Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждена и рекомендована к использованию назаседании научно-методического Совета покоординации психолого — валеологическогосопровождения региональной целевой программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 г.г.
Протокол № ___ от ___ 2003 г.
Председатель Совета ______ В.Н.Максимова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ.
Для учащихся 5, 7—11 классов.Составитель: Балабан Елена Владимировна, учитель психологии Кировскойэкономической гимназии.Санкт – Петербург2003 год.
Пояснительная записка.
В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к выпускникам гимназий и лицеев.Рассматривая основные концепции в педагогике и акмеологии, следуя одной из важных ее позиций — формирование социальной зрелости выпускника, стало необходимым создание программы спецкурса по психологии, направлениями которого является формирование у учащихся способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации.Рассматривая процесс социальной зрелости выпускника гимназии, как способность к быстрой и успешной адаптации в окружающем мире, его реализация происходит в самый важный период становления личности, а именно в школьном возрасте, на который приходятся основные критические периоды становления личности. Так, именно в этот промежуток жизнедеятельности человека происходит формирование социальных потребностей и способностей к осуществлению жизненных выборов, связанных с выбором ценностей, партнеров, профессии, а также познание своего внутреннего мира, формирование самооценки.
Основная идея курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особые, благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер развития личности и удовлетворения её потребностей. Цель курса: Создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей.
Основные задачи курса:
Формирование основ теоретических знаний в области психологии в соответствие с предложенной программой;
Ознакомление с практическими методами и приемами психологии.
Организация рефлексивной деятельности учащихся.
Формирование навыков работы со специальной психологическойлитературой, умение анализировать полученную в ней информацию.
Курс психологии создан как самостоятельный предмет, рассчитанный на 34 часа в год, согласно учебному плану, с 5 по 11 класс. Курс разбит на разделы, соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные этапы развития школьника.Программа содержит систематизированный теоретический и — практический материал направленный на формирование навыков познания себя и человеческих отношений. Особенностью программы является специфика работы в экономической гимназии, которая определяет тематику курсов в связи с системой межпредметных связей и воспитательных программ и включает в себя следующие направления:
реализацию социально-экономического профиля образования;
приоритет целей социализации личности на основе становления многообразного социального опыта и реальных представлений о себе;
ориентацию на субъект-субъектную парадигму отношений;
осуществление воспитательной системы как комплекса целевых творческих программ возрастной социализации;
преимущественный статус поисковой и проектировочной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Целевое ориентирование курсов.
5 класс.
По программе социально-психологического тренинга, автор Сиялова И.А.
^
Цель: Формирование представлений о познавательной деятельности
человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные
психические процессы и совершенствования навыков самообразования.
^
Раздел: свойства личности.
Цель: Формирование представлений о свойствах и состояниях личности,
определяющих поведение и деятельность человека, мотивация самопознания
и самоутверждения в окружающем мире.
^
Раздел: психология общения.
Цель: Формирование представлений о видах и приемах общения,
формирование навыков общения в системе социальных отношений для
решения проблем самоопределения.
^
Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития, для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных
ценностей.
11 класс. Психология управления. Цель: Обеспечение психологической подготовки, развитие и формирование
психологической управленческой культуры, создание необходимых
предпосылок для теоретического осмысления и практического решения
важнейших проблем управленческой сферы.
^
Методы и приемы:
Особенностью курса является работа с внутренним миром ребенка Для этого используются словесные, наглядные и практические методы.
Словесные: лекции, беседы, диалоги, побуждающие к обсуждению различных тем.
Письменные работы: (незаконченные предложения, творческие работы, записи-конспекты, ведение словаря понятий, исследовательские рефераты, доклады, анализы текстов, эссе).
Творческим и исследовательским работам уделяется особое внимание, так как они формируют навыки научно-исследовательской деятельности, являющейся одной из форм деятельности гимназистов во время учебного года, а именно создание академических работ по ЦТП.
Игра. Одно из эффективных средств включения подростка в систему социальных отношений, а также повышение интереса к предмету. Игра позволяет в адаптированной форме воспринимать теоретический материал, изучаемый в разделах курса. Используются активизирующие и ролевые игры.
Диагностика — целый блок адаптированных, тщательно отобранных по темам методик, которые используются для формирования образа "Я".
Тренинги цели и задачи, которые определены темами спецкурса.
Структура изучения тем:
Теоретический материал, направленный на ознакомление с основными понятиями психологии.
Диагностические уроки, решающие проблему необходимости приобретения психологических знаний и формирующие представления о самом себе с помощью тестов, опросников, анкет.
Практические упражнения, тренинги, ролевые игры, направленные на развитие и коррекцию определенных качеств личности.
Рефлексия как способ анализа полученных знаний и опыта.
Обобщающий контроль и проверка знаний, определяющих уровень усвоения программного материала.
^ Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами гимназического цикла: экономика, менеджмент, ВНИР (введение в научно-исследовательскую деятельность), этика, логика, ОБЖ, где, темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.Также программа находится в тесной связи с воспитательной концепцией гимназии, которая включает в себя систему целевых творческих программ.Межпредметные связи могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационнымтехнологиям (диагностика и обработка данных накомпьютерах);
в подготовке исследовательских работ в информационномцентре (работа с литературой, составление планов собственныхисследований, анализ психологической литературы);
в включении в тематические планы уроков по безопасностижизнедеятельности (вред курения, алкоголь, наркомания, какпротивостоять насилию).
^ Так как психология входит в базисный план гимназии, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставиться по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.В виде промежуточной аттестации учащихся используются творческие работы, аналитико-обобщающие определенную тему, написание рефератов, конспектов, выступления с докладами, сообщениями.Основные знания и умения разработаны по каждому курсу. В программе предложены примерные вопросы по итоговой аттестации или экзамену по выбору.В результате изучения всего курса предполагается сформировать социальную зрелость как психологическую готовность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.У выпускника гимназии должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, выпускник способен применять приемы эффективного общения, владть приемами неречевого общения, Сформирован устойчивый познавательный интерес к получению информации по вопросам психологии.
^
Раздел: Познавательные психические процессы.
34 часа. 1 час в неделю.
Введение
Возраст 12 — 13 лет называют затянувшимся кризисом: в нем наслаиваются, психологические, социальные неравномерности развития.
Одна из главных особенностей семиклассников — противоречивость и нестабильность характера: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, полагают, что только они достойны интереса. Но при этом им свойственна преданность и самопожертвование; с одной стороны, они с удовольствием выступают, принимают участие в общественной жизни, с другой — стремятся к одиночеству.
Желание слиться с группой, не выделяться, существует вместе со стремлением к самостоятельности, автономности.В отрочестве и ранней юности возникают чрезмерные усиления черт характера. Они проявляются в уязвимости отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление "пунктиков" при росте нервно-психических нагрузок. Акцентуации проходят и выравниваются при изменении социальной ситуации развития личности, при целенаправленной компенсаторной деятельности.Много времени у подростка занимает учеба. Это основной вид деятельности. Но в сфере учебы он не всегда может удовлетворить свои притязания и он стремиться их проявлять в других видах деятельности (технических, художественных, творческих, спортивных). Психологические наблюдения показывают, что подросток в этом возрасте как бы останавливается в развитии способов и умений интеллектуальной деятельности (усвоение материала с пониманием, способность к самостоятельной работе). Потребность в познавательной деятельности приобретает новые краски, повышенный интерес вызывает процедура поиска, решения проблем интеллектуальных задач. Это связано с мотивами получения результата, одобрения, удовлетворения от своего и совместного труда. Поэтому очень важно создать ситуацию успеха в учебной деятельности, развивать пытливость, готовность постигать неизвестное, не огорчаться от неудач, настойчиво добиваться поставленной цели.Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера, одни — связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал; другие — запомнить новые данные; третьи — необходимостью спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения; четвертые — с отсутствием навыка самоконтроля и самооценки деятельности.
Обоснование программы:
Цель курса: формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования, которая призвана решить проблемы активизации и коррекции познавательной деятельности подростков в ходе решения следующих задач:
формирование теоретических знаний в рамках предложеннойпрограммы;
ознакомление с творческими и исследовательскими приемами;
побуждение к умственному самовоспитанию и самообразованию;
формирование навыков работы с литературой для самообразования; формирование мотивов самообразования;
ознакомление с методами и приемами коррекции познавательнойсферы.
Знания, умения
Понятие о психологии, как науке.
Определение психики.
Иметь представление о индивидуальных различиях работымозга. Особенности правого и левого полушария.
Знать как формируется познавательная сфера личности.
Владеть определениями познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).
Понимать значимость развития познавательных психических процессов.
Понимать назначение органов чувств и их значение в познании окружающего мира.
Значимость иллюзий в восприятии.
Значение ощущений и восприятия в процессе познаниячеловека.
Значение внимания для выбора профессии.
Знать виды и свойства памяти.
Этапы развития памяти.
Примеры мнемотехнических приемов.
Способы определения собственных возможностей памяти.
Общее понятие об интеллекте.
Особенности творческого мышления.
Способы развития творческого мышления.
Виды речи. Три основные функции речи.
Взаимосвязь воображения и способностей человека. Видывоображения.
Основные экспресс методики, определяющие собственныйуровень развития познавательных психических процессов.
Умения:
Показать строение головного мозга с описанием функций, выполняемых тем или иным отделом мозга (имеющих отношение к процессу познания).
Выделять главную мысль в научных текстах по темам изучаемым в курсе 7 класса. Уметь формулировать вопросы попредложенным текстам, составлять планы для написаниярефератов.
Под руководством учителя психологии пользоватьсяметодиками определяющими уровень развития познавательнойсферы.
В целях исследовательской деятельности уметь обрабатыватьдиагностический материал, под руководством учителя делать порезультатам элементарные выводы.
Сводить результаты диагностик в таблицы, диаграммы…, для сравнительного анализа.
Пользоваться методами развивающими познавательныепроцессы (упражнения на развитие наблюдательности, методымнемотехники, методики развивающие внимание имыслительные функции личности).
Собирать материал для проведения тренингов в мини группахсверстников под руководством учителя.
Пользоваться на практике методами, позволяющими повыситьуспешность в обучении.
^
1
Предмет психологии её задачи и методы
1 час
2.
^
3 часа
2.1
Мозг — основной орган психической деятельности человека.
1 час
2.2
Особенности работы нервной системы человека
1 час
2.3
Работа отделов мозга
1час
3.
Создаем картинку окружающего мира
4 часа
3.1
Познавательные психические процессы
1 час
3.2
Ощущения
2 час
Восприятие
1 час
4.
Внимание — фундамент познавательной сферы.
5 час
4.1
Направленность нашей психики (о внимании).
1 час
4.2
Основные свойства внимания
2 часа
4.3
Виды внимания
2 часа
5.
Как мы храним то, что знаем? (О памяти).
7 часов
5.1
Память как познавательный процесс
2 часа
5.25.3
Виды памяти
2 часа
5.35.4
Особенности и возможности памяти
1 час
5.4
Приемы мнемотехники
2 часа
6
^
8 часов
6.1
Мышление — высший психический процесс
1 час
6.26.3
Виды и формы мышления
1 час
6.4
Операции мышления
2 часа
6.5
Способы мышления и этапы решения задач
1 час
6.6
Понятие IQ
1 час
6.7
Речь как показатель общего интеллекта
1 час
Виды и функции речи
1 час
77.1
Так ли плохо быть фантазером? (О воображении).
6 часов
7.17.3
Воображение как акт творческого мышления
1 час
7.2
Виды воображения
2 часа
7.3
Воображение и творчество
2 часа
7.4
Мечты. Фантазии. Грезы
1 час
Итого
34 часа
ТЕМА 1. Психология как наука. 1час
Предмет психологии. Методы исследования психологии. Из истории науки. Отрасли психологии. Значение науки в современном мире.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Утверждена и рекомендована к использованию назаседании научно-методического Совета покоординации психолого — валеологическогосопровождения региональной целевой программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 г.г.

Протокол № ___ от ___ 2003 г.

Председатель Совета ______ В.Н.Максимова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ.

Для учащихся 5, 7—11 классов.Составитель: Балабан Елена Владимировна, учитель психологии Кировскойэкономической гимназии.Санкт – Петербург2003 год.

Пояснительная записка.

В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к выпускникам гимназий и лицеев.Рассматривая основные концепции в педагогике и акмеологии, следуя одной из важных ее позиций — формирование социальной зрелости выпускника, стало необходимым создание программы спецкурса по психологии, направлениями которого является формирование у учащихся способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации.Рассматривая процесс социальной зрелости выпускника гимназии, как способность к быстрой и успешной адаптации в окружающем мире, его реализация происходит в самый важный период становления личности, а именно в школьном возрасте, на который приходятся основные критические периоды становления личности. Так, именно в этот промежуток жизнедеятельности человека происходит формирование социальных потребностей и способностей к осуществлению жизненных выборов, связанных с выбором ценностей, партнеров, профессии, а также познание своего внутреннего мира, формирование самооценки.

Основная идея курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особые, благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер развития личности и удовлетворения её потребностей. Цель курса: Создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей.

Основные задачи курса:

  • Формирование основ теоретических знаний в области психологии в соответствие с предложенной программой;
  • Ознакомление с практическими методами и приемами психологии.
  • Организация рефлексивной деятельности учащихся.
  • Формирование навыков работы со специальной психологическойлитературой, умение анализировать полученную в ней информацию.

Курс психологии создан как самостоятельный предмет, рассчитанный на 34 часа в год, согласно учебному плану, с 5 по 11 класс. Курс разбит на разделы, соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные этапы развития школьника.Программа содержит систематизированный теоретический и — практический материал направленный на формирование навыков познания себя и человеческих отношений. Особенностью программы является специфика работы в экономической гимназии, которая определяет тематику курсов в связи с системой межпредметных связей и воспитательных программ и включает в себя следующие направления:

  • реализацию социально-экономического профиля образования;
  • приоритет целей социализации личности на основе становления многообразного социального опыта и реальных представлений о себе;
  • ориентацию на субъект-субъектную парадигму отношений;
  • осуществление воспитательной системы как комплекса целевых творческих программ возрастной социализации;
  • преимущественный статус поисковой и проектировочной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Целевое ориентирование курсов.

5 класс.

По программе социально-психологического тренинга, автор Сиялова И.А.

^

Цель: Формирование представлений о познавательной деятельности

человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные

психические процессы и совершенствования навыков самообразования.

^

Раздел: свойства личности.

Цель: Формирование представлений о свойствах и состояниях личности,

определяющих поведение и деятельность человека, мотивация самопознания

и самоутверждения в окружающем мире.

^

Раздел: психология общения.

Цель: Формирование представлений о видах и приемах общения,

формирование навыков общения в системе социальных отношений для

решения проблем самоопределения.

^

Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития, для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных

ценностей.

11 класс. Психология управления. Цель: Обеспечение психологической подготовки, развитие и формирование

психологической управленческой культуры, создание необходимых

предпосылок для теоретического осмысления и практического решения

важнейших проблем управленческой сферы.

^

Методы и приемы:

Особенностью курса является работа с внутренним миром ребенка Для этого используются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные: лекции, беседы, диалоги, побуждающие к обсуждению различных тем.

Письменные работы: (незаконченные предложения, творческие работы, записи-конспекты, ведение словаря понятий, исследовательские рефераты, доклады, анализы текстов, эссе).

Творческим и исследовательским работам уделяется особое внимание, так как они формируют навыки научно-исследовательской деятельности, являющейся одной из форм деятельности гимназистов во время учебного года, а именно создание академических работ по ЦТП.

Игра. Одно из эффективных средств включения подростка в систему социальных отношений, а также повышение интереса к предмету. Игра позволяет в адаптированной форме воспринимать теоретический материал, изучаемый в разделах курса. Используются активизирующие и ролевые игры.

Диагностика целый блок адаптированных, тщательно отобранных по темам методик, которые используются для формирования образа "Я".

Тренинги цели и задачи, которые определены темами спецкурса.

Структура изучения тем:

  1. Теоретический материал, направленный на ознакомление с основными понятиями психологии.
  2. Диагностические уроки, решающие проблему необходимости приобретения психологических знаний и формирующие представления о самом себе с помощью тестов, опросников, анкет.
  3. Практические упражнения, тренинги, ролевые игры, направленные на развитие и коррекцию определенных качеств личности.
  4. Рефлексия как способ анализа полученных знаний и опыта.
  5. Обобщающий контроль и проверка знаний, определяющих уровень усвоения программного материала.

^ Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами гимназического цикла: экономика, менеджмент, ВНИР (введение в научно-исследовательскую деятельность), этика, логика, ОБЖ, где, темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.Также программа находится в тесной связи с воспитательной концепцией гимназии, которая включает в себя систему целевых творческих программ.Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационнымтехнологиям (диагностика и обработка данных накомпьютерах);
  • в подготовке исследовательских работ в информационномцентре (работа с литературой, составление планов собственныхисследований, анализ психологической литературы);
  • в включении в тематические планы уроков по безопасностижизнедеятельности (вред курения, алкоголь, наркомания, какпротивостоять насилию).

^ Так как психология входит в базисный план гимназии, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставиться по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.В виде промежуточной аттестации учащихся используются творческие работы, аналитико-обобщающие определенную тему, написание рефератов, конспектов, выступления с докладами, сообщениями.Основные знания и умения разработаны по каждому курсу. В программе предложены примерные вопросы по итоговой аттестации или экзамену по выбору.В результате изучения всего курса предполагается сформировать социальную зрелость как психологическую готовность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.У выпускника гимназии должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, выпускник способен применять приемы эффективного общения, владть приемами неречевого общения, Сформирован устойчивый познавательный интерес к получению информации по вопросам психологии.

^

Раздел: Познавательные психические процессы.

34 часа. 1 час в неделю.

Введение

Возраст 12 — 13 лет называют затянувшимся кризисом: в нем наслаиваются, психологические, социальные неравномерности развития.

Одна из главных особенностей семиклассников — противоречивость и нестабильность характера: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, полагают, что только они достойны интереса. Но при этом им свойственна преданность и самопожертвование; с одной стороны, они с удовольствием выступают, принимают участие в общественной жизни, с другой — стремятся к одиночеству.

Желание слиться с группой, не выделяться, существует вместе со стремлением к самостоятельности, автономности.В отрочестве и ранней юности возникают чрезмерные усиления черт характера. Они проявляются в уязвимости отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление "пунктиков" при росте нервно-психических нагрузок. Акцентуации проходят и выравниваются при изменении социальной ситуации развития личности, при целенаправленной компенсаторной деятельности.Много времени у подростка занимает учеба. Это основной вид деятельности. Но в сфере учебы он не всегда может удовлетворить свои притязания и он стремиться их проявлять в других видах деятельности (технических, художественных, творческих, спортивных). Психологические наблюдения показывают, что подросток в этом возрасте как бы останавливается в развитии способов и умений интеллектуальной деятельности (усвоение материала с пониманием, способность к самостоятельной работе). Потребность в познавательной деятельности приобретает новые краски, повышенный интерес вызывает процедура поиска, решения проблем интеллектуальных задач. Это связано с мотивами получения результата, одобрения, удовлетворения от своего и совместного труда. Поэтому очень важно создать ситуацию успеха в учебной деятельности, развивать пытливость, готовность постигать неизвестное, не огорчаться от неудач, настойчиво добиваться поставленной цели.Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера, одни — связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал; другие — запомнить новые данные; третьи — необходимостью спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения; четвертые — с отсутствием навыка самоконтроля и самооценки деятельности.

Обоснование программы:

Цель курса: формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования, которая призвана решить проблемы активизации и коррекции познавательной деятельности подростков в ходе решения следующих задач:

  • формирование теоретических знаний в рамках предложеннойпрограммы;
  • ознакомление с творческими и исследовательскими приемами;
  • побуждение к умственному самовоспитанию и самообразованию;
  • формирование навыков работы с литературой для самообразования; формирование мотивов самообразования;
  • ознакомление с методами и приемами коррекции познавательнойсферы.

Знания, умения

  • Понятие о психологии, как науке.
  • Определение психики.
  • Иметь представление о индивидуальных различиях работымозга. Особенности правого и левого полушария.
  • Знать как формируется познавательная сфера личности.
  • Владеть определениями познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).
  • Понимать значимость развития познавательных психических процессов.
  • Понимать назначение органов чувств и их значение в познании окружающего мира.
  • Значимость иллюзий в восприятии.
  • Значение ощущений и восприятия в процессе познаниячеловека.
  • Значение внимания для выбора профессии.
  • Знать виды и свойства памяти.
  • Этапы развития памяти.
  • Примеры мнемотехнических приемов.
  • Способы определения собственных возможностей памяти.
  • Общее понятие об интеллекте.
  • Особенности творческого мышления.
  • Способы развития творческого мышления.
  • Виды речи. Три основные функции речи.
  • Взаимосвязь воображения и способностей человека. Видывоображения.
  • Основные экспресс методики, определяющие собственныйуровень развития познавательных психических процессов.

Умения:

  • Показать строение головного мозга с описанием функций, выполняемых тем или иным отделом мозга (имеющих отношение к процессу познания).
  • Выделять главную мысль в научных текстах по темам изучаемым в курсе 7 класса. Уметь формулировать вопросы попредложенным текстам, составлять планы для написаниярефератов.
  • Под руководством учителя психологии пользоватьсяметодиками определяющими уровень развития познавательнойсферы.
  • В целях исследовательской деятельности уметь обрабатыватьдиагностический материал, под руководством учителя делать порезультатам элементарные выводы.
  • Сводить результаты диагностик в таблицы, диаграммы…, для сравнительного анализа.
  • Пользоваться методами развивающими познавательныепроцессы (упражнения на развитие наблюдательности, методымнемотехники, методики развивающие внимание имыслительные функции личности).
  • Собирать материал для проведения тренингов в мини группахсверстников под руководством учителя.
  • Пользоваться на практике методами, позволяющими повыситьуспешность в обучении.

^

1 Предмет психологии её задачи и методы 1 час
2. ^ 3 часа
2.1 Мозг — основной орган психической деятельности человека. 1 час
2.2 Особенности работы нервной системы человека 1 час
2.3 Работа отделов мозга 1час
3. Создаем картинку окружающего мира 4 часа
3.1 Познавательные психические процессы 1 час
3.2 Ощущения 2 час
Восприятие 1 час
4. Внимание — фундамент познавательной сферы. 5 час
4.1 Направленность нашей психики (о внимании). 1 час
4.2 Основные свойства внимания 2 часа
4.3 Виды внимания 2 часа
5. Как мы храним то, что знаем? (О памяти). 7 часов
5.1 Память как познавательный процесс 2 часа
5.25.3 Виды памяти 2 часа
5.35.4 Особенности и возможности памяти 1 час
5.4 Приемы мнемотехники 2 часа
6 ^ 8 часов
6.1 Мышление — высший психический процесс 1 час
6.26.3 Виды и формы мышления 1 час
6.4 Операции мышления 2 часа
6.5 Способы мышления и этапы решения задач 1 час
6.6 Понятие IQ 1 час
6.7 Речь как показатель общего интеллекта 1 час
Виды и функции речи 1 час
77.1 Так ли плохо быть фантазером? (О воображении). 6 часов
7.17.3 Воображение как акт творческого мышления 1 час
7.2 Виды воображения 2 часа
7.3 Воображение и творчество 2 часа
7.4 Мечты. Фантазии. Грезы 1 час
Итого 34 часа

ТЕМА 1. Психология как наука. 1час

Предмет психологии. Методы исследования психологии. Из истории науки. Отрасли психологии. Значение науки в современном мире.

реализацию социально-экономического профиля образования,формируют навыки научно-исследовательской деятельности,развитии познавательных психических процессов,определяющими психологическое состояние личности,формирование социальной зрелости выпускника,программе социально-психологического тренинга,основе индивидуально психологических особенностей,росте нервно-психических нагрузок,приоритет целей социализации личности,систему целевых творческих программ

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …