Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕДЛЯ 10—11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (Базовый и профильный уровни)
Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова 1
Пояснительная записка
Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра). Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.
Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при построении процесса обучения физике при 2- и 5-часовом преподавании, т. е. при реализации базового и профильного уровней стандарта. Информация, относящаяся к базовому уровню, набрана прямым шрифтом, относящаяся же только к профильному выделена курсивом. В скобках указывается число часов при 2- и 5-часовом вариантах обучения. Таким образом, созданы условия для вариативного обучения физике.
Поурочно-тематическое планирование по учебникам представлено в виде таблиц после программы. Предлагаемое планирование рассчитано на общеобразовательные школы, в которых на изучение курса физики отводится 2 ч (базовый уровень стандарта) или 5 ч (профильный уровень стандарта) в неделю (всего 68 ч /170 ч в год), и составлено с учетом практического опыта преподавания предмета в полной средней школе. В поурочно-тематическом планировании (столбец 3 таблицы) отмечено, какие уроки проводятся при 2-часовом обучении, а какие не проводятся. Однако некоторые важнейшие дидактические элементы уроков, не включенных в сокращенный курс обучения, переносятся учителем в урок с другой темой, приобретая более краткий характер по содержанию. Это позволяет не потерять системность физического знания даже в кратком курсе. В таком контексте учащимся удобно рассматривать некоторые новые элементы знаний в виде задач. Например, суть опытов Вавилова можно изучить при решении проблемной ситуации, сформулированной в форме физической задачи (см. [9, с. 208]). Для облегчения пользования планированием ячейки с темами уроков, обязательными при 2-часовом преподавании предмета, «залиты» серым цветом. По каждому уроку в поурочно-тематическом планировании приводится местоположение дидактических элементов в учебниках (номера параграфов, образцы решения задач, номера упражнений и задач для самостоятельной работы), а также отмечены возможные варианты демонстрационного эксперимента, поддерживающие теоретический материал урока, а в некоторых случаях и методические указания для более продуктивной организации познавательной деятельности учащихся. Большая роль в планировании уделяется этапам закрепления, обобщения, систематизации знаний, а также диагностике и коррекции, основанным на анализе ошибок школьников. При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся может быть следующим.
Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.
Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».
Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков: а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график проекции перемещения.
Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.
Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.
Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач. Для повышения интереса к физике можно включить в зачетные мероприятия дидактические игры типа «Устами квантовой физики» (или любого другого раздела), которые проводятся по правилам интеллектуальных игр типа «Устами младенца». При переходе от 5-часового варианта к 2-часовому варианту преподавания следует опираться на следующие идеи: — выделение ядра фундаментальных знаний за счет генерализации в виде физических теорий и применения принципа цикличности (в этом учителю помогут книги Ю. А. Саурова [8, 9]); — сохранение большей части лабораторных работ; — сокращение уроков решения задач; — совмещение этапов обобщения, контроля и корректировки учебных достижений учащихся; приобретение процессом контроля интегративной функции. Таким образом, при использовании УМК возможна вариативная организация процесса обучения физике в старшем звене школы — на базовом и профильном уровнях.10—11 КЛАССЫ
^
1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч/3 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.
^
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
^ Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
^ Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
^ Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
^
Фронтальные лабораторные работы 1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. 2. Изучение закона сохранения механической энергии.
^
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
^ Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
^ Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
^ Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.
5. Измерение модуля упругости резины.
^
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
^ Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
^ Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
^ Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Фронтальные лабораторные работы 6. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников. 7. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8. Определение заряда электрона.
9. Наблюдение действия магнитного поля на ток. 10. Изучение явления электромагнитной индукции.
^
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
^ Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
^ Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
^ Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Фронтальная лабораторная работа 11. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
^
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальные лабораторные работы 12. Измерение показателя преломления стекла. 13. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. 14. Измерение длины световой волны. 15. Наблюдение интерференции и дифракции света. 16. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
^
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
^
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
^ Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
^ Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Фронтальная лабораторная работа
17. Изучение треков заряженных частиц.
^
Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
^
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Фронтальная лабораторная работа
18. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.
^
Лабораторный практикум — 0 ч/15 ч
Поурочно-тематическое планирование
10 класс
Заголовки граф в таблицах:
1 — тема урока; 2 — номер урока с начала года и в теме при 5-часовом преподавании (профильный уровень стандарта); 3 — номер урока с начала года и в теме при 2-часовом преподавании (базовый уровень стандарта); 4 — соответствующие компоненты учебника (параграфы, задачи) и книг для учителя; 5 — методические рекомендации и варианты демонстрационного эксперимента.
1
2
3
4
5
^
(3 ч/1ч)
Физикаи познание мира
1(1)
1(1)
Введение до заголовка «Физические величины и их измерение»
Раскрытие цепочки научный эксперимент физическая гипотеза-модель физическая теория критериальный эксперимент
Физические величины
2(2)
Введение; § 29
Знакомство с категориями физического знания. Обобщенный план характеристики физической величины
Физическая теория. Физическая картина мира
3(3)
Структура фундаментальной физической теории. Принцип соответствия
^
Введение. Что такое механика
4(1)
§ 1, 2, 23
Опыт 1. Механическое движение [4]. Классическая механика как физическая теория с выделением ее оснований, ядра и выводов
^
Основные понятия кинематики
5(2)
2(1)
§ 3—8
Опыт 3. Относительность движения. Система отсчета» (4, с. 28]
Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение»
6(3)
§ 5—8 (повторение)
Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов; определение составляющих векторов по вектору суммы или по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным проекциям
Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД)
7(4)
3(2)
§ 9, 10; рассмотреть примеры решения задач на с. 26 и упражнение 1
Опыт 6. Прямолинейное равномерное движение [4, с. 27, 28].
Опыт 7. Скорость равномерного движения (вариант Б) [4, с. 32]
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике
8(5)
4(3)
§ 11, 12, 30; рассмотреть примеры решения задач на с. 30, 31
Опыт 6. Прямолинейное и криволинейное движение [4, с. 27, 28].
Опыт 4. Относительность перемещения и траектории [4, с. 28, 29]
Решение задач на относительность механического движения
9(6)
Упражнение 2
Классический закон сложения скоростей для двух случаев:а) перемещения параллельны;б) перемещения перпендикулярны. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения(РУПД)
10(7)
5(4)
§ 13—16; рассмотреть примеры решения задач на с. 39, 40
Опыт 8. Прямолинейное равноускоренное движение [4, с. 34, 35].
Опыт 10. Измерение ускорения. Акселерометр [4, с. 37, 38]
Решение задач по теме «Характеристики РПД и РУПД»
11, 12 (8, 9)
§ 9—16 (повторение); рассмотреть упражнение 3
Подбор разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных
Свободное падение тел — частный случай РУПД
13(10)
6(5)
§ 17, 18; рассмотреть примеры решения задач на с. 45—47
Опыт 11. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве [4, с. 38].
Опыт 26. Траектория движения тела, брошенного горизонтально [4, с. 56].
Опыт 27. Время движения тела, брошенного горизонтально [4, с. 56, 57]
Решение задач на свободное падение тел
14(11)
Упражнение 4
Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. Аналитическое описание указанных случаев
Равномерное движение точки по окружности (РДО)
15 (12)
7(6)
§ 19—21; рассмотреть пример решения задачи на с. 56 и упражнение 5
Опыт 13. Равномерное движение по окружности. Линейная скорость [4, с. 41]
Элементы кинематики твердого тела
16 (13)
См. [8, с. 16, 17]
Угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика» (I часть)
17(14)
Краткие итоги главы 1 и главы 2
Повторение и систематизация учебного материала по кинематике. Построение обобщающей схемы, отражающей связь понятий в теме. Повторение основных видов движения и способов их аналитического и графического описания
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика» (II часть)
18(15)
См. [8, с. 21]
Решение задач на использование формул для основных видов движения.Чтение графиков, определение видов движения на практике
Зачет по теме «Кинематика»
19, 20 (16, 17)
8(7)
Рекомендации к организации зачетных уроков в пояснительной записке к программе
Урок коррекции по теме «Кинематика», резерв
21—23(18—20)
^
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение
24, 25(1, 2)
9(1)
§ 22, 24—28; рассмотреть примеры решения задач на с. 80—83. См. [8, с. 25, табл. 2, 3]
Опыт 14. Примеры механического взаимодействия [4, с. 42, 43].
Опыт 15. Сила. Измерение силы [4, с. 43, 44].
Опыт 16. Сложение сил [4, с. 44].
Опыт 17. Масса тел [4, с. 45].
Опыт 19. Первый закон Ньютона [4, с. 48, 49].
Опыт 20. Второй закон Ньютона [4, с. 49— 51].
Опыт 21. Третий закон Ньютона [4, с. 52, 53]
Решение задач на законы Ньютона (I часть)
26(3)
10(2)
Повторить параграфы прошлого урока; упражнение 6, вопросы 1—6
Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения и силы, а также на ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила
Решение задач на законы Ньютона (II часть)
27(4)
Упражнение 6, вопросы 7—9; краткие итоги главы 3
Задачи на движение связанных тел и движение тел под действием сил, направленных под углом друг к другу (в том числе по наклонной плоскости и по закруглению)
Силы в механике. Гравитационные силы
28(5)
11(3)
§ 31—34; упражнение 7, вопрос 1. См. [8, с. 50—53]
Знакомство учащихся с силами по обобщенному плану ответа:1. Название, определение и единица силы.
2. Причины ее возникновения.
3. Точка приложения, направление силы и ее графическое изображение.4. Факторы, от которых зависит модуль силы. Расчетная формула.5. Способ измерения силы.6. Примеры проявления силы в природе, технике и быту.
7. Движение тел под действием данной силы
Сила тяжести и вес
29(6)
12(4)
§ 35. См. [8, с. 53—55]
Особое внимание — различию силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии невесомости
Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела»
30(7)
Повторить § 35.См. [8, с. 68—70, табл. 12]
Опыт 24. Центр тяжести [4, с. 55].
Опыт 28. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали [4, с. 57, 58].
Опыт 29. Невесомость [4, с. 58, 59]
Использование законов динамики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований
31(8)
Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы
Силы упругости — силы электромагнитной природы
32(9)
13(5)
§ 36, 37; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 104, 105 и упражнение 7, вопрос 2
Опыт 31. Закон Гука [4, с. 61]. См. [8, с. 44—47, табл. 7]
Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести»
33(10)
Повторить § 35—37. См. [8, с. 67, 68]
Решение комбинированных задач на движение тела под действием сил упругости и тяжести: конический маятник, нитяной маятник, движение тел по закругленной поверхности, по наклонной плоскости без учета сил трения
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1)
34(11)
14(6)
Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике
Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления
Силы трения
35(12)
15(7)
§ 38—40; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 105, 106 и упражнение 7, вопросы 3, 4
Опыт 32. Силы трения покоя и скольжения [4, с. 62, 63].
Опыт 33. Законы сухого трения [4, с. 63, 64].
Опыт 34. Трение качения [4, с. 64].См. [8, с. 56—60]
Решение комплексных задач по динамике
36, 37 (13, 14)
Краткие итоги главы 4
Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе»
38(15)
См. [8, с. 42—62, табл. 5—10]
Заполнение таблиц «Силы в природе» и «Законы Ньютона». Сравнение сил. Приемы изображения на чертежах и способы нахождения проекций сил на оси выбранной системы координат (системы отсчета). Межпредметные связи с математикой (соотношения в прямоугольном треугольнике, проекции вектора и др.)
Зачет по теме «Динамика. Силы в природе»
39, 40 (16, 17)
16(8)
Рекомендации по организации зачетов в пояснительной записке в программе
Коррекция, резерв учителя
41—43 (18—20)
^
Закон сохранения импульса (ЗСИ)
44(1)
17(1)
Введение к главе 5; § 41, 42; рассмотреть примеры решения задач на с. 117, 118
Опыт 36. Импульс силы [4, с. 66, 67].
Опыт 37. Импульс тела [4, с. 67, 68].
Опыт 35. Квазиизолированные системы [4, с. 65, 66].
Опыт 38. Закон сохранения импульса [4, с. 68, 69]

ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕДЛЯ 10—11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (Базовый и профильный уровни)

Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова 1

Пояснительная записка

      Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра).      Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.

      Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при построении процесса обучения физике при 2- и 5-часовом преподавании, т. е. при реализации базового и профильного уровней стандарта. Информация, относящаяся к базовому уровню, набрана прямым шрифтом, относящаяся же только к профильному выделена курсивом. В скобках указывается число часов при 2- и 5-часовом вариантах обучения. Таким образом, созданы условия для вариативного обучения физике.

      Поурочно-тематическое планирование по учебникам представлено в виде таблиц после программы. Предлагаемое планирование рассчитано на общеобразовательные школы, в которых на изучение курса физики отводится 2 ч (базовый уровень стандарта) или 5 ч (профильный уровень стандарта) в неделю (всего 68 ч /170 ч в год), и составлено с учетом практического опыта преподавания предмета в полной средней школе.      В поурочно-тематическом планировании (столбец 3 таблицы) отмечено, какие уроки проводятся при 2-часовом обучении, а какие не проводятся. Однако некоторые важнейшие дидактические элементы уроков, не включенных в сокращенный курс обучения, переносятся учителем в урок с другой темой, приобретая более краткий характер по содержанию. Это позволяет не потерять системность физического знания даже в кратком курсе. В таком контексте учащимся удобно рассматривать некоторые новые элементы знаний в виде задач. Например, суть опытов Вавилова можно изучить при решении проблемной ситуации, сформулированной в форме физической задачи (см. [9, с. 208]).      Для облегчения пользования планированием ячейки с темами уроков, обязательными при 2-часовом преподавании предмета, «залиты» серым цветом. По каждому уроку в поурочно-тематическом планировании приводится местоположение дидактических элементов в учебниках (номера параграфов, образцы решения задач, номера упражнений и задач для самостоятельной работы), а также отмечены возможные варианты демонстрационного эксперимента, поддерживающие теоретический материал урока, а в некоторых случаях и методические указания для более продуктивной организации познавательной деятельности учащихся. Большая роль в планировании уделяется этапам закрепления, обобщения, систематизации знаний, а также диагностике и коррекции, основанным на анализе ошибок школьников.      При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся может быть следующим.

      Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.

      Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».
      Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков: а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график проекции перемещения.
      Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.
      Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.
      Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.      Для повышения интереса к физике можно включить в зачетные мероприятия дидактические игры типа «Устами квантовой физики» (или любого другого раздела), которые проводятся по правилам интеллектуальных игр типа «Устами младенца».      При переходе от 5-часового варианта к 2-часовому варианту преподавания следует опираться на следующие идеи:      — выделение ядра фундаментальных знаний за счет генерализации в виде физических теорий и применения принципа цикличности (в этом учителю помогут книги Ю. А. Саурова [8, 9]);      — сохранение большей части лабораторных работ;      — сокращение уроков решения задач;      — совмещение этапов обобщения, контроля и корректировки учебных достижений учащихся; приобретение процессом контроля интегративной функции.      Таким образом, при использовании УМК возможна вариативная организация процесса обучения физике в старшем звене школы — на базовом и профильном уровнях.10—11 КЛАССЫ

^

1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч/3 ч)

      Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.

^

      Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

      Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

      ^ Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
      Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
      ^ Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
      ^ Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.      Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

      ^

      Фронтальные лабораторные работы       1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.      2. Изучение закона сохранения механической энергии.

^

      Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

      ^ Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
      ^ Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
      Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
      ^ Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
      Фронтальные лабораторные работы       3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

      4. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.

      5. Измерение модуля упругости резины.

^

      Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

      ^ Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
      ^ Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
      ^ Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
      Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
      Фронтальные лабораторные работы      6. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.      7. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

      8. Определение заряда электрона.

      9. Наблюдение действия магнитного поля на ток.       10. Изучение явления электромагнитной индукции.

^

      Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

      ^ Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
      Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
      ^ Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
      ^ Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
      Фронтальная лабораторная работа      11. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

^

      Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

      Фронтальные лабораторные работы      12. Измерение показателя преломления стекла.      13. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.      14. Измерение длины световой волны.      15. Наблюдение интерференции и дифракции света.      16. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

^

      Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

^

      Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

      ^ Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
      ^ Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
      Фронтальная лабораторная работа
      17. Изучение треков заряженных частиц.

^

      Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

^

      Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

      Фронтальная лабораторная работа

      18. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

^

Лабораторный практикум — 0 ч/15 ч  

Поурочно-тематическое планирование
10 класс

      Заголовки граф в таблицах:

      1  тема урока;      2 — номер урока с начала года и в теме при 5-часовом преподавании (профильный уровень стандарта);      3 — номер урока с начала года и в теме при 2-часовом преподавании (базовый уровень стандарта);      4 — соответствующие компоненты учебника (параграфы, задачи) и книг для учителя;      5 — методические рекомендации и варианты демонстрационного эксперимента.

1 2 3 4 5
^
      (3 ч/1ч)
Физикаи познание мира 1(1) 1(1) Введение до заголовка «Физические величины и их измерение» Раскрытие цепочки научный эксперимент физическая гипотеза-модель физическая теория критериальный эксперимент
Физические величины 2(2)   Введение; § 29 Знакомство с категориями физического знания. Обобщенный план характеристики физической величины
Физическая теория. Физическая картина мира 3(3)     Структура фундаментальной физической теории. Принцип соответствия
^
Введение. Что такое механика 4(1)   § 1, 2, 23 Опыт 1. Механическое движение [4]. Классическая механика как физическая теория с выделением ее оснований, ядра и выводов
^
Основные понятия кинематики 5(2) 2(1) § 3—8 Опыт 3. Относительность движения. Система отсчета» (4, с. 28]
Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение» 6(3)   § 5—8 (повторение) Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов; определение составляющих векторов по вектору суммы или по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным проекциям
Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД) 7(4) 3(2) § 9, 10; рассмотреть примеры решения задач на с. 26 и упражнение 1 Опыт 6. Прямолинейное равномерное движение [4, с. 27, 28].
Опыт 7. Скорость равномерного движения (вариант Б) [4, с. 32]
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике 8(5) 4(3) § 11, 12, 30; рассмотреть примеры решения задач на с. 30, 31 Опыт 6. Прямолинейное и криволинейное движение [4, с. 27, 28].
Опыт 4. Относительность перемещения и траектории [4, с. 28, 29]
Решение задач на относительность механического движения 9(6)   Упражнение 2 Классический закон сложения скоростей для двух случаев:а) перемещения параллельны;б) перемещения перпендикулярны. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения(РУПД) 10(7) 5(4) § 13—16; рассмотреть примеры решения задач на с. 39, 40 Опыт 8. Прямолинейное равноускоренное движение [4, с. 34, 35].
Опыт 10. Измерение ускорения. Акселерометр [4, с. 37, 38]
Решение задач по теме «Характеристики РПД и РУПД» 11, 12 (8, 9)   § 9—16 (повторение); рассмотреть упражнение 3 Подбор разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных
Свободное падение тел — частный случай РУПД 13(10) 6(5) § 17, 18; рассмотреть примеры решения задач на с. 45—47 Опыт 11. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве [4, с. 38].
Опыт 26. Траектория движения тела, брошенного горизонтально [4, с. 56].
Опыт 27. Время движения тела, брошенного горизонтально [4, с. 56, 57]
Решение задач на свободное падение тел 14(11)   Упражнение 4 Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. Аналитическое описание указанных случаев
Равномерное движение точки по окружности (РДО) 15 (12) 7(6) § 19—21; рассмотреть пример решения задачи на с. 56 и упражнение 5 Опыт 13. Равномерное движение по окружности. Линейная скорость [4, с. 41]
Элементы кинематики твердого тела 16 (13)   См. [8, с. 16, 17] Угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика» (I часть) 17(14)   Краткие итоги главы 1 и главы 2 Повторение и систематизация учебного материала по кинематике. Построение обобщающей схемы, отражающей связь понятий в теме. Повторение основных видов движения и способов их аналитического и графического описания
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика» (II часть) 18(15)   См. [8, с. 21] Решение задач на использование формул для основных видов движения.Чтение графиков, определение видов движения на практике
Зачет по теме «Кинематика» 19, 20 (16, 17) 8(7)   Рекомендации к организации зачетных уроков в пояснительной записке к программе
Урок коррекции по теме «Кинематика», резерв 21—23(18—20)      
^
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение 24, 25(1, 2) 9(1) § 22, 24—28; рассмотреть примеры решения задач на с. 80—83. См. [8, с. 25, табл. 2, 3] Опыт 14. Примеры механического взаимодействия [4, с. 42, 43].
Опыт 15. Сила. Измерение силы [4, с. 43, 44].
Опыт 16. Сложение сил [4, с. 44].
Опыт 17. Масса тел [4, с. 45].
Опыт 19. Первый закон Ньютона [4, с. 48, 49].
Опыт 20. Второй закон Ньютона [4, с. 49— 51].
Опыт 21. Третий закон Ньютона [4, с. 52, 53]
Решение задач на законы Ньютона (I часть) 26(3) 10(2) Повторить параграфы прошлого урока; упражнение 6, вопросы 1—6 Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения и силы, а также на ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила
Решение задач на законы Ньютона (II часть) 27(4)   Упражнение 6, вопросы 7—9; краткие итоги главы 3 Задачи на движение связанных тел и движение тел под действием сил, направленных под углом друг к другу (в том числе по наклонной плоскости и по закруглению)
Силы в механике. Гравитационные силы 28(5) 11(3) § 31—34; упражнение 7, вопрос 1. См. [8, с. 50—53] Знакомство учащихся с силами по обобщенному плану ответа:1. Название, определение и единица силы.

2. Причины ее возникновения.

3. Точка приложения, направление силы и ее графическое изображение.4. Факторы, от которых зависит модуль силы. Расчетная формула.5. Способ измерения силы.6. Примеры проявления силы в природе, технике и быту.

7. Движение тел под действием данной силы

Сила тяжести и вес 29(6) 12(4) § 35. См. [8, с. 53—55] Особое внимание — различию силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии невесомости
Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела» 30(7)   Повторить § 35.См. [8, с. 68—70, табл. 12] Опыт 24. Центр тяжести [4, с. 55].
Опыт 28. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали [4, с. 57, 58].
Опыт 29. Невесомость [4, с. 58, 59]
Использование законов динамики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований 31(8)     Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы
Силы упругости — силы электромагнитной природы 32(9) 13(5) § 36, 37; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 104, 105 и упражнение 7, вопрос 2 Опыт 31. Закон Гука [4, с. 61]. См. [8, с. 44—47, табл. 7]
Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести» 33(10)   Повторить § 35—37.      См. [8, с. 67, 68] Решение комбинированных задач на движение тела под действием сил упругости и тяжести: конический маятник, нитяной маятник, движение тел по закругленной поверхности, по наклонной плоскости без учета сил трения
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1) 34(11) 14(6) Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления
Силы трения 35(12) 15(7) § 38—40; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 105, 106 и упражнение 7, вопросы 3, 4 Опыт 32. Силы трения покоя и скольжения [4, с. 62, 63].
Опыт 33. Законы сухого трения [4, с. 63, 64].
Опыт 34. Трение качения [4, с. 64].См. [8, с. 56—60]
Решение комплексных задач по динамике 36, 37 (13, 14)   Краткие итоги главы 4 Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе» 38(15)   См. [8, с. 42—62, табл. 5—10] Заполнение таблиц «Силы в природе» и «Законы Ньютона». Сравнение сил. Приемы изображения на чертежах и способы нахождения проекций сил на оси выбранной системы координат (системы отсчета). Межпредметные связи с математикой (соотношения в прямоугольном треугольнике, проекции вектора и др.)
Зачет по теме «Динамика. Силы в природе» 39, 40 (16, 17) 16(8)   Рекомендации по организации зачетов в пояснительной записке в программе
Коррекция, резерв учителя 41—43 (18—20)      
^
Закон сохранения импульса (ЗСИ) 44(1) 17(1) Введение к главе 5; § 41, 42; рассмотреть примеры решения задач на с. 117, 118 Опыт 36. Импульс силы [4, с. 66, 67].
Опыт 37. Импульс тела [4, с. 67, 68].
Опыт 35. Квазиизолированные системы [4, с. 65, 66].
Опыт 38. Закон сохранения импульса [4, с. 68, 69]

графического описания обобщающе-повторительное занятие,угловыми характеристиками обобщающе-повторительное занятие,научный метод познания окружающего,эксперимент гипотеза модель,использовании различных методов исследования,поурочно-тематическое планирование,построении процесса обучения физике,корректировки учебных достижений учащихся,планировании уделяется этапам закрепления,варианту преподавания следует опираться

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …