8: Аксиология. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Человек как творец и творение культуры.
Духовная жизнь общества. Искусство и религия, а также мораль и право как формы и продукты коллективной духовной деятельности человечества. Вечные ценности. Понятия «ценность», «система ценностных ориентаций личности», «добро» и «зло», «счастье», «любовь», «творчество», «здоровье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».
(на основе ФГОС)
Дидактическая Единица
Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций
Знать
Уметь
Владеть
ДE-1
Предмет философии.
ОК-2; ПК-4-сущность,структура и основные типы мировоззрения;-содержание и структуру философского знания, методы и приемы философского исследования.
ОК-1,2,5,8; ПК-4-уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.
ОК-2,5; ПК-3,4 -навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения
Технологии оценивания:устные выступления на семинаре, доклады, ВКТ, контрольная работа
ДE-2
Классическая философия.
ОК-1,2,5; ПК-3- сущность, структура и основные типы мировоззрения;-основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли;
ОК-1,2,3; ПК-1,4- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.
ОК-5; ПК-3,4- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;
Технологии оценивания:коллоквиумы по текстам первоисточников, подготовка презентаций, использование рисуночного метода, ролевые игры
ДE-3
Современная философия
ОК-1,2,5; ПК-3- сущность, структура и основные типы мировоззрения;-основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.
ОК-1,2,3; ПК-1,4- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.
ОК-5; ПК-3,4- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии.
Технологии оценивания:коллоквиумы по текстам первоисточников, подготовка презентаций, использование рисуночного метода, ролевые игры
ДE-4
Онтология
ОК-1,2; ПК-3- сущность, структура и основные типы мировоззрения.
ОК-1,2,5; ПК-1,4- осуществлять эффективный поиск информации и критически ее осмысливать;- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.
ОК-1,2,5; ПК-4- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения.
Технологии оценивания:опрос, доклады, СНО, тестирование
ДЕ -5
Гносеология
ОК-1,2; ПК-3,4- взаимосвязь философии, науки и практики.
ОК-1,3; ПК-3,4- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;
ОК-2,5,8; ПК-1,4- навык понимания оппонента, ведения дискуссии;- навыки различения форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания.
Технологии оценивания:опрос, доклады, СНО, тестирование
ДЕ-6
Социальная философия
ОК-1,2,3; ПК-1,4- место медицины в системе культуры, влияние общекультурной традиции на развитие медицинских знаний и практик;- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.
ОК-1,2,3; ПК-1,4- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры;- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;
ОК-1,5; ПК-1,4- навыками политической и нравственной культуры поведения;- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур.
Технологии оценивания:Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника — НОМУС
ДЕ -7
Антропология
ОК-1,2,5,8; ПК-1,4- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики;- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.
ОК-2,5,8; ПК-1,4- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте;- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры.
ОК-1,5,8; ПК-1,4- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии;- технологиями корпоративной коммуникации и широким культурным кругозором.
Технологии оценивания:Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника — НОМУС
ДЕ -8
Аксиология
ОК-2,8; ПК-1- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики.
ОК-2,3,5,8; ПК-4- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.
ОК-1,5,8; ПК-1,4- навыками политической и нравственной культуры поведения;- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения.
Технологии оценивания:Технологии оценивания:Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС

Оцените статью
Добавить комментарий