Программа по курсу “Литература” (Бунеев. Р. Н образовательная система “Школа 2100”). Сборник программ под научной редакцией А. А.

02-21Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №26»городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МОучителей русского языка и литературыПротокол №_________от «___»_______ 2013г.руководитель МОБогачева Л.В.
Согласовано заместитель директора МАОУ «СОШ №26»городского округа город Стерлитамак Республики БашкортостанБатталова О.А.«___»_________ 2013г.
УтверждаюДиректор МАОУ «СОШ №26»городского округа город Стерлитамак Республики БашкортостанПырова Л.НПриказ №____«___»_________ 2013г.

Предмет: литература
Класс: 9б
УМК:
1. Программа по курсу “Литература” (Бунеев. Р.Н. . Образовательная система “Школа 2100”). Сборник программ под научной редакцией А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2008 .
2. Учебник под редакцией Бунеева. Р.Н., Бунеевой . Е.В., Чиндилова. О.В История твоей литературы. Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. — М.: Баласс, 2010.
Составитель:учитель русского языка и литературыМАОУ «СОШ №26»городского округа город СтерлитамакРеспублики БашкортостанХасанова Альбина Рашитовна
Год составления рабочей программы 2013

Статус документа.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена с учетом:1.Федерального Закона от 29.12.2012г. №373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;2.Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Программы по курсу “Литература” (Бунеев, Р.Н. . Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под научной редакцией А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2004 и учебника под редакцией Бунеева, Р.Н., Бунеевой , Е.В., Чиндилова, О.В История твоей литературы. Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. — М.: Баласс, 2010, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;5. Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2013-20134учебный год (приказ №330-о от 27.08.2013г. ).
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 98 часов (33 недели по 3 часа)
В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.Школьник 9 класса имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы.В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением).В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности.
— дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения и изучения, художественных произведениях.В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с «Обязательным минимумом…»
Методическое обеспечение
1.Учебник «История твоей литературы» (Литературное путешествие по реке времени) для 9 класса. Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. — Москва: «Просвещение»,2004.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.
Учебно-тематическое планирование по литературе
Разделы
Всего часов
Уроков развития речи
Уроков внеклассного чтения
Введение
Древнерусская литература
Литература XVIII в
Писатели началаXIXв.: многообразие индивидуальностей
Художественные вершины литературы середины XIX века
Литература последних десятилетий XIX века
Страницы литературы XX века

Введение (1 ч).
Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.
Путешествие к истокам.
Древнерусская литература (4 ч)
Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе.«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы.«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова…». Переводы «Слова…». Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о поэтике древнерусской литературы.
Эпоха рассудка и Просвещения
Литература XVIII в. (13 ч)
От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI- XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков.Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIIIв. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе.
М.В. Ломоносов.
Гений Ломоносова. Ломоносов — филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма.Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.
Г.Р. Державин.
Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленье».
Д.И. Фонвизин.
Д.И. Фонвизин — «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.
Н.М. Карамзин.
Судьба Карамзина — историка, писателя, общественного деятеля.«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.
Становление самосознания в русской литературе
Писатели началаXIXв.: многообразие индивидуальностей (44 ч)
Романтизм начала XIX в.
Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.
Д. Шиллер «Перчатка».
Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь…».
Два разных романтических мироощущения.Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в.
В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.
Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова.Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский — переводчик. Оригинальность баллад Жуковского.Два «Я» лирического героя Батюшкова.Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в.
А.С. Грибоедов.
Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.История создания «Горе от ума».Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г. Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
А.С. Пушкин.
Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил, любовь еще, быть может…», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму.Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта.Оценка творчества Пушкина В.Г. Белинским.
М.Ю. Лермонтов.
Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой.
Н.В. Гоголь.
Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.
Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч)
Особенности литературного процесса 40-60-х годов XIX в.
А.Н. Островский.
Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди — сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко).
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин.
Нравственные и философские искания в поэзии.Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета — два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид…», «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта…», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди…», «Еще весны душистой нега…» Фета). Поэтика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.
Н.А. Некрасов.
Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма.
И.С. Тургенев.
Обзор творчества И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму».
Л.Н. Толстой.
Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» — обобщение ранее прочитанного).
Ф.М. Достоевский.
Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.
Литература последних десятилетий XIX века (5 ч)
Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков).
А.П. Чехов.
Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного материала).«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» — размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.
Обобщение.
Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века.
Страницы литературы XX века (19 ч)
Особенности литературного процесса начала ХХ века.Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в.
А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного).
И.А. Бунин.
Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина.
М. Горький.
Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»).
Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии). Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов (на примере стихотворений А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…», «Сумерки, сумерки вешние…»; С.А. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая…»; В.В. Маяковского «Вам ли понять… » (отрывок из трагедии «Владимир Маяковский») и ранее прочитанных стихотворений).
Поэты о поэтах (В.В. Маяковский «Сергею Есенину», М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году».)
Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века.
Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цветаева. Судьбы. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс (на примере стихотворений А.А. Ахматовой «Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был…», «Вижу выцветший флаг над таможней…»; М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…», .«На развалинах счастья нашего…» (отрывок из «Поэмы Горы») и ранее прочитанных стихотворений).
А.Т. Твардовский.
Поэт о времени и о себе (автобиография). История поэмы «Василий Теркин» (главы). Традиции и новаторство в поэзии Твардовского.
Поиск нового героя в прозе ХХ века.
Обобщение ранее прочитанных произведений (герои М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, В.П. Шаламова, Ч.Т. Айтматова, В.Ф. Тендрякова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, Б.Л. Васильева).
А.П. Платонов.
Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования. Нравственность как основа характеров героев. Рассказ «Юшка». Язык эпохи в рассказе.
Из литературы второй половины XX века (обзор и обобщение ранее прочитанного). Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований (А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и др.). Самобытность русской прозы, основные тенденции развития (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г.
Распутин, А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин, Т.Н. Толстая, Л. Петрушевская и др.). А.И. Солженицын.
Солженицын — общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере. Обобщение. Развитие речи.
Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы. Воссоздание текста по опоре.
Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги.
Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение-рассуждение на литературную тему.
Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение — путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.

Оцените статью
Добавить комментарий