Программа по православной культуре для 5- 9 классов разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

  • От :
  • Категории : Без рубрики

пояснительная запискаПрограмма по православной культуре для 5- 9 классов разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД,
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура » на базовом уровне в 9 классе:
формирование мотивации к изучению духовно-мировоззренческих основ отечественной культуры, основ православной нравственности, морали, этики, религиозных традиций; таинств и обрядов Православной Церкви,
развитие понимания особенностей русской православной храмовой архитектуры, устроения православного храма, иконографии и богослужений; видов церковной музыки;
воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры, православного образа жизни.
^ используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой предмета «Православная культура» в 5 — 9 классах осуществляется на основе УМК.
Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006
Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 7-8 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук
Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 9 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 9 классе / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
^ Содержание полностью соответствует авторской программе учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006, 62 с. Изменения не внесены.
^ В школьном учебном плане на изучение «Православной культуры» в 5 — 9 классах отводится 1час из регионального компонента. Таким образом, в 5 — 9 классах за год должно быть проведено 175 часов, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.
^ – комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая.
требования к уровню подготовки учащихся 9 КЛАССА:
знать/ понимать:
стили христианского храмостроения;
внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов;
историю развития и особенности русской храмовой архитектуры;
Десять заповедей Ветхого Завета и Девять заповедей Блаженства Нового Завета;
основные таинства, обычаи и обряды Русской Православной Церкви;
правила поведения в православном храме.
виды колокольных звонов и их назначение.
уметь:
сопоставлять стили христианского храмостроения, выделять их общие и отличительные признаки;
объяснять символическое значение различных форм христианских храмов и их внутреннее устройство;
объяснять понятия «таинство» и их символический смысл;
раскрывать символический смысл обрядовых действий прихожан и священика;
выделять общие и отличительные признаки храмового зодчества Руси.
СОДержание программы В 5 КЛАССЕ
ГЛАВА 1 «Православие в русской культуре» — 23 часа.
Параграф 1.1. «Истоки и своеобразие русской культуры» — 2 часа.
Определение понятия «культура», православие — государствообразующая и культурообразующая религия Русского государства, православное искусство, зодчество, влияние христианства на появление славянской письменности.
^
Изобретение славянской азбуки святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием при переводе Евангелия. Искусство оформления древнерусской книги, церковнославянский язык; новогородские берестяные грамоты. Содержание, искусство оформления и значение в православной культуре России древнерусских книг: Остромирова Евангелия, «Изборников» Святослава, «Повести временных лет», Толковой Палеи.
^
Значение православных храмов на Руси, символизм элементов архитектуры и самобытность храмового зодчества Руси. Памятники православного зодчества: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, храм Покрова Богородицы на Нерли, Успенский Патриарший собор Московского Кремля, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и его история.
^
Понятие «икона», традиция почитания иконы Русской Православной Церковью, Священное Предание об истории обретения первых икон Иисуса Христа и Божией Матери. Православные праздники и праздничные иконы. Процесс создания православной иконы, первые русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий Печерские. Знаменитые и особо почитаемые на Руси иконы: Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Державная», Спас Нерукотворный, икона святого Георгия Победоносца, икона Преподобного Сергия Радонежского.
^
Каноны духовной музыки; псалмы Давида Псалтирь. Отличия русской церковной музыки от западноевропейской. Певческие жанры русской духовной музыки. Знаменные распевы и партесное пение. Знамена и Киевское письмо. Церковная музыка в творчестве великих русских композиторов.
^
История жизни и творения великих русских иконописцев преподобных Алипия Печерского и Андрея Рублева. Выдающийся русский композитор Д. С. Бортнянский и его духовная музыка. Архитектор К. А. Тон и его вклад в русское храмостроение. Преподобный Нестор Летописец. Защитники русского культурного наследия — А. И. Мусин-Пушкин, П. Д. Барановский, Д. С. Лихачев.
^
Параграф 2.1. «Распространение христианского учения на территориях славянских племен» — 2 часа.
Апостол Андрей Первозванный и его миссионерское путешествие на земли славянских племен. Поход 866 года киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и «Фотиево» крещение. Княгиня Ольга и ее вклад в распространение христианской веры в Киевской Руси.
Параграф 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» — 3 часа.
Необходимость объединения разрозненных языческих славянских племен. Попытка князя Владимира объединить славянские племена путем создания Пантеона богов. Поиск князем единой государственной религии для Киевской Руси среди мировых религий того времени. История посыла князем Владимиром бояр в разные страны для получения наглядного представления о богослужебной культуре. Впечатление послов от богослужения в Софийском соборе в Константинополе.
^
История крещения князя Владимира в Константинополе. Крещение киевлян. Добровольность крещения и уважительное отношение христианства к язычеству. Насильственное крещение жителей Новгорода и северных земель Киевской Руси.
содержание программы В 6 КЛАССЕ
Глава 2. «Крещение Руси» — 18 часов.
§ 2.1. «Распространение христианского учения на территориях славянских племен» — 2 часа. Апостол Андрей Первозванный и его миссионерское путешествие на земли славянских племен с проповедью учения Христа. Поход 866 года киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и «Фотиево» крещение. Княгиня Ольга и ее вклад в распространение христианской веры в Киевской Руси.
§ 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» — 3 часа. Необходимость объединения разрозненных языческих славянских племен. Попытка кпязя Владимира объединить славянские племена путем создания Пантеона богов. Поиск князем единой государственной религии для Киевской Руси среди мировых религий того времени. Впечатление послов от богослужения в Софийском соборе в Константинополе.
§ 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» — 3 часа. История крещения князя Владимира в Константинополе. Крещение киевлян в Крещатике. Насильственное крещение жителей Новгорода и северных земель Киевской Руси.
§ 2.4. «Новокрещеная Русь» — 5 часов. Первые христианские храмы Киева, история строительства и архитектура первого на Руси каменного храма — Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинной церкви. Роль Десятинной церкви в просвещении Киевской Руси. Личные перемены в князе Владимире. Создание князем Владимиром «Закона о судах церковных» и «Закона судного людям» как первых документов, регламентирующих жизнь государства по нравственным христианским нормам. Начало просвещения Киевской Руси. «Сказание о Борисе и Глебе».
§ 2.5. «Расцвет культуры на Руси в XI веке» — 6 часов. Просвещение Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого. Первые свытые — Борис и Глеб. Развитие храмостроения в Киеве. Киево-Печерская лавра и вклад Лавры в православно-просветительную деятельность Киевской Руси. История строительства, архитектура и значение для Киевской Руси собора Святой Софии Киева. Назначение князем первого русского митрополита. Строительство в Киеве Золотых ворот с Благовещенской церковью. Завещание Ярослава Мудрого. Продолжение просвещения Киевской Руси и укрепления христианской веры и православного уклада жизни сыновьями Ярослава Мудрого. Начало традиции почитания на Руси святого Николая Чудотворца.
^
§ З.1. «Создатели славянской письменности — святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий» — 4 часа. Детские и юношеские годы Константина Философа и Мефодия, научная богословская и миссионерская деятельность Константина Философа. Миссия Константина и Мефодия в Хазарии. Предание об отправке греческим царем Михаилом братьев Константина и Мефодия в славянские земли с миссией перевода Священного Писания на славянский язык. Предание о создании Константином Философом славянской азбуки. «Пространное житие Константина Философа». «Похвальное письмо Кириллу и Мефодию». Праздник славянской письменности и культуры.
§ 3.2. «Славянский алфавит — кириллица» — 4 часа. Славянские азбуки кириллица и глаголица. «Сказание о письменах» черноризца. Евангелие от Иоанна — первая книга, переведенная Константином Философом на славянский язык. Старославянский и церковнославянский языки. Реформы церковнославянского языка Петра I; гражданский алфавит, современный русский алфавит.
§ 3.3. «Первые книги на славянском языке» — 2 часа. Описание книг Священного Писания и значение Библии для человечества. Евангелие — первая книга, переведенная на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Описание состава и смысла канонического для православной веры Четвероевангелия. Апостол и его содержание. Иудейский царь Давид, псалмы Давида и Псалтирь как богослужебная православная книга. Остромирово Евангелие как древнейшая дошедшая до нас датированная книга.
содержание программы В 7 КЛАССЕ
ГЛАВА 4 «Священное писание» — 22 часа.
§4.1. «Библия — главная книга христианства» — 17 часов. Священное Писание и Священное Предание. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Типы книг Ветхого Завета. Книги Нового Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Прародители человечества. Всемирный потоп, праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Иаков. Моисей. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Скиния Завета,
Иерусалимский храм в Древнем Израиле. Священное Писание о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Заповеди Ветхого Завета. Евангелие — Благая Весть. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа и Евангельских событий. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства, Заповедь любви. Духовная сущность греха. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Евангельские притчи. Чудеса Иисуса Христа над природой. Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Жизнь и Успение Богородицы. Основание Христианской Церкви. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые поместные церкви. Жизнь первых христиан.
§4.2. «Первая полная славянская Библия на Руси» — 5 часов. История составления первого полного Библейского свода на славянском языке. Значение первой полной Библии на славянском языке для русской православной культуры. Художественное оформление Геннадиевской Библии. Жизнь и деяния архиепископа Новгородского Геннадия.
^
§ 5.1. «Слово как жанр древнерусской литературы» — 4 часа. Богатство жанров древнерусской литературы. Слово как жанр, соединивший ораторское искусство с фольклорными традициями хвалебных песен и плачей. Слово как патриотическое воззвание, отражающее смысл человеческой жизни во всемирной истории, содержащее размышления о причине и следствии описываемых событий с точки зрения Божьего промысла. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Описание смысла существования России в обретении спасения. «Слово о погибели Русской земли» и отражение в нем православной культурологической традиции. «Задошцина» — отражение исторических событий и православного мировоззрения.
§ 5.2. «Житие как жанр древнерусской литературы» — 8 часов. Традиции описания земной жизни русских православных святых, их деяний по распространению православной веры на Руси, а также совершаемых ими подвигов и чудес. Сонмы русских православных святых. «Житие Александра Невского» как один из первых примеров жития нового православного святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Жизнь и духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского — главного духовника России.
содержание программы В 8 КЛАССЕ.
ГЛАВА 5. «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 21час.
§5.3 «Повесть как жанр древнерусской литературы» — 6 часов. Определение места Киевской Руси среди народов мира, происхождение славянской письменности в «Повести временных лет». Выделение Божьего благословления и Божией помощи во вставных летописных повестях. Православные традиции в повествовательном жанре. Описание чудесной помощи Божией Матери и Небесного воинства в борьбе русских православных людей против Орды. Отражение исторических событий и поиск смысла нашествия на Русь татаро-монголов в библейском толковании в «Повести о битве на реке Калке», «Повести о Темир Аксаке» и «Стоянии на реке Угре». «Повесть о Куликовской битве»: сравнительный анализ ее содержания и выразительных средств повести с «Задонщиной»
§ 5.4. «Сказание как жанр древнерусской литературы» — 5 часов. Описание божественной природы описываемых в сказаниях событий и чудес, являемых при событии. «Сказание о Борисе и Глебе». Особое почитание на Руси Владимирской иконы Божьей Матери, рассказы о чудотворности иконы в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери». Рассказ о покровительстве Руси Божьей Матери через чудо от Владимирской иконы Богородицы в «Сказании о нашествии Едыгея». Новый для русского религиозного сознания идеал мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» — памятник древнерусской литературы о новых русских мучениках за православную веру.
§ 5.5.«Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси» — 3 часа. Значение поучительной литературы для установления православного уклада жизни на Руси и воспитания новых нравственных начал в русском человеке на основе христианских заповедей. Домострой о воспитании детей на христианских заповедях уважения к родителям. Наставление детям о праведной жизни в «Изборнике» Святослава 1076 года как основа христианского воспитания. Владимир Мономах и его «Поучение».

пояснительная запискаПрограмма по православной культуре для 5- 9 классов разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД,

Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура » на базовом уровне в 9 классе:

  • формирование мотивации к изучению духовно-мировоззренческих основ отечественной культуры, основ православной нравственности, морали, этики, религиозных традиций; таинств и обрядов Православной Церкви,
  • развитие понимания особенностей русской православной храмовой архитектуры, устроения православного храма, иконографии и богослужений; видов церковной музыки;
  • воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры, православного образа жизни.

^ используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой предмета «Православная культура» в 5 — 9 классах осуществляется на основе УМК.

Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 7-8 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук

Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 9 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 9 классе / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

^ Содержание полностью соответствует авторской программе учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006, 62 с. Изменения не внесены.

^ В школьном учебном плане на изучение «Православной культуры» в 5 — 9 классах отводится 1час из регионального компонента. Таким образом, в 5 — 9 классах за год должно быть проведено 175 часов, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.

^ – комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая.

требования к уровню подготовки учащихся 9 КЛАССА:

знать/ понимать:

  • стили христианского храмостроения;
  • внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов;
  • историю развития и особенности русской храмовой архитектуры;
  • Десять заповедей Ветхого Завета и Девять заповедей Блаженства Нового Завета;
  • основные таинства, обычаи и обряды Русской Православной Церкви;
  • правила поведения в православном храме.
  • виды колокольных звонов и их назначение.

уметь:

  • сопоставлять стили христианского храмостроения, выделять их общие и отличительные признаки;
  • объяснять символическое значение различных форм христианских храмов и их внутреннее устройство;
  • объяснять понятия «таинство» и их символический смысл;
  • раскрывать символический смысл обрядовых действий прихожан и священика;
  • выделять общие и отличительные признаки храмового зодчества Руси.

СОДержание программы В 5 КЛАССЕ

ГЛАВА 1 «Православие в русской культуре» — 23 часа.

Параграф 1.1. «Истоки и своеобразие русской культуры» — 2 часа.

Определение понятия «культура», православие — государствообразующая и культурообразующая религия Русского государства, православное искусство, зодчество, влияние христианства на появление славянской письменности.

^

Изобретение славянской азбуки святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием при переводе Евангелия. Искусство оформления древнерусской книги, церковнославянский язык; новогородские берестяные грамоты. Содержание, искусство оформления и значение в православной культуре России древнерусских книг: Остромирова Евангелия, «Изборников» Святослава, «Повести временных лет», Толковой Палеи.

^

Значение православных храмов на Руси, символизм элементов архитектуры и самобытность храмового зодчества Руси. Памятники православного зодчества: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, храм Покрова Богородицы на Нерли, Успенский Патриарший собор Московского Кремля, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и его история.

^

Понятие «икона», традиция почитания иконы Русской Православной Церковью, Священное Предание об истории обретения первых икон Иисуса Христа и Божией Матери. Православные праздники и праздничные иконы. Процесс создания православной иконы, первые русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий Печерские. Знаменитые и особо почитаемые на Руси иконы: Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Державная», Спас Нерукотворный, икона святого Георгия Победоносца, икона Преподобного Сергия Радонежского.

^

Каноны духовной музыки; псалмы Давида Псалтирь. Отличия русской церковной музыки от западноевропейской. Певческие жанры русской духовной музыки. Знаменные распевы и партесное пение. Знамена и Киевское письмо. Церковная музыка в творчестве великих русских композиторов.

^

История жизни и творения великих русских иконописцев преподобных Алипия Печерского и Андрея Рублева. Выдающийся русский композитор Д. С. Бортнянский и его духовная музыка. Архитектор К. А. Тон и его вклад в русское храмостроение. Преподобный Нестор Летописец. Защитники русского культурного наследия — А. И. Мусин-Пушкин, П. Д. Барановский, Д. С. Лихачев.

^

Параграф 2.1. «Распространение христианского учения на территориях славянских племен» — 2 часа.

Апостол Андрей Первозванный и его миссионерское путешествие на земли славянских племен. Поход 866 года киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и «Фотиево» крещение. Княгиня Ольга и ее вклад в распространение христианской веры в Киевской Руси.

Параграф 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» — 3 часа.

Необходимость объединения разрозненных языческих славянских племен. Попытка князя Владимира объединить славянские племена путем создания Пантеона богов. Поиск князем единой государственной религии для Киевской Руси среди мировых религий того времени. История посыла князем Владимиром бояр в разные страны для получения наглядного представления о богослужебной культуре. Впечатление послов от богослужения в Софийском соборе в Константинополе.

^

История крещения князя Владимира в Константинополе. Крещение киевлян. Добровольность крещения и уважительное отношение христианства к язычеству. Насильственное крещение жителей Новгорода и северных земель Киевской Руси.

содержание программы В 6 КЛАССЕ

Глава 2. «Крещение Руси» — 18 часов.

§ 2.1. «Распространение христианского учения на территориях славянских племен» — 2 часа. Апостол Андрей Первозванный и его миссионерское путешествие на земли славянских племен с проповедью учения Христа. Поход 866 года киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и «Фотиево» крещение. Княгиня Ольга и ее вклад в распространение христианской веры в Киевской Руси.

§ 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» — 3 часа. Необходимость объединения разрозненных языческих славянских племен. Попытка кпязя Владимира объединить славянские племена путем создания Пантеона богов. Поиск князем единой государственной религии для Киевской Руси среди мировых религий того времени. Впечатление послов от богослужения в Софийском соборе в Константинополе.

§ 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» — 3 часа. История крещения князя Владимира в Константинополе. Крещение киевлян в Крещатике. Насильственное крещение жителей Новгорода и северных земель Киевской Руси.

§ 2.4. «Новокрещеная Русь» — 5 часов. Первые христианские храмы Киева, история строительства и архитектура первого на Руси каменного храма — Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинной церкви. Роль Десятинной церкви в просвещении Киевской Руси. Личные перемены в князе Владимире. Создание князем Владимиром «Закона о судах церковных» и «Закона судного людям» как первых документов, регламентирующих жизнь государства по нравственным христианским нормам. Начало просвещения Киевской Руси. «Сказание о Борисе и Глебе».

§ 2.5. «Расцвет культуры на Руси в XI веке» — 6 часов. Просвещение Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого. Первые свытые — Борис и Глеб. Развитие храмостроения в Киеве. Киево-Печерская лавра и вклад Лавры в православно-просветительную деятельность Киевской Руси. История строительства, архитектура и значение для Киевской Руси собора Святой Софии Киева. Назначение князем первого русского митрополита. Строительство в Киеве Золотых ворот с Благовещенской церковью. Завещание Ярослава Мудрого. Продолжение просвещения Киевской Руси и укрепления христианской веры и православного уклада жизни сыновьями Ярослава Мудрого. Начало традиции почитания на Руси святого Николая Чудотворца.

^

§ З.1. «Создатели славянской письменности — святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий» — 4 часа. Детские и юношеские годы Константина Философа и Мефодия, научная богословская и миссионерская деятельность Константина Философа. Миссия Константина и Мефодия в Хазарии. Предание об отправке греческим царем Михаилом братьев Константина и Мефодия в славянские земли с миссией перевода Священного Писания на славянский язык. Предание о создании Константином Философом славянской азбуки. «Пространное житие Константина Философа». «Похвальное письмо Кириллу и Мефодию». Праздник славянской письменности и культуры.

§ 3.2. «Славянский алфавит — кириллица» — 4 часа. Славянские азбуки кириллица и глаголица. «Сказание о письменах» черноризца. Евангелие от Иоанна — первая книга, переведенная Константином Философом на славянский язык. Старославянский и церковнославянский языки. Реформы церковнославянского языка Петра I; гражданский алфавит, современный русский алфавит.

§ 3.3. «Первые книги на славянском языке» — 2 часа. Описание книг Священного Писания и значение Библии для человечества. Евангелие — первая книга, переведенная на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Описание состава и смысла канонического для православной веры Четвероевангелия. Апостол и его содержание. Иудейский царь Давид, псалмы Давида и Псалтирь как богослужебная православная книга. Остромирово Евангелие как древнейшая дошедшая до нас датированная книга.

содержание программы В 7 КЛАССЕ

ГЛАВА 4 «Священное писание» — 22 часа.

§4.1. «Библия — главная книга христианства» — 17 часов. Священное Писание и Священное Предание. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Типы книг Ветхого Завета. Книги Нового Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Прародители человечества. Всемирный потоп, праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Иаков. Моисей. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Скиния Завета,

Иерусалимский храм в Древнем Израиле. Священное Писание о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Заповеди Ветхого Завета. Евангелие — Благая Весть. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа и Евангельских событий. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства, Заповедь любви. Духовная сущность греха. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Евангельские притчи. Чудеса Иисуса Христа над природой. Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Жизнь и Успение Богородицы. Основание Христианской Церкви. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые поместные церкви. Жизнь первых христиан.

§4.2. «Первая полная славянская Библия на Руси» — 5 часов. История составления первого полного Библейского свода на славянском языке. Значение первой полной Библии на славянском языке для русской православной культуры. Художественное оформление Геннадиевской Библии. Жизнь и деяния архиепископа Новгородского Геннадия.

^

§ 5.1. «Слово как жанр древнерусской литературы» — 4 часа. Богатство жанров древнерусской литературы. Слово как жанр, соединивший ораторское искусство с фольклорными традициями хвалебных песен и плачей. Слово как патриотическое воззвание, отражающее смысл человеческой жизни во всемирной истории, содержащее размышления о причине и следствии описываемых событий с точки зрения Божьего промысла. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Описание смысла существования России в обретении спасения. «Слово о погибели Русской земли» и отражение в нем православной культурологической традиции. «Задошцина» — отражение исторических событий и православного мировоззрения.

§ 5.2. «Житие как жанр древнерусской литературы» — 8 часов. Традиции описания земной жизни русских православных святых, их деяний по распространению православной веры на Руси, а также совершаемых ими подвигов и чудес. Сонмы русских православных святых. «Житие Александра Невского» как один из первых примеров жития нового православного святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Жизнь и духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского — главного духовника России.

содержание программы В 8 КЛАССЕ.

ГЛАВА 5. «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 21час.

§5.3 «Повесть как жанр древнерусской литературы» — 6 часов. Определение места Киевской Руси среди народов мира, происхождение славянской письменности в «Повести временных лет». Выделение Божьего благословления и Божией помощи во вставных летописных повестях. Православные традиции в повествовательном жанре. Описание чудесной помощи Божией Матери и Небесного воинства в борьбе русских православных людей против Орды. Отражение исторических событий и поиск смысла нашествия на Русь татаро-монголов в библейском толковании в «Повести о битве на реке Калке», «Повести о Темир Аксаке» и «Стоянии на реке Угре». «Повесть о Куликовской битве»: сравнительный анализ ее содержания и выразительных средств повести с «Задонщиной»

§ 5.4. «Сказание как жанр древнерусской литературы» — 5 часов. Описание божественной природы описываемых в сказаниях событий и чудес, являемых при событии. «Сказание о Борисе и Глебе». Особое почитание на Руси Владимирской иконы Божьей Матери, рассказы о чудотворности иконы в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери». Рассказ о покровительстве Руси Божьей Матери через чудо от Владимирской иконы Богородицы в «Сказании о нашествии Едыгея». Новый для русского религиозного сознания идеал мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» — памятник древнерусской литературы о новых русских мучениках за православную веру.

§ 5.5.«Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси» — 3 часа. Значение поучительной литературы для установления православного уклада жизни на Руси и воспитания новых нравственных начал в русском человеке на основе христианских заповедей. Домострой о воспитании детей на христианских заповедях уважения к родителям. Наставление детям о праведной жизни в «Изборнике» Святослава 1076 года как основа христианского воспитания. Владимир Мономах и его «Поучение».

православно-просветительную деятельность киевской руси,икона преподобного сергия радонежского,житие преподобного сергия радонежского,сонмы русских православных святых,история крещения князя владимира,творчестве великих русских композиторов,создание князем владимиром закона,символизм форм христианских храмов,процесс создания православной иконы,орде князя михаила черниговского

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …