Программа по гражданско патриотическому воспитанию «я гражданин россии»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА №57 ПРИМОРСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГАПРОГРАММАПО ГРАЖДАНСКО — ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»Составители:Директор И.А. СигаеваЗам.директора по ВР С.В. ЧерногороваЗаведующая ОДОД Е.Н. ЛавроваСанкт-Петербург2013
Наименование программы
Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» ГБОУ школа №57 Приморского районаСанкт-Петербурга
^
Педагоги и учащиеся » ГБОУ школа №57 Приморского района Санкт-Петербурга
Цель программы
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи программы
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Сроки реализации программы
2013 – 2018 гг.
Ожидаемые результаты
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание потребности в духовном обогащении.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Формирование положительного имиджа ГБОУ школа №57 через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.
^ В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
^ – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина; В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Стратегия системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»
Генеральная цель:
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
^ воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
^ – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов ГБОУ школа №57 Приморского района Санкт-Петербурга
Кадровое обеспечение:
педагоги ГБОУ школа №57;
педагоги дополнительного образования;
психолог;
медицинский работник школы;
Организация программыПрограмма составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
^ ребята 1–4-x классов.
Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.
^ учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
^ учащиеся 9–11-х классов.
Период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
^
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело. В ГБОУ школа №57 в основе процесса образования и воспитания лежит идея личностного подхода, принцип преемственности и непрерывности, толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого. Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине
^
Организация работы по патриотическому воспитанию:
Использование государственных символов России в патриотическом воспитании, а также символов ГБОУ школа №57 (герба, флага, гимна);
Совершенствование процесса патриотического воспитания;
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
Информационное и техническое обеспечение в области патриотического воспитания;
Разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;
Организация работы в школьном музее;
Пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
Создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
Привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
Включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
Поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;
Проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;
Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
Организация социально – значимых дел, акций;
Работа объединения по патриотическому воспитанию «Кадет»;
С учетом психологических, физиологических возрастных особенностей детей и подростков в школе созданы условия для обеспечения патриотического воспитания ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе выделены три ступени.
На I ступени обучения
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, во­ображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различ­ные игры и упражнения
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.
На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
заложить формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»
формировать положительную Я— концеп­цию
формировать половое самосознание и здоровый образ жизни.
фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на IIIступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития,
формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; ана­лизировать свою деятельность (учёба, обще­ние, труд) и внутреннее состояние.
а) Организация работы учащихся в оказании помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.г) Организация деятельности совета старшеклассников и детской организации.д) Координация работы классных руководителей по проблемам изучения личности школьника.е) Проведение психологических тестов, диагностик.ж) Проведение классных часов на морально-правовые темы.з) Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.и) Разработка кодекса чести учащегося школы.
к) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.
^
№п/п
Направления работы
Базовые мероприятия по реализации направлений
1
Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время
истории и обществознания, литературы, ИЗО
2
Формирование гражданско – патриотического сознания
Декада Знаний «Торжественная повесть о войне, прочитанная нами»
Читательская конференция «История моей семьи в истории моей страны» (1-4 классы)
Конкурс патриотической песни
Музейные уроки (в школьном музее)
3
Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи
Встреча с ветеранами «Как это было»;
Уроки мужества;
Митинг на Серофимовском кладбище у захоронений погибших в годы ВОВ;
Акция «Голубь мира»;
Акция «Белые журавли»
Акция «Памяти ветеранов»
4
Создание системы гражданско – патриотического воспитания
Традиция чествование флага России, флага школы на торжественных школьных мероприятиях;
Участие в Параде Победы 9 Мая;
Вахта Памяти (9 Мая, в День Победы);
Конкурс «Внуки Победы»;
Смотры художественной самодеятельности
5
Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи
Оформление тематических стендов,
Выставки книг в школьной библиотеке;
Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;
Тематические фоторепортажи;
Исследовательские работы;
Проект «Виртуальный музей школы»
6
Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы
Обзорные экскурсии по городу, экскурсии в музеи города и пригородов
Туристические поездки;
Походы «По местам отгремевших боев…»
7
Сотрудничество с родителями и педагогами
Родительские собрания;
Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 5-10 классов;
Альбом Памяти «Война в истории моей семьи»;
Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам»
8
Система воспитательной работы направленная на благотворительность
Операция «Забота» — помощь по дому пожилым людям;
Акция «Памяти достойны» (уборка могил)
Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей, вышедших на заслуженный отдых, с Днем учителя, 8 Марта, Рождеством, 9 Мая);
Акция «Спешите делать добро»
9
Организация летнего отдыха обучающихся
Ожидаемый результатРеализация целевой программы патриотического воспитания «Я – гражданин Росии»:
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
создание условий для преемственности поколений;
конкретизация цели воспитательной работы;
содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – городу Санкт-Петербургу.Авторы и участники программы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда — идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Литература.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
Жирякова А.А. «Сыны Отечества» — школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА №57 ПРИМОРСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГАПРОГРАММАПО ГРАЖДАНСКО — ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»Составители:Директор И.А. СигаеваЗам.директора по ВР С.В. ЧерногороваЗаведующая ОДОД Е.Н. ЛавроваСанкт-Петербург2013

Наименование программы Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» ГБОУ школа №57 Приморского районаСанкт-Петербурга
^ Педагоги и учащиеся  » ГБОУ школа №57 Приморского района Санкт-Петербурга
Цель программы
  •  Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  •  Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи программы
  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.
Сроки реализации программы 2013 – 2018 гг.
Ожидаемые результаты
  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание потребности в духовном обогащении.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
  • Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
  •  Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
  •  Формирование положительного имиджа ГБОУ школа №57 через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.



^ В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

^ – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина; В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
  • Стратегия системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»

Генеральная цель:

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи:

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • ^ воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • ^ – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов ГБОУ школа №57 Приморского района Санкт-Петербурга

Кадровое обеспечение:

  • педагоги ГБОУ школа №57;
  • педагоги дополнительного образования;
  • психолог;
  • медицинский работник школы;

Организация программыПрограмма составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

^ ребята 1–4-x классов.

Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

^ учащиеся 5–8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

^ учащиеся 9–11-х классов.

Период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

^

      Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.    В ГБОУ школа №57 в основе процесса образования  и воспитания лежит идея личностного подхода,  принцип преемственности и непрерывности,  толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.        Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине

^

 Организация работы по патриотическому воспитанию:

  • Использование государственных символов России в патриотическом воспитании, а также символов ГБОУ школа №57 (герба, флага, гимна);
  • Совершенствование процесса патриотического воспитания;
  • Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
  • Информационное  и техническое обеспечение в области патриотического воспитания;      
  • Разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;
  • Организация работы в школьном музее;
  • Пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
  • Создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
  • Привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
  • Включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
  • Поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;
  • Проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;
  • Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
  • Организация социально – значимых дел, акций;
  • Работа объединения по патриотическому воспитанию «Кадет»;

     С учетом психологических,  физиологических возрастных особенностей детей и подростков  в школе созданы условия для обеспечения патриотического воспитания  ребенка на каждом из возрастных этапов  (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе  выделены три ступени.

На I ступени обучения

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, во­ображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различ­ные игры и упражнения
  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.

На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
  • заложить формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»
  • формировать положительную Я— концеп­цию
  • формировать половое самосознание и здоровый образ жизни.
  • фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на IIIступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития,
  • формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; ана­лизировать свою деятельность (учёба, обще­ние, труд) и внутреннее состояние.

а)  Организация работы учащихся в оказании помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.г) Организация деятельности совета старшеклассников и детской организации.д) Координация работы классных руководителей по проблемам изучения личности школьника.е)  Проведение психологических тестов, диагностик.ж) Проведение классных часов на морально-правовые темы.з)  Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.и) Разработка кодекса чести учащегося школы.

к)  На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.

^

№п/п Направления работы Базовые мероприятия по реализации направлений
1 Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время истории и обществознания, литературы, ИЗО
2 Формирование гражданско – патриотического сознания
  • Декада Знаний «Торжественная повесть о войне, прочитанная нами»
  • Читательская конференция «История моей семьи в истории моей страны» (1-4 классы)
  • Конкурс патриотической песни
  • Музейные уроки (в школьном музее)
3 Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи
  • Встреча с ветеранами «Как это было»;
  • Уроки мужества;
  • Митинг на Серофимовском кладбище у захоронений погибших в годы ВОВ;
  • Акция «Голубь мира»;
  • Акция «Белые журавли»
  • Акция «Памяти ветеранов»
4 Создание системы гражданско – патриотического воспитания
  • Традиция чествование флага России, флага  школы на торжественных школьных мероприятиях;
  • Участие в Параде Победы 9 Мая;
  • Вахта Памяти (9 Мая, в  День Победы);
  •  Конкурс «Внуки Победы»;
  • Смотры художественной самодеятельности
5 Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи
  • Оформление тематических стендов,
  •  Выставки книг в школьной библиотеке;
  • Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;
  • Тематические фоторепортажи;
  • Исследовательские работы;
  • Проект  «Виртуальный музей школы»
6 Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы
  • Обзорные экскурсии по городу, экскурсии в музеи города и пригородов
  • Туристические поездки;
  • Походы «По местам отгремевших боев…»
7 Сотрудничество с родителями и педагогами
  • Родительские собрания;
  •  Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 5-10 классов;
  •  Альбом Памяти  «Война в истории моей семьи»;
  • Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам»

 

8 Система воспитательной работы направленная на благотворительность
  • Операция «Забота» — помощь по дому пожилым людям;
  • Акция «Памяти достойны» (уборка могил)
  • Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей, вышедших на заслуженный отдых, с Днем учителя,  8 Марта, Рождеством, 9 Мая);
  • Акция «Спешите делать добро»
9 Организация летнего отдыха обучающихся

Ожидаемый результатРеализация целевой программы патриотического воспитания «Я – гражданин Росии»:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
  • создание условий для преемственности поколений;
  • конкретизация цели воспитательной работы;
  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
  • поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;

     Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – городу Санкт-Петербургу.Авторы и участники  программы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда — идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. 

Литература.

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
  2. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
  3. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» — школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
  4. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
  5. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
  6. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
  7. Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
  8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
  9. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
  10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
  11. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
  12. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
  13. Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29

является формирование гражданско-патриотического сознания,различных видах познавательно-преобразовательной деятельности,граждан высокого патриотического сознания,различных видах военно-патриотической деятельности,планирование работы классного руководителя,малой родине городу санкт-петербургу,методических основ патриотического воспитания,сроки реализации программы гг,совершенствование процесса патриотического воспитания,вопросам патриотического воспитания детей

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …