Программа принята на заседании Утверждаю Педагогического совета директор школы

МКОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».Программа принята на заседании УтверждаюПедагогического совета директор школыПротокол № от « » 2013 г. _______________Л.В. Заикина
Рабочая учебная программа
по предмету «Математика» (модуль «Алгебра»)
7 класс
2013 г.
Автор программы: учитель математики Калалб Екатерина Александровна.
Рецензенты: ________________________________________________________
____________________________________________________________________

«___» ____________2013 г.
Руководитель ШМО: ___________/О.П. Гребенюк/.
Директор школы: ____________/Л.В. Заикина/.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по алгебре для 7 класса образовательной школы создана на основе нормативных документов:
Стандарт среднего (полного) образования по математике. Базовый уровень. Базисный учебный план 2004г.
Обязательный минимум основного общего образования по математике.
Требования к уровню подготовки выпускников по математике.
Примерная программа основного общего образования по математике.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.
При создании рабочей программы по алгебре 7 — 9 класс использована Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра.7-9 классы/авт.-сост. Т.А.Бурмистрова.- М.: «Просвещение», 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Алгебра изучается в 7 классе 3 ч в неделю, всего 102 ч;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

№ п/п
Название раздела
Количество часов
В том числе контрольные работы
1
Выражения, тождества, уравнения.
19
2
2
Функции.
12
1
3
Степень с натуральным показателем.
12
1
4
Многочлены.
18
2
5
Формулы сокращённого умножения.
18
2
6
Системы линейных уравнений.
15
1
7
Обобщающее итоговое повторение.
8
1
Итого:
102
10
Содержание учебного курса (102ч.)
1. Выражения, тождества, уравнения (19 ч.)Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений с переменными. Свойства действий над числами. Тождества. Тождественные преобразования выражений. Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений.
Цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», «тождество», «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Контрольная работа №1 «Выражения, тождества»
Контрольная работа №2 «Уравнение и его корни»

Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график.
— познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь, у=кх.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция — это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
Контрольная работа №3 «Функции»

Определение степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. Возведение в степень произведения и степени. Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Функции у=х2 и у=х3 и их графики.
— выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем. Одночлен»

Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.
— выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
Контрольная работа №5 «Многочлены»
Контрольная работа №6 «Умножение многочленов»

Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений. Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Умножение разности двух выражений на их сумму. Разложение разности квадратов на множители. Разложение на множители суммы и разности кубов. Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения многочлена на множители. Применение преобразований целых выражений.
Цель — выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
Контрольная работа №7 «Формулы сокращённого умножения»
Контрольная работа №8 «Преобразование целых выражений»

Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Способ сложения. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач с помощью систем уравнений.
Цель — познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений»

Выражения, тождества, уравнения. Степень с натуральным показателем. Многочлены. Формулы сокращённого умножения. Системы линейных уравнений.
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по алгебре 7 класс

ур
Наименование темы
Кол
час
Выражения, тождества, уравнения (19ч)Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразовании алгебраических выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5—6 классов.
12
Числовые выражения
2
34
Выражения с переменными
2
56
Сравнение значений с переменными
2
78
Свойства действий над числами
2
91011
Тождества Тождественные преобразования выражений
3
12
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения, тождества»
1
13
Уравнение и его корни
1
1415
Линейное уравнение с одной переменной
2
161718
Решение задач с помощью уравнений
3
19
Контрольная работа №2 по теме «Уравнение и его корни»
1
Цель: познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у =кх+b (b≠0), у =кх.
20
Что такое функция
1
21
Вычисление значений функции по формуле
1
2223
График функции
2
2425
Прямая пропорциональность и её график
2
2627282930
Линейная функция и ее график
5
31
Контрольная работа № 3 по теме «Функции»
1
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
3233
Определение степени с натуральным показателем
2
3435
Умножение и деление степеней
2
3637
Возведение в степень произведения и степени
2
38
Одночлен и его стандартный вид
1
3940
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень
2
4142
Функции и их графики
2
43
Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем. Одночлен.»
1
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
44
Многочлен и его стандартный вид
1
4546
Сложение и вычитание многочленов
2
474849
Умножение одночлена на многочлен
3
505152
Вынесение общего множителя за скобки
3
53
Контрольная работа № 5 по теме «Многочлены»
1
545556
Умножение многочлена на многочлен
3
57585960
Разложение многочлена на множители способом группировкиДоказательство тождеств
22
61
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение многочленов»
1
Цель: выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
626364
Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений
3
6566
Разложение многочлена на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности
2
6768
Умножение разности двух выражений на их сумму
2
6970
Разложение разности квадратов на множители
2
7172
Разложение на множители суммы и разности кубов
2
73
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
1
74
Преобразование целого выражения в многочлен
1
75767778
Применение различных способов для разложения многочлена на множителиПрименение преобразований целых выражений
22
79
Контрольная работа № 8 по теме «Преобразование целых выражений»
1
Цель: познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений в применять их при решении текстовых задач.
80
Линейное уравнение с двумя переменными
1
8182
График линейного уравнения с двумя переменными
2
83
Системы линейных уравнений с двумя переменными
1
8485
Способ подстановки
2
86878889
Способ сложенияРешение систем линейных уравнений с двумя переменными
22
90919293
Решение задач с помощью систем уравнений
4
94
Контрольная работа № 9 по теме «Системы линейных уравнений»
1
Цель: Повторить весь материал, изученный в 7 классе. Подготовить учащихся к итоговой контрольной работе.
95
Выражения, тождества, уравнения.
1
96
Степень с натуральным показателем
1
97
Многочлены
1
9899
Формулы сокращённого умножения
2
100101
Системы линейных уравнений
2
102
Итоговая контрольная работа
1

к/р
102
10
Учебно-методический комплект.
Для учителя:
Макарычев, Ю. Н. Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляковского. – М. : Просвещение, 2010.
Миндюк, М. Б. Алгебра : рабочая тетрадь для 7 класса / М. Б. Миндюк, Н. Г. Миндюк. – М. : Издательский дом «Генжер», 2009.
Жохов, В. И. Уроки алгебры в 7 классе : кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М. : Просвещение, 2009.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2005—2011.
Уроки алгебры в 7 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005— 2011.
Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2011.
Для обучающихся:
Макарычев, Ю. Н. Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляковского. – М. : Просвещение, 2010.
Миндюк, М. Б. Алгебра : рабочая тетрадь для 7 класса / М. Б. Миндюк, Н. Г. Миндюк. – М. : Издательский дом «Генжер», 2009.
Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2011.

Оцените статью
Добавить комментарий